ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4071/08 от 28.01.2009 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

Тел. (3022) 35-96-26 Тел./факс (3022) 35-70-85

www.4aas.arbitr.ru; E-mail:apelsud@mail.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-13964/08

04 февраля 2009 года

Резолютивная часть постановления вынесена 28 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2009 года.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе

  председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Никифорюк Е.О., Клочковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вторушиной Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «А.Г.Русский лес» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2008 года по делу № А19-13964/08 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «А.Г.Русский лес» к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству о признании незаконными и отмене постановлений №170-38-17/08, №176-38-17/08, №177-38-17/08 от 14.07.2008 года,

(суд первой инстанции: Куклина Л.А.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было,

от управления: не было,

Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «А.Г.Русский лес» - обратился с требованием о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству о назначении административного наказания от 14.07.2008 года № 170-38-17/08, №176-38-17/08, №177-38-17/08.

Суд первой инстанции решением 24 ноября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказал. Как следует из судебного акта, суд пришел к выводу о том, что управление имело право издавать распоряжение о проведении проверок, управлением не допущено процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемых постановлений, указывая, что у общества не было финансовой возможности выехать повторно на судебное заседание и ознакомиться с материалами дела, которое судом было отложено. Законный представитель общества не был извещен о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении. Общество не было своевременно уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела на заседании комиссии при вынесении постановления об административном правонарушении. Судом не исследованы обстоятельства применения лесного законодательства – Лесного кодекса РФ и Правил заготовки древесины. Правоотношения общества и лесхоза возникли до введения в действия редакции Лесного кодекса от 01.01.2007г. и Правил заготовки древесины от 16.07.2007г. №184. Судом не исследовано то обстоятельство, что проверка проводилась по истечении 6 месяцев после окончания действия лесорубочных билетов.

Заявитель, теруправление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционного суда явку своих представителей не обеспечили, теруправление заявило о рассмотрении дела в свое отсутствие; представив отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно п.8 «е», п.9, п.60 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 года № 184, запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.

При заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров.

При производстве работ по заготовке древесины обеспечивается очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).

В соответствии со ст.8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007г. № 116-ФЗ)

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. № 417.

В соответствии с указанными Правилами при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

В соответствии со ст.8.27 КоАП РФ нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с п.12 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007г., в целях содействия естественному лесовосстановлению осуществляется минерализация поверхности почвы.

В соответствии со ст.99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 18 июня 2008 года на основании Приказа №18-пр от 01.06.2008г. проведена плановая проверка соблюдения обществом законодательства в сфере использования лесов на участках лесного фонда, переданных обществу в аренду, о чем 17 июня 2008 года составлены акты проверки №28, 29, 30, и начальником отдела по Киренскому участковому лесничеству составлены протоколы об административном правонарушении №162-38-17/08, №167-38-17/08, 177-38-17/08, действия общества квалифицированы по ч.1 ст.8.25, ст.32, ст.8.27 КоАП РФ. На момент проводимой проверки в квартале 92 Киренского лесничества общество допустило нарушение требований ряда нормативных правовых актов в области охраны окружающей природной среды и использования лесов, а именно: оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеках (бой лома), завышены пни, уничтожены деляночные столбы, орошена древесина; не произведена очистка лесосеки, отсутствует минимальная полоса по периметру лесосеки, порубочные остатки сдвинуты на стенку леса; отсутствие минерализации на погрузочной площадке, что является нарушениями п.п. 7, 8 «е», 9, 60 Правил заготовки древесины, п.п. «а», «б» п. 17, п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, п.12 Правил лесовосстановления.

14 июля 2008 года теруправлением вынесены оспариваемые заявителем постановления о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.25, ст.8.32, ст.8.27 КоАП РФ.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене с учетом следующего.

Согласно частям 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Доводы заявителя о нарушении административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являются обоснованными, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено обязательное составление протокола о совершении административного правонарушения (за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 Кодекса).

В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Таким образом, участие в составлении протокола является правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Из материалов дела усматривается, что протоколы об административных правонарушениях составлены 17 июля 2008 года в отсутствие законного представителя общества.

Акты проведения проверки соблюдения лесного законодательства также составлены в отсутствие представителя общества.

Повестка, которой законный представитель общества - директор Глова А.П. приглашался 17.06.2008г. к 10 часам в Киренское лесничество для составления протоколов об административном правонарушении, была получена им 14.06.2008г.

Административный орган утверждает, что в указанное время представитель общества для составления протоколов не явился (отзыв, л.д.15).

Вместе с тем из документов, дополнительно представленных обществом к апелляционной жалобе (доверенность № 3 от 17июня 2008 года, выданная обществом на участие с ФГУ Киренский лесхоз в освидетельствовании лесосек по лесобилетам), усматривается, что 17 июня 2008 года директор общества явился в теруправление. На оборотной стороне доверенности имеется запись директора общества о том, что доверенность вручена директору Березовской И.И. в 12-30 17.06.2008 года только после того, как был приглашен свидетель Белинский В.С., до 12-30 доверенность директор Березовская И.И. не принимала, тем самым сорвала освидетельствование лесосек. Также имеется запись начальника Киренского лесничества Березовской И.И. о том, что повестка выписана на Территориальное управление лесами Иркутской области по Киренскому лесничеству, доверенность на ФГУ Киренский лесхоз принимается, но оформлена не на данное предприятие. Время совершения данной записи в доверенности не проставлено.

Между тем согласно Гражданскому Кодексу РФ, Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» директор заявителя без доверенности действует от имени общества и представляет его в отношениях с третьими лицами.

Таким образом, наличие доверенности на ФГУ Киренский лесхоз не исключает право Гловы А.В., явившегося по повестке, на участие в освидетельствовании лесосек и в составлении протоколов. Между тем, как усматривается из содержания записей в доверенности, заявитель такого права был лишен.

Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что дела об административных правонарушениях рассмотрены в отсутствие законного представителя общества, при этом отсутствуют доказательства извещения общества о времени и месте рассмотрения дел.

В материалы дела не представлены доказательства вручения (направления) обществу протоколов, в которых указано, что рассмотрение дел состоится 14 июля 2008 года; также не представлен текст уведомления о рассмотрении дел об административных правонарушениях, направленное обществу согласно почтовому уведомлению № 62346, из которого бы усматривалось, что общество приглашалось для рассмотрения дел на 14 июля 2008 года на 11 часов 00 минут.

В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 10 Постановления Пленума от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Выявленные в ходе проверки законности и обоснованности принятого административным органом постановления нарушения, по мнению апелляционного суда, носят существенный характер и не могут быть устранены при рассмотрении дела.

Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления и его отмены.

При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции следует отменить, принять новый судебный акт о признании незаконными и отмене полностью оспариваемых постановлений о привлечении общества к административной ответственности.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2008 года по делу № А19-13964/08, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 ноября 2008 года по делу № А19-13964/08 отменить. Принять новый судебный акт.

Постановления Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству о назначении административного наказания от 14.07.2008 года № 170-38-17/08, №176-38-17/08, №177-38-17/08 признать незаконными и отменить полностью.

Данное постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий Т.О. Лешукова

Судьи Е.О. Никифорюк

Н.В. Клочкова