ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4606/10 от 22.11.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А10-2976/2010

“25” ноября 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора, на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 сентября 2010 года по делу №А10-2976/2010, по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора к Открытому акционерному обществу «Бурятгаз» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое судьей Найдановым О.С.,

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 09.04.2010; ФИО2, представителя по доверенности от 09.04.2010;

от заинтересованного лица: ФИО3, представителя по доверенности от 22.09.2010; ФИО4, представителя по доверенности от 22.09.2010;

и установил:

Заявитель, Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), обратился с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Бурятгаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 22 сентября 2010 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлена ОАО «Бурятгаз» лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-64-000270 (ЖКС) от 15.04.2009г., сроком действия до 15.04.2014г. В приложении данной лицензии указано, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предполагает:

- хранение воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых веществ, за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом;

- транспортирование воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых веществ;

- использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

Арбитражный суд приходит к выводу, что осуществляемая ОАО «Бурятгаз» деятельность с опасными грузами, включая их разгрузку путем слива, в полном объеме охватывается имеющейся у общества названной лицензией. Действующее законодательство не предусматривает обязанность субъектов предпринимательской деятельности по лицензированию одного и того же вида деятельности несколькими лицензиями.

Таким образом, в действиях ОАО «Бурятгаз» отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ространснадзор, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представители Ространснадзора в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив, что исходя из целей лицензирования - лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.

Выводы суда о том, что предприятию не требуется получать лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, т.к. у него имеется лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты должны регистрировать их в государственном реестре. Согласно административного регламента, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 г. № 606 о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра (РД-03-16-2006), утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.07.06 г. № 682 (зарегистрированы в Минюсте РФ 29.08.06 г. № 8176) при идентификации опасного производственного объекта в качестве объединяющего признака используются производственная площадка (земельный участок) или производственное здание, на которой (в котором) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон) лицензированию подлежат (ли) такие виды деятельности как:

- «эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов»;

- «погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте».

По каждому из этих видов деятельности Постановлениями Правительства РФ были утверждены Положения о лицензировании, где указаны различные лицензионные требования и условия.

Согласно п. 1 ст.7 Закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 г., предоставляется лицензия. Если предприятие осуществляет несколько самостоятельных видов деятельности, то на каждый из них требуется самостоятельная лицензия.

Таким образом, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов - не распространяется на погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, т.к. этот вид деятельности подлежит самостоятельному лицензированию.

Суд первой инстанции ошибочно сделал вывод, что выданная предприятию лицензия включает в себя погрузку, выгрузку опасных грузов на железнодорожном транспорте.

Представители общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, указав на законность решения суда первой инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.

ОАО «Бурятгаз» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.01.2002г. № 2905-д за основным государственным регистрационным номером 1020300972647.

Как следует из материалов дела, Сибирским Управлением государственного железнодорожного надзора (далее – Ространснадзор, административный орган) в период с 07.07.2010г. по 08.07.2010г. была проведена проверка по вопросам обеспечения безопасности движения на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающем к станции Онохой - Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки 07.07.2010, 08.07.2010 установлены факты осуществления ОАО «Бурятгаз» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте на собственном железнодорожном пути необщего пользования, находящегося по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, пос. Онохой ГНС ОАО «Бурятгаз» без специального разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности, которыми нарушен п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно накладных в адрес ОАО «Бурятгаз» 28.06.2010г., 25.06.2010г., 18.06.2010., 20.05.2010г., 23.05.2010г. прибыли вагоны с опасным грузом - фракция пропан-бутановая, которая относится ко 2-му классу опасности (аварийная карточка № 206). Выгрузка опасного груза производилась силами и средствами общества. Согласно справке ОАО «Бурятгаз» № 406/04 от 08.07.2010г. за период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. общество выгрузило своими силами и средствами из железнодорожных цистерн 4 007 555кг опасных грузов.

Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки № ОГ-25/21 от 07.07.2010-08.07.2010г. (т.1, л/д.9-13) и протоколе (т.1, л/д.6-8) об административном правонарушении № 315 от 08.07.2010г., составленном Сибирским Управлением государственного железнодорожного надзора по факту совершения ОАО «Бурятгаз» деяний, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 70 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Осуществление указанной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии охватывается диспозицией ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях, противоправным деянием признается осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом с 12 ч. 30 мин. 07.07.2010г. и с 09:00 по 11 ч.30 мин. 08.07.2010 г. на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Бурятгаз», находящегося по адресу: 671300, Республика Бурятия , Заиграевский р-он, пос. Онохой ГНС ОАО «Бурятгаз» осуществлялась погрузочно-разгрузочная деятельность с опасными грузами на железнодорожном транспорте без лицензии Ространснадзора, а именно: согласно накладных ЭК 477886, ЭК 501327, ЭК 207120, ЭК 407830, ЭК 195898, ЭТ 947922, ЭК 755303, ЭЧ 936693, ЭИ 287715 в адрес ОАО «Бурятгаз» прибыли вагоны: 28.06.2010г. - №№ 57553760, 57596389, 57548042, 57552630, 57574568, 57552762, 57548281, 57630139, 25.06.2010г.- №№ 57864753, 57800112, 57631277, 22.06.2010г. - № 57630451, 18.06.2010г. - №№ 57549156, 57555336, 20.05.2010г. -№№ 50881697, 50834936, 57890576, 23.05.2010г. - №№ 57551921, 57552200, 57554826 с опасным грузом - фракция пропан-бутановая (аварийная карточка № 206).

Вагоны подавались на железнодорожный путь необщего пользования ОАО «Бурятгаз» по адресу: 671300, Республика Бурятия , Заиграевский р-он, пос. Онохой ГНС ОАО «Бурятгаз» где согласно: справке ОАО «Бурятгаз» и объяснению лица, ответственного за выгрузку опасных грузов (прилагается), производилась выгрузка опасного груза силами и средствами ОАО «Бурятгаз».

Согласно справке ОАО «Бурятгаз» № 406/04 от 08.07.2010г. за период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. ОАО «Бурятгаз» выгрузило своими силами и средствами из железнодорожных цистерн 4007555 кг. опасных грузов.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что общество в отсутствие у него лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте 07.07.2010 и 08.07.2010 осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность опасных грузов на железнодорожном транспорте.

При этом суд апелляционной инстанции считает, что не имеет правового значения то, что, как утверждает общество, погрузочно-разгрузочная деятельность не является основным видом предпринимательской деятельности ОАО «Бурятгаз» и не связана с извлечением прибыли, поскольку указанная деятельность является неотъемлемой частью технологического процесса производства, связанного с приобретением и реализацией взрывопожароопасного вещества, в связи с чем общество могло было быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса об административных правонарушениях, по следующим основаниям.

Пунктом 1.9. Устава ОАО «Бурятгаз» определено, что основными видами деятельности общества являются: приобретение, транспортировка, распределение, хранение и реализация сжиженного газа.

В силу указанного такие работы являются неотъемлемой частью технологического процесса производственной деятельности общества и осуществляются с постоянной систематической периодичностью, то есть являются составной частью осуществляемой обществом уставной деятельности, в том числе и связанной с эксплуатацией взрывоопасных производственных объектов, и непосредственно вытекающей из его коммерческой деятельности, направленной исключительно на получение прибыли. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 по делу N А10-5583/2009).

Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что осуществляемая ОАО «Бурятгаз» деятельность с опасными грузами, включая их разгрузку путем слива, в полном объеме охватывается имеющейся у общества названной лицензией, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-64-000270 (ЖКС) от 15.04.2009г., сроком действия до 15.04.2014г., в связи с чем обществу не требуется лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно подпункту 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положению о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (пункт 2 статьи 1).

Под железнодорожным транспортом необщего пользования понимается совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя в том числе железнодорожные пути необщего пользования (пункт 1 статьи 2).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" под опасным грузом понимается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В соответствии с Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках их по железным дорогам, утвержденных МПС РФ от 25.11.1996 №ЦМ-407, МЧС РФ 31.10.1996 №9/733/3-2 доставляемая железнодорожным транспортом фракция пропан-бутановая является опасным грузом и относится к классу 2 опасности (аварийная карточка 206).

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте возможна лишь при наличии лицензии на осуществление такой деятельности; при этом не имеет правового значения наличие иной лицензии на другой вид деятельности и осуществление этой деятельности в составе иной либо в качестве самостоятельной (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу N А74-3565/2009).

Имеющаяся у общества лицензия, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов № ВП-64-000270 (ЖКС) от 15.04.2009г., сроком действия до 15.04.2014г. выданная на основании п. 28 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, регламентируемую п. 70 ч. 1 ст. 17 названного закона.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии необходимости в получении ответчиком лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является ошибочным и не соответствует действующему законодательству.

Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, общество в силу своего правого статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях и не правомерно отказал заявителю в привлечении его к административной ответственности.

В связи с указанным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое на неправильном применении норм материального права.

Вместе с тем, в удовлетворении апелляционной жалобы заявителю надлежит отказать по следующим основаниям.

Согласно материалам дела правонарушение обществом совершено в период с 07.07.2010 по 08.07.2010, что установлено актом проверки от 08.07.2010 года (т.1, л/д.9).

Согласно ч. 1 ст.4.5 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы, общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Республики Бурятия от «22» сентября 2010 года по делу №А10-2976/2010 отменить.

В удовлетворении требований Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) о привлечении Открытого акционерного общества «Бурятгаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении №315/Юл от 08.07.2010 отказать, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи Д.Н. Рылов

Г.Г. Ячменёв