Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-10393/2018
«13» марта 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2019 года по делу №А19-10393/2018 по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ № 10 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666677, <...>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666687, <...>) о признании недействительным решения от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп в части, направленной на новое рассмотрение, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 664007, <...>),
(суд первой инстанции – Е.И. Верзаков),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.01.2020;
от заинтересованного лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 10.01.2020, ФИО3 – представитель по доверенности от 25.02.2020;
от третьего лица: ФИО2 – представитель по доверенности от 14.01.2020;
установил:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ № 8 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ" (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп.
Определением арбитражного суда от 05.06.2018г. Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - управление) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.12.2018г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 1 190 677 руб., доначисления налога на прибыль организаций в сумме 23 713 559 руб., начисления пени по налогу на прибыль организаций в сумме 5 903 757 руб., а также предложения уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа, а также взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области в пользу ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ № 8 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ" 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.07.2019г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2018 года по делу № А19-10393/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 года по тому же делу отменены в части отказа федеральному казенному учреждению "Объединение исправительных учреждений № 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области. В остальной части судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 250 руб., пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 1 272 494 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 47 133 589 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 15 330 848 руб., а также предложения уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа признано недействительным.
В обосновании суд первой инстанции указал, что в нарушение пункта 3.1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику не были вручены документы, на которые инспекция ссылается в подтверждение факта нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки.
Нарушение инспекцией статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неприложении к акту налоговой проверки № 10-17/01 от 24.04.2017г. копий документов, полученных в рамках выездной налоговой проверки и явившихся основанием для принятия оспариваемого решения в части доначисления налога на добавленную стоимость, а также соответствующих сумм пени и штрафа, является существенным нарушением права налогоплательщика на представление объяснений и в силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным решения налогового органа от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп в соответствующей части.
При этом иных документов, собранных по результатам мероприятий налогового контроля, а также по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля для доначисления оспариваемых налога на добавленную стоимость недостаточно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.12.2019 по делу № А19-10393/2018 о признании недействительным решения МИФНС № 9 по Иркутской области от 30.10.2017 № 10-17-01/01734дсп и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Полагает, что в рассматриваемом споре Учреждение надлежащим образом уведомлялось о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, представляло в налоговый орган свои возражения на акт налоговой проверки, которые рассмотрены налоговым органом, принимало участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, заявляло различные ходатайства и представляло дополнительные документы. Налоговым органом была обеспечена возможность налогоплательщика ознакомиться со всеми имеющимися в распоряжении Инспекции материалами налоговой проверки.
Налоговый орган полагает, что после вручения акта проверки (02.05.2017) налогоплательщик однозначно располагал конкретным перечнем приложений и не мог не знать о том, что часть приложений им не была получена. Таким образом, при условии добросовестного поведения налогоплательщик, во-первых, имел возможность ознакомиться с недостающим объемом приложений к акту проверки, во-вторых, мог информировать налоговый орган о неполучении им конкретных документов из поименованных в качестве приложений к акту налоговой проверки.
Однако, налогоплательщик для ознакомления с материалами дела в налоговый орган не явился.
Таким образом, налоговым органом существенных нарушений процедуры проведения выездной налоговой проверки допущено не было, налогоплательщик умышленно уклонялся от ознакомления с материалами проверки, владея информацией о том, что часть приложений к акту им не получена.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждение обращалось в налоговой орган в срок, предусмотренных п.6.1 ст.101 НК РФ, с ходатайством об ознакомлении с материалами дела.
02.06.2017 налогоплательщиком представлены письменные возражения №24/ТО/43-1127, в которых выражено несогласие с выводами и предложениями, отраженными в акте проверки, а также дополнительные документы.
При этом, судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что в представленных налогоплательщиком возражениях не упоминается о невручении части приложений, поименованных в акте налоговой проверки. Более того, на стр.7 представленных налогоплательщиком возражений содержатся доводы, касающиеся допроса гражданина ФИО4, однако протокол допроса ФИО4 является приложением №67 к Акту налоговой проверки, которое налогоплательщик якобы не получил.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля 19.07.2017 г. налоговым органом составлена справка №10-17-01/1. Справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов получены 26.07.2017 г. представителем налогоплательщика ФИО5.
В справке о проведённых дополнительных мероприятиях налогового контроля №10-17-/ от 19.07.2017 г. поименовано 27 приложений на 118 листах, в том числе приложения 18-24, содержащие протоколы допросов ФИО6., ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
При этом суд первой инстанции на стр.8 оспариваемого решение указал, что вышеперечисленные протоколы допросов налогоплательщиком не получены.
В ходе рассмотрения материалов выездной проверки 11.08.2017 г. Учреждение представило заявление ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, в которых изложены просьбы указанных лиц о проведении допросов.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято решение от 11.08.2017 г. №1313/7 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с необходимостью оценки сведений (информации), отраженных в представленных налогоплательщиком документах, которое получено 11.08.2017 г. представителем налогоплательщика ФИО1..
Извещением от 07.09.2017 г. N 10-17/01-1307 заявитель уведомлен о дате, времени и месте рассмотрении материалов проверки, извещение получено налогоплательщиком 07.09.2017 г.
В ходе рассмотрения материалов проверки 11.09.2017 г. налогоплательщику вручены копии экспертных заключений N 43/07-17, N 44/07-17, N 45/07-17, ходатайство эксперта и ознакомление эксперта с правами и обязанностями.
Однако, на стр.8 оспариваемого решения суд первой инстанции снова делает вывод о невручении налогоплательщику, в том числе и вышеперечисленных заключений эксперта ФИО16
Налогоплательщиком 11.09.2017 г. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения материалов проверки до 16.10.2017 г. в связи с необходимостью ознакомления с полученными документами.
Решением инспекции N 1313/8 от 11.09.2017 г. рассмотрение материалов проверки отложено до 17.10.2017 г.
При рассмотрении материалов выездной налоговой проверки 17.10.2017 г. налогоплательщиком представлены возражения на заключения эксперта, ходатайства о проведении допроса эксперта ФИО16; о назначении повторной почерковедческой экспертизы; о направлении материалов проведенных экспертиз в следственные органы; о проведении допросов свидетелей ФИО14, ФИО17, ФИО13, ФИО18, ФИО4, ФИО19, ФИО15; об отложении рассмотрения материалов проверки.
В связи с необходимостью ознакомления с представленными проверяемым лицом документами инспекцией принято решение N 1313/9 от 17.10.2017 г. об отложении рассмотрения материалов проверки на 30.10.2017 г. Решение получено 23.10.2017 г. представителем налогоплательщика ФИО1.
На ознакомление с материалами проверки представитель Учреждения явился в налоговую инспекцию 23.10.2017 г. При этом представитель учреждения посчитал, что определить исчерпывающий перечень и состав документов не представляется возможным.
Телефонограммой от 24.10.2017 г. представитель налогоплательщика ФИО1. уведомлен налоговым органом о возможности ознакомления с материалами выездной налоговой проверки в здании инспекции в удобное для него время с понедельника по пятницу.
Также письмом от 25.10.2017 г. N 10-26/014327 инспекция повторно пригласила учреждение на ознакомление с материалами выездной налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Оспариваемое решение Арбитражного суда Иркутской области не содержит оценки доводов налогового органа о том, что представители учреждения в инспекцию для проведения ознакомления с материалами выездной налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля после 23.10.2017 не обращались.
Налогоплательщиком 30.10.2017 г. представлены в инспекцию ходатайства о повторном приобщении к материалам проверки решений Межрайонной ИФНС России N 16 по Иркутской области от 26.10.2012 г. N 15-17/2. от 01.02.2013 г. N 15-10.1/32; об исследовании в полном объеме материалов проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля; о предоставлении информации о мерах взыскания недоимки с контрагентов ООО "Капитал-Н", ООО "Трейдавто", ООО "Маркавто", ООО "Спектр Новосибирск".
Налогоплательщик впервые сообщил о том, что со всеми материалами дела, о которых упоминается в акте проверки и справке о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля не ознакомлен. Времени для ознакомления было недостаточно в связи с уклонением налоговым органом от ознакомления с материалами проверки.
Также учреждением заявлено ходатайство об исследовании материалов выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля путем оглашения акта проверки, справки о проведенных мероприятиях налогового контроля в ходе рассмотрения материалов проверки.
Вышеуказанные ходатайства мотивированно отклонены налоговым органом. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение N 10-17-01/01734дсп от 30.10.2017 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, налоговый орган полагает, что из материалов дела усматривается, что после составления акта выездной налоговой проверки N 10-17/01 от 24.04.2017 г. налоговым органом была проведена длительная процедура по рассмотрению возражений налогоплательщика на акт проверки со сбором дополнительных доказательств, подтверждающих либо опровергающих факты нарушений, установленные в ходе выездной налоговой проверки. При этом неоднократно откладывалось рассмотрение материалов проверки, в том числе по ходатайству налогоплательщика. Налоговым органом была предоставлена возможность учреждению ознакомиться с материями проверки.
Арбитражный суд Иркутской области, делая на стр.14 оспариваемого решения вывод о том, что период времени, указанный инспекцией для повторного предоставления материалов проверки для ознакомления с 25.10.2017 по 30.10.2017 является недостаточным, в связи с большим объемом документов, не учел, что Упреждением в указанное время не были предприняты попытки для ознакомления с материалами дела.
Налоговый орган полагает, что при отсутствии со стороны налогоплательщика действий, направленных на ознакомление с материалами выездной проверки в предложенный инспекцией период времени, и заявление ходатайства в ходе рассмотрения материалов проверки об его отложении с целью ознакомления с материалами проверки, обоснованно расценено инспекцией как затягивание процедуры вынесения решения путем злоупотребления правом на ознакомление с материалами проверки.
Так же Арбитражным судом Иркутской области не дана оценка тому факту, что согласно Протоколам рассмотрения материалов налоговой проверки №03/48 от 08.07.2017, №03/48.1 от 19.07.2017, №03/48.2 от 11.08.2017, №03/48.3 от 11.09.2017, №03/48.4 от 17.10.2017 налогоплательщиком ни разу не было сообщено налоговому органу об отсутствии каких-либо приложений к акту налоговой проверки от 24.04.2017.
Однако, на стр.11 оспариваемого решения Арбитражный суд Иркутской области указал, что налогоплательщик неоднократно уведомлял налоговый орган об отсутствии у него всех приложений к акту налоговой проверки, учитывая факт того, что согласно Протоколу рассмотрения материалов налоговой проверки №03/48.5 от 30.10.2017 налогоплательщик впервые указал на то, что времени для ознакомления было недостаточно. При этом налогоплательщик снова не указывает на отсутствие у него приложений, поименованных в тексте акта налоговой проверки.
Об отсутствии у налогоплательщика документов было сообщено впервые при подаче апелляционной жалобы в УФНС России по Иркутской области 06.12.2017, т.е. с момента получения акта налоговой проверки до дня подачи апелляционной жалобы прошло более полугода.
На стр.17 обжалуемого решения Арбитражный суд Иркутской области указал, что фактически врученных документов к акту налоговой проверки, а также документов, полученных в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, было недостаточно для доначисления оспариваемых сумм по налогу на добавленную стоимость ввиду того, что врученные документы не обладают признаком относимости.
Данный вывод суда также не соответствует обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, сделан без учета положений ст.ст.169, 171, 172 НК РФ, а также Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 г.
Налоговым органом в апелляционной жалобе приведен анализ имеющихся доказательств по отношениям со спорными контрагентами, которые он полагает достаточными для подтверждения выводов налоговой проверки.
На апелляционную жалобу налогового органа поступил отзыв учреждения, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционную жалобу налогового органа поступил отзыв Управления, в котором оно считает, что выводы суда, изложенные в принятом по делу №А19-10393/2018 судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела, указаниям суда кассационной инстанции и имеющимся в деле доказательствам.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 08.02.2020.
Представители налогового органа и управления в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель учреждения дал пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При новом рассмотрении дела установлен факт переименования ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ № 8 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ" в ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ № 10 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ", что подтверждается представленными в материалы дела документами: листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13.06.2019г. № 422.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.06.2016г. № 1313 в отношении ФКУ ОИУ-8 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2013г. по 31.12.2015г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки № 10-17/01 от 24.04.2017г.
Решением № 10-17-01/01734дсп от 30.10.2017г. ФКУ ОИУ-8 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 2 463 421 руб. Согласно указанному решению обществу доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 47 133 589 руб., налог на прибыль организаций в сумме 23 813 559 руб., начислены пени по налогу на добавленную стоимость в размере 15 330 848 руб., по налогу на прибыль организаций в сумме 5 903 757 руб.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.02.2018г. № 26-13/003059@ апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик, считая решение налоговой инспекции незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27.12.2018г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 1 190 677 руб., доначисления налога на прибыль организаций в сумме 23 713 559 руб., начисления пени по налогу на прибыль организаций в сумме 5 903 757 руб., а также предложения уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа, а также взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области в пользу ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ № 8 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ" 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.07.2019г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2018 года по делу № А19-10393/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 года по тому же делу отменены в части отказа федеральному казенному учреждению "Объединение исправительных учреждений № 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области. В остальной части судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При этом Арбитражный суд кассационной инстанции указал следующее:
-выводы судов о соблюдении налоговым органом положений пункта 3.1 статьи 100 Кодекса и отсутствии нарушений пункта 14 статьи 101 Кодекса являются преждевременными, не отвечают требованиям части 4 статьи 15, пункта 2 части 4 статьи 170, части 1 статьи 197, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судами не учтено, что учреждение при рассмотрении настоящего дела представило 21.11.2018г. в Арбитражный суд Иркутской области с дополнениями от 15.11.2018г. к заявлению о признании решения налогового органа недействительным (т. 106 л.д. 71-98) фактически врученные приложения к акту проверки приложения № 8-41, пронумерованные и заверенные налоговым органом. В связи с этим суды должны были включить в предмет исследования то обстоятельство, какие конкретные доказательства, подтверждающие выявленные нарушения, были вручены налогоплательщику с актом выездной проверки, а также при рассмотрении материалов проверки (включая результаты дополнительно проведенных мероприятий налогового контроля), и достаточно ли было врученных документов для признания налоговой выгоды по НДС необоснованной. Фактически данные обстоятельства судами не исследовались, суд апелляционной инстанции, установив вручение материалов проверки на 912 листах, среди прочего не проверил доводы налогоплательщика о невручении в установленном законодательством о налогах и сборах порядке каждого из протоколов допросов свидетелей, на которые имеется ссылка в решении инспекции от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп и решении Арбитражного суда Иркутской области от 27 декабря 2018 года.
-вывод судов о правомерности привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Кодекса является преждевременным, сделан без оценки по существу доводов налогоплательщика и не основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств. В данном случае с учетом доводов и возражений сторон, представленных доказательств и правильного распределения бремени доказывания, подлежал исследованию вопрос о том, какие объекты в 1 квартале 2015 года находились на земельных участках с кадастровыми номерами 38:32:010102:176, 38:32:010102:177, кто являлся собственником этих объектов и могут ли они быть отнесены к объектам учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний. Однако данные вопросы в предмет исследования при рассмотрении дела включены не были.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что при новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, установить все входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства (в том числе проверить, заявлялись ли доводы о нарушениях, указанных в пункте 14 статьи 101 Кодекса, при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган) и с учетом этого, а также полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное решение, а также решить вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела (в том числе, возможности применения в настоящем случае правовых позиций, изложенных в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2018г. № 306-ЭС18-7885, от 11.10.2018г. № 306-ЭС18-11598, от 11.10.2018г. № 306-ЭС18-11592).
При повторном рассмотрении дела в отмененной части решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно оспариваемому решению основанием для доначисления налога на добавленную стоимость послужили мероприятия налогового контроля в отношении контрагентов налогоплательщика ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск», в соответствии с которыми инспекция пришла к выводу о невозможности выполнения работ (оказания услуг) по заготовке и перевозке лесопродукции указанными контрагентами.
По результатам электронных аукционов ФКУ ОИУ-8 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ были заключены государственные контракты на услуги по заготовке и перевозке хлыстовой древесины с ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск».
Из содержания государственных контрактов следует, что исполнитель (ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск») обязуется оказать услуги по заготовке хлыстовой древесины. Исполнитель оказывает услуги своими силами с использованием своих материалов, оборудования, механизмов, инструментов и приспособлений. Место оказания услуг: пункт погрузки - Красноярский край, Кежемский район, Аксеновское участковое лесничество, участок лесного фонда № 24:20:15:0000:4:125.
По условиям государственных контрактов услуги включают валку, трелевку, обрубку сучьев, штабелевку древесины, порубку и строительство лесовозных усов к делянам, обустройству погрузочных площадок и подъездных дорог, погрузку хлыстовой древесины на лесовозный транспорт. Услуги оказываются в соответствии с выданной государственным заказчиком заявкой, которая направляется посредством любой связи (почтовым отправлением, нарочным, факсимильной связью или электронной почтой) и содержит техническое задание, технологическую карту, номер квартала, направление порубочного уса, место погрузочной площадки, объем кубов заготавливаемой хлыстовой древесины.
Кроме того, исполнитель (ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск») обязуется оказать услуги по перевозке хлыстовой древесины. Место оказания услуг: пункт погрузки - Красноярский край, Кежемский район, Аксеновское участковое лесничество, участок лесного фонда № 24:20:15:0000:4:125, пункт выгрузки (назначения) - Иркутская область, г. Усть-Илимск, Промплощадка ЛПК.
Стоимость работ, предъявленных государственному заказчику на основании актов выполненных работ (оказанных услуг), составила 308 977 846,66 руб. (в том числе НДС 47 133 590,05 руб.):
-ООО «Капитал-Н» - 55 203 856, 66 руб., в том числе НДС 8 420 897,73 руб.;
-ООО «Трейдавто» - 86 935 598, 25 руб., в том числе НДС 13 262 768,18 руб.;
-ООО «Маркавто» - 116 263 091,71 руб., в том числе НДС 17 735 047,89 руб.;
-ООО «Спектр Новосибирск» - 50 575 300 руб., в том числе НДС 7 714 876,25 руб.
В отношении ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» налоговым органом установлено следующее:
- у организаций в проверяемый период отсутствовало недвижимое имущество, транспортные средства;
- справки по форме 2-НДФЛ организациями ООО «Капитал-Н», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» в инспекцию не предоставлялись, сведения о среднесписочной численности отсутствуют;
- среднесписочная численность ООО «Трейдавто» по состоянию на 01.01.2014г. составила 9 человек, по состоянию на 01.01.2015г. - 3 человека. Однако допрошенные в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 сообщили, что организацию ООО «Трейдавто» не знают, никогда в данной организации не работали, свидетели пояснили, что работали у ФИО14;
- движение по расчетному счету ООО «Капитал-Н» носит транзитный характер, при этом у организаций отсутствуют перечисления, свидетельствующие о ведении реальной хозяйственной деятельности;
- налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость представлены организациями с нулевыми показателями, либо с минимальными суммами налогов к уплате;
- руководитель ООО «Трейдавто» ФИО4 не располагает сведениями о деятельности организации;
- руководитель и учредитель ООО «Спектр Новосибирск» в ходе допроса указал, что не является учредителем и руководителем ООО «Спектр Новосибирск», о данной организации слышит впервые;
-согласно заключению эксперта № 43/07-17 от 06.09.2017г. подписи от имени ФИО13 на документах ООО «Капитал-Н» (счета-фактуры, акты) выполнены не ФИО13, а иным лицом. Подписи от имени ФИО20 на документах ООО «Трейдавто» (счета-фактуры, акты, соглашения) выполнены не ФИО21 Pоманом Pафисовичем, а иным лицом. Подписи от имени ФИО20 на документах ООО «Маркавто» (счета-фактуры, акты, соглашения) выполнены не ФИО21 Pоманом Pафисовичем, а иным лицом;
-указанные в транспортных накладных водители в ходе допросов отрицают свою причастность к деятельности ООО «Спектр Новосибирск», ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто». Пояснили, что данные организации им не знакомы. При этом свидетели подтвердили, что оказывали услуги по перевозке лесопродукции для ИП ФИО22, ИП ФИО14, а также иных предпринимателей;
-собственники транспортных средств, осуществлявших перевозку лесопродукции, отрицают наличие взаимоотношений с ООО «Спектр Новосибирск», ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто».
-при заключении договоров с контрагентами учреждением не проявлена должная степень осмотрительности, поскольку допрошенные в качестве свидетелей должностные лица учреждения сообщили, что руководители ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» им не знакомы.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом не были вручены налогоплательщику документы, подтверждающие вышеперечисленные обстоятельства, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 названного Кодекса и пунктом 6.1 данной статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты вынесения должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по результатам выездной налоговой проверки учреждения инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки № 10-17/01 от 24.04.2017г. Указанный акт подписан лицами, проводившими проверку: главным государственным налоговым инспектором инспекции ФИО3, старшим оперуполномоченным по ОВД МРО (НП) УЭБиПК ГУ МВД России по Иркутской области, майором полиции ФИО23, старшим оперуполномоченным по ОВД МРО (НП) УЭБиПК ГУ МВД России по Иркутской области, майором полиции ФИО24, оперуполномоченным ОЭБиПК МО МВД России «Усть-Илимский», майором полиции ФИО25
Акт выездной налоговой проверки № 10-17/01 от 24.04.2017г. с приложениями вручен проверяемому лицу 02.05.2017г. Также налоговым органом указанный акт проверки без приложений направлен в адрес налогоплательщика по почте 02.05.2017г., и согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» получен заявителем 11.05.2017г.
Заявителем в материалы дела представлен подлинный экземпляр акта проверки, составленный на 104 листах, в пункте 3.4 которого содержится указание на наличие к акту приложений на 912 листах (т. 114 л.д. 1-104).
С дополнениями о признании решения налогового органа недействительным от 15.11.2018г. учреждение также представило фактически врученные приложения к акту проверки приложения № 8-41, пронумерованные и заверенные налоговым органом, а именно:
-приложение № 8-16, № 18 на 108 листах (т. 107);
-приложение № 19-20 на 148 листах (т. 108);
-приложение № 21-26 на 155 листах (т. 109);
-приложение № 27-29 на 136 листах (т. 110);
-приложение № 30-34 на 130 листах (т. 111);
-приложение № 35-38 на 126 листах (т. 112);
-приложение № 39-41 на 109 листах (т. 113).
Итого количество приложенных к акту проверки документов составило 912 листов. Также заявитель не отрицает наличие у него приложений № 1-7.
Между тем, налоговым органом в материалы дела представлен оригинал акта проверки, который на странице 104 в пункте 3.4 содержит указание на наличие к акту приложений на 1181 листах (т. 119 л.д. 1-108). На страницах 105-108 акта содержится состав приложений.
При сопоставлении документов, указанных на страницах 105-108 акта проверки, представленного налоговым органом, и документов, фактически полученных учреждением и представленных им в материалы дела, установлено, что налогоплательщику не были вручены следующие документы:
-телефонограмма (приложение № 17);
-пояснение ФИО26 (приложение № 42);
-пояснение ФИО27 (приложение № 43);
-пояснение ФИО28 (приложение № 44);
-пояснение ФИО29 (приложение № 45);
-пояснение Курило К.В. (приложение № 46);
-пояснение ФИО30 (приложение № 47);
-пояснение ФИО31 (приложение № 48);
-пояснение ФИО32 (приложение № 49);
-пояснение ФИО33 (приложение № 50);
-пояснение ФИО34 (приложение № 51);
-выписка из протокола допроса ФИО6 (приложение № 52);
-выписка из протокола допроса ФИО35 (приложение № 53);
-выписка из протокола допроса ФИО36 (приложение № 54);
-выписка из протокола допроса ФИО37 (приложение № 55);
-выписка из протокола допроса ФИО7 (приложение № 56);
-выписка из протокола допроса ФИО38 (приложение № 57);
-выписка из протокола допроса ФИО39 (приложение № 58);
-выписка из протокола допроса ФИО40 (приложение № 59);
-выписка из протокола допроса ФИО41 (приложение № 60);
-выписка из протокола допроса ФИО42 (приложение № 61);
-выписка из протокола допроса ФИО31 (приложение № 62);
-выписка из протокола допроса ФИО43 (приложение № 63);
-выписка из протокола допроса ФИО29 (приложение № 64);
-выписка из протокола допроса ФИО34 (приложение № 65);
-выписка из протокола допроса ФИО44 (приложение № 66);
-выписка из протокола допроса ФИО4, заявление ФИО4 (приложение № 67);
-выписка из протокола допроса ФИО45 (приложение № 68);
-выписка из протокола допроса ФИО46 (приложение № 69);
-выписка из протокола допроса ФИО47 (приложение № 70);
-выписка из протокола допроса ФИО48 (приложение № 71);
-выписка из протокола допроса ФИО49 (приложение № 72).
В нарушение пункта 3.1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации к акту выездной налоговой проверки указанные документы не приложены.
Как правильно указывает суд первой инстанции, об указанных обстоятельствах налогоплательщик неоднократно уведомлял налоговый орган. При рассмотрении материалов налоговой проверки учреждение указало, что не было ознакомлено с материалами проверки, материалы проверки не были предоставлены в полном объеме. В связи с чем налогоплательщик настаивал на оглашении акта и материалов проверки, что подтверждается ходатайством налогоплательщика от 27.10.2017г. и протоколом рассмотрения материалов выездной налоговой проверки от 30.10.2017г. (т. 2 л.д. 144-148), однако в удовлетворении ходатайства налоговым органом отказано.
Доводы налогового органа о том, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, так как о невручении приложений к акту проверки учреждение впервые заявило только в апелляционной жалобе в управление, отклоняются апелляционным судом как не соответствующие материалам дела, так на отсутствие материалов проверки в полном объеме учреждение заявило при рассмотрении материалов проверки 30.10.2017г., о затруднительности определения исчерпывающего перечня и состава документов по налоговой проверке в связи с их представлением к ознакомлению в несшитом виде заявитель указывал в жалобе от 23.10.2017г. (т.105, л.д.15), о неознакомлении со всеми материалами дополнительных мероприятий налогового контроля было заявлено при рассмотрении материалов проверки 30.10.2017г. (т.105 л.д.146).
Доводы налогового органа о том, что факт вручения акта проверки и приложений к нему подтверждается наличием штампа учреждения со штрих-кодом от 02.05.2017г. вх. № 53, который свидетельствует о регистрации входящего документа, то есть о вручении учреждению акта выездной налоговой проверки с приложениями на 1181 листах, правильно были отклонены судом первой инстанции, поскольку указанный штамп проставлен как на первом листе акта выездной налоговой проверки, к которому приложено 1181 листов (т. 119 л.д. 1), так и на первом листе акта выездной налоговой проверки, к которому приложено 912 листов (т. 115 л.д. 1). Более того, заявителем в материалы дела представлена распечатанная электронная карточка документа, согласно которой поступивший 02.05.2017г. в канцелярию учреждения акт выездной налоговой проверки составлен на 104 листах, а приложение к нему составляет 912 листов (т. 106 л.д. 101-103).
Довод инспекции о том, что при поступлении акта проверки в отсутствии части приложений сотрудники отдела делопроизводства учреждения должны были составить акт об отсутствии вложений, также правильно был отклонен судом первой инстанции, поскольку количество листов, приложенных к акту проверки документов, соответствовало количеству листов приложения, указанному на странице 104 акта – 912 листов. В связи с этим оснований для составления акта об отсутствии вложений отсутствовали.
Доводы инспекции о том, что никаких претензий к количеству листов документа налогоплательщикам ранее предъявлено не было, правильно были отклонены, поскольку учреждение как на стадии проведения проверки, так и в апелляционной жалобе в управление указывало на то, что документы в полном объеме к акту проверки не приложены.
Как правильно указывает суд первой инстанции, согласно апелляционной жалобе на решение инспекции налогоплательщик указывает на то, что акт выездной налоговой проверки поступил в учреждение с приложениями на 912 листах, а также приводит список документов, ссылки на которые имеются в акте проверки, однако которые не были предоставлены учреждению (т. 16 л.д. 1-30). Таким образом, налоговым органом в материалы дела не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт вручения налогоплательщику приложений к акту на 1181 листе. При этом из представленных заявителем в материалы дела доказательств (оригинал акта проверки, в котором указано на количество приложений на 912 листах; прошитые и пронумерованные налоговым органом документы, приложенные к акту проверки, на 912 листах) однозначно усматривается факт вручения учреждению приложений именно на 912 листах.
Судом первой инстанции правильно установлено, что 02.06.2017г. налогоплательщик представил письменные возражения № 24/ТО/43-1127, в которых выразил несогласие с выводами и предложениями, отраженными в акте проверки, а также представил дополнительные документы.
Инспекцией принято решение № 1313/6 от 08.06.2017г. об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 19.06.2017г. в связи с необходимостью ознакомления с представленными налогоплательщиком в ходе рассмотрения материалов проверки документами.
Указанное решение, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки получены представителем учреждения ФИО1 по доверенности от 10.03.2017г.
Налоговым органом 19.06.2017г. принято решение № 10-17-01/1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля с целью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Данное решение получено 19.06.2017г. представителем налогоплательщика ФИО5 по доверенности от 01.04.2017г.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля 19.07.2017г. налоговым органом составлена справка № 10-17-01/1. Справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля и приложенные к ней документы на 118-ти листах, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки получены 26.07.2017г. представителем налогоплательщика ФИО5 (т. 11 л.д. 130-138).
В ходе рассмотрения материалов выездной проверки 11.08.2017г. учреждение представило заявления ФИО13, ФИО14, ФИО4, ФИО15, в которых изложены просьбы указанных лиц на проведение допросов.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 11.08.2017г. № 1313/7 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с необходимостью оценки сведений (информации), отраженных в представленных налогоплательщиком документах, которое получено 11.08.2017г. представителем налогоплательщика ФИО1
Извещением от 07.09.2017г. № 10-17/01-1307 заявитель уведомлен о дате, времени и месте рассмотрении материалов проверки, извещение получено налогоплательщиком 07.09.2017г.
В ходе рассмотрения материалов проверки 11.09.2017г. налогоплательщику вручены копии экспертных заключений № 43/07-17, № 44/07-17, № 45/07-17, ходатайство эксперта и ознакомление эксперта с правами и обязанностями.
Налогоплательщиком 11.09.2017г. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения материалов проверки до 16.10.2017г. в связи с необходимостью ознакомления с полученными документами.
Решением инспекции № 1313/8 от 11.09.2017г. рассмотрение материалов проверки отложено до 17.10.2017г.
При рассмотрении материалов выездной налоговой проверки 17.10.2017г. налогоплательщиком представлены возражения на заключения эксперта, ходатайства о проведении допроса эксперта ФИО16; о назначении повторной почерковедческой экспертизы; о направлении материалов проведенных экспертиз в следственные органы; о проведении допросов свидетелей ФИО14, ФИО17, ФИО13, ФИО18, ФИО4, ФИО19, ФИО15; об отложении рассмотрения материалов проверки.
В связи с необходимостью ознакомления с представленными проверяемым лицом документами инспекцией принято решение № 1313/9 от 17.10.2017г. об отложении рассмотрения материалов проверки на 30.10.2017г. Решение получено 23.10.2017г. представителем налогоплательщика ФИО1
На ознакомление с материалами проверки представитель учреждения явился в налоговую инспекцию 23.10.2017г. При этом представитель учреждения посчитал, что определить исчерпывающий перечень и состав документов, а также принадлежность предъявленных документов к материалам выездной налоговой проверки не предоставляется возможным, поскольку все материалы проверки находятся в разрозненном виде, не прошиты, не заверены, на документах отсутствует сквозная нумерация. В представленной в инспекцию жалобе от 23.10.2017г. указал на необходимость принять исчерпывающие меры к устранению допущенных прав налогоплательщика и ознакомить с материалами проверки (т. 105 л.д. 15).
Телефонограммой от 24.10.2017г. представитель налогоплательщика ФИО1 уведомлен налоговым органом о возможности ознакомления с материалами выездной налоговой проверки в здании инспекции в удобное для него время с понедельника по пятницу.
Также письмом от 25.10.2017г. № 10-26/014327 инспекция пригласила учреждение на ознакомление с материалами выездной налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля в здании налогового органа с понедельника по пятницу с 09.00 до 17.00 до момента вынесения решения по результатам данной проверки, предварительно созвонившись по телефону, указанному в письме. Указанное письмо инспекции получено 25.10.2017г. представителем налогоплательщика ФИО1
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, налогоплательщику было предоставлено время на ознакомление с материалами выездной налоговой проверки в период с 25.10.2017г. до 30.10.2017г., то есть, три рабочих дня. Между тем, с учетом объема материалов выездной налоговой проверки, предоставленное учреждению время является недостаточным для ознакомления со всеми материалами проверки.
При рассмотрении 30.10.2017г. материалов выездной налоговой проверки налогоплательщик сообщил о том, что со всеми материалами дела, о которых упоминается в акте проверки и справке о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, не ознакомлен. Времени для ознакомления было недостаточно в связи с уклонением налоговым органом от ознакомления с материалами проверки. Указанные обстоятельства отражены в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 30.10.2017г. № 03/48.5 (т. 105 л.д. 20-24).
Также учреждением заявлено ходатайство об исследовании материалов выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля путем оглашения акта проверки, справки о проведенных мероприятиях налогового контроля в ходе рассмотрения материалов проверки.
Данные ходатайства отклонены налоговым органом. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение № 10-17-01/01734дсп от 30.10.2017г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что материалов дела усматривается, что инспекцией налогоплательщику не была предоставлена возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки в полном объеме. При этом в оспариваемом решении содержаться ссылки на указанные доказательства в обоснование получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по контрагентам ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск»
Так, на страницах 15, 19, 20, 41 решения содержатся ссылки на выписку из протокола допроса ФИО4, на страницах 16, 18, 25, 57-58 решения ссылки на протоколы допросов собственников и водителей транспортных средств, занятых от имени ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» на перевозке лесопродукции (приложения № 52-66 к акту проверки).
На основании протоколов допросов свидетелей налоговым органом сделан вывод о том, что при формальном оформлении документов от ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» реальными исполнителями услуг по заготовке лесопродукции для учреждения являлись ИП ФИО14 и осужденные.
С учетом свидетельских показаний ФИО4 инспекция сделала вывод о том, что свидетель являлся формальным руководителем организаций ООО «Трейдавто» и ООО «Спектр Новосибирск».
На страницах 59-61 решения содержатся ссылки на пояснение ФИО26, пояснение ФИО27, пояснение ФИО28, пояснение ФИО29, пояснение Курило К.В., пояснение ФИО30, пояснение ФИО31, пояснение ФИО32, пояснение ФИО33, пояснение ФИО34
На основании указанных пояснений инспекция пришла к выводу об отсутствии взаимоотношений между собственниками автотранспорта и организациями ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск», от имени которых осуществлялась услуги перевозки для налогоплательщика.
На страницах 61-75 инспекция делает ссылки на показания свидетелей ФИО6, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО7, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО31, ФИО43, ФИО29, ФИО34, ФИО44
С учетом указанных показаний свидетелей инспекция сделала вывод о том, что взаимоотношения между собственниками автотранспорта и организациями ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск», от имени которых осуществлялась услуги перевозки для налогоплательщика, отсутствовали. Фактически заготовкой и погрузкой лесопродукции занимались работники ИП ФИО14, разгрузкой – ИП ФИО22 Также инспекция указала, что подавляющее большинство свидетелей не слышали об организациях ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск».
В оспариваемом решении содержаться ссылки на протокол допроса ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49 (стр. 77-80). На основании показаний свидетелей инспекция установила, что сотрудники учреждения лично не знакомы с руководителями ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» и никогда их не видели; члены аукционной комиссии не выясняли обстоятельства наличия материальных и трудовых ресурсов, необходимых спорным контрагентам для выполнения работ по лесозаготовкам и оказанию услуг по вывозке лесопродукции.
Также в оспариваемом решении содержаться ссылки на доказательства, которые не указаны в приложении к акту проверки и не были представлены налогоплательщику: протокол допроса ФИО50 (стр. 47 решения); протокол допроса ФИО51 (стр. 56 решения).
С учетом указанных доказательств налоговый орган пришел к выводу о невозможности выполнения работ (оказания услуг) по заготовке и перевозке лесопродукции контрагентами ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск» и о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Доводы налогового органа о том, что в представлявшихся возражениях заявитель ссылался на допросы свидетелей, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные сведения частично содержались в акте проверки (т.105, например, листы акта 64-84), в том числе, показания ФИО4 (страница 79 акта проверки), однако, это не подтверждает фактов вручения всех допросов свидетелей учреждению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что в нарушение пункта 3.1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику не были вручены документы, на которые инспекция ссылается в подтверждение факта нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки.
Согласно статьям 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, одним из обязательных условий рассмотрения дела о налоговых правонарушениях является ознакомление налогоплательщика с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных правонарушениях.
Возможность ознакомиться с материалами проверки и с учетом этого сформулировать свои возражения является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Как правильно указывает суд первой инстанции, налогоплательщик не был ознакомлен с названными документами одновременно с актом проверки, в связи с чем у него не было возможности заранее исследовать эти документы и подготовить аргументированные возражения об их допустимости в качестве доказательств, представлять объяснения по вменяемым правонарушениям в срок, обеспечивающий представление письменных возражений на акт налоговой проверки в порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения налогового органа. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что нарушение инспекцией статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в неприложении к акту налоговой проверки № 10-17/01 от 24.04.2017г. копий документов, полученных в рамках выездной налоговой проверки и явившихся основанием для принятия оспариваемого решения в части доначисления налога на добавленную стоимость, а также соответствующих сумм пени и штрафа, является существенным нарушением права налогоплательщика на представление объяснений и в силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным решения налогового органа от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп в соответствующей части.
Апелляционный суд отмечает, что данный вывод о существенном нарушении прав учреждения и наличии оснований для признания решения налогового органа незаконным следует основывать и на том, что налогоплательщик неоднократно заявлял о том, что не знаком со всеми материалами проверки, однако, налоговым органом надлежащих действий по устранению данного пробела не предпринято.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что указанные нарушения могли быть устранены при рассмотрении апелляционной жалобы управлением согласно п/п.4 п.3, п.5 ст.140 НК РФ, однако, управление этого не сделало, а суда не уполномочены выносить решения по налоговым проверкам, их функцией является проверка вынесенных налоговыми органами решений.
Как разъяснено в п.73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля является самостоятельным, безусловным основанием признания решения налогового органа, принятого на основании статей 101 или 101.4 НК РФ, недействительным. Поэтому исследование и оценка иных доводов налогоплательщика относительно незаконности такого решения в данном случае судом не осуществляется.
Таким образом, указанные выше нарушения были достаточными для удовлетворения заявленных учреждением требований.
Вместе с тем, судом первой инстанции оценен остальной объем документов, и сделан вывод, что иных документов, собранных по результатам мероприятий налогового контроля, а также по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля (вручены налогоплательщику 19.07.2017г.) для доначисления оспариваемых налога на добавленную стоимость недостаточно.
Так, из приложенных к акту проверки и фактически врученных документов судом установлено следующее:
-распечатка бухгалтерского баланса ООО «Капитал-Н» за 1 квартал 2012 года (приложение № 8), реестр деклараций ООО «Капитал-Н» за 2011-2012гг. (приложение № 9) - доказательства не соответствует критерию относимости, поскольку в указанный период не существовало хозяйственных отношений между налогоплательщиком и указанным контрагентом;
-документами, представленными ИП ФИО34, (приложения № 10, 11) подтвержден факт оказания услуг по перевозке лесопродукции для ООО «Капитал-Н». Документами, представленными ИП ФИО14, (приложение № 15) подтверждается факт оказания транспортных услуг для организации ООО «Трейдавто»;
- протокол осмотра по адресу регистрации ООО «Трейдавто» от 16.11.2015г. № 773 (приложение № 16) не имеет отношения к рассматриваемому периоду (хозяйственные отношения между налогоплательщиком и ООО «Трейдавто» существовали в 4 квартале
2013 года, 1 и 2 квартале 2014 года);
-распечатки налоговых деклараций по НДС ООО «Маркавто» за 2, 3 квартал 2014 года (приложение № 21) – доказательство не соответствует критерию относимости, поскольку в указанный период не существовало хозяйственных отношений между налогоплательщиком и указанным контрагентом;
-сведения о среднесписочной численности работников ООО «Спектр Новосибирск» за 2014 год (приложение № 24), бухгалтерский баланс ООО «Спектр Новосибирск» за 2014 год (приложение № 25), Ррспечатка деклараций по НДС ООО «Спектр Новосибирск» за 1, 2, 3, 4 квартал 2014 года (приложение № 26) - доказательства не соответствует критерию относимости, поскольку в указанный период хозяйственных отношений между налогоплательщиком и контрагентом не существовало (период взаимоотношений – 4 квартал 2013 года);
Также к акту приложены документы, касающиеся деятельности контрагентов ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск», с которыми у проверяемого налогоплательщика хозяйственных отношений не существовало (ООО «Автотор» - приложения № 28-29, ООО «Ноо Тех» - приложения № 30-32, ООО «Лайф» - приложения № 33-35, ООО «ТомскЛес» - приложения № 36-38, ООО «Симплекс» - приложения № 39-41).
Более того, по ходатайству заявителя в судебном заседании 13.11.2019г. допрошена в качестве свидетеля ФИО13, которая подтвердила факт руководства деятельностью ООО «Капитал-Н», а также факт заключения с учреждением контракта на валку и перевозку древесины. Указала, что для исполнения контрактов привлекались субподрядчики.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собранных в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля и при этом врученных налогоплательщику доказательств недостаточно для вывода об отсутствии хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентами -ООО «Капитал-Н», ООО «Трейдавто», ООО «Маркавто», ООО «Спектр Новосибирск».
Оснований для иных выводов апелляционный суд не усматривает, ссылки налогового органа на иные установленные обстоятельства по делу при тех обстоятельствах, что выбор контрагентов осуществлялся по результатам публичных процедур, доказательств согласованных действий учреждения и контрагентов на уклонение от уплаты налогов не имеется, и устранены показания лиц, непосредственно принимавших участие в хозяйственных операциях, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп в части привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 1 272 494 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 47 133 589 руб., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 15 330 848 руб., а также предложения уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
По эпизоду привлечения учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по земельному налогу за 2015 год судом первой инстанции правильно установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность представления деклараций по земельному налогу возложена на организации, являющиеся плательщиками данного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено названным пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перечень таких земельных участков определен пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с указанной нормой из оборота изъяты, в том числе, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Таким образом, организации, не обладавшие в соответствующем налоговом периоде земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения, не должны представлять декларации по земельному налогу.
Как правильно указывает суд первой инстанции, распоряжением начальника Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска Иркутской области от 12.03.2014г. № 377 учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки общей площадью 55000 кв.м. с кадастровыми номерами 38:32:010102:176, 38:32:010102:177, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, в районе Братская, 47.
Согласно указанному распоряжению земельные участки предоставлены для строительства здания склада, здания административного назначения, автостоянки закрытого типа (гараж) для хранения легковых и грузовых автомобилей, сооружения причала, здания котельной, здания авторемонтного предприятия, здания КПП.
Как полагает налоговый орган, земельные участки с кадастровыми номерами 38:32:010102:177, 38:32:010102:176 в соответствии с положениями пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не признаются объектами налогообложения по земельному налогу с даты регистрации права собственности Российской Федерации – с 01.04.2015г.
Между тем, как правильно отметил суд первой инстанции, действующее законодательство не предусматривает наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки как основания для исключения их из числа изъятых из оборота с даты такой регистрации.
Согласно представленным заявителем в материалы дела актам приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.12.2014г. (т. 120 л.д. 46-54) на земельных участках по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, в районе Братская, 47, возведены следующие сооружения:
-причал (ВТП) площадью 195 кв.м.;
-гараж (ВТП) площадью 534,1 кв.м.;
-административное здание (ВТП) площадью 196,2 кв.м.;
Согласно указанным актам строительные работы осуществлены с апреля 2014 года по декабрь 2014 года. Предъявленные к приемке объекты выполнены в соответствии с проектом, отвечают санитарно-эпидемиологическим, пожарным, строительным нормам и государственным стандартам и вводятся в действие.
Таким образом, из представленных заявителем документов следует, что в 1 квартале 2015 года на земельных участках с кадастровыми номерами 38:32:010102:176, 38:32:010102:177 находились следующие объекты: причал, гараж, административное здание. Указанные объекты по своему хозяйственному назначению могут быть отнесены к объектам учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, поскольку предназначены для осуществления учреждением возложенных на него публичных функций по обеспечению исполнения уголовных наказаний.
Факт расположения указанных объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 38:32:010102:177, 38:32:010102:176 подтверждается также представленными в материалы дела документами: техническими паспортами, техническими планами зданий.
При этом то обстоятельство, что на начало 1 квартала 2015 года право собственности на указанные объекты не было зарегистрировано, не имеет значения для отнесения земельных участков, на которых они расположены, к изъятым из оборота в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельные участки изначально были предоставлены учреждению для целей размещения объектов, предусмотренных названной нормой.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что привлечение учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:32:010102:176, 38:32:010102:177 не признаются объектами обложения земельного налога как изъятые из оборота на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит также из того, что указанной нормой ЗК РФ не установлено, какие объекты имеются в виду, то есть, что это должны быть объекты недвижимости. Например, при предоставлении Министерству обороны РФ земельного участка для бомбометания вообще не предполагается наличие каких-либо строений. В рассматриваемом случае, учитывая статус заявителя, земельные участки ему предоставляются для исполнения государственной функции. Наличие объектов для исполнения данной функции материалами дела подтверждено.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требование заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области от 30.10.2017г. № 10-17-01/01734дсп в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 250 руб. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2019 года по делу № А19-10393/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи Н.В.Ломако
В.А.Сидоренко