ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4867/2016 от 06.10.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                                                                                                                                                Дело № А78-5276/2008

12 октября 2016 года                                                                              Дело № А19-8823/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2016 года по делу № А19-8823/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Витим» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>) к Иркутской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>) о признании незаконным бездействия и обязании предоставить тарифные преференции в отношении товара, заявленного по декларации на товары № 10607010/180315/0000130

(суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.) 

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от ООО «Витим»: не было (извещено);

от Иркутской таможни: ФИО1, старший государственный таможенный инспектор правового отдела, доверенность от 28 декабря 2015 года № 05-45/23453

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Витим»  (далее – ООО «Витим», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее – таможенный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении тарифных преференций в отношении товара, заявленного по декларации № 10607010/180315/0000130 на основании сертификата о происхождении формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, и об обязании предоставить тарифные преференции в отношении указанного товара.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2016 года заявленные Обществом требования удовлетворены, бездействие Иркутской таможни, выразившееся в непредоставлении ООО «Витим» тарифных преференций в отношении товара, заявленного по декларации № 10607010/180315/0000130 на основании сертификата о происхождении формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 признано незаконным. Суд первой инстанции обязал таможенный орган предоставить тарифные преференции в отношении товара, заявленного по декларации № 10607010/180315/0000130 на основании сертификата о происхождении формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие таможни не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствует исполнению вступившего в законную силу судебного акта по делу № А19-13863/2015.    

Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможня обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. В частности, таможенный орган не согласен с выводом суда первой инстанции об установлении вступившим в законную силу судебным актом по делу № А19-13863/2015 права Общества на предоставление тарифных преференций в отношении товара, заявленного по ДТ № 10607010/180315/0000130, поскольку в рамках дела № А19-13863/2015 рассматривалось решение Иркутской таможни от 18 марта 2015 года № 10607010/1/1 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров по иной ДТ - № 10607010/180315/0000127.

Как отмечает заявитель апелляционной жалобы, по ДТ № 10607010/180315/0000127 таможенным органом было принято решение об отказе в выпуске товаров по причине несоблюдения условий выпуска товаров, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК Таможенного союза), которое Обществом не оспаривалось и не обжаловалось. По ДТ № 10607010/180315/0000127 оплата таможенных платежей в виде таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость заявителем не осуществлялась. Товары были повторно представлены к таможенному декларированию и выпущены таможенным органом по ДТ № 10607010/180315/0000130, при этом Обществом тарифные преференции по данной ДТ не были заявлены, таможенные платежи самостоятельно уплачены без учета тарифных преференций.

По мнению таможни, возложенная на нее обязанность по предоставлению тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130 не основана на действующих нормативных правовых актах. Ссылаясь на положения Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1565, таможенный орган отмечает, что принятие решений о стране происхождения товаров и предоставления тарифных преференций после выпуска товаров возможно только после проведения проверочных мероприятий, что и было сделано таможней. Кроме того, таможня считает, что суд не принял во внимание обращение ООО «Витим» в таможенный орган именно с заявлением о восстановлении режима тарифных преференций.

Заявитель апелляционной жалобы указывает также, что суд первой инстанции неправомерно обязал таможенный орган восстановить преференциальный режим до завершения дополнительных проверочных мероприятий, проводимых вышестоящим таможенным органом. При этом ООО «Витим» имело возможность устранить нарушения по заполнению сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № ЕI44475335 до истечения срока его действия (до 10 марта 2016 года), обратившись к иностранному партнеру, однако доказательств совершения Обществом действий, связанных с получением от инопартнера или производителя товара необходимого сертификата о происхождении товара, не представлено.

В письменном отзыве 3 октября 2016 года на апелляционную жалобу ООО «Витим» выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.

О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ООО «Витим» извещено надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается возвращенным почтовым конвертом № 67200202327843, а также отчетом о публикации 6 сентября 2016 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судом Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии с процессуальным законом не препятствует рассмотрению дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя Иркутской таможни, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Витим» зарегистрировано в качестве юридического лица 9 ноября 2005 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер <***>, о чем выдано свидетельство серии 38 № 000721510 (т. 1, л.д. 15).  

18 марта 2015 года на таможенный пост Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Обществом по ДТ № 10607010/180315/0000127 (т. 1, л.д. 30) был задекларирован товар «слюда резаная в пластинах прямоугольной формы различных размеров, используется в качестве гидротермической изоляции для водомерных колонок».

В графе 36 «Преференция» и графе 47 «Исчисление платежей» ДТ № 10607010/180315/0000127 декларантом заявлено о предоставлении тарифных преференций, в подтверждение которых предоставлен сертификат формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, страна происхождения – Индия (т. 1, л.д. 28 и 31).

В ходе осуществления таможенного контроля таможней установлено, что в графе 11 сертификата от 10 марта 2015 года № EI 44475335 не указано наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров.

Решением таможенного поста № 10607010/1/1 от 18 марта 2015 года Обществу отказано в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000127.

Впоследствии решением начальника Иркутской таможни от 10 июня 2015 года № 05-15/1 решение таможенного поста Аэропорт Иркутский Иркутской таможни об отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000127 признано правомерным.

В связи с принятием таможенным постом Аэропорт Иркутский Иркутской таможни решения № 10607010/1/1 от 18 марта 2015 года об отказе в предоставлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000127, ООО «Витим» в тот же день (18 марта 2015 года) задекларировало тот же самый товар по ДТ № 10607010/180315/0000130 (т. 1, л.д. 29), после чего ввезенный товар был выпущен таможенным органом, таможенные платежи уплачены Обществом в полном объеме.

Данное обстоятельство (декларирование Обществом по ДТ № 10607010/180315/0000130 того же товара, что и ранее по ДТ № 10607010/180315/0000127) таможней по существу не оспаривается, что было подтверждено ее представителем ФИО1 в судебном заседании 6 октября 2016 года.  

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу № А19-13863/2015 решение таможенного поста от 18 марта 2015 года № 10607010/1/1 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000127, и решение таможни от 10 июня 2015 года № 05-15/1 по жалобе на решение таможенного поста признаны незаконными.

22 октября 2015 года в таможню поступило заявление ООО «Витим» от 19 октября 2015 года № 02-524 о восстановлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130 с приложением сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 (т. 1, л.д. 36).

Однако в письме от 3 ноября 2015 года № 12-03-24/19767 (т. 1, л.д. 19, 22 и 37) таможня сообщила, что в отношении сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 проводится проверка.

Письмом от 22 января 2016 года № 2-557 Общество вновь обратилось в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130 (т. 1, л.д. 20, 23).

В письмах от 25 февраля 2016 года № 12-03-22/03416 (т. 1, л.д. 18, 21, 24) и от 13 мая 2016 года № 12-03-22/08513 (т. 1, л.д. 17, 27) таможня указала на невозможность принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130 в связи с отсутствием результатов проверки сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335.

Посчитав, что бездействие таможенного органа, выразившееся в непредоставлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130, является незаконным, ООО «Витим» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого бездействия таможни ввиду следующего.

В соответствии со статьей 181 ТК Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1).

В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде сведения об исчислении таможенных платежей: о применении льгот по уплате таможенных платежей (подпункт 6 пункта 2).

К льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции (подпункт 1 пункта 1 статьи 74 ТК Таможенного союза).

Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

В пунктах 1 и 2 статьи 58 ТК Таможенного союза определено, что страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (пункт 2 статьи 59 ТК Таможенного союза).

В соответствии со статьей 62 ТК Таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Аналогичные правила закреплены и в части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании).

Согласно статье 61 ТК Таможенного союза сертификат о происхождении товара представляет собой документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств – членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами (пункт 1).

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3).

Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4 статьи 61 ТК Таможенного союза).

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК Таможенного союза).

В силу статьи 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (заключено в г. Москве 12 декабря 2008 года) на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, согласно приложению, составляющему неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

В соответствии со статьей VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению от 12 декабря 2008 года) в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее – сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.

При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.

Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов.

В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5 000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.

Как указано в разделе VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.

Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Из приведенных выше норм таможенного законодательства следует, что наличие оснований для предоставления льготы по уплате таможенных платежей (в виде тарифной преференции) должно доказать заинтересованное лицо. При этом допустимым доказательством данного обстоятельства является надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара по форме «А».

Целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, в том числе является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран – пользователей схемой преференций. При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такое обращение призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа с тем, чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.

Пунктом 1 статьи 63 ТК Таможенного союза предусмотрено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 статьи 63 ТК Таможенного союза в иных случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений:

1) в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

2) помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Обеспечение уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин;

3) помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

На основании пункта 3 статьи 63 ТК Таможенного союза в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1) пункта 2 настоящей статьи, применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации. В этом случае уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов настоящего дела, в графе 16 ДТ № 10607010/180315/0000130 «страна происхождения» указана Индия.

Индия (под номером 31) включена в Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 29.11.2009 № 130.

Таким образом, для подтверждения факта происхождения ввезенных товаров из Индии Общество обязано представить надлежащим образом оформленный сертификат формы «А».

Ранее уже отмечалось, что 18 марта 2015 года на таможенный пост Аэропорт Иркутск Иркутской таможни ООО «Витим» по ДТ № 10607010/180315/0000127 (т. 1, л.д. 30) задекларировало товар «слюда резаная в пластинах прямоугольной формы различных размеров, используется в качестве гидротермической изоляции для водомерных колонок».

В графе 36 «Преференция» и графе 47 «Исчисление платежей» ДТ № 10607010/180315/0000127 Обществом было заявлено о предоставлении тарифных преференций, в подтверждение которых предоставлен сертификат формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, страна происхождения – Индия (т. 1, л.д. 28 и 31).

Однако в ходе осуществления таможенного контроля таможенным органом было установлено, что в графе 11 сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 не указано наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, поэтому решением № 10607010/1/1 от 18 марта 2015 года Обществу было отказано в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000127.

Впоследствии спорный (тот же самый) товар выпущен таможенным органом по ДТ № 10607010/180315/0000130 (т. 1, л.д. 29), при этом таможенные платежи уплачены Обществом в полном объеме (без заявления тарифных преференций).

В связи с тем, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу № А19-13863/2015 решение таможенного поста от 18 марта 2015 года № 10607010/1/1 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000127, было признано незаконным, Общество обратилось в таможню с заявлениями о восстановлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130 с приложением сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 (т. 1, л.д. 20, 23 и 36).

В письме от 3 ноября 2015 года № 12-03-24/19767 (т. 1, л.д. 19, 22 и 37) таможня сообщила Обществу, что в отношении сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 проводится проверка, предусмотренная пунктом 29 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1565 (далее – Порядок № 1565).

Действительно, согласно пунктам 1 и 3 Порядка № 1565 данный нормативный правовой акт определяет процедуру принятия таможенным органом по результатам таможенного контроля до и после выпуска товаров решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.

Решения принимаются уполномоченными должностными лицами:

- до выпуска товаров и после выпуска товаров по результатам дополнительной проверки – таможенного поста или таможни, если в соответствии с разграничениями полномочий таможенных органов, установленными ФТС России, принятие таких решений отнесено к компетенции таможни;

- после выпуска товаров – таможни, регионального таможенного управления, ФТС России в соответствии с разграничениями полномочий таможенных органов, установленными ФТС России, при принятии таких решений.

Разделом V Порядка № 1565 предусмотрены особенности принятия решений после выпуска товаров при восстановлении режима предоставления тарифных преференций.

Так, в отношении товаров, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 2 статьи 63 ТК Таможенного союза, применяется (восстанавливается) режим предоставления тарифных преференций при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации (пункт 25 Порядка № 1565).

С целью восстановления тарифных преференций декларант (таможенный представитель) обращается в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме (пункт 26 Порядка № 1565).

Заявление о восстановлении тарифных преференций не может являться основанием для принятия таможенным органом решения о восстановлении (отказа в восстановлении) тарифных преференций, если такое заявление подано в таможенный орган по истечении 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, о чем таможенный орган информирует декларанта (таможенного представителя) (пункт 27).

Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование товаров. К заявлению прикладываются оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров (пункт 28 Порядка № 1565).

Уполномоченное должностное лицо таможни осуществляет проверку документов, подтверждающих страну происхождения товаров, с целью установления достоверности сведений, подлинности и правильности их заполнения и (или) оформления, а также проверяет соблюдение иных условий предоставления тарифных преференций (пункт 29).

 Если в ходе такой проверки обнаружены признаки, указывающие на то, что представленный преференциальный сертификат о происхождении товаров не выдавался и (или) содержит недостоверные сведения, и (или) оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможня не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации в таможенном органе заявления, направляет с обоснованием такой сертификат в вышестоящий таможенный орган на последующую проверку в случаях, определяемых ФТС России.

До получения от вышестоящего таможенного органа результатов последующей проверки преференциальных сертификатов о происхождении товара решение не принимается (пункт 31 Порядка № 1565).

В обоснование своей позиции (об отсутствии незаконного бездействия) таможня указывает на соблюдение ею положений Порядка № 1565, в том числе на направление соответствующих запросов в вышестоящие таможенные органы.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в пунктах 25-31 Порядка № 1565 регламентирована ординарная (обычная) процедура предоставления (восстановления) тарифных преференций после выпуска товаров.

В рассматриваемом же случае ситуация иная, поскольку имеются вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, подтвердившие наличие у ООО «Витим» права на применение тарифных преференций (и, соответственно, льготы по уплате таможенных платежей), на наличие которых (судебных актов) Общество обращало внимание таможни в своем заявлении от 22 января 2016 года № 2-557 (т. 1, л.д. 20 и 23).

В ходе судебного заседания 6 октября 2016 года представитель таможни подтвердила суду апелляционной инстанции, что по ДТ № 10607010/180315/0000130 (т. 1, л.д. 29) задекларирован тот же товар, что и по ДТ №  10607010/180315/0000127, того же объема и количества; сертификат происхождения формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 уже представлялся Обществом при заявлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000127 (аудиозапись судебного заседания от 6 октября 2016 года).

При этом в рамках дела № А19-13863/2015 достоверность сведений, подлинность и правильность заполнения и (или) оформления сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 уже проверялись судами, решение таможенного органа от 18 марта 2015 года № 10607010/1/1 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000127, признано незаконным.

В частности, по делу № А19-13863/2015 было установлено, что таможенный орган не сомневался в стране происхождения товара, а имел претензии к оформлению сертификата по форме «А», в графе 11 которого, по мнению таможни, не было указано наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, в связи с чем таможенный орган не принял данный сертификат в

качестве основания для предоставления тарифных преференций и отказал Обществу в предоставлении преференциального режима по ДТ № 10607010/180315/0000127. Каких-либо иных сомнений в подлинности представленного при декларировании товаров сертификата, за исключением названного недостатка его заполнения, у таможни в ходе таможенного контроля не возникло.

В ходе рассмотрения дела № А19-13863/2015 таможенным органом не было представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации спорного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификата, которые бы исключали его из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.

Арбитражный суд пришел к выводу о том, что сертификат не может быть признан недействительным лишь на том основании, что в нем (графа 11 спорного сертификата) не указано наименование органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров. При этом суд учел, что представленный Обществом при таможенном декларировании сертификат формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 содержит четкий оттиск печати с наименованием уполномоченного органа (Export Inspection Council, Govt. of India), данные о дате и месте удостоверения сертификата, а также подпись заверившего сертификат должностного лица. Иных нарушений в оформлении представленного Обществом сертификата Иркутской таможней не выявлено. Страна происхождения ввезенных товаров таможенным органом по существу не оспаривается, а именно это обстоятельство подтверждает спорный сертификат о происхождении товара.

Как указал суд первой инстанции, допущенное при оформлении сертификата нарушение не может быть признано тем нарушением требований к его оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении данного сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК Таможенного союза. Декларант не может нести ответственность за содержание оформленных по внутренним правилам иностранного государства документов, которые не составляются непосредственно декларантом, а поступают от иностранной стороны.

Несмотря на то, что наименование органа, удостоверившего происхождение товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000127, указано на оттиске печати в графе 11 спорного сертификата, документальных доказательств направления запросов в компетентные национальные органы Республики Индия с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, а равно подтвердить выдачу сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, таможней не представлено.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционной суда от 29 декабря 2015 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2016 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу № А19-13863/2015 оставлено без изменения.

На основании части 1 статьи 16 АПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти (в том числе таможенных органов) и их должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 2 статьи 69 АПК Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года № 30-П, Определениях от 27 октября 2015 года № 2478-О, от 29 сентября 2015 года № 2060-О и от 23 апреля 2015 года № 939-О, признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Следовательно, обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу № А19-13863/2015 (достоверность сведений, подлинность и правильность заполнения и (или) оформления сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, а также подтвержденность страны происхождения товаров), имеют преюдициальное значение и при рассмотрении настоящего дела.

Это означает, что Иркутская таможня, равно как и вышестоящие таможенные органы, не вправе игнорировать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов по делу № А19-13863/2015, и при применении положений статьи 63 ТК Таможенного союза и Порядка № 1565 должны учитывать уже установленные судами обстоятельства.    

При этом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, то обстоятельство, что сертификат формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 был представлен Обществом при заявлении другой ДТ № 10607010/180315/0000127, правового значения не имеет, поскольку по ДТ № 10607010/180315/0000127 и № 10607010/180315/0000130 был задекларирован один и тот же товар (как по качественным, так и по количественным характеристикам). При этом восстановление тарифных преференций в отношении товара, задекларированного по ДТ № 10607010/180315/0000127, невозможно, так как товар на основании данной декларации фактически не ввозился.

Тарифные преференции изначально заявлялись в отношении товара, ввезенного ООО «Витим» по ДТ № 10607010/180315/0000127. Однако ввиду отказа в их предоставлении и выпуске товара, спорный товар был в тот же день задекларирован Обществом по ДТ № 10607010/180315/0000130 и выпущен таможенным органом, таможенные платежи уплачены в полном объеме.

Как пояснила суду апелляционной инстанции представитель таможенного органа ФИО1 в судебном заседании 6 октября 2016 года, на момент рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу соответствующего решения о предоставлении (отказе в предоставлении) тарифных преференций в отношении товаров, заявленных в ДТ № 10607010/180315/0000130, таможней не принято ввиду проведения проверки сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335.

Суд апелляционной инстанции не оспаривает довод таможни о том, что в соответствии с положениями статьи 110 Закона о таможенном регулировании и Порядка № 1565, по общему правилу, принятие решений о стране происхождения товаров и предоставления тарифных преференций после выпуска товаров возможно только после проведения соответствующих проверочных мероприятий.

Однако учитывая, что основанием для предоставления тарифных преференций является определение страны происхождения товаров, подтверждающееся соответствующим сертификатом, установленные вступившим в законную силу судебным актом достоверность сведений, подлинность и правильность заполнения и (или) оформления сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, а также подтвержденность страны происхождения товаров (Индия), в связи с чем необходимость повторного установления данных обстоятельств путем проведения таможенным органом проверочных мероприятий в соответствии с пунктами 25-31 Порядка № 1565 отсутствует.

Иными словами, применительно к рассматриваемому конкретному случаю действия таможенного органа по проведению проверочных мероприятий в отношении сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335 ставят под сомнение выводы арбитражного суда, изложенные во вступившем в законную силу судебном акте, нарушают принципы правовой определенности и исполнимости судебного акта и, по сути, направлены на преодоление законной силы судебного акта, что согласно положениям действующего законодательства недопустимо.

Принимая во внимание, что с заявлениями о восстановлении тарифных преференций по ДТ № 10607010/180315/0000130 Общество обращалось в таможенный орган неоднократно - 22 октября 2015 года (т. 1, л.д. 36) и 27 января 2016 года (т. 1, л.д. 41), а решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2015 года по делу № А19-13863/2015, подтвердившее достоверность сведений, подлинность и правильность заполнения и (или) оформления сертификата формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, вступило в законную силу уже 29 декабря 2015 года, то бездействие таможни, выражающееся в непредоставлении (восстановлении) заявленных тарифных преференций, является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО «Витим» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ссылка таможенного органа на судебную практику (пункт 4 апелляционной жалобы, т. 2, л.д. 15) не может быть принята во внимание, поскольку приведенные судебные акты касаются иных обстоятельств, отличных от рассматриваемых в рамках настоящего дела. Так, в указанных таможней судебных актах оценке подлежали действия таможенных органов по проверке документов, подтверждающих страну происхождения товаров, с целью установления достоверности сведений, подлинности и правильности их заполнения и (или) оформления.

В рассматриваемом же случае имеется вступивший в законную силу судебный акт, установивший достоверность сведений, подлинность и правильность заполнения и (или) оформления сертификата происхождения формы «А» от 10 марта 2015 года № EI 44475335, имеющий преюдициальное значение и в связи с этим, по сути, заменяющий проведение таможней проверочных мероприятий.

Возложение на таможню в резолютивной части решения обязанности предоставить Обществу тарифные преференции (в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов последнего, как того требует пункт 3 части 5 статьи 201 АПК Российской Федерации), в то время как ООО «Витим» обращалось в таможенный орган с заявлениями о восстановлении таких преференций, не является основанием для изменения обжалуемого судебного акта, поскольку из буквального толкования пункта 3 статьи 63 ТК Таможенного союза и пункта 25 Порядка № 1565 следует, что применение тарифных преференций и их восстановление являются равнозначными понятиями.    

Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, относящиеся к существу спора, судом также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах настоящего дела и наличии вступивших в законную силу судебных актов по делу № А19-13863/2015 они не опровергают правильных выводов суда первой инстанции о незаконности оспариваемого бездействия таможни и имеющемся у ООО «Витим» праве на предоставление (восстановление) тарифных преференций в отношении товара, ввезенного по ДТ № 10607010/180315/0000130, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2016 года по делу № А19-8823/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 июля 2016 года по делу № А19-8823/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.

Председательствующий  судья                                                        Г.Г. Ячменёв

Судьи                                                                                                  Д.В. Басаев

                                                                                                                        Е.В. Желтоухов