ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-7846/2009
«31» марта 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2009 года по делу №А58-7846/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транс-Виза» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 10 сентября 2009 года и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Транс - Виза» (суд первой инстанции: Устинова А.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не было
от заинтересованного лица (налогового органа) - не было,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Виза» (далее – Общество, ООО «Транс-Виза») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) от 10 сентября 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - Инспекция, регистрирующий орган) произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Транс-Виза» по представленному заявлению от 3 сентября 2009 года входящий № 3444.
Решением суда первой инстанции от 3 декабря 2009 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Основанием для удовлетворения требований Общества послужил вывод суда о том, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, поскольку документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, были представлены ликвидатором Общества в регистрирующий орган.
Ликвидатор Общества выполнил все требования действующего законодательства Российской Федерации, предусмотренные для осуществления ликвидации юридического лица, и представил в связи с завершением ликвидационной процедуры в регистрирующий орган документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Суд первой инстанции исходил из того, что законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает обязательность проведения выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией в качестве условия для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Судом установлено, что на дату представления ликвидатором в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, ликвидационного баланса, налоговой инспекцией акт выездной налоговой проверки не составлен и решение по результатам его рассмотрения не принято.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества, в связи с неправильным применением норм материального права.
Инспекция указывает, что порядок ликвидации юридического лица, определенный в статьях 61-65 Гражданского кодекса РФ, предусматривает, что ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получении дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В силу части 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Предусмотренный законом перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, включает в себя заявление, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами. Следовательно, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Налоговый орган обязан в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденными Приказом ФНС России от 25.04.2006 №САЭ-3-09/257 @, осуществить ряд мероприятий для снятия с налогового учета организации. До составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо сверить с налоговым органом сданную отчетность, расчеты с бюджетом, а налоговый орган обязан провести выездную налоговую проверку и вынести соответствующее решение. Только после этого возможно составление достоверного промежуточного ликвидационного баланса.
В связи с ликвидацией ООО «Транс-Виза» Инспекцией в период с 30.06.2009 по 27.08.2009 проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 9 сентября 2009 года и выявлена задолженность по налогам на сумму 9094217 руб. 40 коп. Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением 3 сентября 2009 года о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, представив ликвидационный баланс по состоянию на 02.09.2009. Поскольку ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, так как в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, он считается не представленным, в связи с чем регистрирующим органом правомерно отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Довод Общества об установлении указанной задолженности по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов неправомерен, поскольку проверка инспекцией соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлена в период деятельности ликвидационной комиссии.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны своих представителей для участия в судебном заседании не направили, известили суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Транс-Виза» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) 04.05.2008 за основным государственным регистрационным номером 1081435005189, имеет свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 14 № 001632397 (л.д. 6).
Решением единственного участника Общества ФИО1 от 03.03.2009 №1 (л.д. 14) в связи с прекращением финансово-хозяйственной деятельности принято решение о ликвидации Общества в сроки, установленные действующим законодательством, назначен ликвидатор ФИО2, определен источник финансирования ликвидационных мероприятий – активы предприятия.
11 марта 2009 года в «Вестнике государственной регистрации» № 9 (214) опубликовано сообщение (л.д. 15) о том, что единственным участником ООО «Транс-Виза» принято решение о ликвидации Общества, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения.
12 марта 2009 года регистрирующим органом выданы свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 14 № 001712908 (л.д. 22), которым подтверждается, что в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, серии 14 № 001712909 (л.д. 23), которым подтверждается, что в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
18 мая 2009 года в Инспекцию сдан промежуточный ликвидационный баланс (представлен в суд 26.11.2009).
12 августа 2009 года от Инспекции получена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 12.08.2009 № 73042, согласно которой у Общества имеется переплата по страховым взносам на ОПС на страховую часть в размере 2 100 рублей, по пени по указанным страховым взносам в размере 26, 03 рублей, по пени по единому налогу, распределяемому по уровням бюджетной системы РФ (доходы минус расходы) в размере 547, 66 руб.
2 сентября 2009 года Обществом получена справка от ГУ - УПФ в городе Якутске РС (Я) (л.д. 21) о том, что на дату выдачи справки задолженности по страховым взносам в ПФР Общество не имеет.
2 сентября 2009 года в соответствии с данными вышеуказанных справок составлен ликвидационный баланс (л.д. 16).
3 сентября 2009 года ликвидатором Общества в регистрирующий орган (МРИ ФНС № 5 по РС (Я)) были сданы заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение единственного участника Общества об утверждении ликвидационного баланса по состоянию на 02.09.2009, что подтверждается распиской в получении документов от 03.09.2009 (л.д. 17).
10 сентября 2009 года регистрирующим органом принято со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 18).
В решении указано, что по акту выездной налоговой проверки ООО «Транс-Виза» выявлены нарушения в виде неуплаты налогов всего на сумму 9 094 217, 40 руб., в связи с чем представленные документы считаются не представленными в регистрирующий орган.
Инспекцией на основании статьи 89 Налогового кодекса РФ 30 июня 2009 года принято решение о проведении выездной налоговой проверки № 13/92 (л.д. 33 – 34), с указанным решением 06.07.2009 ознакомлена ликвидатор Общества ФИО2, что подтверждается подписью ликвидатора.
По результатам налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 9 сентября 2009 года, экземпляр которого получен ликвидатором Общества 09.09.2009. Из содержания указанного акта следует, что проверка начата 30.06.2009 и окончена 27.08.2009.
12 октября 2009 года заместителем руководителя Инспекции вынесено решение о привлечении ООО «Транс-Виза» к ответственности за совершение налогового правонарушения № 13/97 (л.д. 35 – 46), копия решения получена ликвидатором ФИО2 14.10.2009 (л.д. 46).
Заявитель, не согласившись с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, обратился в суд с заявлением об оспаривании.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о незаконности указанного решения регистрирующего органа правильными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Согласно положениям статьи 22 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, на основании пункта 4 статьи 9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, предусмотренных этим Федеральным законом.
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ (введен в действие с 1 июля 2009 года) предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
- непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, были представлены ликвидатором Общества в регистрирующий орган, указанное обстоятельство не оспаривается регистрирующим органом и следует из содержания оспариваемого решения.
Таким образом, основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-Фз у регистрирующего органа отсутствовали.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из соблюдения ликвидатором Общества требований законодательства Российской Федерации, предусмотренных для осуществления ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Материалами дела подтверждается, чти во исполнение вышеуказанных требований закона ликвидатор Общества поместил в «Вестнике государственной регистрации» № 9 (214) публикацию о ликвидации ООО «Транс-Виза», а также о порядке и о двухмесячном сроке, с даты публикации, для заявления требований кредиторами.
12 марта 2009 года регистрирующим органом выданы свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 14 № 001712908 (л.д. 22), которым подтверждается, что в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, серии 14 № 001712909 (л.д. 23), которым подтверждается, что в ЕГРЮЛ внесена запись о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что налоговый орган (являющийся одновременно и регистрирующим органом) был уведомлен о ликвидации ООО «Транс-Виза», и в срок, установленный в публикации, не предъявил требование к ликвидируемому юридическому лицу.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами (12.04.2009) ликвидатор Общества составил промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 18.05.2009, а затем и ликвидационный баланс в соответствии с требованиями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и обратился в регистрирующий орган с заявлением о снятии с учета в налоговом органе юридического лица и представил необходимые документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Доводы регистрирующего органа о том, что представленный ликвидатором ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, так как в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, в связи с чем он считается не представленным, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции.
Из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ следует, что в связи с ликвидацией организации - налогоплательщика осуществляется налоговая проверка.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает обязательность проведения выездной налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией в качестве условия для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что составление достоверного промежуточного ликвидационного баланса возможно только после проведения налоговым органом выездной налоговой проверки, подлежат отклонению как необоснованные.
В соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденными Приказом ФНС России от 25 апреля 2006 г. № САЭ-3-09/257@, с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации предприятия налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет. Для этого в соответствии с п. 2.1 Методических указаний структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица:
- направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел по работе с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности и при необходимости в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке;
- вносит в ЕГРН сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации;
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция назначила проведение выездной налоговой проверки Общества только 30 июня 2009 года (л.д. 33), при наличии уведомления о начале процедуры ликвидации Общества 12 марта 2009 года. Учитывая, что сообщение в «Вестнике государственной регистрации» № 9 (214) о ликвидации Общества было опубликовано 11.03.2009 (л.д. 15), к моменту назначения выездной налоговой проверки двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов истек.
Более того, на дату представления (03.09.2009) ликвидатором в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, решения единственного участника Общества об утверждении ликвидационного баланса по состоянию на 02.09.2009, налоговой инспекцией не был составлен в порядке статьи 100 Налогового кодекса РФ акт выездной налоговой проверки (акт проверки датирован 09.09.2009) и не было принято решение по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки в порядке статьи 101 Налогового кодекса РФ (решение вынесено только 12.10.2009).
На момент представления в регистрирующий орган ликвидационного баланса по состоянию на 02.09.2009 у Общества имелась переплата по налогам, что подтверждается полученной в налоговом органе справкой от 12.08.2009.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решения регистрирующего органа от 10 сентября 2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и наличии оснований для удовлетворения требований Общества.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2009 года по делу № А58-7846/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2009 года по делу №А58-7846/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий Э.В. Ткаченко
Судьи Е.О. Никифорюк
Е.В. Желтоухов