ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-3999/2022
«12» октября 2022 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2022 года по делу № А58-3999/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и приложенными к жалобе документами,
установил:
акционерное общество «Республиканская инвестиционная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – общество, АО «РИК», заявитель) обратилось Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2022 № 267.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2022 года по делу № А58-3999/2022 требование акционерного общества «Республиканская инвестиционная компания» удовлетворено.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что поскольку первичные статистические данные, представленные АО «РИК» 30.03.2022, не прошли проверку, постольку первичные статистические данные считаются не представленными в территориальный орган Росстата в установленный Приказом Росстата от 18.11.2021 № 818 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за инвестиционной деятельностью» срок.
Акционерное общество «Республиканская инвестиционная компания» в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 01 сентября 2022 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Дополнительно представленные с апелляционной жалобой доказательства не принимаются судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, акционерное общество «Республиканская инвестиционная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.09.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) за основнымгосударственным регистрационным номером <***>.
18.04.2022 должностным лицом административного органа составлена докладная записка на имя руководителя об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения П-2 (Инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности организаций» за 2021 год (не представлена в установленный срок).
20.04.2022 электронной связью обществу направлено уведомление от 18.04.2022 № 0808-14313 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения порядка предоставления отчета по форме федерального статистического наблюдения П-2 (Инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности организаций» за 2021 год в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) 04.05.2022 в 11-15 час. по адресу: ул. Орджоникидзе, 27, каб. 117. Уведомление получено обществом 20.04.2022 в 11:35 час.
04.05.2022 и.о. начальника отдела обработки статистической информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт непредставления в установленный срок федеральной статистической отчетности по форме электронного документа федерального статистического наблюдения П-2 (Инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности организаций» за 2021 год, срок сдачи отчет истек 01.04.2022, нарушение квалифицировано по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
04.05.2022 руководителем административного органа вынесено определение о назначении даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.05.2022 в 14 часов 45 минут, в помещении по адресу: <...>, каб. 117. Определение с протоколом об административном правонарушении от 04.05.2022 направлены в адрес общества с сопроводительным письмом от 04.05.2022 № 08-08-2725 заказным письмом № 80082072604740 и получены обществом 11.05.2022.
12.05.2022 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении АО «РИК» в присутствии представителя ФИО1 по доверенности от 15.11.2021 № 32-Д, заявившего ходатайство от 11.05.2022 о назначении административного наказания в виде устного замечания, по результатам которого заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) вынесено постановление № 267 о признании виновным АО «РИК» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление вручено представителю общества 13.05.2022.
АО «РИК», не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из положений части 4 статьи 28.3, статьи 23.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Приказа Росстата от 29.01.2018 № 34 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Росстата от 12.04.2016 № 181», Приказа Росстата от 23.08.2021 № 244 «О распределении обязанностей между руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) и его заместителями», протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных полномочий.
Диспозицией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в:
- непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке;
- либо несвоевременном предоставлении первичных статистических данных; предоставлении недостоверных первичных статистических данных.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона № 282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 282-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона № 282-ФЗ).
По правилам статьи 6 Федерального закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона № 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение № 620).
В соответствии пунктами 3 и 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Первичные статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Согласно пункту 10 Положения № 620 первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.
В силу пункта 11 Положения № 620 датой предоставления первичных статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического учета.
На основании пункта 14 Положения № 620 не предоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстата от 18.11.2021 № 818 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за инвестиционной деятельностью» утверждена и введена в действие с отчета за 2021 год форма федерального статистического наблюдения № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», в соответствии с которой юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности представляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу ежегодно в срок с 15 февраля по 01 апреля.
Таким образом, АО «РИК» обязано было представить в территориальный орган Росстата сведения по форме федерального статистического наблюдения № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности» за 2021 год не позднее 01.04.2022.
Оспариваемым постановлением обществу вменяется несвоевременное предоставление первичных статистических сведений по форме федерального статистического наблюдения № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности» за 2021 год в срок не позднее 01.04.2022.
Между тем суд первой инстанции правильно определил, что АО «РИК» первоначально отчет по форме № П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности» представило 30.03.2022, т.е. в установленный законом срок. Как следует из пояснений общества, в связи с допущенной ошибкой в указании периода отчетности, отчет не был принят.
При повторной отправке отчета 15.04.2022 в связи с ошибкой в отчетности «Не пройдены обязательные контроли» также отчет не был принят административным органом, только 18.04.2022 отчет был принят органом.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела скринами электронной выгрузки отчётности.
Пунктом 6 Положения № 620 предусмотрено, что субъекты официального статистического учета уведомляют респондентов об отражении первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками в течение 3 рабочих дней со дня выявления нарушений и (или) ошибок в процессе обработки полученных данных с использованием электронных средств связи.
Респонденты, допустившие факты отражения первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, не позднее 3 рабочих дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения.
Предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, которые не были устранены в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Из материалов дела не следует, что административный орган в ответ на электронное отправление от 30.03.2022 в срок до 04.04.2022 направил обществу уведомление об отражении первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, а также в ответ на электронное отправление от 15.04.2022 в срок до 20.04.2022 - уведомление об отражении первичных статистических данных в формах федерального статистического наблюдения с арифметическими или логическими ошибками.
В этой связи суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления не следует, что обществу вменяется непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке или предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Поскольку обществу вменяется только несвоевременное предоставление первичных статистических данных за 2021 год в срок не позднее 01.04.2022, постольку следует признать, что факт несвоевременного представления такого отчета не подтверждается материалами дела с учетом его представления, но представления с ошибками.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ
В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, недоказанность наличия в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
На основании части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании указанных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования заявителя и признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.05.2022 № 267.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2022 года по делу № А58-3999/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Д.В. Басаев