ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3590/2022 от 23.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

Дело № А19-26521/2019

29 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года по делу № А19-26521/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью тепловая компания «Чистые ключи» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664511, <...>) к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664011, <...>) о признании незаконным решения от 30.07.2019 № 160 об отказе в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета,

в отсутствии в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чистые ключи» (далее – заявитель, ООО «Чистые ключи» или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее также – Министерство), о признании незаконным решения от 30 июля 2019 года № 160 об отказе в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17.02.2020г. производство по делу № А19-26521/2019 приостановлено до даты вступления в законную силу судебного акта по делу № А19-10391/2018.

Определением от 15.04.2022г. производство по делу возобновлено.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года решение Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области об отказе в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод от 30 июля 2019 года № 160 признано незаконным.

На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, по доводам, изложенным в жалобе.

Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что право истца не было нарушено на момент вынесения решения по настоящему делу, восстановлено решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года по делу № А19-566/2021.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы участвующие в деле , лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 21 сентября 2022 года объявлялся перерыв до 10 часов 40 минут 23 сентября 2022 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Чистые ключи» оказывало в 2019 году услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод населению д. ФИО1 Иркутского района Иркутской области на основании концессионного соглашения от 15 декабря 2017 года № 5, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования, в отношении объекта централизованной системы холодного водоснабжения в д. ФИО1 Иркутского района Иркутской области.

При этом долгосрочные тарифы на питьевое водоснабжение для потребителей ООО «Чистые ключи» на территории д. ФИО1, а также долгосрочные параметры регулирования тарифа на питьевую воду установлены и введены в действие с 01 января 2018 года постановлением главы Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи» в д. ФИО1» согласно приложениям №№ 1, 2 к данному постановлению.

Пунктом 4 постановления от 29 декабря 2017 года № 430 предусмотрено осуществление компенсации выпадающих доходов ООО «Чистые ключи» от реализации услуг населению по холодному водоснабжению, не обеспечивающих возмещение экономически обоснованных расходов, за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Кроме того, долгосрочные тарифы на питьевое водоснабжение для потребителей ООО «Чистые ключи» на территории д. ФИО1, а также долгосрочные параметры регулирования тарифа на питьевую воду установлены постановлением главы Карлукского муниципального образования от 23 апреля 2019 года № 151 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи» в д. ФИО1» согласно приложению №№ 1, 2 к данному постановлению.

Пунктом 4 постановления от 23 апреля 2019 года № 151 предусмотрено осуществление компенсации выпадающих доходов ООО «Чистые ключи» от реализации услуг населению по холодному водоснабжению, не обеспечивающих возмещение экономически обоснованных расходов, за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

12 июля 2019 года ООО «Чистые ключи» в соответствии с Положением о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02 сентября 2015 года № 439-пп, обратилось в Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с заявкой на предоставление субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод, с приложением расчета размера недополученных доходов на 2019 год, согласованного в установленном порядке главой Карлукского муниципального образования. Сумма недополученных доходов согласно расчету составила 1 989 662,10 рублей.

По результатам рассмотрения заявки ООО «Чистые ключи» Министерством принято решение от 30 июля 2019 года № 160 об отказе обществу в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод в 2019 году.

В обоснование своего решения Министерство сослалось на отказ Службы по тарифам Иркутской области в согласовании сводного расчета размера недополученных доходов.

Не согласившись с решением Министерства 30 июля 2019 года № 160, ООО «Чистые ключи» обратилось в суд с настоящим заявлением. 

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку выводы о неправомерности установления Карлукским муниципальным образованием льготных тарифов на питьевое водоснабжение для населения д. ФИО1, положенные в основу оспариваемых решений, признаны судами не соответствующими закону, нарушающими законные права населения муниципального образования.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя должно быть удовлетворено в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

– несоответствие оспариваемого решения Министерства закону или иному нормативному правовому акту;

– нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 02 сентября 2015 года № 439-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее – Положение № 439-пп), разработанное в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатка субсидий).

В силу требований пункта 3 Положения № 439-пп уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению на территории Иркутской области по ценам (тарифам), установленным решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов) (далее – получатели).

В силу подпункта 10 пункта 6 Положения № 439-пп для получения субсидии получатель представляет в Министерство, в числе прочих документов, расчет размера недополученных доходов по форме, установленной правовым актом Министерства.

В силу пункта 17 Положения предоставление субсидий осуществляется ежеквартально на основании соглашения и договора банковского счета после представления Получателем ежеквартального отчета, предварительного годового отчета, предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, путем перечисления денежных средств с лицевого счета Министерства на расчетные счета Получателей, открытые в кредитных организациях, в течение 10 рабочих дней после принятия Министерством решения о перечислении субсидии, но не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем представления ежеквартального отчета (при представлении ежеквартального отчета) и не позднее 30 декабря текущего финансового года (при представлении предварительного годового отчета).

Согласно пункту 20 Положения № 439-пп получатели представляют в Министерство ежеквартальные (за первый квартал, полугодие, 9 месяцев), предварительный годовой и уточненный годовой отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Предварительный годовой отчет представляется до 15 ноября текущего финансового года, уточненный годовой отчет – до 25 января года, следующего за отчетным финансовым годом. Отчеты представляются по форме, установленной правовым актом Министерства. 

Заявитель в соответствующей форме расчета обосновал размер выпадающих доходов, отразив количество поставленного ресурса, размер экономически обоснованного тарифа, а также размер тарифа для населения Карлукского муниципального образования, установленные постановлением от 29 декабря 2017 года № 430. Данный расчет согласован главой Администрации Карлукского муниципального образования.

Решением от 30 июля 2019 года № 160 Министерство отказало обществу в предоставлении субсидии. При этом основанием для отказа послужило несогласование Службой по тарифам Иркутской области сводного расчета, основанное на выводе Службы о неправомерности установления Карлукским муниципальным образованием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В частности, как установлено судом первой инстанции, из указанного решения следует, что объем отпуска услуг населению не превышает величину, учтенную при установлении тарифов регулирующим органом администрации Карлукского муниципального образования. Вместе с тем, у Администрации Карлукского муниципального образования отсутствовали правовые основания для установления в отношении ООО «Чистые ключи» льготных тарифов на питьевую воду для населения д. ФИО1.

При этом доводы Службы по тарифам Иркутской области о неправомерности установления Карлукским муниципальным образованием льготных тарифов для населения д. ФИО1 в сфере водоснабжения и водоотведения были предметом рассмотрения по делу № А19-10391/2018 об оспаривании Администрацией Карлукского образования – Администрацией сельского поселения предписания Службы от 10 апреля 2018 года № 20-Пр, и этим доводам дана соответствующая оценка.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2021 года по делу № 19-10391/2018 признано недействительным предписание от 10 апреля 2018 года № 20-Пр «Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)», вынесенное Службой по тарифам Иркутской области в отношении Администрации Карлукского образования – Администрации сельского поселения, как не соответствующее Закону Иркутской области от 01 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения», Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 06 февраля 2015 года № 25-спр «О Порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение».

При рассмотрении дела № А19-10391/2018 суд, с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делам о признании не действующими Порядка № 25-спр (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года № 66-АПА19-6 по делу №2а-1/2020) и постановления администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 (в части установления льготных тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО «Чистые ключи» населению д. ФИО1) (решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 года по делу № 3а-179/2018, оставленное без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций), установил, что на территории Карлукского муниципального образования осуществляют деятельность две ресурсоснабжающие организации: ООО «Южнобайкальское» и ООО «Чистые ключи».

В этой связи определение вышеназванного превышения, исходя из объема потребления коммунальных услуг и платы за них только по фактическим данным отдельного предприятия, приводит к математически неправильному расчету итогового значения. Кроме того, поскольку в расчете превышения размера роста платы используются исходные данные за декабрь предыдущего финансового года, то таким образом исключается возможность определить наличие или отсутствие названного превышения в отношении организации, не осуществлявшей регулируемую деятельность на территории конкретного муниципального образования по состоянию на декабрь предыдущего года. Тем самым, для потребителей такой ресурсоснабжающей организации категории «население» не могут быть установлены льготные тарифы.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года № 66-АПА19-6 признан не действующим приказ Службы по тарифам Иркутской области от 06 февраля 2015 года № 25-спр «О Порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» в той мере, в какой он не предусматривает порядка определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.

С учетом установленных обстоятельств суд при рассмотрении дела № А19-10391/2018 признал несостоятельными доводы Службы по тарифам Иркутской области о том, что тарифы на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые ООО «Чистые ключи» населению д. ФИО1, установлены администрацией на уровне ниже, чем для прочих потребителей, нарушен срок установления регулируемых тарифов, а также, что поскольку ранее для населения д. ФИО1, обслуживаемого ООО «Чистые Ключи» государственное регулирование тарифов на питьевую воду не осуществлялось, основания для установления льготных тарифов отсутствовали. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обстоятельства, установленные судебным актом по делу № 19-10391/2018, имеют для настоящего спора преюдициальное значение и выводы, содержащиеся в названном судебном акте, не подлежат переоценке.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку выводы о неправомерности установления Карлукским муниципальным образованием льготных тарифов на питьевое водоснабжение для населения д. ФИО1, положенные в основу оспариваемого решения, признаны судами не соответствующими закону, нарушающими законные права населения муниципального образования. 

Министерство в своем отзыве в суде первой инстанции указывало, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 декабря 2021 года по делу № А19-566/2021 в пользу ООО «Чистые ключи» с Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области за счет казны Иркутской области взысканы убытки в размере 3 799 210,20 рублей, возникшие в результате предоставления услуг по холодному водоснабжению потребителям Карлукского муниципального образования, в связи с чем, нарушенное право заявителя на момент рассмотрения дела восстановлено.

Данный довод правомерно отклонён судом первой инстанции, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, суд проверяет законность оспариваемого решения на момент их вынесения.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных ООО «Чистые ключи» требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года по делу № А19-26521/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья

В.А. Сидоренко

Судьи

Д.В. Басаев

Н.В. Ломако