ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-3944/11 от 18.10.2011 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А10-2391/2011

28 октября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2011.

Полный текст постановления изготовлен 28.10.2011.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,

судей Юдина С.И., Клочковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения «Кабанское» Кабанского района Республики Бурятияна решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 августа 2011 года по делу № А10-2391/2011 по иску Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия (Республика Бурятия, <...> ОГРН <***> ИНН <***>) к Администрации муниципального образования сельского поселения «Кабанское» Кабанского района Республики Бурятия (Республика Бурятия, <...> ОГРН <***>, ИНН <***>) о понуждении принять в собственность очистные сооружения бытовых сточных вод производительностью 750 куб.м./сутки, распложенные в с. Кабанск Республики Бурятия, (суд первой инстанции: Борголова Г.В.)

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности № 26 от 04.08.11, ФИО2, представитель по доверенности № 26 от 09.08.11,

от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности от 28.03.11.

установил:

Администрация муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Администрации

муниципального образования сельского поселения «Кабанское» Кабанского района Республики Бурятия о понуждении принять в собственность очистные сооружения бытовых сточных вод производительностью 750 куб.м./сутки, расположенные в с. Кабанск Республики Бурятия.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 августа 2011 года исковые требования удовлетворены, суд понудил администрацию муниципального образования сельское поселение «Кабанское» принять в собственность очистные сооружения сточных вод производительностью 750 куб.м./сутки, расположенные в с. Кабанск, Республика Бурятия, именно, здание биологической очистки, здание Главной КНС, здание КНС 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, включая оборудование всех КНС, канализационные линии, высоковольтная линия, наружное освещение кабельная линия ВЛ-0,4, подъездная дорога к зданию биологической очистки по акту приема-передачи администрации муниципального образования «Кабанский район». Указанное имущество находится в с. Кабанск.

Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в поданной на него апелляционной жалобе просит отменить, как вынесенный с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что надлежащим истцом или ответчиком по делу, вытекающему из гражданских правоотношений, следует признавать именно РФ, субъект РФ или муниципальное образование, суд разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Учитывая, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, очистные сооружения следует считать имуществом, предназначенным для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 9 ч. 3 чт. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).Полагает, чтоарбитражный судошибочно ссылается на Водный кодекс РФ, указанный нормативный акт в данном случае не подлежит применению, так как при водоотведении и очистке сточных вод в рассматриваемом случае никакие водные объекты не используются. Также полагает ошибочным указание суда на то, что очистные сооружения канализации представляют собой имущественный комплекс, на том лишь основании, что канализационные сети, присоединены к очистным сооружениям и их раздельная эксплуатация невозможна. Обращает внимание, что само здание биологической очистки (включая высоковольтную линию, подъездную дорогу) предназначено для обезвреживания и переработки жидких бытовых отходов, а значит, является имуществом необходимым для решения вопросов местного значения муниципального района, т.е. истца. Считает, что указания писем Министерства природных ресурсов, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия по толкованию действующих норм федерального законодательства не являются официальным, а соответственно не подлежит обязательному применению.

Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, отзыва, соответственно.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности МО «Кабанский район» находится комплекс очистных сооружений бытовых и сточных вод производительностью 750 куб.м./сутки, расположенный в с. Кабанск, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8-21).

Наименование имущества: здание биологической очистки, здание Главной КНС, здание КНС 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, включая оборудование всех КНС, канализационные линии, высоковольтная линия, наружное освещение кабельная линия ВЛ-0,4, подъездная дорога к зданию биологической очистки.

Согласно письмам Министерства природных ресурсов Республики Бурятия № 002- 000127 от 20.01.2010, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия № 019-000348/09-0-1 от 13.01.2010 комплекс очистных сооружений является объектом водоотведения (л.д. 22, 26-27).

Решением Совета депутатов МО «Кабанский район» 17.09.2010 № 225, согласован проект о безвозмездной передаче комплекса очистных сооружений с. Кабанск.

Истец письмами № 14-12-434/10 от 28.12.2010, № 28-12-260/10 от 30.07.2010 просил ответчика принять в муниципальную собственность сельского поселения здание биологической очистки, здание Главной КНС, здание КНС 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, включая оборудование всех КНС, канализационные линии, высоковольтная линия, наружное освещение кабельная линия ВЛ-0,4, подъездная дорога к зданию биологической очистки по акту приема- передачи (л.д. 23,24-25).

МО «Сельское поселение «Кабанское» письмом № 26 от 26.01.2011 принимать в муниципальную собственность указанные очистные сооружения отказалось (л.д. 28).

В связи с тем, что Администрация МО «Сельское поселение «Кабанское» акт приема-передачи не подписала, отказалась принять в муниципальную собственность очистные сооружения, Администрация МО «Кабанский района» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу об обоснованности требований истца, при это м исходил из того, что в силу закона вопросы водоснабжения и водоотведения относятся к вопросам местного значения поселений. Комплекс очистных сооружений представляет собой единый комплекс неразрывно связывающий процессы водоотведения и утилизации. Суд также указал, что истцом соблюден порядок передачи имущества в муниципальную собственность сельского поселения, однако, ответчик уклоняется от приема указанного имущества, с помощью которого осуществляет в силу закона вопросы местного значения поселения.

Судебный акт принят со ссылками на положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 1 части 2 статьи 50, статью 83, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацы 9,10,12,13 пункта 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Республики Бурятия N 637-III от 24/03/2004 «О передачеобъектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную собственность или муниципальную собственность и приеме объектовинойгосударственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия», статью 1 Водного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит.

По смыслу положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры являются объектами муниципальной собственности.

Федеральным законом Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14); в собственности поселений должно находиться соответствующее указанным вопросам местного значения имущество (пункт 1 части 2 статьи 50); объекты имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, должны быть переданы в собственность поселений (статья 83).

Спорное имущество - здание биологической очистки, здание Главной КНС, здание КНС 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, включая оборудование всех КНС, канализационные линии, высоковольтная линия, наружное освещение кабельная линия ВЛ-0,4, подъездная дорога к зданию биологической очистки как установлено в судебном заседании из пояснений сторон и представленных в дело доказательств, является частью объекта коммунально-бытового назначения (инженерная инфраструктура сельского поселения «Кабанское»).

Поскольку спорное имущество в комплексе представляет собой объекты инженерной инфраструктуры сельского поселения «Кабанское», предназначенные для обслуживания населения, следовательно оно является муниципальной собственностью.

Вопрос о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями может быть разрешен самостоятельно в порядке, предусмотренном положениями части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок
направлениясогласованныхпредложенийорганами местногосамоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органыместногосамоуправления,наделенныевустановленномпорядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовойакт субъекта РоссийскойФедерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абзацами 9,10,12,13 у пункта 11.1 статьи 154 Закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вопросыпередачиимуществамеждусоответствующимимуниципальными образованиями, в том числе: порядок согласования перечня подлежащего передаче
 имущества и направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Республики Бурятия урегулированы Законом Республики Бурятия N 637-III от 24/03/2004 «О передачеобъектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную собственность или муниципальную собственность и приеме объектовинойгосударственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия».

В соответствии с положениями статьи 10 названного закона передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность Российской, собственность Республики Бурятия и других субъектов Российской Федерации, иную муниципальную собственность и прием объектов государственной или иной муниципальной собственности в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляется на основании решения представительных органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставами муниципальных образований.

Решением Совета депутатов МО «Кабанский район» от 17.09.2010 № 225, согласован проект о безвозмездной передаче комплекса очистных сооружений с. Кабанск.

Истец письмами № 14-12-434/10 от 28.12.2010, № 28-12-260/10 от 30.07.2010 просил ответчика принять в муниципальную собственность сельского поселения здание биологической очистки, здание Главной КНС, здание КНС 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, включая оборудование всех КНС, канализационные линии, высоковольтная линия, наружное освещение кабельная линия ВЛ-0,4, подъездная дорога к зданию биологической очистки по акту приема- передачи (л.д. 23,24-25).

Более того, истец направил ответчику акт приема-передачи имущества. Однако, последний отказался от принятия имущества и подписания акта со ссылками на то, что водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов м последующей передачей их на очистные сооружения канализации, где происходит обезвреживание и переработка жидких бытовых отходов. Ссылаясь на статью 15 Закона 131-ФЗ считает, что утилизация относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Судом первой инстанции отказ ответчика от принятия спорного имущества по приведенным им мотивам признан необоснованным в силу изложенных выше обстоятельств.

С учетом того, что истцом соблюден порядок передачи имущества в муниципальную собственность сельского поселения, требование истца о понуждении ответчика принять в собственность очистные сооружения сточных вод производительностью 750 куб.м./сутки, расположенные в с. Кабанск, Республика Бурятия правомерно удовлетворено.

Доводы заявителя апелляционной жалобы оцениваются апелляционным судом критически и отклоняются как несостоятельные, не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.

Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, и не усматривает оснований для его отмены или изменения, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 августа 2011 года по делу № А10-2391/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий: Скажутина Е.Н.

Судьи: Клочкова Н.В.

Юдин С.И.