ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4763/09 от 13.07.2010 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А78-4581/2009

"16" июля 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2010 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паньковой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А78-4581/2009, по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите о признании недействительным решения, (суд первой инстанции ФИО2),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО3 (доверенность от 01.06.2010, б/н);

от ответчика: ФИО4 (доверенность от 09.03.2010 №05-19/29);

ФИО5 (доверенность от 31.03.2010 №05-19/36).

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите от 21 мая 2009 года № 15-10/32 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части: начисления налога на доходы физических лиц за 2005 год в размере 498 440 руб., единого социального налога за 2005 год в размере 105 134,64 руб., начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 189 640 руб., пени по единому социальному налогу в размере 39 913,06 руб., в части уменьшения излишне исчисленного к уменьшению единого социального налога за 2005 год в размере 1 935,2 руб.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года решение суда отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2010 года постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2009 года отменено, дело передано на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, вновь представленные документы нельзя принимать во внимание, т.к. заявитель не обосновал уважительность причин непредставления их ранее. Профессиональный налоговый вычет в размере 20% был учтен в ходе налоговой проверки при начислении недоимки по налогу. Фактически сумма налогового вычета была предоставлена в большем размере чем 20%. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, представил исправленные документы, подтверждающие по его мнению обоснованность заявленных расходов. Согласен с тем, что профессиональный налоговый вычет в размере 20% был учтен при начислении недоимки по налогу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции на основании решения № 15-10/368 от 18.11.2008 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 01.01.2005 по 31.10.2008, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен Акт №15-10/17 дсп от 16 марта 2009 года, в котором отражены установленные налоговым органом нарушения.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, заместителем начальника инспекции принято Решение №15-10/32 от 21 мая 2009 года о привлечении предпринимателя ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 546 руб.

Также решением начислены пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2005 год в сумме 189 640 руб. 02 коп.; налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, в сумме 45 руб. 05 коп.; единого социального налога в сумме 39 913 руб. 06 коп.; предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц, подлежащего перечислению налоговым агентом, в сумме 1 690 руб.; по налогу на доходы физических лиц за 2005 год в размере 498 440 руб., по единому социальному налогу за 2005 год в размере 105 134,64 руб.; уменьшен излишне исчисленный к уменьшению единый социальный налог за 2005 год в сумме 1 935 руб. 20 коп.

Предприниматель, не согласившись с решением налоговой инспекции в части, обжаловал его в Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, решением которого от 3 июля 2009 года № 2.13-20/223-40/07537 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение налоговой инспекции без изменения.

Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В целях настоящей статьи к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в настоящей статье (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения асходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с Приказом от 13.08.2002 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», утвержденного Министерством Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/430, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации № 86 Н (зарегистрирован в Минюсте РФ от 29.08.2002 № 3756) (далее по тексту - Порядок), выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются индивидуальные предприниматели.

На основании пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса РФ объектом
 налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи
 235 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Налогового кодекса РФ налоговая база налогоплательщиков, индивидуальных предпринимателей, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской деятельности за вычетом расходов связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.

В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указано, что при рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительно вмененного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных расходов.

Таким образом, при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления как налога на прибыль, так и налога на доходы с физических лиц, необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены.

Основанием к доначислению налога на доходы физических лиц и единого социального налога послужил факт необоснованного отнесения предпринимателем в состав профессиональных налоговых вычетов документально не подтвержденных расходов по приобретению лесоматериалов у физических лиц в сумме 3965856,90 руб.

Из представленных предпринимателем ФИО1 документов следует, что между ней и предпринимателем ФИО6 заключен договор о совместной деятельности от 1 сентября 2003 года, в соответствии с условиями которого предприниматели обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью извлечения прибыли путем осуществления лесозаготовительной деятельности и лесопользованию на арендованных участках в кварталах №№ 90 и 113 Беклемишевского лесничества на основании договора аренды № 2 от 04.02.2000 согласно выданных лесхозом лесорубочных билетов. Предприниматель ФИО6 привлекает людей и технику для осуществления данной деятельности, а предприниматель ФИО1 производит приобретение и реализацию древесины на выделенном участке, при этом обязуется обеспечивать сохранность леса и соблюдать требования лесного законодательства. Договор о совместной деятельности от имени ФИО6 подписан ФИО7, с указанием на наличие у него соответствующей доверенности.

Участок лесного фонда в границах кварталов №№90 и 113 предоставлен ГУ «Беклемишевский лесхоз» предпринимателю ФИО6 в пользование для осуществления заготовки древесины на основании договора аренды участка лесного фонда от 04.02.2000, заключенного на четыре года со дня государственной регистрации договора, действие которого продлено до 04.02.2005 (справка Беклемишевского отдела от 04.05.2009 № 38 – том 3, л.д. 83). На осуществление разрешенного вида лесопользования предпринимателю ФИО6 выданы лесорубочные билеты № 95 от 28.09.2003, № 38 от 10.11.2003, № 56 от 26.12.2003, №57 от 29.12.2003, № 58 от 29.12.2003, № 21 от 26.03.2003, действие которых продлевалось до 31.03.2005 (том 3, л.д. 45, 51, 58, 65, 72, 77)

На основании договоров безвозмездного пользования участки лесного фонда, предоставленные по лесорубочным билетам ФИО6, переданы им во временное пользование физическим лицам для вырубки леса.

Участок лесного фонда, предоставленный предпринимателю ФИО6 по лесорубочному билету №38, передан им по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО8, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 (том 3, л.д. 53).

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 27.11.2004 предприниматель ФИО1 приобретает у ФИО8 лес круглый хвойных пород (том 3, л.д. 54). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО9 на сумму 60000 руб., ФИО10 на сумму 80751 руб., ФИО11 на сумму 80236 руб., ФИО12 на сумму 57066 руб., ФИО13 на сумму 57938,60 руб., ФИО14 на сумму 53656 руб., ФИО15 на сумму 55641 руб., ФИО22 на сумму 60450 руб., ФИО17 на сумму 60150 руб., ФИО8 на сумму 60 350 руб., ФИО18 на сумму 60940 руб., ФИО19 на сумму 20057,35 руб., ФИО20 на сумму 20000,35 руб., ФИО21 на сумму 80534,50 руб.

Участок лесного фонда, предоставленный предпринимателю ФИО6 по лесорубочному билету № 56 от 26.12.2003, передан им по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО23, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34 (том 3, л.д. 60)

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 10.01.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО23 (том 3, л.д. 61). Акты закупа и расходные ордера представлены на
 приобретение леса у физических лиц: ФИО9 на сумму 35400 руб., ФИО9
 на сумму 36000 руб., ФИО25 на сумму 57378,10 руб., ФИО26 на
 сумму 54929 руб., ФИО36 на сумму 50321,50 руб., ФИО28 на сумму
 57646 руб., ФИО37 на сумму 33000 руб., ФИО30 на сумму 50192,30 руб.,
 ФИО31 на сумму 57532 руб., ФИО23 на сумму 55052,50 руб., ФИО32
 В.В. на сумму 49680,25 руб., ФИО38 на сумму 60344 руб., ФИО34 на
 сумму 47400 руб.

Участок лесного фонда, предоставленный предпринимателю ФИО6 по лесорубочному билету № 57 от 29.12.2003, передан им по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО39, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО40., ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО39, ФИО45 (том 3, л.д. 67)

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 18.01.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО39 (том 3, л.д. 68). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО40. на сумму 38400 руб., ФИО41 на сумму 36000 руб., ФИО41 на сумму 36000 руб., ФИО42 на сумму 42322,50 руб., ФИО43 на сумму 42816,50 руб., ФИО44 на сумму 56109,85 руб., ФИО39 на сумму 31200 руб., ФИО39 на сумму 53108,80 руб., ФИО45 на сумму 59460,50 руб.

Участок лесного фонда, предоставленный предпринимателю ФИО6 по лесорубочному билету № 95 от 28.09.2003, передан им по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО46, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО46, ФИО47, ФИО48 (том 3, л.д. 48)

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 02.02.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО46 (том 3, л.д. 49). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО46 на сумму 72755 руб., ФИО47 на сумму 57080 руб., ФИО48 на сумму 77754 руб.

Участок лесного фонда, предоставленный предпринимателю ФИО6 по лесорубочному билету № 58 от 29.12.2003, передан им по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО49, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО40, ФИО49, ФИО34 (том 3, л.д. 74)

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 25.01.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО49 (том 3, л.д. 75). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО40 на сумму 33000 руб., ФИО49 на сумму 34800 руб., ФИО34 на сумму 37800 руб.

Участок лесного фонда, предоставленный предпринимателю ФИО6 по лесорубочному билету №21 от 26.03.2003, передан им по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО50, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 12 28.03.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО50 (том 3, л.д. 80). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО51 на сумму 60410,50 руб., ФИО52 на сумму 58605 руб., ФИО53 на сумму 58178 руб., ФИО57 на сумму 58444 руб., ФИО50 на сумму 59394 руб.

Также из материалов дела и пояснений предпринимателя следует, что предпринимателем ФИО1 по договору аренды лесопользования от 29.11.2004, заключенному между ПСК «Маяк» и предпринимателем, ПСК «Маяк» предоставил последнему лесоделяну в количестве 370 куб.м в Беклемишевском лесхозе, выделенную ПСК «Маяк» по лесорубочному билету № 38 от 02.12.2004 (том 3, л.д. 8).

По условиям договора о сотрудничестве от 01.02.2005, заключенному между предпринимателем ФИО1 и ФИО44, предприниматель поручает последнему произвести работы на деляне по вырубке леса с привлечением других работников, и вывезти заготовленный лес на погрузочную площадку на станции Сохондо (том 3, л.д. 12)

Из пояснений предпринимателя следует, что работы на данном участке осуществлены ФИО58, ФИО25, ФИО26 Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО44 на сумму 46915,40 руб., ФИО25 на сумму 44412,20 руб., ФИО26 на сумму 51472,40 руб.

Из представленных в материалы документов следует, что на основании акта-секвестра древесина в количестве 113 куб. м по протоколу о лесонарушении от 07.11.2004 № 91 от незаконной порубки в квартале 38, выдел 32 Сохондинского лесничества, реализована Беклемишевским лесхозом предпринимателю ФИО1(том 3, л.д. 32)

Вместе с тем в материалы дела также представлен договор безвозмездного пользования от 14.12.2004, в соответствии с которым предприниматель ФИО1 передала в безвозмездное пользование участок лесного фонда (38 квартал, выдел 32) ФИО59, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО49 Договор купли-продажи от 03.01.2005 заключен на продажу ФИО59 с предпринимателем ФИО1 Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО59 на сумму 44500 руб., ФИО60 на сумму 43500 руб., ФИО61 на сумму 60110 руб., ФИО49 на сумму 50050 руб.

По акту приема-сдачи лесопродукции от 08.05.2005 предпринимателю ФИО1 на основании протоколов о лесонарушении передана лесопродукция, находящаяся в квартале 24 выделе 52,53,54,65,66 Сохондинского лесничества (том 3, л.д. 24), заключен договор подряда на выполнение лесохозяйственных работ.

Данный участок лесного фонда передан предпринимателем ФИО1 по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО62, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67 (том 3, л.д. 27)

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 10.06.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО62 (том 3, л.д. 28). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО62 на сумму 49093 руб., ФИО68 на сумму 26091,50 руб., ФИО64 на сумму 100000 руб., ФИО65 на сумму 99466 руб., ФИО66 на сумму 85368 руб., ФИО67 на сумму 96906 руб.

По акту приема-сдачи лесопродукции от 21.06.2005 предпринимателю ФИО1 на основании протоколов о лесонарушении передана лесопродукция, находящаяся в квартале 90 выделе 33 Беклемишевского лесничества, заключен договор на выполнение лесохозяйственных работ (том 3, л.д. 39, 40).

Данный участок лесного фонда передан предпринимателем ФИО1 по договору безвозмездного пользования физическому лицу ФИО69, с указанием на предназначенность участка для вырубки леса физическими лицами: ФИО63, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО49, ФИО69 (том 3, л.д. 41)

В соответствии с условиями предоставленного договора купли-продажи от 17.06.2005 предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород у ФИО69 (том 3, л.д. 42). Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО68 на сумму 27209 руб., ФИО70 на сумму 59344 руб., ФИО49 на сумму 59101 руб., ФИО72 на сумму 57720 руб., ФИО73 на сумму 33600 руб., ФИО69 на сумму 56088 руб.

Вместе с тем в соответствии со статьей 31 Лесного кодекса РФ, действовавшего в спорный период, по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Субаренда участков лесного фонда запрещена.

В силу статьи 36 Лесного кодекса РФ по договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Согласно статье 689 Гражданского кодекса РФ по договору безвозмездного
 пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или
 передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (статья 690 ГК РФ).

Из вышеприведенных норм следует, что предприниматель ФИО6, являясь арендатором участка лесного фонда на основании договора аренды, осуществлял разрешенный вид лесопользования (заготовка древесины) с поступлением в его собственность лесных ресурсов. При этом передача участка лесного фонда в пользование иным физическим лицам в нарушение требований статей 31 и 36 Лесного кодекса РФ не свидетельствует о возникновении у данных лиц права собственности на заготовленную древесину. Более того, из представленных в материалы дела актов освидетельствования мест рубок следует, что заготовка разрешенной к отпуску древесины произведена арендатором участка лесного фонда ФИО6 Из условий договора о совместной деятельности также следует, что предприниматель ФИО6 обязуется осуществить заготовку древесины, а предприниматель ФИО1 обязуется ее приобрести и реализовать. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 подтвердил, что в соответствии с договором о совместной деятельности заготавливал и доставлял лес до станции Сохондо, а предприниматель ФИО1 занималась отправкой его в КНР. Для работы привлекались физические лица (том 3, л.д.101).

Фактически физическими лицами осуществлялась реализация предпринимателю ФИО1 работ по заготовке и транспортировке леса. Допрошенные налоговым органом в ходе проверки физические лица, осуществлявшие заготовку и доставку древесины, подтвердили получение денежных средств от предпринимателя ФИО1, отрицая при этом наличие финансово-хозяйственных отношений (том 2); свидетели, допрошенные в судебном заседании, подтвердили получение денежных средств по закупочным актам и указали, то эти деньги являлись оплатой за работу по заготовке и перевозке древесины (том 3, л.д. 100-101).

Между тем предпринимателем ФИО1 в составе расходов заявлены затраты на приобретение леса от физических лиц (т.е. стоимость приобретенных лесоматериалов), что следует из Книги учета доходов и расходов за 2005 год.

Также из представленного договора купли-продажи от 05.03.2005 следует, что предприниматель ФИО1 приобретает лес круглый хвойных пород по лесорубочному билету № 12 от 05.03.2005 в количестве 173 куб.м у ФИО74 (том 3, л.д. 14, 16)

Из пояснений предпринимателя следует, что данный участок лесного фонда был использован ФИО74 для вырубки леса физическими лицами ФИО75, ФИО17, ФИО14, ФИО12 Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО17 на сумму 32500 руб., ФИО14 на сумму 3500 руб., ФИО12 на сумму 42547,50 руб., ФИО75 на сумму 22603,35 руб., ФИО75 на сумму 36000 руб.

Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные документы, считает, что представленными актами закупа и расходными кассовыми ордерами расходы предпринимателя не подтверждены, поскольку, при наличии права собственности на заготовленную лесопродукцию у ФИО74, документы содержат информацию о приобретении леса у иных физических лиц.

Также предприниматель ФИО1 ссылается на приобретение лесоматериалов у ИП ФИО76, полученных последним на основании акта приема-сдачи лесопродукции от 11.11.2005 (том 3, л.д. 18).

Вместе с тем в материалы дела представлен договор купли-продажи леса от 2005 года (без даты), заключенный между предпринимателем ФИО1 и ФИО62 Акты закупа и расходные ордера представлены на приобретение леса у физических лиц: ФИО62 на сумму 57000 руб., ФИО77 на сумму 77000 руб.

Из пояснений ФИО62, допрошенного судом в качестве свидетеля, следует, что им заключались с предпринимателем ФИО1 договоры на заготовку и поставку деловой древесины.

Следовательно, представленные документы не подтверждают заявленные
 предпринимателем расходы, содержат недостоверные сведения, поскольку вышеуказанными физическими лицами, не являющимися собственниками лесопродукции, фактически оказаны услуги по заготовке и транспортировке леса, а не поставка лесоматериалов, стоимость которых отнесена предпринимателем ФИО1 в расходы.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом налогового органа о неправомерности включения предпринимателем ФИО1 затрат по приобретению леса у физических лиц в размере 3965856 руб. 90 коп. в состав профессиональных вычетов и расходов при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.

Суд кассационной инстанции в постановлении от 26.04.2010 по настоящему делу не указал, что данные выводы суда апелляционной инстанции являются необоснованными и не соответствующими закону.

При новом рассмотрении дела представитель заявителя представил в суд апелляционной инстанции исправленные закупочные акты и расходные кассовые ордера.

В пункте 26 Постановления от 28.05.2009 N 36 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.

К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.

Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.

Принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.

О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение (протокольное либо в виде отдельного документа), в котором указываются мотивы для этого.

В обоснование уважительности причин представитель заявителя пояснил, что приведение в соответствие первичных учетных документов заняло длительное время, так как найти 59 физических лиц было довольно затруднительно.

Суд апелляционной инстанции не может признать данные причины уважительными, поскольку действия по внесению изменений в представленные документы производились предпринимателем только после рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. У предпринимателя была реальная возможность осуществить действия по внесению изменений в данные документы до проведения налоговой проверки, в ходе ее проведения, при первоначальном рассмотрении дела в арбитражном суде, и своевременно их представить.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, руководствуясь разъяснениями Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П (пункт 2.2), где указано, что суду необходимо исследовать фактические обстоятельства, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, во избежание нарушения установленного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, полагает возможным принять представленные документы и дать им оценку.

Исследовав данные документы, суд апелляционной инстанции полагает, что на основании их нельзя прийти к выводу, что они документально подтверждают произведенные хозяйственные операции.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок), выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как то: товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту, - должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка об исполнении или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Согласно пункту 11 Порядка первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

В соответствии с пунктом 12 Порядка внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.

Таким образом, названным нормативно-правовым актом прямо предусмотрено, что в отличие, к примеру, от счетов-фактур внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Следовательно, предприниматель внес исправления в представленные расходные кассовые ордера с нарушением установленного порядка.

Из закупочные актов также невозможно однозначно установить, что исправления были согласованы с физическими лицами, т.к. на них проставлены только подписи названных лиц без расшифровки и указания на согласование вносимых изменений и даты, когда были согласованы эти изменения.

Следовательно, исправления в закупочные акты также внесены с нарушением установленного порядка.

Кроме того, суд отмечает, что в силу требований постановления Госкомстата России от 25.12.1998 №132 оказание услуг, в том числе по заготовке и транспортировке леса должно подтверждаться актами о выполненных работах, а не закупочными актами.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что представленные предпринимателем документы не могут являться доказательством произведенных расходов, а доначисление налоговой инспекцией налога на доходы физических лиц, единого социального налога, пеней и штрафов является обоснованным.

Возвращая дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суд апелляционной инстанции, не учел положения, содержащиеся в абзаце четвертом пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации. Применению данной правовой нормы не препятствует то обстоятельство, что часть расходов, понесенных в связи с получением дохода, предпринимателем подтверждена. В этом случае налоговые органы и суды должны исходить из того, что если сумма документально подтвержденных расходов меньше 20 процентов общей суммы доходов, полученных предпринимателем от предпринимательской деятельности в течение налогового периода, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов.

Исполняя указания кассационного суда, при новом рассмотрении дела определениями от 20.05.2010 и от 15.06.2010 у налогового органа и предпринимателя были запрошены расчеты и соответствующие пояснения относительно учета профессионального налогового вычета в размере 20% от общей суммы доходов при определении размера недоимки по НДФЛ.

Как следует из оспариваемого решения инспекции и соответствующих приложений к нему, общая сумма дохода по данным налоговой проверки составила 6166872,35 руб., 20% от данной суммы составляет 1233374,47 руб. Общая сумма профессиональных налоговых вычетов составила 2011140,57 руб. Таким образом, налоговым органом в ходе проверки были приняты профессиональные налоговые вычеты в сумме, превышающей 20%. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии решения инспекции в оспариваемой части закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействия) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции на основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1

Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14.10.2009г., принятое по делу №А78-4581/2009, отменить. Принять новое решение.

В удовлетворении заявленного требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №2 по г.Чите от 21.05.2009 №15-10/32 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части начисления налога на доходы физических лиц за 2005 год в размере 498440 руб., единого социального налога за 2005 год в размере 105134 руб. 64 коп., начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 189640 руб., пени по единому социальному налогу в размере 39913 руб. 06 коп., уменьшения излишне исчисленного к уменьшению единого социального налога за 2005 год в размере 1935 руб. 20 коп., отказать.

2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий Э.П. Доржиев

Судьи Т.О. Лешукова

Э.В. Ткаченко