ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4287/16 от 26.10.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-5017/2016

02 ноября 2016 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 июля 2016 года по делу № А19-5017/2016 по заявлению акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» (ОГРН 1023800520402, ИНН 3801000449) к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о признании незаконным и отмене полностью постановления №С59-16-Ю/0036/3110 от 14.03.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, (суд первой инстанции: судья Зволейко О.Л.),

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

акционерное общество «Ангарскнефтехимпроект» (далее – заявитель, общество или АО «Ангарскнефтехимпроект») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) (далее - Банк) с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления №С59-16-Ю/0036/3110 от 14.03.2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «Ангарскнефтехимпроект» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при недоказанности имеющих для дела обстоятельств, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права, по доводам, изложенным в жалобе.

Банк в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Банк явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

В связи с длительным отсутствием судьи Басаева Д.В. заместитель председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда определением от 24.10.2016 заменил судью Басаева Д.В. на судью Желтоухова Е.В. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что проверкой, проведенной по жалобе физического лица, должностными лицами Банка в отношении общества, установлено, что годовая бухгалтерская отчетность за 2014 года раскрыта с нарушением установленного срока.

По факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2016 № С59-16-Ю/0036/1020, согласно которому АО «Ангарскнефтехимпроект» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и других материалов дела об административном правонарушении должностным лицом Банка вынесено постановление от 14.03.2016, которым АО «Ангарскнефтехимпроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Полагая, что указанное постановление и порядок его принятия не соответствуют закону, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления правильным, исходя из следующего.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» Банк является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов, таким образом проводивший осмотр эксперт, является должностным лицом Банка России, осуществляющим контроль и надзор в сфере корпоративных отношений и действующий вне рамок административного расследования, предусмотренного КоАП РФ.

В соответствии со статьей 28.2, частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 04.03.2014 № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», протокол об административном правонарушении от 04.12.2014 составлен должностным лицом административного органа - главным юрисконсультом сектора сопровождения финансовых рынок юридического отдела Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю в соответствии с его компетенцией.

В соответствии с частью 1 статьи 23.74 КоАП РФ Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.17-15.22 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 части 2 данной статьи предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Банка России вправе руководители территориальных подразделений Центрального банка Российской Федерации, их заместители, в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в сфере финансовых рынков.

Протокол об административном правонарушении от 10.02.2016 № С59-16-Ю/0036/1020 составлен начальником отдела по работе с обращениями инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском Федеральном Округе Смотровым В.Ю., постановление вынесено исполняющим обязанности заместителя управляющего отделением по Иркутской области Сибирского главного управления Банка Ивановой Т.В.

Таким образом, протокол составлен, а постановление об административном правонарушении приняты уполномоченными должностными лицами.

Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно протоколу от 29.06.2015 № 1/2015 годового общего собрания акционеров АО «Ангарскнефтехимпроект» по итогам 2014 года принято решение о смене типа общества с открытого акционерного общества на акционерное общество, то есть непубличное общество.

Открытое акционерное общество на основании пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции, действовавшей до 01.07.2015, обязано раскрывать, в том числе, годовую бухгалтерскую отчетность.

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг в понимании пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) – это обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Пунктом 26 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг, предусмотрено, что состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России (в редакции, действующей до 01.09.2013, – нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», до вступления в силу нормативных актов Банка России принятие которых отнесено к компетенции Банка России указанным федеральным законом применяются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Согласно пункту 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11- 46/пз-н, действовавшего до 17.03.2015 (далее – Положение), открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным положением, обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества.

Акционерные общества в силу пункта 8.3.1 Положения, обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с пунктом 8.1.2 Положения, обязанность по раскрытию информации, предусмотренной разделом VIII Положения, возникает для открытых акционерных обществ – с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.

Согласно пункту 8.3.4 Положения, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:

1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения;

2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество - эмитент в соответствии с Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

Общество по решению общего собрания акционеров на основании статьи 92.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» вправе соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах обратиться в Банк России с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

В силу пункта 1 статьи 30.1 Закона о рынке ценных бумаг, по решению Банка России эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 указанного закона при соблюдении условий, предусмотренных указанной нормой.

Как следует из материалов дел, на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2013 года (протокол от 21.06.2014 № 1/2014) принято решение об обращении в Банк с заявлением об освобождении от обязанности раскрыть информацию на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

Согласно информации, содержащейся в сети Интернет, обязанность осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии со статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг прекратилась у общества 09.09.2014 по решению Банка. Указанные обстоятельства подтверждаются также письмом Сибирского главного управления Банка от 22.01.2016, представленным в ответ на запрос Управления.

В этой связи, как правильно отметил суд первой инстанции, обязанность раскрытия на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности не в составе ежеквартального отчета у общества возникла после освобождения от обязанности раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (09.09.2014).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в силу пункта 8.3.3 Положения должна содержать:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

- пояснительную записку.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившем в силу с 01.01.2013. годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним

Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены следующие приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций), иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснения).

Из представленной копии бухгалтерской отчетности общества за 2014 год, указанная отчетность включает в себя:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а именно: отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Указанная отчетность утверждена на годовом общем собрании акционеров общества по итогам 2014 года (протокол от 29.06.2015 № 1/2015).

Обязательный аудит согласно статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводится, в том числе в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

Следовательно, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества подлежит обязательному аудиту.

В результате чего, годовая бухгалтерская отчетность общества за 2014 год подлежала раскрытию в сети Интернет в срок не позднее двух дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (пункт 8.3.4 Положения).

Согласно копии аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2014 год, указанное заключение составлено 02.03.2015.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность общества за 2014 год должна быть раскрыта в срок не позднее 04.03.2015.

Из материалов административного дела следует, что аудиторское заключение об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 2014 год получено обществом только 16.03.2015, ранее указанной даты общество объективно не имело возможности раскрыть в сети Интернет информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности общества за 2014 год, так как не владело информацией о дате составления такого заключения.

Согласно пункту 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 № 454-П, вступившему в силу 17.03.2015 (улучшающего положение общества), годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты ее составления, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра 8 составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, - не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Согласно пункту 71.3 указанного положения, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

То есть, годовая бухгалтерская отчетность общества за 2014 год должна быть раскрыта в срок не позднее 19.03.2015.

Вместе с тем, согласно представленной обществом справке от 29.12.2015, указанная отчетность раскрыта обществом в сети Интернет 23.03.2015 (адрес страницы сайта: http://disclosure.skrin.ru/disclosure/3801000449/?РТ1=8'), что подтверждается также информацией, содержащейся в сети Интернет.

Значит, отчетность раскрыта обществом позднее срока, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Банком 30.12.2014 № 454-П.

В соответствии с пунктом 2.13 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком 30.12.2014 № 454-П, отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с указанным положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности.

Вместе с тем, согласно письму общества от 29.12.2015 исх. № 06-24812, а также справке от 29.12.2015 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности общества за 2014 год, раскрыты 28.12.2015 в составе указанной отчетности в сети Интернет (адрес страницы сайта: http://disclosure.skrin.i-u/disclosure/3801000449/?DTI=8), что подтверждается информацией, содержащейся в сети Интернет

Кроме того, в указанном письме общества сообщается, что бухгалтерская отчетность общества за 2013, 2014 годы входила в состав материалов, предоставляемых акционерам общества при подготовке к проведению годовых общих собраний акционеров общества, и акционерам общества был обеспечен доступ к указанным материалам, вместе с тем, Чистилин Е.А. акционером общества не является.

Как верно указал суд первой инстанции, указанные обстоятельства не исключают для общества установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг в предусмотренном порядке и объеме.

Отсутствие факта раскрытия обществом пояснений в составе годовой бухгалтерской отчетности подтверждается актом осмотра информационного ресурса от 09.12.2015, составленный главным экспертом отдела по работе с обращениями инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе Тарасенко Юлией Сергеевной, а так же распечатками снимков с экрана (скрин-шотов) файлов опубликованных в составе годовой отчетности общества.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.

Протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания вынесены уполномоченными должностными лицами, при надлежащем извещении общества, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Мера наказания (административный штраф) АО «Ангарскнефтехимпроект» определена Банком с применением положения статьи 4.1 КоАП РФ в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, с 700 000 рублей – до 350 000 рублей.

Рассматривая довод общества о признании рассматриваемого правонарушения малозначительным, оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.

Иные доводы заявителя проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность оспариваемого постановления.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 июля 2016 года по делу № А19-5017/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья Сидоренко В.А.

Судьи Желтоухов Е.В.

Никифорюк Е.О.