ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4358/07 от 07.11.2007 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Чита Дело №А78-2576/2007-С3-9/146

04АП-4358/2007

«12» ноября 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2007 года

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2007 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухов, Т. О. Лешуковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мелентьевой Ю. В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по г. Чите не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области от 23 августа 2007 года по делу № А78-2576/2007-С3-9/146 по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Читинской области к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по г. Чите о признании недействительным Решения № 15-09 дсп от 30.03.2007 г.

(суд первой инстанции судья Ткаченко Э. А.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Андреева О. В. – юрисконсульт, представитель по доверенности от 30.05.2007 г., Клиентова Е. А. – бухгалтер, представитель по доверенности от 20.07.2007 г.;

от заинтересованного лица: Исаева О. А. – заместитель начальника юридического отдела, представитель по доверенности № 05-25/55119 от 27.06.2007 г., Сурина Е. Ю. – инспектор, представитель по доверенности № 05 от 18.01.2007 г.

установил:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Читинской области (далее УФСИН по Читинской области) обратилось в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 2 по г. Чите (далее налоговый орган) о признании частично недействительным Решения № 15-09 дсп от 30.03.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности в части неполной уплаты налога на прибыль за 2003 г. – 2005 г.

Решением суда первой инстанции от 23.08.2007 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Основанием для удовлетворения требований заявителя послужил выводы суда о том, что денежные средства, полученные УФСИН по Читинской области от предприятий учреждений уголовно-исполнительной системы имеют целевое назначение, являются источниками финансирования уставной деятельности и не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Не согласившись с решением суда первой инстанции налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе налоговая инспекция ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с неправильным выводом суда о неправомерном доначислении налога на прибыль за проверяемый период, поскольку полученные налогоплательщиком средства от государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, входящих в его систему, являются безвозмездно полученными средствами и в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами для целей налогообложения.

Представители налогового органа в судебном заседании доводы, указанные в апелляционной жалобе поддержали в полном объеме.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласились.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, указанные в отзыве на апелляционную жалобу, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании решения руководителя налоговой инспекции № 14-26-198/549 от 25.10.2006 г. проведена выездная налоговая проверка деятельности УФСИН по Читинской области по вопросам соблюдения налогового законодательства в период с 01.01.2003 г. по 31.12.2005 г.

В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что по данным налогоплательщика внереализационные доходы за 2003 и 2004 годы составили 0 руб., за 2005 год - 90070 руб., по данным налоговой проверки внереализационные доходы за 2003 год составили - 673246 руб., за 2004 год - 240742 руб., за 2005 год - 460518 руб.

УФСИН по Читинской области в проверяемом периоде получены денежные средства в виде отчислений от производственной деятельности от унитарных предприятий и государственных учреждений, входящих в его систему, в общей сумме 1284436 руб.

В проверяемом периоде не учтены безвозмездно полученные средства в общей сумме 1284436 руб., в результате чего занижены внереализационные доходы для целей налогообложения налогом на прибыль организаций.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций занижена на 1284436 руб.

В результате занижение налоговой базы привело к неполной уплате налога на прибыль за проверяемый период в сумме 308265 руб.,

По результатам проверки составлен Акт выездной налоговой № 15-0924-дсп от 22 февраля 2007 г.

На основании Акта проверки руководителем налогового органа принято Решение № 15-09-38дсп от 30.03.2007 г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений», в соответствии с которым УФСИН по Читинской области привлечено к налоговой ответственности в по п. 1 ст. 122 НК РФ, за не полную уплату налога на прибыль в результате занижения налоговой базы и неправомерных действий в виде штрафа в размере 29337 руб.

Налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль организаций за 2003 г.- 2005 г. в сумме 308265 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 118443 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, УФСИН по Читинской области обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса РФ для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг не признаётся передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

Согласно Положению УФСИН по Читинской области является федеральным государственным учреждением, территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным на территории субъекта Российской Федерации для осуществлении задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в УИС.

В соответствии с п. 1.11, п. 6 части 1 Положения помимо средств, предусмотренных в федеральном бюджете, учреждение вправе использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий, учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты, используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания. Федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказании финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции РФ.

Статьей 9 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определен целевой характер использования данных фондов - для улучшения условий содержания осужденных и заключённых, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания.

В соответствии с Положением о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 03.02.2003 г. № 26, данные фонды предназначены для финансовой помощи отдельным учреждениям уголовно-исполнительной системы.

Источником фондов Главного управления наказаний Минюста России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, являются, в том числе, прибыль (доход), полученная от производственно-хозяйственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания.

Согласно с п. 3.3 названного Положения, учреждения, исполняющие наказания, и предприятия учреждений, исполняющих наказания, а также предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности УИС Минюста России, в соответствии с выбранной и утвержденной отчетной политикой для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в сроки, установленные законодательством РФ по уплате в бюджет начисленного налога на прибыль, перечисляют в Фонды денежные средства в размере до 30 процентов от фактической прибыли (дохода), остающегося в их распоряжении после обязательных расчетов с бюджетом, из которых треть перечисляется в ГУИН Минюста России, а оставшаяся часть - в распоряжение соответствующих территориальных органов УИС Минюста России.

В соответствии с разделом 4 Положения, Фонды используются на оказание финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в том числе для улучшения условий содержания осужденных, развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров и чрезвычайных происшествий, проведения общесистемных мероприятий УИС Минюста России иных мероприятий.

Согласно п. 4.2 Положения средства Фондов расходуются на основании ежегодно разрабатываемых экспертной комиссией ГУИН Минюста России и территориальными органами УИС Минюста России и утверждаемых руководством ГУИН Минюста России и территориальных органов УИС Минюста России, соответственно, смет доходов и расходов Фондов.

В соответствии с указанными нормами права, Положением о специальном внебюджетном фонде УФСИН по Читинской области, предусмотрены источники и средства фонда, порядок учета поступления средств в фонд, использования средств фонда и контроля за использованием средств.

Приказом начальника УИН Минюста России по Читинской области № 127 от 22.05.2003 г. образована постоянно действующая экспертная комиссия по распределению средств специального внебюджетного фонда, отбора и реализации инвестиционных проектов; 20.05.2003 г. начальником УИН Минюста России по Читинской области утверждено Положение об экспертной комиссии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Читинской области по распределению средств специального внебюджетного фонда, отбору и реализации инвестиционных проектов, определяющее ее задачи, функции, права.

В соответствии с Приказом № 99 от 15.03.2005 г. «Об оказании финансовой и социальной помощи», территориальным органом ФСИН России формируются средства, предназначенные для укрепления материальной базы по организации и проведению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, проведения общественных мероприятий, носящих социальный характер, содействия трудовой занятости осужденных, улучшения медицинского обеспечения сотрудников, уголовно-исполнительной системы и других целей. Источником формируемых средств ФСИН России и территориальных органов ФСИН России являются доходы от деятельности учреждений УИС и прибыль предприятий УИС после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством. Организации, входящие в УИС, от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей, перечисляют десять процентов на счет ФСИН России и двадцать процентов - на счет соответствующего территориального органа ФСИН России.

Следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами права заявитель в проверенном периоде был вправе получать целевые поступления в специальный внебюджетный фонд.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. 8, 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведённых) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Согласно представленным в материалы дела документам, на лицевой счет по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности УФСИН по Читинской области в 2003 г. - 2005 г. поступили денежные средства в виде отчислений от доходов от деятельности предприятий учреждений, входящих в его систему, в специальный внебюджетный фонд в сумме 1284436 руб.

Средства внебюджетного фонда, согласно сметам доходов и расходов, использовались УФСИН по Читинской области на материальное поощрение работников УИС и осужденных, приобретение оборудования и предметов снабжения, увеличение стоимости материальных запасов и основных средств, оказание безвозмездной помощи предприятиями УИС на укрепление материально-технической базы, транспортные услуги.

Как следует из Акта проверки формирования и расходования УФСИН по Читинской области средств, полученных от учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы на оказание финансовой и социальной помощи за 2005-2006 годы от 23.03.2007 г., средства фонда в 2005 году использованы в соответствии с целевым назначением, определенным Приказом ФСИН России № 99 от 15.03.2005 г.

Таким образом, указанные денежные средства поступали заявителю по решению органов исполнительной власти федерального уровня; органом исполнительной власти регламентированы цели, на которые следует направить поступившие денежные средства, в том числе на ведение уставной деятельности. Денежные средства учитывались по отдельной смете доходов и расходов средств, поступающих в специальные внебюджетные фонды. УФСИН по Читинской области велся раздельный учет доходов и расходов указанных средств.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что денежные средства, полученные УФСИН по Читинской области от предприятий учреждений уголовно-исполнительной системы имеют целевое назначение, являются источником финансирования уставной деятельности и не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль за проверенный период на основании подп. 8, 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы налогового органа, что полученные налогоплательщиком средства от государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, входящих в его систему, являются безвозмездно полученными средствами и в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами для целей налогообложения.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованном привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на в виде штрафа в размере 29337 руб., а так же начислении суммы налога на прибыль размере 308265 руб. и пени в сумме 118443 руб.

Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции законными и обоснованными.

При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области от 23 августа 2007 года по делу № А78-2576/2007-С3-9/146, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 23 августа 2007 года по делу № А78-2576/2007-С3-9/146 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья Д. Н. Рылов

Судьи Е. В. Желтоухов

Т. О. Лешукова