ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4706/2022 от 03.11.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А19-12425/2022

«03» ноября 2022 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Восточно-Сибирского транспортного прокурора на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2022 года по делу № А19-12425/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

Восточно-Сибирский транспортный прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решение Государственного учреждения Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, далее – пенсионный фонд) от 12.05.2022 № 048S19220009993 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за отчетный период - февраль 2022 года виде штрафа в размере 500 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2022 года по делу № А19-12425/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Восточно-Сибирский транспортный прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что суд неверно исчислил начало течения срока для устранения недостатков с 16.03.2022.

Апеллянт не оспаривает факт поступления из пенсионного фонда 16.03.2022 по телекоммуникационным каналам связи извещения об устранении недостатков. Указывает, что в извещении об устранении недостатков, в нарушение требований п. 38 Инструкции №211н, не была указана конкретная ошибка, требующая исправления. Уведомление с указанием конкретной ошибки поступило заявителю только 28.03.2022. В течение 2 рабочих дней ошибка была устранена. Апеллянт полагает, что финансовые санкции применены к Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре в нарушение п. 40 Инструкции №211н.

В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, в связи с чем, Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре отказано в приобщении ответа ООО «Компания «Тензор».

Пенсионный фонд в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 14 сентября 2022 года.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении Восточно­Сибирской транспортной прокуратуры проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.

В результате проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой сведений индивидуального (персонифицированного) учета должностным лицом пенсионного фонда обнаружен факт нарушения страхователем требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в системе обязательного пенсионного страхования», что выразилось в представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - М за февраль 2022 года в отношении одного застрахованного лица, а именно несоответствие ФИО страховому номеру застрахованного лица.

Указанное нарушение зафиксировано в акте от 06.04.2022 № 048S18220007489 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам рассмотрения вышеназванного акта заместителем управляющего пенсионным фондом принято решение от 12.05.2022 № 048S19220009993 о привлечении Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с указанными решением пенсионного фонда, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Восточно-Сибирский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьей 1 Закона № 27-ФЗ Восточно-Сибирская транспортная прокуратура является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Статьей 1 Закона № 27-ФЗ определено, что индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1)страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)фамилию, имя и отчество;

3)идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно­ телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу абзаца 1 статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

Сведения по форме СЗВ-М представляются с соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 15.04.2021 № 103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и Порядка заполнения формы указанных сведений».

Согласно пункта 4 Приложения 1 форма СЗВ-М в форме электронного документа представляется страхователем по форматам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.2016 № 1077 п «Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)» и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Срок представления индивидуальных сведений, указанных в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за февраль 2022 года истекал 15.03.2022.

Из материалов дела следует, что в Управление пенсионного фонда прокуратурой 16.03.2022 года в виде электронного документа была направлена исходная форма СЗВ-М на 49 застрахованных лиц за отчетный период февраль 2022 года, т.е. с нарушением срока представления сведений, предусмотренный пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, что подтверждается извещением о доставке.

По результатам проверки правильности заполнения и полноты сведений, представленных Прокуратурой в Управление Пенсионного фонда 16.03.2022 по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) за февраль 2022 года, пенсионным фондом обнаружен факт представления страхователем в отчете по форме СЗВ-М недостоверных сведений в отношении одного застрахованного лица Говориной Анны Игоревны, а именно не соответствие ФИО страховому номеру застрахованного лица - Говорина Анна Игоревна (СНИЛС 162-324-470 40) вместо Макаровой Анны Игоревны.

Пенсионным фондом 16.03.2022 в адрес прокуратуры направлено уведомление о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок) и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда в пятидневный срок.

Согласно реестра ТКС уведомление получено прокуратурой 16.03.2022.

Страхователем 30.03.2022 года была представлена формы СЗВ-М (дополняющая) за отчетный период - февраль 2022 на 1 застрахованное лицо, указанное в протоколе проверке.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах») и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п.

Из пункта 38 Инструкции № 211н следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 40 Инструкции № 211н).

Направленное уведомление получено страхователем 16.03.2022, что последним не оспаривается.

Следовательно, о несоответствии представленных заявителем сведений стало известно страхователю сразу после получения 16.03.2022 уведомления об устранении ошибок за отчетный период февраль 2022.

Однако, Страхователем исправленные сведения по форме СЗВ-Стаж с типом «дополняющая» за отчетный период за февраль 2022 года представлены только 30.03.2022, то есть с нарушением пяти дневного срока для устранения нарушений, после получения уведомления 16.03.2022.

Таким образом, следует признать, что спорные сведения после получения уведомления (16.03.2022) фактически представлены Прокуратурой с нарушением пяти дневного срока.

Ссылка заявителя о том, что Прокуратура направила реальные данные работника за Февраль 2022 года, а законодательством об обязательном пенсионном страховании не предусмотрена ответственность застрахованного лица за несвоевременное представление уточненных сведений в части смены фамилии для обмена страхового свидетельства в целях внесения их в лицевой счет застрахованного лица (СНИЛС) системы индивидуального (персонифицированного) отклонена судом первой инстанции исходя из следующего.

Фамилия работника в форме СЗВ-ТД должна соответствовать данным в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета пенсионного фонда (п. 2.2.4 Порядка заполнения формы СЗВ-ТД, утвержденного Постановлением Правления пенсионного фонда от 25.12.2019 № 730п). Информацию о смене фамилии работника передает в пенсионный фонд работодатель (п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 6, п. 1, 3 ст. 9, п. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 14 Закона № 27-ФЗ).

До изменения анкетных данных в информационной системе персонифицированного учета пенсионного фонда при заполнении индивидуальных сведений на застрахованное лицо работодателем указывается его прежняя фамилия.

Когда данные в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета пенсионного фонда, будут изменены, работодатель может подавать форму СЗВ-ТД так же, как обычно в случаях, предусмотренных п. 2.4 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (пп. 2 п. 2 ст. 6, п. 1, 3 ст. 9, ч. 2 ст. 14 Закона № 27-ФЗ, п. 2.2.4 Порядка заполнения формы СЗВ-ТД).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пенсионным фондом доказан факт совершения страхователем правонарушения, выразившегося в недостоверном представлении сведений за февраль 2022 год, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, и правомерности привлечения заявителя к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Более того, пенсионный фонд, выявив ошибку в представленном 16.03.2022 отчете и сразу направил заявителю уведомление о направлении недостоверных сведений с указанием на необходимость устранения ошибки и повторного направления документа, в связи с чем у заявителя имелась возможность выяснить все обстоятельства требующие исправления ошибки и направить исправленный отчет к установленному сроку.

Довод апелляционной жалобы о том, что в извещении об устранении недостатков отсутствовала информация о конкретной ошибке, не принят судом апелляционной инстанции, поскольку опровергается материалами дела. С извещением об устранении недостатков 16.03.2022 заявителю направлен протокол проверки с указанием конкретной ошибки, требующей устранения (т. 1 стр. 16).

Основания полагать, что нарушение порядка представления в пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей страхователя, у суда первой инстанции отсутствовали.

Поскольку доказательств принятия страхователем необходимых и достаточных мер для соблюдения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно установил наличие вины прокуратуры в совершении рассматриваемого правонарушения.

Пенсионный фонд правильно квалифицировал бездействие страхователя за указанный период и исчислил размер штрафной санкции в сумме 500 руб. (1 Х 500 рублей).

Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за отчетный период - февраль 2022 года виде штрафа в размере 500 рублей, соответствует требованиям Закона № 27-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2022 года по делу № А19-12425/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                       Д.В. Басаев