ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4029/2022 от 26.10.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

ул. Ленина 100б, Чита, 672000,

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

       Дело № А58-872/2022

02 ноября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), с участием судьи Николаевой Г.Л. и секретаря судебного заседания Еремеевой Л.Н. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью газоспасательная служба «Газспассервис» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года по делу № А58-872/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью газоспасательная служба «Газспассервис» (ИНН 1435295714, ОГРН 1151447005599, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул Дзержинского, д. 26 к. 3) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, офис 213) о признании недействительными решения от 13.12.2021,

в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: акционерное общество «Саханефтегазсбыт» (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857, 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Чиряева, д. 3), государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435181844, ОГРН 1061435072093),

при участии в судебном заседании :

от общества с ограниченной ответственностью газоспасательная служба «Газспассервис» – Кутепова А.Н. (генеральный директор), Томтосовой В.Е. – представителя по доверенности от 09.12.2019,

от государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Службы спасения Республики Саха (Якутия)» – Тарского В.В. (и.о. начальника ГБУ РС(Я), Чистоедова Д.В. (доверенность от 21.02.2022), Анисимова Н.Д. – представителя по доверенности от 03.02.2022, Чистоедова Д.В. – представителя по доверенности от 21.02.2022,

от акционерного общества «Саханефтегазсбыт» – Левина П.Н. – представителя по доверенность от 22.11.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью газоспасательная служба «ГазСпасСервис» (далее – заявитель, ООО «ГазСпасСервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 13.12.2021 по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-2455/2021.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года в удовлетворении требования отказано полностью.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.

Заявитель отмечает, чтосогласно перечню системообразующих организаций российской экономики, в части ТЭК, утвержденному согласно критериям протокола заседания правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики от 10.04.2020 №7кв, в редакции от 25.06.2020–и.106 указано АО «Саханефтегазсбыт».

Общество полагает, что АО «Саханефтегазсбыт», находящееся в сфере деятельности Минэнерго России, создано на основании Указа Президента PC (Я), находится в ведении Министерства имущественных и земельных отношений PC (Я) и Министерства промышленности и геологии PC (Я), но только в части регулирования хозяйственных, имущественных вопросов, программ развития газификации и газоснабжения Республики Саха (Якутия).

Также заявитель указал, что, поскольку установлены специальные требования для аттестации аварийно-спасательных служб, обслуживающих указанные объекты, аттестационными комиссиями Минэнерго России, допуск к оказанию такого рода услуг организацией, аттестованной аттестационной комиссией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позволяет обеспечить соблюдение императивных требований об оказании аварийно-спасательных услуг лицом, соответствующим аттестационным требованиям. Соответствующая позиция изложена в письме МЧС России от 26.11.2014 № 18-1-4-3775, представленном истцом в материалы дела.

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Службы спасения Республики Саха (Якутия)», акционерное общество «Саханефтегазсбыт» и Якутское УФАС России в письменных отзывах просили признать апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.06.2022 по делу №А58-872/2022 необоснованной и в ее удовлетворении отказать полностью.

Представители общества в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представители государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Службы спасения Республики Саха (Якутия)» и акционерного общества «Саханефтегазсбыт» поддержали доводы отзывов.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 29.11.2021 опубликовано извещение о проведении закупки № 32110832391 – запрос предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах.

Рассматриваемый запрос предложений в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 22-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 2.1.8 закупочной документации обязательные требования к участнику:

1) Участник должен иметь свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК):

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ.

2) иметь собственный или привлекаемый (оформленный  в соответствии с Гражданским кодексом РФ или привлекаемый по трудовым либо по гражданско-правовым договорам) квалифицированный персонал. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.12.2020 № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

2. Иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Подпунктом 4.5.2.2. технического задания установлено:

Свидетельство согласно требованиям подпункта 2.1.8 на право ведения: газоспасательных работ, поисково-спасательных работ, работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Заказчиком запроса предложений в электронной форме является АО «Саханефтегазсбыт».

Жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Жалоба ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» была направлена в Управление 29.11.2021 в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу поступило в АО «Саханефтегазсбыт» в момент вскрытия заявок и их рассмотрения.

Жалоба ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-2455/2021 на действия (бездействие) заказчика АО «Саханефтегазсбыт» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах  транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах (извещение № 32110832391), установив нарушение требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, решением Управления от 13.12.2021 жалоба ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» на действия (бездействие) заказчика АО «Саханефтегазсбыт» признана обоснованной.

На основании указанного решения Управлением выдано предписание от 13.12.2021 дополнить документацию по запросу предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах.

Заявитель является участником и победителем оспариваемой закупки, по результатам запроса предложений между АО «Саханефтегазсбыт» с ООО ГазСпасСервис» заключен договор от 10.02.2022 № СНГС-ОТиПБ-304 .

Не согласившись с вынесенным решением Управления от 13.12.2021, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В оспариваемом решении, руководствуясь пунктами 5, 18 постановления Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя») (далее – Постановление Правительства РФ № 1091), подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 Приказа МЧС России от 20.02.2013 № 102 «Об утверждении положения о постоянно действующих комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», распоряжением Правительства РС (Я) от 26.12.2014 № 1584-р «О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я)», приказом Министерства энергетики РФ от 20.08.2020 № 680, Управлением установлено, что аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требования заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность указанной заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика. Требование заказчика о наличии свидетельства об аттестации, выданное Минэнерго, не содержит расширительного толкования в части того, что участнику необходимо предоставить свидетельство об аттестации на право ведения определенных работ (необходимых заказчику), выданное аттестационной комиссией, указанной в пункте 5 постановления Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»). На основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ (Правила № 2451), приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на на окружающую среду», Комиссия Управления пришла к выводу, что требование о наличии у участника лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является правомерным.

Установив изложенное, Управление приняло решение о признании жалобы ГБУ «Служба спасения РС (Я)» на действия (бездействие) АО «Саханефтегазсбыт» обоснованной и установить в действиях АО «Саханефтегазсбыт» нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Управлением выдано обязательное для исполнения предписание.

На официальном сайте МЧС России опубликован отчет обо всех спасательных формированиях в субъекте РФ: РС (Я) в списке аварийно-спасательных топливно-энергетического комплекса под номером 8 представлено ООО «ГазСпасСервис».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» и части 8 приказа МЧС России от 20.02.2013 № 102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статусом» ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС (Я)» проходит аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ и получает соответствующее свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в Территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я), утвержденной распоряжением Правительства РС (Я) от 26.12.2014 № 1548-р «О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей РС (Я)» и согласно свидетельству на аварийно-спасательные работы обслуживает опасные производственные объекты, осуществляющих свою деятельность по добыче, транспортировке, а также хранение и использование нефти и нефтепродуктов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.08.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона закупках документация о закупке должна содержать требования, предъявляемые к участникам такой закупки.

Таким образом, закупочная комиссия заказчика при осуществлении процедур рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в закупочных процедурах, должна руководствоваться, в том числе, положением о закупке, документации о закупке.

Согласно статье 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее – Федеральный закон № 151-ФЗ) под аварийно-спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования; аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Статьей 12 Федерального закона № 151-ФЗ установлено, что все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

Согласно пункту 2 названного Положения, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статей 10, 12 Федерального закона № 151-ФЗ и норм Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1091, все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 5 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 (далее – Положение об аттестации), Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее – аттестационные комиссии):

Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее – Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;

аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;

аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

В соответствии с пунктом 6 Положения об аттестации аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

В соответствии с пунктом 7 Положения об аттестации аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

Полномочия комиссии о выдаче свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ закреплено в пункте 18 Положения.

Согласно пункту 18 названного Положения об аттестации аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации).

Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 (далее – Положение № 102).

В соответствии с пунктом 4 Положение № 102 аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе по отраслевому, территориальному или объектовому принципам.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 Положения № 102 аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.

Территориальная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» и приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», на основании утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12. 2014 № 1548-р (ред. от 07.10.2021) «О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)» Положения о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)».

Приказом Министерства энергетики РФ от 20.08.2020 № 680 утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию:

аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России;

аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России;

аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагать осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности;

профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром», предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности вывода Управления о том, что аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требования заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность указанной заказчиком подлежит допуску к рассмотрению закупочной комиссией заказчика.

Следовательно, довод заявителя о том, что аттестация аварийно-спасательных служб, созданных организациями, обслуживающими объекты, входящими в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти – Минэнерго, не основано на нормах права.

По мнению АО «Саханефтегазсбыт», аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требования заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность, указанной заказчиком является правомерным. АО Саханефтегазсбыт» поясняет о том, что он не указан в перечне объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России.

При этом, АО «Саханефтегазсбыт», как заказчик закупки, оспариваемое решение не обжаловало. Кроме этого, АО «Саханефтегазсбыт» не обжаловало и предписание от 13.12.2021.

АО «Саханефтегазсбыт» пояснило о том, что заявитель является и участником, и победителем закупки, проведенной путем запроса предложений по извещению № 32110832391, и по результатам запроса предложений между АО «Саханефтегазсбыт» с ООО ГазСпасСервис» заключен договор от 10.02.2022 № СНГС-ОТиПБ-304, тем самым, оспариваемое решение не нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявителем не доказано несоответствие оспариваемого акта закону или иным нормативным актам, также как и не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением.

Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 года по делу № А58-872/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья                                                      Сидоренко В.А.

Судьи                                                                                               Басаев Д.В.

                                                                                                          Ломако Н.В.