ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"
Тел. (3022) 35-96-26 Тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: apelsud@mail.ru http:/4aas/arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-5112/08
"16" марта 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ячменева Г.Г., Лешуковой Т.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Межрайонной ИФНС России №5 по Забайкальскому краю на Решение Арбитражного суда Читинской области от 30 декабря 2008г. по делу №А78-5112/08, по заявлению ООО "Теплоцентраль" к Межрайонной ИФНС России №5 по Забайкальскому краю о признании недействительным решения налогового органа в части (суд первой инстанции ФИО1),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 (доверенность от 10.01.2009г. №1);
от ответчика: ФИО3 (доверенность от 12.05.2008г. №2.3-10/6739);
ФИО4 (доверенность от 10.03.2009г. №2.3-20/).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной ИФНС России №5 по Забайкальскому краю о признании недействительным решения №2.14-68/10 дсп от 4 августа 2008г. в части взыскания штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 515.656 руб., недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 2.578.278 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 245.378 руб.
Решением от 30.12.2008 года суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что оснований для перевода ООО "Теплоцентраль" на общую систему налогообложения у налогового органа не имелось. При определении дохода в спорном периоде инспекция неправомерно включила в состав доходов целевые бюджетные средства, а также не учла коэффициент-дефлятор. Суммы, ошибочно перечисленные на расчетный счет предприятия, не являются доходом от реализации, следовательно, не должны учитываться при определении налоговой базы организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Денежные средства, полученные налогоплательщиком после перехода с вышеназванного специального налогового режима на общий режим налогообложения за товары (услуги), реализованные в период применения упрощенной системы налогообложения, в налогооблагаемую базу по НДС не включаются.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России №5 по Забайкальскому краю обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что ООО "Теплоцентраль" по итогам 2 квартала в соответствии с п.4 ст.346.13 НК РФ утратило право на применение упрощенной системы налогообложения, так как доход составил 25 471 513 рублей. Принимая во внимание, что муниципального правового акта, отвечающего требованиям п.3 ст.78 Налогового Кодекса РФ, не принималось, раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования, предприятием не велся, поступившие бюджетные средства в сумме 1325853 руб., необходимо учитывать в составе доходов. Ошибочно перечисленные средства в адрес ООО "Теплоцентраль А" не перечислялись и были использованы заявителем для своих нужд – на оплату электроэнергии, поставок угля, следовательно, должны были учитываться при определении налоговой базы.
Представитель ответчика в судебном заседании дал пояснения согласно апелляционной жалобе. Иных доводов не приводил. По применению коэффициента-дефлятора пояснения дать затруднился. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Пояснил, что указание налогового органа об обязательном ведении раздельного учета является неверным ввиду того, что спорным периодом по делу является 2007 год, а норма Налогового Кодекса Российской Федерации о данной обязанности налогоплательщика вступила в законную силу с 01 января 2008 года и не распространяется на отношения, возникшие до 01 января 2008 года. Кроме того, раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования, предприятием фактически велся. В соответствии с ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 №92, указанная сумма отражалась по счету 86 "целевое финансирование". Ошибочно перечисленные средства на расчетный счет заявителя не могут быть признаны доходом от реализации, соответственно, и учитываться при определении налоговой базы налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Забайкальскому краю проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.04.2007г. по 31.12.2007г., результаты которой нашли отражение в акте проверки от 06.06.2008г.
На основании акта проверки налоговым органом 4 августа 2008 года вынесено решение №2.14-68/10 дсп, которым, в том числе налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату НДС в размере 515.656 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 2.578.278 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 245.378 руб.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Основанием для доначисления спорной суммы налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, послужили выводы налогового органа о том, что по итогам 2 квартала 2007г. предприятие в соответствии с п.4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации утратило право на применение упрощенной системы налогообложения, так как доход составил 25 471 513 рублей, следовательно, должно было исчислять и уплачивать налоги по общей системе налогообложения.
С 29 сентября 2006г. на основании уведомления № 2.10-78/22 от 29.09.2006 года ООО "Теплоцентраль" находилось на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения – доходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20.000.000 руб., то общество считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном налоговым законодательством для вновь созданных организаций.
В абзаце 2 п.2 ст.346.12 Налогового кодекса РФ отмечено, что указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из решения, принятого по итогам выездной налоговой проверки, следует, что налоговый орган определил сумму дохода за первое полугодие 2007г. в размере 25.471.513 руб., что явилось основанием считать ООО «Теплоцентраль» перешедшим с 01.04.2007 года на общую систему налогообложения.
Определяя сумму дохода за указанный период, налоговый орган исходил из данных, указанных в книге доходов. Вместе с тем, налоговым органом не было учтено, что сумма в размере 1325853 руб. являлась целевыми денежными средствами, поступившими на расчетный счет общества от городского поселения «Борзинское» в виде безвозмездной помощи на поддержку коммунального хозяйства.
Решениями Совета городского поселения «Борзинское» (л.д.267-285, т.6) предусмотрены средства на компенсацию выпадающих расходов организациям, представляющим населению услуги теплоснабжения.
Из справки за подписью начальника отдела финансов, местных налогов и социально-экономического развития Администрации городского поселения «Борзинское» следует, что целевые бюджетные средства в сумме 1.325.853 руб., перечисленные на расчетный счет Общества с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль», не являются оплатой за тепловую энергию, а были заложены в бюджет городского поседения «Борзинское» по коду 002-0502-3510000-411-242.01003000180 и перечислены в виде безвозмездной помощи на поддержку коммунального хозяйства.
Факт перечисления бюджетных средств на расчетный счет ООО «Теплоцентраль» подтверждается платежными поручениями № 1 от 24.01.2007г., № 12 от 14.02.2007г., № 35 от 27.02.2007г., № 37 от 28.02.2007г., № 82 от 05.04.2007г. с назначением платежа «финансирование на поддержку коммунального хозяйства».
Согласно пункту 1 статьи 436.15 Налогового Кодекса РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьёй 251 настоящего кодекса.
В соответствии с п.п.14 п.1 ст.251 Налогового Кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Доводы инспекции о том, что предприятием не велся раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования, не могут быть приняты во внимание.
Из представленного предприятием анализа счета 51, отчета по проводкам счетов 51, 86 следует, что общество вело учет получения целевых поступлений отдельно от иной деятельности с отражением операций с использованием бюджетных средств на счете 86 "Целевое финансирование", как это предусмотрено ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 №92.
Таким образом, судом установлено, что целевые бюджетные средства в размере 1325853 руб. были выделены ООО "Теплоцентраль" на основании Решений Совета городского поселения «Борзинское», раздельный учет указанных денежных средств предприятием велся.
Согласно письму ФНС № 18.06.2007г. № 03-1-03/1164 «О налоге на добавленную стоимость» бюджетные средства представляемые налогоплательщиками на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
Таким образом, доход общества за полугодие 2007г. без учета поступивших целевых бюджетных сумм в размере 1325853 руб., должен составить 24.145.660 руб.
В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 8 декабря 2006г. № 03-11-02/272 при определении предельного размера дохода установлен коэффициент дефлятор на 2007г. в размере 1,241. Поэтому, величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного периода 2007г. должна составить 24.820.000 руб. (20.000.000 х 1,241), что составляет больше, чем имеющийся доход общества за полугодие 2007г. в размере 24.145.660 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что по итогам полугодия 2007г. Общество с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» не утратило право на применение упрощенной системы налогообложения и плательщиком НДС с апреля по июнь 2007 года не являлось, в связи с чем оснований для доначисления спорных сумм НДС, пеней и налоговых санкций по итогам выездной налоговой проверки не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ошибочно перечисленные средства в адрес ООО "Теплоцентраль А" не перечислялись и были использованы заявителем для своих нужд – на оплату электроэнергии, поставок угля, следовательно, должны были учитываться при определении налоговой базы, также не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пунктом 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ определено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (услуг, работ) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, поскольку суммы, ошибочно перечисленные на расчетный счет организации, не являются доходом от реализации, то такие суммы не учитываются при определении налоговой базы организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 11.04.2007 N 03-11-04/2/98.
Из представленных документов следует, что заявителем в новом отопительном сезоне с 15.09.2007 года услуги по предоставлению теплоэнергии населению и организациям не предоставлялись. Потребителями тепловой энергии ошибочно после расторжения договоров с Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль» и заключения новых договоров с Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоцентраль - А» перечислялись денежные средства на расчетный счет первого на основании счетов-фактур, предъявленных вторым обществом.
Инспекцией также не представлены доказательства, что ошибочно поступившие суммы были использованы заявителем для своих нужд – на оплату электроэнергии, поставок угля.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что ошибочно поступившие суммы на расчетный счет ООО "Теплоцентраль" не должны учитываться при определении налоговой базы налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, налоговый орган включил в налогооблагаемую базу по НДС суммы доходов, полученные от населения, в размере 16.015.793 руб., за услуги, которые были оказаны в период нахождения предприятия на упрощенной системе налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1) признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;
2) признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.
Указанные в пп. 1 и 2 п. 2 ст. 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
При этом суммы доходов и расходов налогоплательщиков, начисленные, но не оплаченные в период применения упрощенной системы налогообложения, в период применения общего режима налогообложения могут быть учтены в составе внереализационных доходов и расходов по факту оплаты на основании п. 10 ст. 250 и пп. 1 п. 2 ст. 265 Кодекса как доходы и убытки прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая, что в соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные налогоплательщиком после перехода с вышеназванного специального налогового режима на общий режим налогообложения за товары, реализованные в период применения упрощенной системы налогообложения, оснований не имеется.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 23.10.2006 N 03-11-05/237.
Судом установлено, что предприятие оказывало услуги по производству теплоэнергии. Отопительный сезон длится с 15 сентября 2006года по 15 мая 2007 года. Счета-фактуры заявителем выставлялись потребителям теплоэнергии во время отопительного сезона без налога на добавленную стоимость. Оплата за произведенные услуги от населения поступали несвоевременно. Сумма в размере 16.015.793 руб. поступила в период с 01.04.2007г. по 31.12.2007г.
Учитывая, что сумма в размере 16.015.793 руб. получена обществом от населения за услуги, которые были оказаны в период нахождения предприятия на упрощенной системе налогообложения, суд первой инстанции правомерно указал, что она не должна включаться в налогооблагаемую базу по НДС.
В этой части никаких доводов в апелляционной жалобе не приводилось.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
1.Решение Арбитражного суда Читинской области от 30.12.2008г., принятое по делу № А78-5112/2008, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИНФС России №5 по Забайкальскому краю без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Э.П. Доржиев
Судьи Т.О. Лешукова
Г.Г. Ячменев