ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"
Тел. (3022) 35-96-26 Тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: apelsud@mail.ru http:/4aas/arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-2882/2008
"04" марта 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Доржиева Э.П., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица по делу Республиканской общественной организации "Золотая охота и рыбалка Бурятии" на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22.12.2008 года, принятое по делу №А10-2882/2008 по заявлению Улан-Удэнской местной религиозной организации "Буддийский центр алмазного пути школы Карма Кагью" к Комитету по строительству Администрации г.Улан-Удэ, третьему лицу Республиканской общественной организации "Золотая охота и рыбалка Бурятии" о признании недействительным разрешения на строительство №92 от 25.06.2008г., (суд первой инстанции ФИО1),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 (паспорт 81 05 №011219);
ФИО3(доверенность от 20.11.2008г.);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: ФИО4 (доверенность от 02.12.2008г.);
установил:
Улан-Удэнская местная религиозная организация "Буддийский центр алмазного пути школы Карма Кагью" (далее - Центр) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по строительству Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет), третьему липу - Республиканской общественной организации «Золотая охота и рыбалка Бурятии» о признании недействительным разрешения на строительство здания клуба РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии", выданного 25 июня 2008 года.
Решением от 22 декабря 2008г. суд заявленные требования удовлетворил. В обоснование суд указал, что согласно реестру документов, приложенных к заявлению от 22 июня 2008 года обществом «Золотая охота и рыбалка Бурятии» о выдаче разрешения на строительство объекта «Клуб Золотая охота и рыбалка Бурятии», с которым оно обратилось в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ, градостроительный план земельного участка представлен не был. Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ письмом от 01. 08. 2008 г. сообщило, что РОО «Золотая охота и рыбалка Бурятии» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в Управление не обращалось. Оспариваемое разрешение на строительство объекта «Клуб «Золотая охота и рыбалка Бурятии» выдано с нарушением градостроительных норм и регламентов, оно нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, так как ограничивает права Буддийского центра распоряжения объектом недвижимости, в части благоустройства земельного участка, размещения инженерных коммуникаций, зданий или сооружений.
Не согласившись с указанным решением, Республиканская общественная организация "Золотая охота и рыбалка Бурятии" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Считает, что общественная организация все документы представило во время и в соответствии с требованиями действующего законодательства, к заявлению о выдаче разрешения были приложены все
документы. Никакой экономической деятельностью истец не занимается. Благоустройство на территории не ведется. Третьим лицом не нарушены его инженерные коммуникации, здания и сооружения.
Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы. Суду пояснила, что строительство клуба РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" ведется на отведенном для строительства земельном участке в соответствии с утвержденным АПЗ и выданным разрешением. Суд первой инстанции ссылался на нормы СНиПа и приложения №1 данного СНиПа, согласно которому расстояние от края проезда до стены здания следует принимать 5-8 метров для зданий до 10 этажей и до 10 метров включительно. По мнению РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" в данном случае речь идет о проектировке проездов и пешеходных путей. В рассматриваемом случае между земельными участками Буддийского центра и РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" никакого проезда и пешеходного пути нет. Следовательно, данная норма не должна применяться в этом случае. Просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя ФИО3 в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы. Дал пояснения согласно представленному письменному отзыву. Отметил, что для ограждения был возложен фундамент, РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" был вырыт котлован на глубину 1,7 метров, произошел подрыв не только грунта, но и бетонных свай, на которых должны держаться ограждения. Буддийский центр был вынужден приостановить строительство ограждения. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы участников процесса, суд апелляционной инстанции делает вывод, что суд первой инстанции принял по существу верное судебное решение по следующим мотивам.
В соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 09.07.2007 г. № 429 (том 1 л.д. 91) Комитет по управлению имуществом г. Улан-Удэ передал РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" земельный участок в аренду сроком до 08.07.2010 г. Земельный участок предоставлен под строительство здания клуба, кадастровый номер земельного участка 03:24:022228:0055 (том 1 л.д.95).
Согласно "ситуационному плану границ земельного участка" (том 1 л.д.83) и "проектного плана границ земельного участка" (том 1 л.д. 84) земельный участок, выделенный под строительство здания клуба, и земельный участок, принадлежащий Центру, имеют смежную границу.
22 июня 2008 года общество "Золотая охота и рыбалка Бурятии" (том 1 л.д.117) обратилось в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Клуб Золотая охота и рыбалка Бурятии".
25 июня 2008 года Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ выдал РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" разрешение № RU 04302000-92 от 25. 06. 2008 г. (том 1 л.д.24) на строительство Клуба по адресу: ул. Н. Петрова, г. Улан - Удэ. На основании данного разрешения началось строительство здания Клуба, рядом с земельным участком, принадлежащим Центру.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» №191-ФЗ от 29.12.2004г. градостроительный план земельного участка при выдаче разрешений на строительство не требовался до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. №840 форма градостроительного плана земельного участка была утверждена. Следовательно, с этого момента органы, выдающие разрешение на строительство, обязаны требовать представление такого плана, а при его отсутствии обязаны отказывать в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, а в соответствии с п.4 ч.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
В г.Улан-Удэ такие градостроительные регламенты были установлены Правилами землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденными Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008г. №817-82. При этом самим Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008г. №817-82 предписано Комитетам и управлениям Администрации г. Улан-Удэ при принятии решений по вопросам градостроительной деятельности на территории города руководствоваться утвержденными Правилами землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ». В данных градостроительных регламентах установлены, в частности, размеры отступов от границ земельного участка при возведении зданий и сооружений.
Как следует из материалов дела, Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ документы о выдаче разрешения на строительство были поданы РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" 22.06.2008г. (заявление от 22 июня 2008 года – т.1, л.д.117). В реестре документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта "ФИО5 охота и рыбалка", градостроительный план земельного участка не значится (том 1 л.д.118). Управление архитектуры и градостроительства г.Улан-Удэ письмом от 08.10.2008г. №236/11451283 (том 1 л.д.25) сообщило, что РОО "Золотая охота и рыбалка Бурятии" с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка в Управление не обращалось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ выдал разрешение на строительство № RU 04302000-92 от 25. 06. 2008 г. без проверки всех необходимых документов, а именно – в отсутствие градостроительного плана земельного участка, чем нарушил нормы Градостроительного кодекса РФ.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов, недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с таблицей 6 ст.15 Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» минимальный отступ от границ земельного участка - 6 м (за исключением памятников истории и культуры), а по красным линиям допускается размещение объектов основных видов разрешенного использования, а также жилых домов с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения.
Согласно Архитектурно - планировочному заданию № 34-2005 на разработку проекта объекта "Клуб "Золотая охота и рыбалка Бурятии" (том 1 л.д.66), "ситуационному плану границ земельного участка" (том 1 л.д.83) и "проектному плану границ земельного участка" (том 1 л.д.84) земельный участок, выделенный под строительство здания клуба, и земельный участок, принадлежащий Центру, имеют смежную границу.
Из выписки "Генеральный план и транспорт" (том 1 л.д.85-86) следует, что проектируемое здание Клуба размещается в 120 сантиметрах от границы земельного участка, принадлежащего Центру. Исследованные в суде апелляционной инстанции фотографии строящегося объекта "Клуб «Золотая охота и рыбалка", подтверждают такое размещение. Заявитель и третье лицо, как и в суде первой инстанции, подтвердили, что это действительно строящейся объект "Клуб "Золотая охота и рыбалка". На фотографиях также зафиксировано частичное разрушение забора, который согласно объяснениям участников процесса, принадлежит Центру.
Также в материалах дела имеется договор строительного подряда №5 от 18.06.2008г. между Центром и ООО «Строй-К» на возведение подпорной стены (т.1, л.д.53, а также приложения к договору – т.1, л.д.54-57). Письмом №43 от 20 ноября 2008г. ООО «Строй-К» сообщило Центру о невозможности продолжения строительных работ по возведению подпорной стены, так как при устройстве котлована при строительства "Клуба "Золотая охота и рыбалка Бурятии" были оголены буробетонные сваи фундамента на глубину около 1,7 метра, а также просит компенсировать понесенные затраты в сумме 80 000руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что выданное с нарушением градостроительных норм и регламентов оспариваемое разрешение на строительство нарушает права Центра, так как ограничивает его права на распоряжение объектом недвижимости, в части благоустройства земельного участка, размещения инженерных коммуникаций, зданий или сооружений, а также создает угрозу причинения материального ущерба.
Суд апелляционной инстанции по вышеуказанным мотивам доводы апелляционной жалобы отклоняет.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2008 года по делу №А10-2882/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской общественной организации "Золотая охота и рыбалка Бурятии" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Э.П.Доржиев
Н.В.Клочкова