ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672007, Чита, ул. Ленина 145 http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-3181/2019
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Скажутиной Е.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Атамановское" на определение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года по делу № А78-3181/2019 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны (ОГРНИП 318237500144147, ИНН 230800436792) к Администрации городского поселения "Атамановское" (ОГРН 1057524018837, ИНН 7524012447) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
индивидуальный предприниматель Махнач Наталья Александровна обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании с Администрации городского поселения «Атамановское» денежных средств в размере 842,64 руб. в качестве индексации присужденных сумм по решению Арбитражного суда Забайкальского края от 27.05.2019 по делу № А78-3181/2019, денежных средств в размере 285,55 руб. в качестве индексации присужденных сумм по определению Арбитражного суда Забайкальского края от 05.02.2020 по делу № А78-3181/2019.
Определением арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года с Администрации городского поселения «Атамановское» в пользу индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны взыскано: 842,64 руб. в качестве индексации за период с 27.08.2019 по 27.01.2020, присужденной решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27.05.2019 по делу № А78-3181/2019 денежной суммы, и 285,55 руб. в качестве индексации за период с 05.02.2020 по 27.04.2020, присужденной определением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.02.2020 по делу № А783181/2019 денежной суммы.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Иной порядок выплаты бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен. Индексация денежных сумм является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения по вине должника судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве. Между тем длительного неисполнения судебных актов о взыскании в пользу ИП Махнач Н.А. допущено не было, исполнение судебных актов производилось в точном соответствии с нормами БК РФ. Просит отменить определение суда.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2022 года определение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года отменено, вопрос разрешён по существу. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны об индексации присужденной судом суммы отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.09.2023 постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает добровольное исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы до подачи соответствующего заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а процедура исполнения судебного акта, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
При этом суд округа отметил, что из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2023 № 34-П по делу «О проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» следует, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование
изменений, вытекающих из данного постановления, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на исполнение.
В связи с чем, дело направлено в арбитражный суд апелляционной инстанции для рассмотрения заявления предпринимателя об индексации присужденных денежных средств с учетом правовой позиции, отраженной в Постановлении № 34-П.
В соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" определения суда первой инстанции, которые могут выступать предметом самостоятельного обжалования, подлежат пересмотру по правилам, установленным АПК РФ для обжалования решений судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Четвёртым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Четвёртый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.11.2019, решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. С Администрации городского поселения «Атамановское» в пользу индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.12.2016 по 08.02.2019 в размере 84988 рублей 29 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6400 рублей, всего – 91388 рублей 29 копеек.
Администрация городского поселения «Атамановское» произвела в пользу ИП Махнач Н.А. оплату по платежному поручению № 178362 от 27.01.2020 в сумме 84988,29 руб., а также оплату по платежному поручению № 178361 от 27.01.2020 в сумме 6400 руб. со ссылкой в назначении платежа на исполнительный лист ФС № 031000306 от 09.12.2019.
Кроме того, определением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.02.2020 с администрации городского поселения «Атамановское» в пользу индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны взысканы судебные издержки в размере 18000 руб.
Администрация городского поселения «Атамановское» произвела ИП Махнач Н.А. оплату по платежному поручению № 314789 от 27.04.2020 в сумме 18000 руб. со ссылкой в назначении платежа на исполнительный лист ФС № 031002430 от 05.03.2020.
В обоснование заявления об индексации присужденных денежных сумм истец ссылается на то, что решение и определение суда полностью исполнено только 27.01.2020 и 27.04.2020 соответственно, присужденные суммы подлежат индексации.
По расчетам истца в период с 27.08.2019 по 27.01.2020 индексация присужденных сумм по решению суда от 27.05.2019 составляет 842,64 руб., в период с 05.02.2020 по 27.04.2020 индексация присужденных сумм по определению суда от 05.02.2020 составляет 285,55 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 177-ФЗ по общему правилу присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена. При этом в качестве общего правила для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, признал представленный заявителем расчет верным, поскольку им применена официальная статистическая информация. Суд пришел к выводу о том, что индексация присужденных
судом денежных сумм производится с момента принятия решения суда до его фактического исполнения.
Между тем, судом первой инстанции не учтено, что порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования осуществляется финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьи 242.2 данного кодекса), на который должны быть перечислены
средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Статьёй 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, сто судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
Согласно части 3.1. статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копией судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьёй 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.
Таким образом, процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства.
Указанный правовой подход поддержан в пункте 7 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Между тем при разрешении заявления Махнач Н.А. об индексации денежных сумм, взысканных на основании судебных актов с Администрации городского поселения «Атамановское», суд первой инстанции не применил приведенные выше нормы права и не учел, что исполнение судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и только по предъявлению исполнительного документа к исполнению, иной порядок выплаты бюджетных денежных средств законодательством не предусмотрен.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверив конституционность положений статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса, в постановлении от 22.06.2023 N 34-П отметил, что даже с учетом того, что законодателем введен особый порядок индексации денежных сумм, взыскиваемых с должника - публично-правового образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и, соответственно, невозможна индексация со дня вынесения судебного акта, нельзя не признать, что статья 183 АПК РФ в действующей редакции - в системной связи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса - не дает ясного ответа на вопрос о конкретных сроках индексации сумм, взыскиваемых с такого должника, и порождает различное толкование спорного регулирования.
При таком положении Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания указанных норм в их взаимосвязи.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса, на исполнение.
Соответствующий правовой подход также учтен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2023 N 305-ЭС22-16399, от 04.09.2023 N 308-ЭС22-2142, от 14.09.2023 N 306-ЭС22-15521.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец, с учетом указаний суда кассационной инстанции, 22.09.2023 г. представил письменные пояснения, в которых полагал возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в качестве индексации присужденных сумм, исходя из дат поступления исполнительных документов на исполнение, по решению суда от 27.05.2019 за период с 09.01.2020 по 27.01.2020 в сумме 224,05 рублей, по определению суда от 05.02.2020 за период с 07.04.2020 по 27.04.2020 в сумме 104,57 рублей.
Расчет произведен в соответствии с нормами статьи 183 АПК РФ, с использованием официальной статистической информации об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемой на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Должник возражений по представленному взыскателем расчету суммы индексации не заявил, контррасчет суммы индексации не представил.
Исходя из методологии расчета ежемесячного индекса потребительских цен сумма индексации в рассматриваемом случае определяется перемножением соответствующих индексов - от индекса за следующий месяц после поступления исполнительного листа на исполнение до месяца фактического его исполнения. Для расчета суммы индексации необходимы: присужденная денежная сумма, период индексации для определения индекса потребительских цен, цифра индекса по Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, исполнительный лист по вступившему в законную силу постановлению Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года поступил на исполнение 9 января 2020 года ( о чем свидетельствуют
данные отчета об отслеживании отправления (л.д. 133 т.2) и был исполнен должником 27 января 2020 года (л.д. 130,131 т.2), следовательно, индексация подлежит начислению за 19 дней, с применением индекса потребительских цен по Российской Федерации равной 100,4 на сумму 91388,29 рублей и составит 224 рубля 05 копеек.
Исполнительный лист по вступившему в законную силу определению Арбитражного суда Забайкальского края от 5 февраля 2020 года поступил на исполнение 7 апреля 2020 года ( о чем свидетельствуют данные отчета об отслеживании отправления (л.д. 128 т.2) и был исполнен должником 27 апреля 2020 года (л.д. 126 т.2), следовательно, индексация подлежит начислению за 21 день, с применением индекса потребительских цен по Российской Федерации равной 100,83 на сумму 18000 рублей и составит 104 рубля 58 копеек.
Общая сумма индексации присужденных денежных сумм составит 328 рублей 63 копейки.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что обжалуемое определение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года по делу настоящему делу подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны об индексации присужденных судом сумм частично в размере 328 рублей 63 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Определение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года по делу № А78-3181/2019 отменить, разрешить вопрос по существу.
Произвести индексацию денежных сумм присужденных постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года и определением Арбитражного суда Забайкальского края от 5 февраля 2020 года.
Взыскать с Администрации городского поселения «Атамановское» (ОГРН 1057524018837, ИНН 7524012447) в пользу индивидуального предпринимателя Махнач Натальи Александровны (ОГРНИП 318237500144147, ИНН 230800436792) 328 рублей 63 копейки индексации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий: Е.Н. Скажутина