[A1]
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Чита Дело № А10-461/2022 07 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2022 года по делу № А10-461/2022 по заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>, 670013, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, 670000, <...>) о признании незаконными решения от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 и предписания от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью «СФЗ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 670031, <...>, этаж/офис 2/5),
[A2] при участии в судебном заседании:
от Республиканского агентства лесного хозяйства – ФИО1 – представителя по доверенности от 17.03.2022,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия – ФИО2 – представителя по доверенности от 17.02.2022,
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее также – заявитель или Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее также – Бурятское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 и предписания от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СФЗ» (далее – третье лицо, ООО «СФЗ» или общество).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая, что судом при рассмотрении дела не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к несоответствию выводов, изложенных в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неправильно.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что причины отклонения заявки общества не содержатся в протоколе от 10.12.2021. Агентством указаны основания отказа в допуске к участию в конкурсе: расчет потребности в дополнительном объеме древесины выполнены с нарушением требований.
Управление указывает, что заявка общества отклонена Агентством по причине того, что в заявке указаны виды выпускаемой продукции, которые не соответствуют перечню Общероссийского классификатора продукции переработки древесины.
[A3] Конкурсная комиссия в нарушение пунктов 1, 3, 8 части 21 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) необоснованно отказала обществу в допуске к участию в конкурсе.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Агентство просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2022 года по делу № А10-461/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Агентства в судебном заседании поддержала доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ООО «СФЗ» извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей Агентства и Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение № 011021/0961436/06 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – конкурс). Согласно извещению дата окончания подачи заявок 06.12.2021, дата и время заседания конкурсной комиссии и проведения голосования конкурсной комиссии 10.12.2021 в 16 часов 00 минут.
До истечения срока подачи заявок поступило пять предложений: ООО «СФЗ», ООО «Рассвет», ООО «Заречное», ООО «Восток плюс», ООО «Промтехлес».
Конкурсной комиссией в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной
[A4] собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что конкурсной комиссией было отказано в допуске к участию в конкурсе всем лицам, подавшим заявки.
Не согласившись с действиями конкурсной комиссии в организации и проведении 10.12.2021 открытого конкурса, ООО «СФЗ» обратилось в Бурятское УФАС России с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины (вх. № от 21.12.2021 № 8192) и дополнением к жалобе от 27.12.2021.
Бурятским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы ООО «СФЗ» 13.01.2022 вынесено решение № 003/10/18.1-1205/2021 (л.д. 70-74, т. 2), в соответствии с которым Управление решило:
Бурятским УФАС России на основании решения от 13.01.2022 № 003/01/18.11205/2021 выдано Агентству предписание от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 об устранении нарушения (л.д. 75, т. 2), в соответствии с которым предписано:
– отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса;
– вернуть поданные заявки;
– внести изменения в конкурсную документацию с учетом принятого решения от 12.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021;
– продлить срок подачи заявок.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, Республиканское агентство лесного хозяйства оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую
[A5] квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»):
– противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения,
[A6] – нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как указывалось выше, установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Агентством на сайте https://www.torgi.gov.ru размещено извещение № 011021/0961436/06 о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – конкурс) в соответствии со статьями 80.1, 80.2 ЛК РФ.
До истечения срока подачи заявок поступило пять предложений: ООО «СФЗ», ООО «Рассвет», ООО «Заречное», ООО «Восток плюс», ООО «Промтехлес».
Конкурсной комиссией в соответствии с Протоколом заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 в соответствии с положениями части 9 статьи 80.2 ЛК РФ, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что конкурсной комиссией было отказано в допуске к участию в конкурсе всем лицам, подавшим заявки.
Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии о результатах проведения открытого конкурса (определения победителя) на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины от 12.12.2021 (л.д. 213-225, т.1) заявка ООО «СФЗ» отклонена по следующим основаниям:
[A7] является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ несоответствие представленной заявки на участие в конкурсе требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 80.1 ЛК РФ открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также – конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи.
С заявлением о проведении конкурса вправе обратиться юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической
[A8] деятельности Евразийского экономического союза (далее – объекты глубокой переработки древесины) (часть 2 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 80.1 ЛК РФ к заявлению о проведении конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов (далее – дополнительная потребность в древесине).
Частью 6 статьи 80.1 ЛК РФ установлено, что порядок рассмотрения заявления о проведении конкурса, методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решение об отказе в проведении конкурса принимается, в том числе, в случае отсутствия подтверждения дополнительной потребности в древесине лица, направившего заявление о проведении конкурса, в результате оценки, проведенной в соответствии с частью 6 настоящей статьи (пункт 5 части 8 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно части 20 статьи 80.1 ЛК РФ к заявке на участие в конкурсе прилагаются документы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 21 статьи 80.1 ЛК РФ основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
[A9] 5) нахождение заявителя – юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявка ООО «СФЗ» отклонена конкурсной комиссией на основании пунктов 1, 2, 3 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
В частности одним из оснований отклонения заявки ООО «СФЗ» послужил вывод комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе подана лицом, несоответствующим требованиям с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, а также лесной участок не может быть предоставлен в аренду данному заявителю.
Рассмотрев законность отклонения Агентством заявки ООО «СФЗ» по указанному основанию, суд первой инстанции пришел к следующему правомерному выводу.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» утвержден Порядок и способы подачи заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Порядок № 303) и Требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Требования № 303).
Согласно пункту 1 Порядка № 303 заявление о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – открытый конкурс) подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей
[A10] инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – заявитель) в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Порядка № 303 предусмотрено, что в заявлении о проведении открытого конкурса указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение – для юридического лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика – для индивидуального предпринимателя;
б) производимые или планируемые к производству изделия из древесины и иная продукция переработки древесины, виды которой определяются в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка;
в) дополнительная потребность в древесине, в том числе по породам и сортиментам, исходя из загрузки имеющихся производственных мощностей;
г) местоположение и площадь лесного участка;
д) кадастровый номер лесного участка;
е) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
В пункте 3 Порядка № 303 указано, что к заявлению прилагаются следующие документы:
а) документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
б) расчет потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости).
[A11] Согласно пункту 4 Порядка № 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт «г»).
Требованиями № 303 установлено, что к заявлению о проведении открытого конкурса прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов глубокой переработки древесины:
а) каталог объектов и оборудования в табличной форме, содержащий наименование объекта (оборудования), количество, год изготовления (приобретения). Каталог формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу государственных и муниципальных услуг (далее – Единый портал) в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX;
б) копии технических документов объектов и оборудования (на русском языке), содержащих сведения, удостоверяющие значения основных параметров и технических характеристик (свойств) объектов и оборудования, включенных в каталог объектов и оборудования, а также сведения о сертификации объектов и оборудования;
в) таблица с указанием производительности по каждому виду оборудования, вида выпускаемой продукции, нормы расхода и кодов продукции, используемой в качестве сырья, потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных в пункте 1 настоящего Порядка. Таблица формируется в форме электронного документа без обращения к Единому порталу в формате DOC, DOCX, RTF, PDF или XLS, XLSX.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475 «Об утверждении правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине» утверждены Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – Правила № 1475).
Пунктом 2 Правил № 1475 предусмотрено, что заявление подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или
[A12] на ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – заявитель).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1475 к заявлению прилагаются документы, содержащие технические характеристики и параметры объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем указанных объектов, предусмотренные частью 4 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – документы).
Согласно пункту 7 Правил № 1475 Рассмотрение заявления и документов включает в себя:
а) рассмотрение заявления и документов на соответствие или несоответствие требованиям, установленным статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) оценку дополнительной потребности в древесине на основании сведений, указанных в заявлении и документах, в соответствии с методикой оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 года № 1475 «Об утверждении Правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475 утверждена Методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине (далее – Методика).
Оценка дополнительной потребности в древесине (круглых лесоматериалах) по ее видовому (породному) и сортиментному составу (далее соответственно – древесина, дополнительная потребность в древесине) и наличия на территории субъекта Российской
[A13] Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры), осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению лесными участками (далее – уполномоченный орган) (пункт 2 Методики).
Оценка дополнительной потребности в древесине, указанной в заявлении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее – заявление), поданном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры (далее – заявитель), осуществляется с учетом обоснования, содержащегося в документах, прилагаемых к заявлению в соответствии с частью 4 статьи 80.1 ЛК РФ (пункт 3 Методики).
В соответствии с пунктом 4 Методики размер дополнительной потребности в древесине (W) определяется по формуле:
д
W = W – W ,
д об факт
где:
W – потребность в древесине, указанная в заявлении;
об
W – фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении.
факт
Согласно пункту 5 Методики потребность в древесине, указанная в заявлении (Wоб), определяется путем умножения максимальной годовой производственной мощности, установленной на основании технических характеристик и параметров объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, указанных в заявлении и расположенных на территории того субъекта Российской Федерации, где располагается лесной участок, на котором планируется заготовка древесины в целях обеспечения сырьем таких объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции.
Пунктом 6 Методики установлено, что Фактическое среднегодовое потребление древесины, указанное в заявлении (W ), определяется путем умножения среднегодового
факт
объема произведенной заявителем продукции за 3 года, предшествующие году подачи
[A14] заявления, либо за период со дня государственной регистрации заявителя до конца года, предшествующего году подачи заявления, в случае если период между днем государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявления составляет менее 3 лет, установленного на основании данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, на норму расхода древесины для производства указанной в заявлении продукции и вычитания среднегодового объема приобретенной древесины для производства указанной в заявлении продукции за тот же период.
На основании пункта 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине, указанной заявителем в заявлении, уполномоченный орган на основании информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, а также данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения, утвержденными в установленном порядке, устанавливает:
а) наличие в пользовании у заявителя лесных участков (с установленным допустимым объемом изъятия древесины) и объем фактически заготовленной на них древесины;
б) потребность в древесине в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенных для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики;
в) объем произведенной заявителем продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики;
г) фактический объем приобретенной древесины для производства продукции, виды которой предусмотрены пунктом 2 настоящей методики, за период, указанный в пункте 6 настоящей методики.
Из приведенных выше норм лесного законодательства, как правильно указал суд первой инстанции, следует, что за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
ООО «СФЗ», фактически глубокую переработку древесины не осуществляло, следовательно, дополнительная потребность в древесине у заявителя не установлена.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «СФЗ» создано 15.10.2021. С заявкой на участие в конкурсе (номер извещения 011021/0961436/06) Общество обратилось в РАЛХ 06.12.2021 (вх. № 21-10453). В составе заявки третьим лицом приложены документы, подтверждающие право собственности или
[A15] владения на ином законном основании на объекты и оборудование лесоперерабатывающей инфраструктуры, а именно договоры купли-продажи оборудования и договор поставки и монтажа оборудования, заключенные Обществом в октябре-ноябре 2021 года.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, из представленных документов следует, что ООО «СФЗ» переработка приобретенной древесины не осуществлялась, сделки с продукцией переработки древесины (пиломатериалы) также не осуществлялись. Дополнительная потребность в древесине не установлена. Факт того, что обществом ранее не осуществлялась переработка древесины, также подтверждён представителем общества в судебном заседании и в письменном отзыве, представленном в материалы дела.
Исходя из предоставленной Республиканским агентством лесного хозяйства конкурсной документации потребность ООО «СФЗ» в дополнительных объемах древесины оценить не представляется возможным.
При этом, в силу положений ЛК РФ за дополнительным объемом древесины могут обратиться лица, уже осуществляющие глубокую переработку древесины и которым требуется дополнительный ресурс для полной загрузки имеющихся лесоперерабатывающих станков.
Таким образом, суд первой инстанции, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что из представленной заявки ООО «СФЗ» не следует, что общество производило переработку древесины, в том числе глубокую переработку древесины, что является обязательным условием для обращения за дополнительным объемом древесины, и признает обоснованным и правомерным отклонение заявки ООО «СФЗ» на участие в открытом конкурсе по указанному основанию.
При этом, как правильно указал суд, ООО «СФЗ» как вновь созданное предприятие, вправе обратиться в Республиканское агентство лесного хозяйства с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины, поскольку при организации аукциона не требуется обоснование потребности в дополнительном объеме заготовки древесины определенного видового (породного) и сортиментного состава в целях обеспечения сырьем объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Доводы Управления, третьего лица о том, что фактическое среднегодовое потребление древесины может быть равным «0» судом первой инстанции правомерно
[A16] отклонены, поскольку указанное противоречит пункту 7 Методики для оценки дополнительной потребности в древесине.
Кроме того, в оспариваемом решении антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком требования части 4 статьи 80.1 ЛК РФ, установив излишние требования к составу заявки, а именно в части представления участниками конкурса сведений статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года, поскольку пунктом 4 Порядка № 303 предусмотрено право заявителя представлять сведения статистической отчетности, а не обязанность. Вследствие чего заявка ООО «СФЗ», по мнению антимонопольного органа, отклонена необоснованно. По мнению Бурятского УФАС России, Республиканское агентство лесного хозяйства имело возможность запросить указанные документы в Росстате путем межведомственного информационного взаимодействия для рассмотрения заявки на участие в открытом конкурсе ООО «СФЗ».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в извещении о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности указаны документы, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, в том числе, данные федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет (пункт 5) (л.д. 26-33, т.1).
Как уже было отражено в соответствии с пунктом 4 Порядка № 303 вместе с документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, заявитель вправе представить, в том числе сведения статистической отчетности, подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года (подпункт «г»).
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия.
Агентство, возражая относительно указанного вывода антимонопольного органа, указало, что ранее обращался с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции за период 2018 – 2020 годы лицом, которое обратилось с заявлением об организации и проведения конкурса на право заключения договора аренды
[A17] лесного участка для заготовки древесины. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия письмом от 03.12.2021 № АС-04-05/317-ИС отказано в предоставлении такой информации, со ссылкой на конфиденциальность первичных статистических данных, получаемых от респондентов (статьи 4, 9 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»).
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы сторон, пришел к правомерному выводу, что Республиканское агентство лесного хозяйства обоснованно включило в конкурсную документацию требование о предоставление участниками данных федерального статистического наблюдения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.
Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункту 4 статьи 2 Закона № 282-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420 (далее – Положение № 420), Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росстат осуществляет подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической информации; разрабатывает и утверждает в установленном
[A18] порядке в пределах своей компетенции официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики; утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами; представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям (пункты 5.1, 5.2, 5.5, 5.8 Положения № 420).
Официальный статистический учет и система государственной статистики базируются на таких принципах как полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами); обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации; обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных (пункты 1, 5, 8 статьи 4 Закона № 282-ФЗ).
Частью 1 статьи 9 Закона № 282-ФЗ закреплено, что первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и
[A19] юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.
Заявитель представил в материалы дела письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия от 03.12.2021 № АС-04-05/317-ИС, в соответствии с котором Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось с запросом о предоставлении данных об объемах произведенной продукции ООО «Рассвет» за 2018-2020 годы, но Агентству было отказано в предоставлении такой информации, поскольку Бурятстат не вправе предоставлять информацию ограниченного доступа.
Более того, Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в Бурятстат с запросом о предоставлении данных федерального статистического наблюдения для оценки дополнительной потребности в древесине путем межведомственного взаимодействия. Однако письмом от 01.04.2022 № ДБ-04-05/72-ис Агентству отказано в предоставлении такой информации с указанием на неправомерность использования статистических данных в контрольных, надзорных, фискальных и других целях.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Республиканское агентство лесного хозяйства обоснованно включило в конкурсную документацию требование о предоставление участниками конкурса данных федерального статистического наблюдения в соответствии с формами федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующие году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, в случае, если период между государственной регистрацией участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет, поскольку самостоятельно Агентство указанные данные получить не могло. При том данные федерального статистического наблюдения необходимы заявителю для рассмотрения заявки в части определения необходимости в дополнительном объеме заготовки древесины.
Кроме того суд первой инстанции правомерно указал, что следует учитывать, что положения Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» обладают более высокой юридической силой по отношению к Порядку № 303, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем, предоставление сведений статистической отчетности,
[A20] подтверждающие средний годовой объем выпускаемой продукции за последние три года Агентству путем межведомственного взаимодействия с территориальным органом государственной статистики невозможен, ввиду ограниченного доступа к таким сведениям.
Таким образом, заявка ООО «СФЗ» составлена с нарушением пункта 5 требований конкурсной документации, к пояснительной записке к расчету потребности не приложены данные федерального статистического наблюдения о производстве продукции за 3 года, предшествующих году подачи заявки, либо за период со дня государственной регистрации участника конкурса до конца года, предшествующего году подачи заявки, если период между государственной регистрации участника конкурса и днем подачи заявки составляет менее 3 лет. Данное требование установлено конкурсной документацией и является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, в соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 80.1 ЛК РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, проводимой по правилам статьи 80.1 ЛК РФ, в части перечня предоставляемых участниками конкурса сведений и документов соответствуют приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 303 «Об утверждении требований к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, порядка и способов подачи указанного заявления и прилагающихся к нему документов, а также требований к формату такого заявления в случае подачи в форме электронного документа» и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475 «Об утверждении правил рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методики оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине».
Довод антимонопольного органа о том, что протокол заседания конкурсной комиссии от 10.12.2021 не содержит информацию о причинах отклонения заявки ООО «СФЗ» не нашел своего подтверждения.
[A21] Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа положениям ЛК РФ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 303, постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1475, нарушении ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с чем, заявленные требования о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 и предписания от 13.01.2022 № 003/10/18.1-1205/2021 незаконными подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
[A22] Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2022 года по делу № А10-461/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья В.А. Сидоренко
Судьи Д.В. Басаев
Н.И. Кайдаш
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 09.12.2021 22:27:22
Кому выдана СИДОРЕНКО ВИТАЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 13.12.2021 21:56:17
Кому выдана КАЙДАШ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 09.12.2021 22:26:42
Кому выдана Басаев Даниил Валерианович