ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-4997/2011
15 марта 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2012 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Бушуевой Е.М., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца городской Администрации городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2011 года по делу №А58-4997/2011 по иску по исковому заявлению городской Администрации городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района (ИНН <***>, ОГРН <***>; 678960, г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия), Дружбы Народов пр-кт, 21) к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ИНН <***>, ОГРН <***>; 678960, г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия), Дружбы Народов пр-кт, 21)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных отношений относительно предмета спора
Нерюнгринская районная администрация муниципального образования «Нерюнгринский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 678960, г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия), Дружбы Народов пр-кт, 2)
о государственной регистрации перехода права собственности (суд первой инстанции: У.Н.Семенова),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности № 34 от 13 января 2012 года;
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности № 151-11/273 от 11 марта 2012 года;
от третьего лица – ФИО2, представитель по доверенности № 2737 от 23 декабря 2009 года,
у с т а н о в и л:
городская Администрация городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района о государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения, находящиеся в жилых домах, переданных муниципальным образованием «Нерюнгринский район» муниципального образования «Городское поселение «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района по договору о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности от 15 марта 2006 года.
Решением от 02 декабря 2011 года суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении всех обстоятельств спора, имеющих существенное значение, при неправильном толковании и применении норм материального права. При этом оспаривает вывод суда о неисполнении определения от 03 октября 2011 года, поскольку во исполнение данного определения были представлены пояснения от 21 октября 2011 года № 3300. Также ссылается, что в подтверждение фактического владения истцом в тех же пояснениях были указаны договора аренды и технические паспорта на оспариваемые объекты недвижимости и иные документы. Считает, что выводы суда, основанные на применении статей Федерального закона от 21 июля 1997 года №122–ФЗ и статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения по спорному договору не соответствуют обстоятельствам спора, а также сделаны при неверном толковании примененных норм.
От ответчика к судебному заседанию поступило возражение на доводы апелляционной жалобы, в котором он просит оспариваемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика и третьего лица возражает против ее удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Городская Администрация городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района о государственной регистрации перехода права собственности на нежилые помещения, находящиеся в жилых домах, переданных муниципальным образованием «Нерюнгринский район» городскому поселению «Город Нерюнгри» по договору о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности от 15 марта 2006 года.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что, помимо названного договора, перечень объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Нерюнгринский район», подлежащий передаче в муниципальную собственность городского поселения «Город Нерюнгри», утвержден Решением 23-й сессии депутатов Нерюнгринского муниципального совета № 9-23 от 27 декабря 2005 года.
Решением 4-й сессии депутатов Нерюнгринского городского совета № 3-4 от 03 марта 2006 года утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования «Нерюнгринский район», подлежащих передаче в муниципальную собственность городского поселения «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района.
Истец полагает, что иск подлежит удовлетворению на основании положений Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Поскольку ответчик уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, переданные муниципальным образованием «Нерюнгринский район» в муниципальную собственность городского поселения «Город Нерюнгри», Городская администрация городского поселения «Город Нерюнгри» обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив необоснованность требований как по основаниям, так и по праву, в иске отказал.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, приведенным в решении нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению.
Из положения части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в действующей на момент передачи имущества редакции) было установлено, что до 01 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта Российской Федерации. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
К правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Положения части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в ныне действующей редакции также предусматривают необходимость наличия осуществляющего разграничение имущества между муниципальными образованиями правового акта субъекта Российской Федерации, являющегося основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество. При этом право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеназванных положений упомянутой законодательной нормы, вопросы, связанные с передачей имущества между соответствующими муниципальными образованиями, в том числе: порядок согласования перечня подлежащего передаче имущества и направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Республики Саха (Якутия), урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008 года 590-З № 71-IV.
В соответствии с частью 4 статьи 4 названного Закона Республики Саха (Якутия) основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия), которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами.
Судом установлено, что до обращения истца в арбитражный суд не был соблюден установленный законодательством порядок разграничения прав на имущество между муниципальным образованием «Нерюнгринский район» и городским поселением «Город Нерюнгри», с которым связана передача указанного заявителем имущества. В процессе рассмотрения возникшего спора истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер к урегулированию спорного вопроса в порядке, установленном вышеназванными положениями законодательных норм.
Вывод суда первой инстанции по вопросу необходимости соблюдения установленного законодательством досудебного порядка разграничения прав собственности на имущество между муниципальными образованиями, связанного с передачей имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, положениям законодательства, судебной арбитражной практике. Соответственно, решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Решение 23-й сессии депутатов Нерюнгринского муниципального совета № 9-23 от 27 декабря 2005 года, а также Решение 4-й сессии депутатов Нерюнгринского городского совета № 3-4 от 03 марта 2006 года, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, не являются правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым по вопросу разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Ссылка в апелляционной жалобе и в пояснениях, представленных в суд первой инстанции, на Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2003 года 18-З N 37-III «О разграничении предметов ведения и полномочий, объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Саха (Якутия)» не влечет иных выводов, поскольку его нормы не исключают необходимость наличия предусмотренного частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правового акта Республики Саха (Якутия), являющегося основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество.
Ввиду отсутствия такого правового акта в иске было отказано правильно.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для переоценки выводов суда у апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2011 года по делу №А58-4997/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий: А.В. Макарцев
Судьи: Е.М. Бушуева
Н.В. Клочкова