ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина 100 «б»
Тел. (3022) 35-96-26 Тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: apelsud@mail.ru http:/4aas/arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-6107/2008
“10” марта 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Э.П.Доржиева, Е.О.Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Администрации городского поселения «Город Краснокаменск» на решение арбитражного суда Читинской области от 29 декабря 2008 года № А78-6107/2008 по заявлению городского поселения «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» к муниципальному району «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» о признании незаконным бездействия и обязании передать в собственность имущество (суд первой инстанции ФИО1),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель (доверенность от 02 марта 2009 года № 449);
от заинтересованного лица: ФИО3 и ФИО4 – представители (доверенности от 24 февраля 2009 года № 342 и 343);
установил:
Муниципальное образование - городское поселение «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» (далее -городское поселение) обратилось в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с требованием к муниципальному району «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» (далее - муниципальный район) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непередаче имущества, необходимого для исполнения полномочий и решения вопросов местного значения муниципальным образованием - городское поселение «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», и обязании передать в собственность городского поседения «Город Краснокаменск» следующее имущество:
1. Здание Дома быта «Башмачок», г.Краснокаменск, Забайкальского края, 1 мкрн.;
2. Здание бытового комбината 3 микрорайона, г.Краснокаменск, Забайкальского края, 3 мкрн.;
3. Здание комбината бытового обслуживания 4-а микрорайона, г.Краснокаменск, Забайкальского края;
4. Здание комбината бытового обслуживания 4-6 микрорайона, г.Краснокаменск, Забайкальского края;
5. Здание общественно-торгового центра 1 микрорайона г.Краснокаменск, Забайкальского края;
6. Здание общественно-торгового центра 4-а микрорайона г.Краснокаменск, Забайкальского края;
7.Здание общественно-торгового центра 4-6 микрорайона г.Краснокаменск, Забайкальского края;
8.Здание общественно-торгового центра 6 микрорайона г.Краснокаменск, Забайкальского края;
9. Здание ресторана «Аргунь» г.Краснокаменск, Забайкальского края;
10. Здание ресторана «Русь» г.Краснокаменск, Забайкальского края;
11. Здание шахматного клуба с общественными туалетами г.Краснокаменск,
Забайкальского края,1 мкрн;
12. Здание администрации (часть - правое крыло 3 этажа) г.Краснокаменск,
Забайкальского края;
13. Здание магазина «Детский мир» г.Краснокаменск, Забайкальского края, 5 мкрн;
14. Здание магазина №3 д.213 г.Краснокаменск, Забайкальского края, д.213;
15. Здание магазина «Обувь» г.Краснокаменск, Забайкальского края;
16. Здание магазина №7 д.211 г.Краснокаменск, Забайкальского края, д.211;
17. Здание магазина д.215 г.Краснокаменск, Забайкальского края,д.215;
18. Здание магазина «Договорной» г.Краснокаменск, Забайкальского края, д.701;
19. Здание магазина «Универсам» г.Краснокаменск, Забайкальского края;
20. Ценные бумаги (акции ОАО «Универмаг»);
21. Нежилое помещение в здании № 1 общественно-торгового центра 2-5
микрорайонов г. Краснокаменск, Забайкальского края;
22. Здание № 2 общественно-торгового центра 2-5 микрорайонов г.Краснокаменск, Забайкальского края;
23. Нежилое помещение № 2 в жилом доме 629 г.Краснокаменск, Забайкальского края, д.629.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 29 декабря 2008 года в удовлетворении требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа послужил вывод суда о том, что спорное имущество отсутствует в перечне имущества муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность городского поселения «Краснокаменское», утвержденного Законом Читинской области от 16.05.2007 N 929-ЗЧО.
Заявитель Городское поселение «Краснокаменское», не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, и принятии нового судебного акта, указывает на то, что суд неправильно истолковал пункт 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в части возникновения основания для разграничения имущества, основанием для разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями служит Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А правовым актом субъекта Российской Федерации непосредственно осуществляется разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, по согласованным органами местного самоуправления муниципальных образований предложениям.
Суд не полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, не дал правовую оценку Постановлению Главы администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от 02.09.2008 года № 763, которым утвержден перечень имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения; Постановлению Главы администрации городского поселения «Город Краснокаменк» от 12.09.2008г. № 407, которым указанный перечень имущества был согласован с учетом дополнения, в которое включено спорное имущество; не принял во внимание, что процесс разграничения имущества между городским поселением и муниципальным районом не закончен и разногласия не урегулированы, и спорные объекты по согласованным муниципальными образованиями предложениям вновь не включены в постановление Правительства Забайкальского края.
Суд не дал определение «бездействию» и не исследовал обстоятельства наличия волеизъявления органов местного самоуправления муниципального района на передачу в муниципальную собственность городского поселения спорного имущества, и включению муниципальным районом в прогнозный план приватизации муниципального имущества спорных объектов.
Представитель заявителя городского поселения в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители муниципального района считают апелляционную жалобу необоснованной по доводам, изложенным в отзыве, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его существования определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В пункте 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
В пунктах 2 и 3 статьи 50 данного Федерального закона перечислено имущество, которое может находиться в собственности, соответственно, поселений и муниципальных районов.
Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обеспечение реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено статьей 85.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Порядок и сроки безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного N122-ФЗ.
Частью 11.1 (в редакции статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок
направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Судом первой инстанции, исходя из указанных норм, сделан ошибочный вывод о том, что основанием для разграничения имущества, находящегося в
муниципальной собственности, между муниципальным районом и поселениями является правовой акт субъекта Российской Федерации. Однако это обстоятельство не привело к вынесению неправомерного решения.
Основания для разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями закреплены Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
Порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями установлен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (с последующими изменениями).
Правовым актом субъекта Российской Федерации осуществляется разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, по согласованным органами местного самоуправления муниципальных образований предложениям, и правовой акт субъекта Российской Федерации служит основанием для передачи муниципального имущества соответствующему муниципальному образованию и возникновению права собственности на это имущество.
Муниципальное образование городское поселение «Краснокаменское» образовано и наделено статусом городского поселения законом Читинской области от 19 мая 2004 года № 552-ЗЧО «Об установлении границ, наименований вновь образованных муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения в Читинской области».
Решением Совета городского поселения «Краснокаменское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» от 28.08.2007 г. № 58 в Устав городского поселения внесены изменения, в том числе полное официальное наименование муниципального образования стало – городское поселение «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Статьей 1 Закона Читинской области от 16.05.2007 N 929-ЗЧО утвержден перечень имущества муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность городского поселения «Краснокаменское». В указанный перечень спорное имущество не включено.
Статьей 1 Закона Читинской области от 21.02.2008 N 1136-ЗЧО «О некоторых
вопросах разграничения муниципального имущества», действовавшего до 03.11.2008 г., и статьей 1 Закона Забайкальского края от 26.09.2008 N 64-ЗЗК «О некоторых вопросах
разграничения муниципального имущества» установлено, чторазграничение
муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Указанная статья закона субъекта Российской Федерации полностью корреспондируется с абзацем четвертым части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Таким образом, для возникновения у муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» обязанности, предусмотренной абзацем 7 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, по передаче спорного муниципального имущества в собственность городское поселение «Город Краснокаменск» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» необходимо принятие Правительством Забайкальского края правового акта о разграничении спорного муниципального имущества между муниципальным районом и городским поселением. На день подачи заявления в арбитражный суд и на день вынесения судом первой инстанции решения, Правительством Забайкальского края правовой акт о разграничении спорного имущества не принят. Следовательно, у муниципального района обязанность по передаче спорного имущества в собственность городского поселения не возникла, поэтому «бездействие» муниципального района нельзя признать не соответствующим закону.
Доводы, указанные городским поселением в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в силу того, что согласованные предложения органов местного самоуправления по разграничению муниципального имущества без разграничения указанного имущества правовым актом уполномоченного органа Забайкальского края основанием для передачи имущества от одного муниципального образования другому не являются, а спор о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, подлежит разрешению в порядке искового производства, а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Читинской области от 29 декабря 2008 года № А78-6107/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Н.В.Клочкова
Судьи Е.О.Никифорюк
Э.П.Доржиев