ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3654/13 от 29.08.2013 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-3964/2013

«05» сентября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2013 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Басаева Д.В., Ячменёва Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2013 года по делу №А78-3964/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Рашель» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите о признании недействительными требования №28357 от 04.02.2013г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 04.02.2013г., решения №86217 от 14.03.2013г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств,

(суд первой инстанции – Б.В.Цыцыков),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: от заявителя: ФИО1, (доверенность от 18.05.2013 г.);

от заинтересованного лица: ФИО2, (доверенность от 15.01.2013 г.); ФИО3 (доверенность от 03.12.2012 г.);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Рашель» (ОГРН <***> ИНН <***>, далее – заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Забайкальскому краю (ОГРН <***> ИНН <***>, далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительными требования №28357 от 04.02.2013г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 04.02.2013г; решения №86217 от 14.03.2013г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.

Решением суда первой инстанции от 19 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительными требование №28357 от 04.02.2013г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 04.02.2013г. и решение №86217 от 14.03.2013г. о взыскании налога, сбора, пени и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, вынесенные Межрайонной инспекцией ФНС России №2 по г.Чите в отношении ООО «Рошель».

В обоснование суд первой инстанции указал, что налоговым органом действия по взысканию задолженности были приняты до вступления в силу решения по выездной проверке, поскольку обществом была подана апелляционная жалоба, рассмотренная УФНС по Иркутской области. Кроме того, суд первой инстанции указал, что копия доверенности, представленная налоговым органом в материалы дела, не содержит прямого указания полномочий ФИО4 на получение итогового решения по результатам выездной налоговой проверки, в то время как оно подлежит вручению непосредственно налогоплательщику, либо специально уполномоченному на получение данного решения представителю.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой (с дополнениями), в которой просит отменить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19.07.2013 г. по делу № А78-3964/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Рашель» к Межрайонной инспекции ФНС России №2 по г.Чите о признании недействительными требования №28357 от 04.02.2013г. об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 04.02.2013г; решения №86217 от 14.03.2013г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Полагает, что жалоба, поданная обществом в УФНС по Иркутской области и названная как апелляционная, таковой не являлась, поскольку была подана после истечения срока на подачу апелляционной жалобы. То обстоятельство, что УФНС по Иркутской области рассмотрело данную жалобу в апелляционном порядке и указало в своем решении на вступление решения по проверке с 28.03.2013г., не имеет значения, поскольку оно не может изменять содержание норм НК РФ, более того, им было направлено письмо о том, что указание на рассмотрение апелляционной жалобы является технической ошибкой. Кроме того, налоговый орган полагает, что доверенность на имя ФИО4 соответствует необходимым требованиям, а решение обоснованно вручено ей по данной доверенности.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 03.08.2013г.

Представители налогового органа в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель общества поддержала выводы суда первой инстанции. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью «Рашель» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за ОГРН <***>, ИНН <***>. Заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России №2 по г.Чите.

Как правильно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска в отношении заявителя была проведена выездная налоговая проверка и было вынесено решение №13-19/65-196 от 27.12.2012г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – решение по выездной проверке, решение, т.1 л.д.120-121 – извлечение из решения).

Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Иркутской области (т.1 л.д.87-117). Согласно отметке на сопроводительном письме (т.1 л.д.76) жалоба была подана 28.01.2013г.

Решением Управления ФНС России по Иркутской области №26-12/0050140 от 28.03.2013г. (далее – решение управления, т.1 л.д.33-42, 77-86) решение было оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. В решении управления указано, что решение по выездной проверке утверждено и вступает в силу со дня принятия решения управления.

Не согласившись с решением о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик оспорил указанное решение в Арбитражный суд Иркутской области (дело №А19-5364/2013).

Во исполнение решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности №13-19/65-196 от 27.12.2012г., налоговый орган 04.02.2013г. выставил в адрес заявителя требование №28357 со сроком исполнения 22.02.2013г. (т.1 л.д.30-31, далее – требование), а 13.03.2013г. принял решение №86217 о взыскании налога, сбора, пени и штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в части налогов в размере 18 169 023 рублей в связи с неисполнением требования №28357 (т.1 л.д.32, далее – решение о взыскании).

Не согласившись с требованием и решением о взыскании, общество оспорило их в Арбитражный суд Забайкальского края.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание, своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В силу п.1 ст.71 названного кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся доказательств.

В соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 ст.31 и п.2 ст.32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

Также согласно ст.3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Порядок принудительного внесудебного взыскания задолженности по налогам представляет собой последовательную процедуру.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 29.03.2005 №13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму.

На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

В соответствии с подходом, сформулированным в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 08.02.2011г., №8229/10, предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.

Указанная позиция отражена также и в Постановлении Президиума ВАС №7551/11 от 29.11.2011г.

В соответствии с п.9 ст.101 НК РФ - Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

При этом в соответствии с п.1 ст.101.2 НК РФ - Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей, а в соответствии с п.2 данной статьи - в случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В Определении Конституционного Суда РФ от 14.07.2011г., №1032-О-О прямо указано «Что касается оспариваемых положений пункта 9 ст.101 и п.2 ст.101.2 НК РФ, то они регулируют процедурные вопросы, связанные с порядком вступления в законную силу решения нижестоящего налогового органа в случае подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган. Из них следует, что обжалуемое решение налогового органа вступает в законную силу с даты принятия вышестоящим налоговым органом соответствующего решения. При этом решение вышестоящего налогового органа, как и любой другой ненормативный правовой акт государственного органа, вступает в законную силу с момента его подписания уполномоченным должностным лицом».

В соответствии со ст.30 НК РФ - Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Также согласно п.п.3 и 4 ст.31 НК РФ предусмотрено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах, при этом формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ.

В соответствии со ст.33 НК РФ - должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Также суд считает необходимым обратить внимание, что обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах возложена нормами Налогового Кодекса РФ не только на налогоплательщика, но и на налоговый орган.

В частности, налоговое законодательство Российской Федерации исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях превращается из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1, часть 1; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Из связанности исполнительной власти правом и законом, вытекает ответственность и предсказуемость ее деятельности. Поэтому в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частноправовых отношений, определение полномочий государственных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа "дозволено только то, что разрешено законом", являющегося необходимой гарантией против произвола и злоупотребления властью.

Кроме указанного, ст.22 НК РФ установлено, что налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Реализация полномочий налоговых органов должна строиться на единой понятийной основе.

Ссылка суда первой инстанции на Определение ВАС РФ от 24.06.2009г. №ВАС-6140/09 по делу №А12-10757/08-С38 апелляционным судом признает ошибочной, поскольку данный вопрос разрешен Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10 по делу N А04-3308/2009, причем в пользу налоговых органов.

Также следует отметить, что в официальных разъяснениях налогового органа, в частности в Письме Министерства Финансов РФ от 20.11.2009г., №03-02-07/1-516 прямо указано: «В соответствии с п.2 ст.101.2 НК РФ (далее - Кодекс) апелляционная жалоба подается в налоговый орган на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом (абз. 2 п. 2 ст. 101.2 Кодекса).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п.1 ст.101.3 НКРФ).

До вступления в силу решения налогового органа, принятого по результатам проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять лишь обеспечительные меры, в том числе приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Судом первой инстанции было правильно установлено, что налогоплательщик по результатам обращения с апелляционной жалобой на решение налогового органа, получил решение, то есть ненормативный акт вышестоящего налогового органа, в котором не только указано на то, что решение принято по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, но и указана дата утверждения и соответственно вступления в силу обжалуемого налогоплательщиком решения нижестоящего налогового органа. Более того решение подписано руководящим должностным лицом, т.е руководителем Управления ФНС России по Иркутской области.

Не опровергая указанных обстоятельств, налоговый орган приводит доводы о том, что управлением была допущена техническая ошибка, что подтверждается его письмом (т.2 л.д.9), а жалоба общества была подана по истечение срока на апелляционное обжалование, что означает, что решение по выездной проверке вступило в силу, поэтому налоговый орган обоснованно и законно начал процедуру взыскания.

Апелляционный суд данные доводы отклоняет в связи со следующим.

Как правильно указывает суд первой инстанции, налогоплательщик обращался именно с апелляционной жалобой и получил решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы. Вышестоящим налоговым органом Решение налогового органа № 13-19/65-196 от 27.12.2012 г. оставлено без изменения - утверждено и признано вступившим в силу 28.03.2013г.

Таким образом, имеется ненормативный правовой акт, вступивший силу, не измененный и не отмененный, из которого следует, что управление рассмотрело жалобу общества именно как апелляционную. Письмо управления от 14.06.2013г. (т.2 л.д.9) о том, что им была допущена техническая ошибка, не изменяет и не может изменить содержания и существа принятого решения управления, поскольку такой порядок НК РФ не предусмотрен. По мнению апелляционного суда, отменить или изменить решение управления могло только ФНС России, то есть вышестоящий налоговый орган.

Как правильно указывает суд первой инстанции, на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном ст.69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п.3 ст.101.3 НК РФ).

Согласно п.2 ст.70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Из приведенных норм следует, что требование об уплате налога по результатам проведенной налоговой проверки может быть направлено налогоплательщику только после вступления в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки.

В соответствии с п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

04.02.2013г., налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование №28357 об уплате в срок до 22.02.2013г., налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 18 169 023 рублей, доначисленых по решению №13-19/65-196 от 27.12.2012г., при этом пунктом 2 ст.70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения, то есть в данном случае в течение 10 дней после 28.03.2013г.

Из пункта 6 ст.45 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

При этом Решение №86217 «О взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств» в части налогов в размере 18 169 023 рублей принято 14.03.2013г., и направлено в адрес налогоплательщика, то есть за две недели до утверждения решения №13-19/65-196 от 27.12.2012г., вышестоящим налоговым органом.

Согласно пункту 2 ст.45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, соответственно за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, или за счет иного имущества налогоплательщика.

Пунктом 8 ст.45 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные данной статьей Кодекса, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

А в соответствии с п.1 ст.76 НК РФ для обеспечения исполнения решения о взыскании налога применяется приостановление операций по счетам в банке.

Пунктом 3 ст.46 НК РФ предусмотрено, что решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока.

Налоговым Кодексом РФ предусмотрена определенная последовательность в применении мер принудительного взыскания задолженности, которая должна соблюдаться налоговыми органами. Установленный порядок принудительного взыскания недоимки является гарантией прав налогоплательщиков и обязателен для налогового органа в силу пп.1 п.1 ст.32 НК РФ.

Таким образом, только при неисполнении налогоплательщиком требований налогового органа об уплате налога, пеней и штрафов, выставленных на основании решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе взыскать указанные суммы за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика в бесспорном порядке, а в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога - приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.

Направление требования №28357 в период, когда оспариваемое требование являлось незаконным (с даты выставления требования и до вступления в силу решения инспекции по результатам выездной налоговой проверки), повлекло для налогоплательщика правовые последствия и возложение обязанностей, поскольку налоговым органом были приняты меры по исполнению оспариваемого требования и принудительному взысканию задолженности по налогам (сборам), пеней и штрафов инспекцией в виде принятия оспариваемого решения №86217 о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемые требование и решение о взыскании приняты налоговым органом в отсутствие правового основания – вступившего в силу решения по выездной проверке. При этом на момент выставления требования (04.02.2013г.) налоговым органам, исходя из имеющихся отметок в сопроводительных письмах по пересылке жалобы (т.1 л.д.124-125), составляющим единую систему, уже было известно о том, что обществом подана жалоба, причем оно полагает ее именно апелляционной жалобой. Кроме того, на момент вынесения решения о взыскании (13.03.2013г.) срок на рассмотрение жалобы, предусмотренный ч.3 ст.140 НК РФ, истек (получена управлением жалоба – 06.02.2013г., то есть последний срок рассмотрения – 06.03.2013г.), однако, налоговые органы также не выяснили, в каком порядке рассматривается жалоба общества.

Таким образом, имеет место ситуация, когда в действиях налоговых органов имеет место несогласованность, не полное следование нормам НК РФ, однако, объективно имеется ненормативный акт вышестоящего налогового органа, обязательный для нижестоящих налоговых органов и налогоплательщика, которому оспариваемые требование и решение о взыскании не соответствуют.

На основании изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, апелляционный суд не поддерживает выводов суда первой инстанции о том, что решение по выездной проверке было вручено неуполномоченному лицу, поскольку в материалы дела представлена доверенность на ФИО4 от 18.11.2012 года, согласно которой ей доверяется получение документов по проверке, а также осуществлять иные необходимые действия (т.1 л.д.123). Такой подход, по мнению апелляционного суда, соответствует судебной практике, в том числе по делу №А19-20779/10.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 июля 2013 года по делу №А78-3964/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий Е.О.Никифорюк

Судьи Д.В.Басаев

Г.Г.Ячменёв