ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4556/10 от 11.01.2011 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-2140/10

«14» января 2011 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 января 2011 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Даровских К.Н.,

судей Клепиковой М.А., Куклина О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2010 года по делу № А58-2140/10 по иску открытого акционерного общества «Сахатранснефтегаз» Управление газораспределительных сетей «Ленагазсервис» к государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» о взыскании 2 424, 82 руб. (суд первой инстанции: судья Андреев В.А.)

при участии в судебном заседании:

от истца: отсутствует, уведомлен

от ответчика: отсутствует, уведомлен

установил:

открытое акционерное общество «Сахатранснефтегаз» Управление газораспределительных сетей «Ленагазсервис» (ОГРН <***> ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к государственному учреждению «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия)» (ОГРН <***> ИНН <***> ) о взыскании неустойки по договору на поставку природного газа № 5Х-29 от 01.01.2008 в сумме 2 424, 82 руб.

Определением от 05.05.2010 ответчик – государственное учреждение «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия)» - заменен на надлежащего ответчика – Отряд ГПС МЧС по МО «Хангаласский улус».

Определением от 07.06.2010 ненадлежащий ответчик - Отряд ГПС МЧС по МО «Хангаласский улус» заменен на надлежащего – государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» (ОГРН <***> ИНН <***>).

Решением от 07.09.2010 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель ссылается, что суд при принятии решения не учел постановление Правительства РС (Я) № 605 от 26.12.2008, согласно которому создано новое учреждение- государственное учреждение «Отряд противопожарной службы РС(Я)» и которое является правопреемником по долгам и обязательствам ОГПС МЧС. Таким образом, Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» не является надлежащим ответчиком по данному иску.

Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, явку представителей не обеспечили.

Истцом заявлено о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя, также истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы.

Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 01.01.2008 между Главным управлением МЧС России по РС (Я) (государственный заказчик), отрядом ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» (Потребитель) и УГРС «Ленагазсервис» ОАО «Сахатранснефтегаз» (поставщик) заключен государственный контракт 5Х-29, согласно пункту 1.1 которого поставщик обязуется поставить, а потребитель принять и оплатить природный газ в 2008 г. в количестве 218 т.м.3, в том числе с разбивкой по месяцам.

Пунктом 4.2. контракта стороны установили, что расчетным периодом является один месяц. Потребитель в соответствии с постановлением Правительства РФ №194 от 04.04.2000 оплачивает поставщику аванс до 10-го числа текущего месяца в размере 100% контрактного объема газопотребления текущего месяца согласно счету на аванс. Окончательный расчет за месяц производится с учетом аванса и фактического потребления газа по показаниям приборов учета на основании счета-фактуры не позднее 10 числа, следующего за расчетным. Неполучение счета на аванс, счета-фактуры и неподписание акта о количестве поставленного газа в указанный срок не продлевает сроки оплаты и не освобождает потребителя от обязанности своевременной оплаты и ответственности за несвоевременную оплату потребленного газа.

Согласно пункту 4.3. контракта за нарушение сроков оплат потребитель уплачивает поставщику неустойку, исчисляемую аналогично правилам ст. 395 ГК РФ в размере удвоенной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

В связи с несвоевременной оплатой потребленного газа истец начислил договорную неустойку в размере 2 424, 82 руб.

Суд первой инстанции, установив факт просрочки исполнения обязательств по государственному контракту об оплате поставленного газа на основании пункта 4.3 договора, статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворили исковые требования в заявленном размере.

Четвертый арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно правопреемства, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В силу положений абзаца 1 статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Согласно пункту 1.1 государственного контракта от 01.01.2008 N 5х-29 потребитель – отряд ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» обязан принять и оплатить природный газ в 2008 г. в количестве 218 т.куб.м. с разбивкой по месяцам.

Обязательства покупателя (получателя) по оплате товара установлены также в пункте 4.1 контракта.

Пунктом 4.3 контракта предусмотрена оплата неустойки за нарушение потребителем - отряд ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» сроков оплаты исчисляемой аналогично правилам ст. 395 ГК РФ.

Из анализа договора, а также имеющихся доказательств в материалах дела следует, что поставка газа осуществлялась на нужды отряда ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» для осуществления им своей деятельности. Оплачивался газ непосредственно отрядом ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» с нарушением сроков оплаты установленных договоров.

Таким образом, истец правомерно начислил договорную неустойку, расчет неустойки произведен правильно.

Материалами дела (л.д. 100, 101,102, 103 т.1) подтверждено, что отряд ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» являлся филиалом ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)».

Договором от 15.06.2007 заключенным между МЧС РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) (л.д.23-26 т.2), предусмотрено, что финансирование ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)» (далее просто Отряд) осуществлялось за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Пунктом 6 указанного договора предусматривалось, что Правительство Республики Саха (Якутия) обязано в течение 2007-2008 годов обеспечить финансирование Отряда, а также обеспечить финансирование расходов по содержанию имущества, обеспечению материально-техническими средствами деятельности Отряда.

Отряд ГПС МЧС России по МО «Хангаласский улус» был ликвидирован приказом №84 от 01.11.2008 ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)» изданным во исполнение приказа МЧС России от 28.08.2008 №507.

Указанная ликвидация произошла в результате реорганизации системы МЧС по субъектам РФ проведенной в 2008 году.

Приказом МЧС РФ №507 от 28.08.2008 установлено, что с 01.01.2009 проводятся следующие организационные мероприятия: создаются подразделения федеральной противопожарной службы; реорганизуются подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России и подразделения федеральной противопожарной службы; переименовываются подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России и подразделения федеральной противопожарной службы; ликвидируются подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России и подразделения федеральной противопожарной службы.

Во исполнение указанного приказа Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №605 от 26.12.2008 была создана с 01.01.2009 противопожарная служба Республики Саха (Якутия) в лице государственного учреждения «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия).

При этом п.5 указанного постановления предусмотрено, что вновь созданное ГУ «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия)» является правопреемником по долгам и обязанностям ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)» образовавшимся по состоянию на 01.01.2009.

Аналогичные положения содержатся и в Уставе вновь созданного ГУ «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия)».

В соответствии с п.1, 2 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В силу п.5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В данном случае имело место преобразование юридического лица в результате которого на основании нормативных актов МЧС РФ и субъекта РФ ко вновь созданному юридическому лицу ГУ «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия)» перешли обязанности ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)», которые возникли по состоянию на 01.01.2009.

Также в результате вышеуказанных реорганизационных действий ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)» был переименован в ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия), а впоследствии в ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)». Соответственно ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» (ответчик по настоящему делу) отвечает по обязательствам ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)» которые возникли с 01.01.2009.

При таких обстоятельствах, ссылка на то, что имело место только переименование несостоятельна, в данном случае имело место преобразование системы МЧС по субъектам РФ, что подтверждается также тем, что ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» финансируется за счет средств федерального бюджета, тогда как ГУ «Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Саха (Якутия)» финансировался за счет средств субъекта – Республики Саха (Якутия), и вновь созданное ГУ «Отряд противопожарной службы Республики Саха (Якутия)» также финансируется за счет средств субъекта – Республики Саха (Якутия).

Материалами дела подтверждено, что предъявленная истцом неустойка образовалась в результате несвоевременного исполнения обязательства по оплате поставленного газа в течение 2008 года, соответственно образовалось по состоянию на 01.01.2009, следовательно, ГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 сентября 2010 года по делу №58-2140/10 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий К.Н. Даровских

Судьи М.А. Клепикова

О.А. Куклин