ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело № 10-2528/2014
26 ноября 2014 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АБК» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 августа 2014 года по делу № А10-2528/2014 по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1120327012794, ИНН 0326507692) к обществу с ограниченной ответственностью «АБК» (ОГРН 1130327007051, ИНН 0326513456) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Кушнарева Н.П.),
при отсутствии в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью «АБК» (далее – ООО «АБК» или общество) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 августа 2014 года заявленное требование удовлетворено. ООО «АБК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о назначении в качестве наказания административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
По мнению общества, должностное лицо Управления перед началом проведения проверки не ознакомил директора ООО «АБК» с положениями административного регламента.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что результаты проведенной проверки являются, полученными с нарушением закона. Субъект указанного правонарушения установлен неправильно, что может привести к неправомерному назначению наказания.
Общество указывает, что список транспортных средств, указанный в обжалуемом решении не соответствует действительности, поскольку не все из перечисленных транспортных средств относятся к ООО «АБК».
Управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает, что доводы апелляционной жалобы не имеют законных оснований. Управление считает обжалуемое решение законным.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление представило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19 апреля 2013 года ООО «АБК» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый реестр юридических лиц - ОГРН 1130327007051.
30 мая 2013 года ООО «АБК» выдана бессрочная лицензия серии АСС №03 990675 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
08 апреля 2014 года на основании сообщения УГИБДД МВД по РБ о факте дорожно-транспортного происшествия с участием автобуса общества, начальником Управления издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «АБК» с целью проведения мероприятий по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте. Копия приказа вручена заместителю директора общества Кисельман Ю.С. в тот же день.
В период с 16 апреля по 16 мая 2014 года в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, о чем составлен акт.
В акте указаны следующие нарушения лицензиатом условий, предусмотренных специальным разрешением:
- истекли сроки действия и не представлены документы, подтверждающие прохождение технического осмотра следующих транспортных средств:
1. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 771 КХ 03 RUS - 14.05.2014.;
2. Луидор государственный регистрационный номер Р 231 КК 03 RUS - 01.05.2014.;
3. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О 933 КУ 03 RUS - 08.05.2014.;
4. ГАЗ государственный регистрационный номер М 830 КЕ 03 RUS - 07.05.2014,;
5. Фиат Дукато государственный регистрационный номер А 337 КХ 03 RUS - 11.05.2014.;
6. ГАЗ государственный регистрационный номер М 866 КА 03 RUS - 05.05.2014.;
7. ГАЗ государственный регистрационный номер АО 583 03 RUS - 21.04.2014.;
8. Фиат Дукато государственный регистрационный номер АА 219 80 RUS - 25.02.2014.;
9. ГАЗ государственный регистрационный номер Е 117 КЕ 03 RUS - 30.04,2014.;
10. ГАЗ государственный регистрационный номер У 767 КН. 03 RUS - 24.04.2014.;
11. ГАЗ государственный регистрационный номер О 324 ЕУ 03 RUS - отсутствует;
12. Азия Космос государственный регистрационный номер О 319 КХ 03 RUS -12.05.2014.;
13. Фиат Дукато государственный регистрационный номер Т 475 КР 03 RUS - отсутствует;
14. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О 800 ОС 199 RUS-28.02.2014.;
15. 2227SK государственный регистрационный номер В 693 КТ 03 RUS - отсутствует;
16. Тойота Хайс государственный регистрационный номер X 295 КН 03 RUS - отсутствует;
17. ГАЗ государственный регистрационный номер 0 118 КН 03 RUS - отсутствует;
18. ГАЗ государственный регистрационный номер Р 437 КН 03 RUS - отсутствует;
19. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О 825 КУ 03 RUS - отсутствует;
20. ГАЗ государственный регистрационный номер А 252 КХ 03 RUS - отсутствует;
21. ГАЗ государственный регистрационный номер АН 719 03 RUS - отсутствует;
22. Фиат Дукато государственный регистрационный номер X 239 КР 03 RUS - отсутствует:
23. Луидор государственный регистрационный номер О 782 КУ 03 RUS - 02.05.2014.;
24. ГАЗ государственный регистрационный номер М 633 КА 03 RUS - 18.04.2014.;
25. ГАЗ государственный регистрационный номер А 126 КА 03 RUS - 27.12.2013.;
26. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 160 КА 03 RUS - 25.04.2014.;
27. ГАЗ государственный регистрационный номер Р 244 КР 03 RUS -29.04.2014.;
28. ГАЗ государственный регистрационный номер У 902 ЕХ 03 RUS - 27.02.2014.;
29. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 216 КХ 03 RUS - 29.04.2014.;
30. Фиат Дукато государственный регистрационный номер Е 519 КР 03 RUS - отсутствует;
31. Фиат Дукато государственный регистрационный номер Т 356 КР 03 RUS - отсутствует;
32. Хундай Грэйс государственный регистрационный номер С 803 ЕУ 03 RUS - отсутствует;
33. Фиат Дукато государственный регистрационный номер К 213 ТХ 75 RUS - отсутствует;
34. FST 613 государственный регистрационный номер О 949 КХ 03 RUS - отсутствует;
35. ГАЗ государственный регистрационный номер М 474 КН 03 RUS – отсутствует;
- не организовано проведение работ по техническому обслуживанию (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Не представлены документы (сервисные книжки) о проведении ТО согласно регламентным пробегам;
- истек срок действия договора на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств с ИП Нагорским А.Ф. 28 апреля 2014 года, действующий договор на проведение работ по ТО не представлен;
- лицензиат привлек к работе водителей и при этом не представил документы, подтверждающие их стаж работы: Басанова В.А., Караулова А.П., Алексеева А.М., Балдангомбоева Б.Б., Колесникова Д.В., Нимбуева Б.В., Афанасьева С.П., Розиева Ф.Я., Ильина В.И., Рампилова С.В., Насибова А.Ф., Черницына А.А., Хайдукова А.М., Намдакова В.В., Пономарь В.В., Бердигулова Ж.Т., Ошорова Д.Д., Бальжиева А.В., Цырендоржиева Д.Д., Бохоева А.Д., Протнеева В.С., Ермакова В.А., Шишмарева В.Г., Манжигеева А.К., Николаева О.В., Агафонова Р.И., Агафонова И.И., Уваровского В.Л., Харнутова Ж.Б., Колодина А.А., Кривогорницына С.Г., Агильдина И.Н., Нагульманова Е.Р., Мурзина П.Ю., Дашидондокова Б.Т., Будаева С.А., Банзатова В.Ц., Соловьева О.И., Цыренжапова Л.Д-Д., Имаева Р.Д., Позднякова Т.В., Ринчинова Л.Б., Лумбунова В.Г., Кадетова В.Т., Гомбоева Б.Н., Осеева А.Н., Санжиева П.П., Доржиева А.Д., Молодцова А.Ю., Кульгейко Е.В., Очирова В.Ц., Онетова В.В., Красикова А.Т., Князькина О.О., Лобунько А.В., Иванова В.В., Дамбаева С.Н., Гомбоева Е.А., Цыбенова Б.Ц., Ястребова В.Г., Павлова А.С.;
- лицензиат привлек к работе водителя, не имеющего документов, подтверждающих необходимую квалификацию. Согласно рапорту № 97 от 07.05.2014 инспектором УГИБДД при работе на линии по маршруту № 29 было проверено транспортное средство ГАЗ 322132 государственный номер Т683ЕС03RUS за управлением неустановленного лица;
- у лицензиата истекли сроки действия договоров на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с организациями или индивидуальными предпринимателями, обладающими необходимой базой и имеющими лицензию, медицинский осмотр осуществляется в иных местах без договора;
- не организовано своевременное прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. У водителей Балдангомбоева Б.Б., Манжигеева А.К., Агафонова Р.И., Колодина А.А. отсутствуют медицинские справки по прохождению медицинского освидетельствования. У водителя Павлова А.С. срок действия медицинского освидетельствования истек 24 января 2014 года;
- в путевых листах, представленных лицензиатом, отсутствует заполнение ряда реквизитов, предусмотренных для обязательного заполнения (отметки о прохождении послерейсового медицинского осмотра водителей);
- лицензиат, осуществляя перевозку пассажиров на регулярных маршрутах, не заключает договор с пассажиром, у него отсутствует билетная продукция, не производится выдача билетов пассажирам;
- лицензиат в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, не разработал должностные инструкции работникам, связанным с эксплуатацией транспортных средств и влияющих на безопасность дорожного движения, а также не организовал контроль по их исполнению. В частности, нет должностных инструкций лица, осуществляющего выпуск на линию транспортного средства и водителей;
- лицензиат не осуществляет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения и не производит сверку с органами ГИБДД;
- лицензиат при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров не заключил договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на следующие автобусы:
1. ГАЗ государственный регистрационный номер У 530 KB 03RUS - страхователь Иванцив С.М.;
2. ГАЗ государственный регистрационный номер Е117КЕ03 RUS - полис не представлен;
3. ГАЗ государственный регистрационный номер У767КН03 RUS - полис не представлен;
4. ГАЗ государственный регистрационный номер О324ЕУ03 RUS - полис не представлен;
5. Азия Космос государственный регистрационный номер О319КХ03RUS - полис не представлен;
6. Тойота Хайс государственный регистрационный номер X295КН03 RUS - страхователь не установлен;
7. ГАЗ государственный регистрационный номер O118 КН 03RUS - полис не представлен;
8. ГАЗ государственный регистрационный номер Р437КН03 RUS - полис не представлен;
9. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О825 КУ03 RUS - страхователь Поздняков Т.В.;
10. ГАЗ государственный регистрационный номер АН 719 03 RUS - полис не представлен;
11. Фиат Дукато государственный регистрационный номер X 239 КР 03 RUS - страхователь Хамагаев Э.В.;
12. FST государственный регистрационный номер А 330 КС 03 RUS - страхователь Очиров В.Ц.;
13. ГАЗ государственный регистрационный номер Е 606 КУ 03 RUS - страхователь Батурин О.Н.;
14. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 160 КХ 03 RUS - полис не представлен;
15. ГАЗ государственный регистрационный номер Р 244 КР 03 RUS - страхователь Тулонова О.В.;
16. FST государственный регистрационный номер О 949 КХ 03 RUS – страхователь Аханаев Д.Б.;
17. Фиат Дукато государственный регистрационный номер А 277 КХ 03 RUS - полис на другое транспортное средство;
- не организована работа водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. По сообщению УГИБДД МВД по РБ 17 января 2014 года в 11:10 ч водитель автобуса HYUNDAI COUNTY государственный регистрационный номер А160КХ03RUS Коломеец Ю.А. при перевозке пассажиров по маршруту № 55 совершил наезд на пешехода. По предварительным данным УГИБДД МВД по РБ усматривается вина водителя. 20 марта 2014 года водитель автобуса Фиат Дукато государственный регистрационный номер Е367КУ03RUS совершил столкновение с легковым автомобилем, при этом пострадал 1 человек.
Копия акта проверки получена генеральным директором общества Кисельман Е.В. 16 мая 2014 года. 16 мая 2014 года старшим государственным инспектором Управления в отношении общества в отсутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении ООО «АБК» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого постановления являются верными, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а не за какое-либо отдельное нарушение, предусмотренное положениями и нормами, регулирующими вид деятельности, который осуществляется привлекаемым лицом. В рассматриваемом случае правонарушение является оконченным в случае выявления факта нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относятся к лицензируемому виду деятельности.
Лицензией признается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании).
Пунктом 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок являются, в том числе:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее – Закон о безопасности дорожного движения) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В соответствии со статьей 17 Закона о безопасности дорожного движения находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
В соответствии со статьей 18 Закона о безопасности дорожного движения техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документом, подтверждающим проведение технического осмотра транспортного средства является диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны в том числе: обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств.
Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотранс РСФСР 20.09.1984 установлено, что ежедневное техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду (пункты 2.5, 2.6).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в нарушение вышеназванных требований у лицензиата истекли сроки действия технического осмотра следующих транспортных средств:
1. . Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 771 КХ 03 RUS - 4.05.2014.;
2. Луидор государственный регистрационный номер Р 231 КК 03 RUS - 01.05.2014.;
3. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О 933 КУ 03 RUS - 08.05.2014.;
4. ГАЗ государственный регистрационный номер М 830 КЕ 03 RUS - 07.05.2014;
5. Фиат Дукато государственный регистрационный номер А 337 КХ 03 RUS - 11.05.2014.;
6. ГАЗ государственный регистрационный номер М 866 КА 03 RUS - 05.05.2014.;
7. ГАЗ государственный регистрационный номер АО 583 03 RUS - 21.04.2014.;
8. Фиат Дукато государственный регистрационный номер АА 219 80 RUS - 25.02.2014.;
9. ГАЗ государственный регистрационный номер Е 117 КЕ 03 RUS - 30.04.2014.;
10. ГАЗ государственный регистрационный номер У 767 КН. 03 RUS - 24.04.2014.;
11. Азия Космос государственный регистрационный номер О 319 КХ 03 RUS - 12.05.2014.;
12. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О 800 ОС 199 RUS-28.02.2014.;
13. Луидор государственный регистрационный номер О 782 КУ 03 RUS - 02.05.2014.;
14. ГАЗ государственный регистрационный номер М 633 КА 03 RUS - 18.04.2014.;
15. ГАЗ государственный регистрационный номер А 126 КА 03 RUS - 27.12.2013.;
16. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 160 КА 03 RUS - 25.04.2014.;
17. ГАЗ государственный регистрационный номер Р 244 КР 03 RUS -29.04.2014.;
18. ГАЗ государственный регистрационный номер У 902 ЕХ 03 RUS - 27.02.14.;
19. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 216 КХ 03 RUS - 29.04.2014.
Не представлены документы, подтверждающие прохождение технического осмотра следующих транспортных средств:
20. ГАЗ государственный регистрационный номер О 324 ЕУ 03 RUS - отсутствует;
21. Фиат Дукато государственный регистрационный номер Т 475 КР 03 RUS - отсутствует;
22. 2227SK государственный регистрационный номер В 693 КТ 03 RUS - отсутствует;
23. Тойота Хайс государственный регистрационный номер X 295 КН 03 RUS - отсутствует;
24. ГАЗ государственный регистрационный номер 0 118 КН 03 RUS - отсутствует;
25. ГАЗ государственный регистрационный номер Р 437 КН 03 RUS - отсутствует;
26. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О 825 КУ 03 RUS - отсутствует;
27. ГАЗ государственный регистрационный номер А 252 КХ 03 RUS - отсутствует;
28. ГАЗ государственный регистрационный номер АН 719 03 RUS - отсутствует;
29. Фиат Дукато государственный регистрационный номер X 239 КР 03 RUS - отсутствует:
30. Фиат Дукато государственный регистрационный номер Е 519 КР 03 RUS - отсутствует;
31. Фиат Дукато государственный регистрационный номер Т 356 КР 03 RUS - отсутствует;
32. Хундай Грэйс государственный регистрационный номер С 803 ЕУ 03 RUS - отсутствует;
33. Фиат Дукато государственный регистрационный номер К 213 ТХ 75 RUS - отсутствует;
34. FST 613 государственный регистрационный номер О 949 КХ 03 RUS - отсутствует;
35. ГАЗ государственный регистрационный номер М 474 КН 03 RUS – отсутствует.
В нарушение вышеназванных требований лицензиатом не организовано проведение работ по техническому обслуживанию (ТО-1, ТО-2) и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Не представлены документы (сервисные книжки) о проведении ТО согласно регламентным пробегам. Истек срок действия договора на проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств с ИП Нагорским А.Ф. 28 апреля 2014 года, действующий договор на проведение работ по ТО не представлен.
В нарушение подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании, устанавливающего лицензионное требование о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, лицензиат привлек к работе следующих водителей и при этом не представил документы, подтверждающие стаж их работы: Басанова В.А., Караулова А.П., Алексеева А.М., Балдангомбоева Б.Б., Колесникова Д.В., Нимбуева Б.В., Афанасьева С.П., Розиева Ф.Я., Ильина В.И., Рампилова С.В., Насибова А.Ф., Черницына А.А., Хайдукова А.М., Намдакова В.В., Пономарь В.В., Бердигулова Ж.Т., Ошорова Д.Д., Бальжиева А.В., Цырендоржиева Д.Д., Бохоева А.Д., Протнеева В.С., Ермакова В.А., Шишмарева В.Г., Манжигеева А.К., Николаева О.В., Агафонова Р.И., Агафонова И.И., Уваровского В.Л., Харнутова Ж.Б., Колодина А.А., Кривогорницына С.Г., Агильдина И.Н., Нагульманова Е.Р., Мурзина П.Ю., Дашидондокова Б.Т., Будаева С.А., Банзатова В.Ц., Соловьева О.И., Цыренжапова Л.Д-Д., Имаева Р.Д., Позднякова Т.В., Ринчинова Л.Б., Лумбунова В.Г., Кадетова В.Т., Гомбоева Б.Н., Осеева А.Н., Санжиева П.П., Доржиева А.Д., Молодцова А.Ю., Кульгейко Е.В., Очирова В.Ц., Онетова В.В., Красикова А.Т., Князькина О.О., Лобунько А.В., Иванова В.В., Дамбаева С.Н., Гомбоева Е.А., Цыбенова Б.Ц., Ястребова В.Г., Павлова А.С. Кроме того, лицензиат привлек к работе водителя, не имеющего документов, подтверждающих необходимую квалификацию. Так, согласно рапорту №97 от 07.05.2014 инспектором УГИБДД при работе на линии по маршруту №29 было проверено транспортное средство ГАЗ 322132 государственный номер Т683ЕС03RUS за управлением неустановленного лица (л.д.50).
В силу статей 20, 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Лицензиат в нарушение установленных требований не организовал своевременное прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. У водителей Балдангомбоева Б.Б., Манжигеева А.К., Агафонова Р.И., Колодина А.А. отсутствуют медицинские справки по прохождению медицинского освидетельствования. У водителя Павлова А.С. срок действия медицинского освидетельствования истек 24 января 2014 года.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 №2 59-ФЗ обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ разработан Приказ Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 (далее – Приказ), утверждающий обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (пункт 1 Приказа).
Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3 Приказа).
Сведения о водителе включают в себя, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7 Приказа).
В нарушение указанных требований в путевых листах, представленных лицензиатом, отсутствует заполнение ряда реквизитов, предусмотренных для обязательного заполнения (отметки о прохождении послерейсового медицинского осмотра водителей). Вместе с тем срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка заполнения путевых листов, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, поскольку путевые листы с нарушением указанных требований составлены 8, 18,19 марта 2014 года.
В соответствии с пунктами 1,2,3 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, обязательные реквизиты которого установлены правилами перевозок пассажиров.
Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1.
В нарушение установленных требований лицензиат, осуществляя перевозку пассажиров на регулярных маршрутах, не заключает договор с пассажиром, у него отсутствует билетная продукция, не производится выдача билетов пассажирам.
В пункте 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Главой III Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 предусмотрено, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения; форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации; владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств; владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Лицензиат в нарушение указанных требований не осуществляет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения и не производит сверку с органами ГИБДД.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации транспортных средств обязаны обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Лицензиат в нарушение указанных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров не заключил договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на следующие автобусы:
1. ГАЗ государственный регистрационный номер У 530 KB 03RUS – страхователем указан Иванцив С.М.;
2. ГАЗ государственный регистрационный номер Е117КЕ03 RUS - полис не представлен;
3. ГАЗ государственный регистрационный номер У767КН03 RUS - полис не представлен;
4. ГАЗ государственный регистрационный номер О324ЕУ03 RUS - полис не представлен;
5. Азия Космос государственный регистрационный номер О319КХ03RUS - полис не представлен;
6. Тойота Хайс государственный регистрационный номер X295КН03 RUS - страхователь не установлен;
7. ГАЗ государственный регистрационный номер O118 КН 03RUS - полис не представлен;
8. ГАЗ государственный регистрационный номер Р437КН03 RUS - полис не представлен;
9. Фиат Дукато государственный регистрационный номер О825 КУ03 RUS - страхователем указан Поздняков Т.В.;
10. ГАЗ государственный регистрационный номер АН 719 03 RUS - полис не представлен;
11. Фиат Дукато государственный регистрационный номер X 239 КР 03 RUS – страхователем указан Хамагаев Э.В.;
12. FST государственный регистрационный номер А 330 КС 03 RUS - страхователем указан Очиров В.Ц.;
13. ГАЗ государственный регистрационный номер Е 606 КУ 03 RUS - страхователем указан Батурин О.Н.;
14. Хундай Каунти государственный регистрационный номер А 160 КХ 03 RUS - полис не представлен;
15. ГАЗ государственный регистрационный номер Р 244 КР 03 RUS - страхователем указан Тулонова О.В.;
16. FST государственный регистрационный номер О 949 КХ 03 RUS – страхователем указан Аханаев Д.Б.;
17. Фиат Дукато государственный регистрационный номер А 277 КХ 03 RUS – представлен полис на другое транспортное средство.
Таким образом, обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения лицензионных требований и условий, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вина общества в совершении указанного правонарушения полностью доказана.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Событие и состав вменяемого обществу административного правонарушения, а также вина в инкриминируемом ему деянии подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 254 от 16 мая 2014 года, актом проверки №519/111396 от 16 мая 2014 года, лицензией №АСС 03990675 от 30.05.2013, списками отлицензированных автомобилей ООО «АБК», диагностическими картами транспортных средств и другими доказательствами.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя общества.
Полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, определены частями 3, 4 статьи 28.3 КоАП РФ, Приказом Ространснадзора от 30 октября 2007 года № ГК-938фс «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в качестве меры наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Предупреждение в силу статьи 3.4 КоАП РФ – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (часть 1).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Поскольку выявленные в ходе проверки нарушения влияют на безопасность дорожного движения, в связи с чем возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нецелесообразности применения в рассматриваемом случае санкции в виде предупреждения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о назначении обществу наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам о привлечении к административной ответственности и по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом по делам о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, определенную судом, принявшим решение о привлечении лица к административной ответственности.
Учитывая, что размер назначенного обществу судом первой инстанции административного штрафа не превышает сто тысяч рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 АПК РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 августа 2014 года по делу № А10-2528/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Басаев Д.В.
Рылов Д.Н.