траница 5
постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 29.12.2008г. по делу № А10-3293/08 04АП-4011/2008
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б
www.4aas.arbitr.ru; E-mail: apelsud@mail.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции
г. Чита
Дело № А10-3293/08 04АП-4011/2008
29 декабря 2008 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вторушиной Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Бурят-Терминал» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2008 года по делу № А10-3293/08 по заявлению Бурятского транспортного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Бурят-Терминал» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
(суд первой инстанции: Вишнякова Т.П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было,
от ответчика: ФИО1, по доверенности №27 от 28.05.2008 г.,
от Управления Ростехнадзора по Республике Бурятия: не было,
Заявитель - Бурятский транспортный прокурор - обратился с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Бурят-Терминал» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции решением от 19 ноября 2008 года заявленные требования удовлетворил, указав на наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
ООО «Бурят-Терминал», не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что в отношении нефтепродуктов не могут использоваться понятия «отгрузка-разгрузка», а при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности допущены процессуальные нарушения. В судебном заседании представитель общества дополнительно пояснил, что в тексте постановления отсутствуют ссылки на документы, на основании которых вынесено постановление, не доказано событие правонарушения и отсутствуют пояснения законного представителя общества. Представитель ответчика также указал, что слив-налив нефтепродуктов не может быть самостоятельным видом деятельности ООО «Бурят-Терминал», а является составной частью основного вида деятельности общества.
Заявитель и Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, известили о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие своих представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
15 сентября 2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ООО «Бурят-Терминал».
Согласно Уставу общества основными видами его деятельности являются:
- обеспечение нефтепродуктами юридических и физических лиц, других потребителей регионов России и за ее пределами;
- транспортировка, хранение, отгрузка нефтепродуктов;
- оптовая и розничная торговля нефтепродуктами, в том числе через заправочные станции;
- строительство и эксплуатация нефтебаз, трубопроводов, хранилищ для нефтепродуктов, автозаправочных станций;
- ремонтно-техническое обслуживание автомобилей;
- получение, хранение, перевозка продукции производственного назначения;
- производственно-техническое обслуживание и комплектация оборудования;
- производство, хранение переработка и реализация продукции сельскохозяйственного назначения и товаров народного потребления;
- оказание платных услуг предприятиям и населению, осуществление торгово-закупочной и коммерческо-посреднической деятельности;
- испытание нефтепродуктов для целей сертификации в своей области аккредитации соответствия с полученной в установленном порядке лицензией. Рентабельность, полученная от деятельности общества по испытанию нефтепродуктов для целей сертификации не должна превышать 35 %.
- оказание социальных услуг населению;
- организация и проведение подготовки и повышения квалификации кадров;
- организация общественного питания;
- закупка продовольственных и промышленных товаров для организации торговли и общественного питания, их переработка хранение и реализация;
- охрана производственных объектов;
- организация оптовой и розничной торговли товаров народного потребления и производственно-технического назначения;
- развитие собственной производственной базы;
- осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с целями деятельности общества и в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
- иная деятельность, отвечающая целям и не противоречащая действующему законодательству.
Общество имеет лицензию № ЭК-64-000138 (К) от 16.11.2006 г., выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов (опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПА или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия); лицензию №3/08015 от 08.02.2008г., выданную Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов (эксплуатация пожароопасных объектов, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудно горючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль, волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, за исключением объектов, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом).
Бурятской транспортной прокуратурой проведена проверка общества по вопросу соблюдения законодательства о лицензировании.
В ходе проверки установлено, что в период с 01.10.2008г. по 21.10.2008г. общество осуществило прием и разгрузку на путях необщего пользования Улан-Удэнского, Джидинского, Сульфатского, Северобайкальского цехов 7432,182 тонны дизельного топлива и неэтилированного бензина, о чем имеется отчет по поступлении нефтепродуктов за период с 01.10.2008г. по 22.10.2008 г., запись в журнале учета поступивших продуктов.
Указав на отсутствие у ООО «Бурят-Терминал» лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов на железнодорожном транспорте, Бурятский транспортный прокурор вынес постановление от 23.10.2008г. о возбуждении дела об административном правонарушении и обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции привлек общество к установленной административной ответственности.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.1992г. № 883 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте РФ» и Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках их по железным дорогам, утвержденных МПС РФ от 25.11.1996г. №ЦМ-407, МЧС РФ 31.10.1996г. №9/733/3-2, ФГПН РФ 28.10.1996г. №03-35/287 бензин и дизельное топливо относятся к опасным грузам 3 класса.
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 г. № 134, погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов на железнодорожном транспорте подлежит обязательному лицензированию. Порядок лицензирования определен в Положении «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 134 от 15.03.2006г.
Данное положение определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных подъездных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет погрузо-разгрузочные работы на железнодорожном пути не общего пользования без специального разрешения (лицензии).
Лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов, на которые ссылается общество, не охватывают собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку указанные лицензии разрешают проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что общество, не имея лицензии на данный вид деятельности, осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность опасных грузов – бензина и дизельного топлива на железнодорожном транспорте.
Таким образом, суд первой инстанции верно квалифицировал действия общества по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и отклонил доводы ответчика, указав, что наличие или отсутствие прибыли не влияет на квалификацию данного правонарушения, а действия ООО «Бурят-Терминал» не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Судом первой инстанции также дана надлежащая оценка доводам представителя общества о нарушении процессуальных норм при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с указанной нормой в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.10.2008г. имеются дата и место составления, должность и фамилия лица, вынесшего постановление, сведение о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указано место, время совершения и событие административного правонарушения, ссылка на норму КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение; кроме того, в материалах дела имеются данные о своевременном извещении законного представителя ООО «Бурят-Терминал» о составлении постановления и объяснения законного представителя №13/927 от 24.10.2008г.
Таким образом, заявителем соблюден процессуальный порядок привлечения общества к административной ответственности, поскольку постановление содержит достаточные данные, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
Ссылка общества на отсутствие в постановлении от 23.10.2008г. ссылок на документы, на основании которых оно вынесено, и пояснений законного представителя ООО «Бурят-Терминал», судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку отсутствие в постановлении указанной информации не является существенным нарушением норм процессуального права и не может трактоваться как неустранимое сомнение в виновности лица.
Судом первой инстанции верно дан анализ доказательствам, подтверждающим вину ООО «Бурят-Терминал» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.2 КоАП РФ. Приказы №1/10 от 09.01.2008г., №1/11 от 09.01.2008г., №1/13 от 09.01.2008г., №79/1 от 07.08.2008г., договор №Т-05/266 от 17.10.2005г., прейскурант от 31.07.2008г., отчет о поступлении нефтепродуктов за период с 01.10.2008 по 22.10.2008г., запись в журнале учета поступивших продуктов свидетельствуют о периодическом осуществлении работ по погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов на железнодорожном транспорте.
Суд первой инстанции правомерно посчитал полностью доказанной вину ООО «Бурят-Терминал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку ответчик осуществлял разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте без лицензии на данный вид деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, регулирующих правоотношения в сфере лицензирования, и не подтвердило принятие им всех исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2008 года по делу № А10-3293/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Т.О. Лешукова
Судьи Д.Н. Рылов
Г.Г. Ячменёв