ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3737/07 от 01.10.2007 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

www.4aas.arbitr.ru; E-mai:apelsud@mail.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  апелляционной инстанции

г. Чита

дело № А19-7364/07-35

04АП-3737/2007

5 октября 2007 года

Резолютивная часть постановления вынесена 1 октября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 октября 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Рылова Д.Н., Доржиева Э.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Думы Бодайбинского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июля 2007 года по делу № А19-7364/07-35

по заявлению Думы Бодайбинского городского поселения о признании незаконным и отмене решения Иркутского Управления Федеральной антимонопольной службы России от 28.02.2007 года №36,

(суд первой инстанции ФИО1)

при участии в судебном заседании:

от Думы Бодайбинского городского поселения: не было (уведомление №93003807);

от Иркутского УФАС России: не было (уведомление №93003814),

установил: Заявитель – Дума Бодайбинского городского поселения обратилась в Арбитраж­ный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене решения Иркутского УФАС России от 28.02.07 г. № 36 о признании Думы, на­рушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкурен­ции» в связи с совершением действий, выразившихся в утверждении решением Думы № 135 от 26.12.06 г. Порядка организации мелкорозничной торговли на территории Бодай­бинского муниципального образования, Порядка организации оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муниципального образования, необоснованно препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению конкуренции; о признании незаконным и отмене предписания Иркутского УФАС России от 28.02.07 г. № 7 о прекращении нарушений ч. 1 ст. 15 Феде­рального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Думой и об отмене Ду­мой решения от 26.12.06 г. № 135, утвердившего Порядок организации мелкорозничной торговли на территории Бодайбинского муниципального образования, Порядок организа­ции оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муниципального образования и не допущении в дальнейшем принятия актов, обязывающих хозяйствую­щих субъектов получать удостоверения на место мелкорозничной торговли, на место ока­зания услуг бытового назначения.

Решением суда от 3 июля 2007 года в удовлетворении требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а оспариваемое решение и предписание полностью соответствующими действующему законодательству.

Дума, не согласившись с решением суда, обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, полагает, что решения Думы основано на нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6.01.2003 года.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, ответчик заявил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения Иркутского УФАС России послужило решение Думы от 26.12.06 г. № 135, которым были утверждены Порядок организации мелкорозничной торговли на территории Бодайбинско­го муниципального образования и Порядок организации оказания услуг бытового назна­чения на территории Бодайбинского муниципального образования.

В соответствии с положениями указанных Порядков, для осуществления мелко­розничной торговли, оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского му­ниципального образования, администрацией Бодайбинского городского поселения выдается удо­стоверение на место мелкорозничной торговли, удостоверение на место оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муниципального образования.

Кроме того, для получения удостоверений, хозяйствующим субъектам необходимо пред­ставить в администрацию Бодайбинского городского поселения: заявление, свидетельство о регистрации предприятия; договоры аренды торгового помещения, земельного участка; договор по ТБО - для мелкорозничной торговли. Непредставление указанных документов, является ос­нованием для отказа в выдаче удостоверения на место мелкорозничной торговли, на место оказания услуг бытового назначения.

Таким образом, без получения указанных удостоверений хозяйствующий субъекг ли­шается права осуществлять мелкорозничную торговлю, оказывать услуги бытового назна­чения на территории Бодайбинского муниципального образования.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в решении Думы от 26.12.06 г. № 135 установлена дополнитель­ная, не предусмотренная законом разрешительная система допуска к осуществлению мел­корозничной торговли, оказанию услуг бытового назначения на территории Бодайбин­ского муниципального образования, ограничивающая свободу предпринимательской дея­тельности на территории образования, в связи со следующим.

В соответствии п. "ж" ст. 71 Конституции РФ и норм Гражданского кодекса РФ пра­вила лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности не могут вводиться нормативными актами муниципальных образований Российской Федерации.

Действующим законодательством не предусмотрена выдача удостоверений на осуществление мелкорозничной торговли.

Согласно ст.с. 14-16 Федерального Закона РФ от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также ст. 5 Закона Иркутской об­ласти «О местном самоуправлении» от 15.12.1997 г. № 44-оз к вопросам местного значе­ния поселения, городского округа, муниципального района относится создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, заключается в координации деятельности коммерческих организаций по обеспечению населения территории продуктами питания и бытового обслуживания, в размещении торговых точек, в определении мест для торговли, оказания услуг бытового назначения в пределах территории, в данном случае, Бодайбинского муниципального об­разования.

Учитывая, что в соответствии с решением Думы от 26.12.06 г. № 135 на террито­рии Бодайбинского муниципального образования хозяйствующему субъекту необходимо представить заявление, к которому должны быть приложены определенные документы, орган местного самоуправления дополнительно контролирует деятельность хозяйствующего субъекта по осуществлению мелкорозничной торговли, оказанию услуг бытового назначения, что по своему существу представляет со­бой разрешительный порядок, необоснованно устанавливая в ходе получения разрешения на предоставление места дополнительный административный барьер осуществлению предпринимательской деятельности в сфере торговли.

Более того, действующим законодательством органу местного самоуправления предоставлены полномочия по определению мест для осуществления торговли, а не по контролю за соблюдением законодательства при осуществлении торговли в данных мес­тах, а также регулированию, упорядочению мелкорозничной торговли, оказанию услуг бытового назначения.

Таким образом, утверждённые решением Думы от 26.12.06 г. № 135 положения Порядка организации мелкорозничной торговли, оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муници­пального образования в части установления хозяйствующим субъектам обязанности пре­доставления ряда документов и оформления удостоверений, нарушают ч. 1 ст. 15 Феде­рального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем необоснованно­го создания препятствий для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, создания дополнительных барьеров для входа на рынок, что может иметь своим непосред­ственным результатом ограничение конкуренции.

С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о необоснованности заявленных требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласно утвержденному Думой Порядку организации мелкорозничной торговли, оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муници­пального образования удостоверения выдаются на место, а не на осуществление мелкорозничной торговли (оказание бытовых услуг), апелляционным судом рассмотрен и не может быть принят во внимание, поскольку по тексту Порядка организации мелкорозничной торговли, оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муници­пального образования удостоверения именуются не только как «удостоверение на место мелкорозничной торговли», но также как «удостоверение на право торговли». При этом согласно п.4 Порядка организации мелкорозничной торговли, оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муници­пального образования оно может быть изъято в случае неоднократного (боле двух раз) грубого нарушения правил торговли или санитарных норм.

Таким образом, по смыслу Порядка организации мелкорозничной торговли, оказания услуг бытового назначения на территории Бодайбинского муници­пального образования осуществление мелкорозничной торговли (оказание бытовых услуг) без определения места на осуществление (оказание) невозможно, в связи с чем верен вывод УФАС и суда первой инстанции о том, что в решении Думы от 26.12.06 г. № 135 установлена дополнитель­ная, не предусмотренная законом разрешительная система допуска к осуществлению мел­корозничной торговли, оказанию услуг бытового назначения на территории Бодайбин­ского муниципального образования, ограничивающая свободу предпринимательской дея­тельности на территории образования, в связи со следующим.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июля 2007 года по делу № А19-7364/07-35 арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 3 июля 2007 года по делу № А19-7364/07-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить Думе Бодайбинского городского поселения излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы госпошлину из федерального бюджета в сумме 1 000 рублей.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий Т.О. Лешукова

Судьи Д.Н. Рылов

Э.П.Доржиев