Четвертый арбитражный апелляционный суд
ул. Ленина 100б, Чита, 672000,
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита | Дело № А58-2731/2022 |
29 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Федоровой О.Н. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания «Сирстрой» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2022 года по делу № А58-2731/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания «Сирстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-49934711/4,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует акционерный коммерческий банк «Алмазэргиэнбанк» акционерное общество,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания «Сирстрой» (далее – заявитель, ООО «ИСК Сирстрой» или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) или Управление) о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-49934711/4.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2022 года в удовлетворении требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.
Общество отмечает, чтов Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) вместе с заявлением переданы все необходимые документы, претензий по представленным документам у управления отсутствовали.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что у Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) не было оснований для отказа в регистрации объекта – 10 этаж по адресу <...>, как объекта незавершенного строительства.
Заявитель полагает, что его права и интересы нарушены в связи с тем, что без государственной регистрации объекта реализация имущества в порядке статей 110, 111 Закона о банкротстве является невозможной. Кроме того, необходимость регистрации указанного объекта незавершённого строительства отметил Верховный суд Российской Федерации в определении от 06.05.2019 дело № А58-476/2016.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2017 года по делу № А58-476/2016 должник ООО «ИСК Сирстрой» признано банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Конкурсным управляющим назначен ФИО1 (адрес: 677018, г. Якутск, а/я 31) член «Ассоциации ДМСО ПАУ г. Хабаровск» (адрес: 680000, <...>).
На основании протокола рабочего совещания Управления государственного строительного надзора и жилищного контроля Республики Саха (Якутия) от 18.03.2016 по завершению строительства объекта: «Многоэтажный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по улице Ойунского, дом 41/1, город Якутск» в целях завершения строительства объекта ООО «ИСК Сирстрой» рекомендовано:
1. Выделить в проектной документации объекта: «Многоквартирный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по ул. Ойунского 41/1 г. Якутска» две очереди строительства. 1 очередь: 1-9 этажи; 2 очередь: 10 этаж.
2. Обратиться в окружную администрацию города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта: «Многоквартирный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по ул. Ойунского 41/1 г. Якутска» взамен ранее выданного разрешения № RU14301000-235-14 от 30.12.2014 на основании изменений, внесённых в проектную документацию, с выделением двух очередей строительства.
3. После получения разрешения на строительство с выделением двух очередей строительства и завершения работ по строительству первой очереди объекта (1-9 этажи) обратиться в Управление госстройжилнадзора РС(Я) за выдачей заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов,
4. После завершения работ по строительству второй очереди объекта (10 этаж) обратиться в Управление госстройжилнадзора РС(Я) за выдачей заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
5. Получить разрешение на ввод в эксплуатацию 1-й и 2-й очередей строительства объекта: «Многоквартирный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по ул. Ойунского 41/1 г. Якутска» в соответствии с требованиями действующего законодательства.
6. До 04.04.2016 направить в Управление госстройжилнадзора РС(Я) информацию о принятых мерах.
МБУ ГлавАПУ, Управлению госстройжилнадзора РС(Я), после внесения изменений в проектную документацию объекта рассмотреть возможность выдачи застройщику ООО ИСК «Сирстрой» разрешения на строительство, заключения о соответствии построенного объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по очередям строительства, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пояснениям заявителя строительство осуществлено на основании разрешения на строительство от 30.12.2014 № RU14301000235-14, объект был разделен условно на 2 очереди:
1 очередь: 1-9 этаж объекта «Многоэтажный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по улице Ойунского, дом 41/1, город Якутск», введен в эксплуатацию разрешением от 13.10.2016 № 14-RU 143001000-76-2016;
2 очередь: 10-й этаж объекта «Многоэтажный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по улице Ойунского, дом 41/1, город Якутск» не был введен в эксплуатацию.
На основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 13.10.2016 № 14-RU 143001000-76-2016 «Многоэтажный 125-квартирный жилой дом с офисными помещениями по улице Ойунского, дом 41/1, город Якутск» поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен государственный кадастровый номер 14:36:107009:677, разрешение на ввод в эксплуатацию было выдано на 9-этажный МКД.
У общества имеется недостроенный объект – 10 этаж по адресу <...> на указанный объект выдано разрешение на строительство от 16.06.2021 № 14-RU14301000-63-2021.
В целях реализации имущества конкурсный управляющий обратился в Управление с заявлением о регистрации указанного объекта недвижимости, как незавершённое строительство.
В качестве документов-оснований заявитель представил в Управление разрешение на строительство от 16.06.2021 № 14-RU14301000-63-2021, выданное Окружной администрацией города Якутска и технический план от 19.11.2021.
Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-49934711/4 в регистрации строящегося объекта как незавершённое строительство отказано по мотиву того, 10-й этаж (чердачный) с нежилыми помещениями на завершенном строительстве всего здания самостоятельным объектом незавершенного строительства не является.
Не согласившись с отказом Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов общества этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости) в редакции проверяемого периода к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В случае реконструкции объекта капитального строительства требуется получение разрешения на реконструкцию объекта в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Внесение изменений в записи ЕГРП возможно в случае изменения параметров объекта недвижимого имущества (помещения), в том числе в связи с его реконструкцией.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 40 Закон о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нем помещений осуществляется соответственно на основании заявления представителя собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченного на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо лица, осуществившего перепланировку помещений, повлекшую за собой изменение характеристик многоквартирного дома.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (пункт 10 статьи 40).
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае отсутствуют разрешение на реконструкцию жилого дома и на ввод его в эксплуатацию, а разрешение на строительство не требуется.
Доказательств того, что 10-й этаж с нежилыми помещениями на завершенном строительстве всего здания является самостоятельным объектом незавершенного строительства, заявителем в регистрирующий орган представлено не было.
Кроме этого, судом первой инстанции установлено, что на момент рассмотрения дела по существу имеется спор о праве на спорный объект с третьим лицом, что, хотя не послужило основанием для оспариваемого отказа, является также препятствием для государственной регистрации.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование заявителя не основано на норме права, заявителем не доказано несоответствие оспариваемого отказа закону и иному нормативному акту и нарушение его прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июня 2022 года по делу № А58-2731/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья | В.А. Сидоренко |
Судьи | Д.В. Басаев |
Н.В. Ломако |