ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»
www.4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Чита Дело №А10-2079/2007
04АП-3912/2007
«7» сентября 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 7 сентября 2007 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. П. Доржиева, И. Ю. Григорьевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2007 года по делу № А10-2079/2007 по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Улан-Удэнская энергетическая компания» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия о признании недействительным Решения № 22 от 26.02.2007 г.
(суд первой инстанции судья Дружинина О. Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – консультант, представитель по доверенности № 1 от 09.01.2007 г., ФИО2 – главный бухгалтер, представитель по доверенности № 11 от 14.05.2007 г.;
от заинтересованного лица: ФИО3 – инспектор, представитель по доверенности № 33 от 19.05.2007 г., ФИО4 – специалист, представитель по доверенности № 23 от 07.06.2007 г.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Улан-Удэнская энергетическая компания» (далее МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания») обратилось в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения № 22 от 26.02.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 17.07.2007 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил выводы суда, что МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» обоснованно не включило в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость за февраль 2004 г., сумму субвенций, полученные по коду бюджетной классификации 130330 в размере 10262635 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что в соответствии с действующими нормами налогового законодательства рассматриваемая реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость. Ставки платы за жилищно-коммунальные услуги населения являются фактической ценой реализации. Полученные предприятием из федерального бюджета субвенции должны идти на оплату за реализованные коммунальные услуги льготной категории населения, а не на возмещение убытков.
Представители налогового органа, в ходе судебного разбирательства, доводы, указанные в апелляционной жалобе поддержали в полном объеме, указав на незаконность решения суда первой инстанции.
Представители МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания», в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поскольку налогоплательщик обоснованно не включил в налоговую базу сумму льгот в размере 10262635 руб., поскольку получение указанных средств не связано с оплатой реализованных предприятием услуг.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Налоговым органом на основании представленной МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» 01.12.2006 г. уточненной налоговой декларации по НДС за февраль 2004 г. была проведена камеральная налоговая проверка.
Проверкой установлено, что налогоплательщик в представленной декларации отразил сумму НДС, исчисленную к уменьшению в размере 4098209 руб., всего исчислено и отражено налога в сумме 16720099 руб., общая сумма налога, подлежащая вычету, составила 20818308 руб.
В нарушении подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, п. 2 ст. 154 НК РФ МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» занижена налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость на стоимость реализованных услуг по теплоснабжению населения в размере 10262635 руб., в том числе НДС в размере 1565829 руб.
На основании результатов камеральной проверки руководителем налогового органа принято обжалуемое Решение № 22 от 26.02.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому полученные налогоплательщиком суммы бюджетных субвенций (субсидий) в качестве компенсаций убытков в размере 10262635 руб., понесенных при оказании коммунальных услуг определенным категориям граждан по льготной цене, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Данным решением предприятию предложено уменьшить исчисленный в завышенном размере к уменьшению налог на добавленную стоимость в сумме 1565829 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обжаловал указанное решение в арбитражный суд.
В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания», предприятие создано в целях производства, передачи и распределения энергетических ресурсов для нужд населения, учреждений социально-бюджетной сферы, других предприятий и организаций всех форм собственности и получения прибыли.
Согласно агентскому договору № 32 от 01.08.2003 г. и агентскому договору от 01.04.2004 г. (дополнительное соглашение от 01.06.2005 г.) между ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» и МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» на заявителя возложена обязанность по начислению и предъявлению платежей населению за оказанные услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Законом РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате тепловой энергии. предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг связанных с поставкой населению тепловой энергии, в размере 50%.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ, ст. 2, 5 Закона РФ № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую в РФ», Постановлениями правительства РФ от 07.03. 1995 г., № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и от 02. 08. 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ), реализуемые населению, относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно Закону РФ от 23.12.2003 г. № 186 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» предоставление субъектам РФ, субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг установлено в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 146 НК РФ, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29. 12. 2000 № 166 - ФЗ) определил, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен реализации.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленных исходя из фактических цен их реализации.
Как следует из материалов дела, в феврале 2004 года МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» в целях финансирования убытков, полученных в результате реализации услуг по ценам, в величине ниже себестоимости в рамках выполнения положений федеральных законов для льготной категории граждан города Улан-Удэ получило субвенции на покрытие убытков в сумме 10262635 руб.
Согласно ст. 6 БК РФ субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров ( работ, услуг) по государственным регулируемым ценам ( тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены ( тарифы).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на основании п. 2 ст. 154 НК РФ поступившие налогоплательщику субвенции не увеличили налоговую базу МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» по НДС.
В связи с чем, не состоятельны ссылки налогового органа на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ указанные в обжалуемом Решении № 22. Поскольку, в силу названной нормы налоговая база, определенная в соответствии со ст.ст.153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из представленных в суд документов следует, что в платежных поручениях полученных МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» денежных средств из бюджета в разделе «назначение платежа» указан код бюджетной классификации 130330.
Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115 - ФЗ «О бюджетной классификации РФ» установлена экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с указанной классификацией все субсидии, субвенции и текущие трансферты выделены в отдельную группу расходов бюджетов РФ по коду 130 000 «Субсидии, субвенции и текущие трансферты» и подразделяются на подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов бюджетной РФ с присвоением отдельных кодов без изменения функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Следовательно, заявитель обоснованно не включил в налогооблагаемую базу по НДС суммы выделенных субвенций, полученные предприятием по КБК 130330.
Согласно Письму Министерства финансов РФ от 27.03.2002 № 16-00-14/112, на основании п. 2 ст. 154 НК РФ и подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
Пункте 33.2. Методических рекомендаций по применению главы 21 « Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 № БГ - 3 - 03/ 447, предусмотрено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством РФ, не включаются в налоговую базу.
В связи с чем, МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания»обоснованно не включило налогооблагаемую базу по НДС средства, полученные из бюджета в сумме 10262635 руб. Указанные бюджетные средства не связаны с реализацией услуг населению, к бюджету не перешло право собственности на услуги, оказываемые населению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» обоснованно не включил в налоговую базу сумму льгот в размере 10262635 руб., так как получение данных денежных средств не связано с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельной ссылку налогового органа на Постановление Правительства РБ № 59 от 04.03.2005 г. и № 359 от 09.11.2006 г., поскольку в проверенном периоде (февраль 2004 г) названные законодательные акты не применялись.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2007 года по делу № А10-2079/2007, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 июля 2007 года по делу № А10-2079/2007оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья Д. ФИО5
Судьи Э. П. Доржиев
И. Ю. Григорьева