ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-5158/2009
«9» февраля 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Лешуковой Т.О., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2009 года по делу № А58-5158/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) к Отделению внутренних дел по Аллайховскому району Республики Саха (Якутия) о взыскании налоговой санкции в размере 1000 руб.
(суд первой инстанции: Григорьева В.Э.)
при участии в судебном заседании:
от налогового органа – не было,
от заинтересованного лица – не было,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) (далее - налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с Отделения внутренних дел по Аллайховскому району Республики Саха (Якутия) (далее - ОВД по Аллайховскому району) налоговой санкции в размере 1000 руб., предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ОВД по Аллайховскому району не возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Данный вывод судом сделан на основании анализа положений пункта 5 статьи 362 Налогового кодекса РФ, Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 948 и Федеральной налоговой службы Российской Федерации №ММ3-6/561 от 31 октября 2008 года.
Также суд первой инстанции указал, что отсутствие в базе данных налогового органа сведений о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, не свидетельствует о непредставлении соответствующих сведений Управлением ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на несоответствие выводов суда нормам материального и процессуального права.
Судом первой инстанции сделан необоснованный вывод об отсутствии у ОВД по Аллайховскому району обязанности сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря 2007 года. Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, не подлежало применению, поскольку не регулировало данные отношения в рассматриваемый период.
ОВД по Аллайховскому району является юридическим лицом и органом, осуществляющим функции по регистрации транспортных средств на территории данного района, на который в силу положений пункта 5 статьи 362 Налогового кодекса РФ возложена обязанность сообщать по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, а также обо всех изменениях, связанных с транспортными средствами и лицами, за которыми они зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года. Факт непредставления данных сведений по состоянию на 31 декабря 2007 года подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, не отрицается ответчиком. Следовательно, Инспекцией сделан правомерный вывод о совершении ОВД по Аллайховскому району правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, известив суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.02.2010 до 03.02.2010.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнительно представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОВД по Аллайховскому району зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Аллайховского улуса Республики Саха (Якутия) 08.10.1997 за № 257, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***> (выписка из реестра).
На основании статьи 101.4 Налогового кодекса РФ Инспекцией проведены мероприятия налогового контроля, по результатам которых установлен факт непредставления отделом государственной автоинспекции ОВД по Аллайховскому району сведений о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31.12.2007 в налоговый орган в срок до 01.02.2008. Подтверждением факта непредоставления сведений служат данные о регистрации транспортных средств в базе данных налогового органа.
29 октября 2008 года должностным лицом Инспекции составлен акт №02 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, который вручен руководителю ОВД по Аллайховскому району 31.10.2008.
Извещение № 32 от 09.11.2008 №04-10/32 о времени и месте рассмотрения материалов проверки на 19.11.2008 в 11 часов 00 минут вручено ответчику 10.11.2008.
19 ноября 2008 года в адрес Инспекции за подписью врио начальника отдела ОВД по Аллаиховскому району поступило письмо от 18.11.2008 № 33-1770, в котором сообщено, что по штату в ОВД по Аллаиховскому району предусмотрена одна единица сотрудника ГИБДД – начальник ОГИБДД ОВД по Аллаиховскому району, имеющего допуск к экзаменационно - регистрационной работе. С декабря 2007 года начата процедура увольнения лица, занимающего указанную должность, который в настоящее время уволен из органов внутренних дел, а новый сотрудник не назначен. Учитывая, что вся документация по линии ГИБДД находится в УГИБДД МВД по РС(Я) и в ОВД отсутствует сотрудник с допуском к экзаменационно-регистрационной работе, сведения о регистрации транспортных средств на территории района предоставить не представляется возможным с 31.08.2007.
По результатам рассмотрения акта в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, заместителем руководителя Инспекции 28 ноября 2008 года принято решение №08-1403 о привлечении ОВД по Аллайховскому району к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. за неправомерное несообщение сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны быть сообщены налоговому органу.
Копия решения вручена врио начальника отдела ОВД по Аллайховскому району 01.12.2008. Требованием №1141 от 29.12.2008, полученным ответчиком 11.01.2009, налоговый орган предложил уплатить сумму налоговой санкции в добровольном порядке в срок до 13.01.2009.
В связи с неисполнением ответчиком указанного требования в добровольном порядке Инспекция 13.07.2009 обратилась в суд с заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований Инспекции, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1996 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59 (действовавшим в спорный период), комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами, осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Регистрация автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, производится подразделениями Госавтоинспекции.
Как следует из материалов дела, ОВД по Аллайховскому району (в спорном периоде) является органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
Так, в соответствии с пунктом 3.24 Положения об отделении внутренних дел Аллайховского района на отделение возложены функции по регулированию дорожного движения, контролю соблюдения установленных законодательными актами правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения, а также регистрация и учет автомототранспортных средств, дорожно-транспортных происшествий, выдача удостоверений на право управления автомототранспортными средствами.
Данное обстоятельство подтверждается также и ответами ОВД по Аллайховскому району от 29.10.2008 № 33-1632 и от 18.11.2008 № 33-1770, из которых следует, что по штату в Отделении предусмотрена одна единица сотрудника ГИБДД - начальник ОГИБДД ОВД по Аллайховскому району, имеющего допуск к экзаменационно - регистрационной работе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 362 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а за то же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, - взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Из решения Инспекции №08-1403 от 28.11.2008 и пояснений, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что ранее ОВД по Аллайховскому району в Инспекцию представлялись сведения о снятии с регистрации транспортных средств, что подтверждается реестром №2 от 05.06.2007 с приложенными сведениями. Также Инспекция в качестве подтверждения наличия фактов регистрации транспортных средств в 2007 году ссылается на базу данных налоговой инспекции.
Как следует из акта № 02 от 29.10.2008, решения №08-1403 от 28.11.2008 и подтверждается материалами дела, ОВД по Аллаиховскому району не представлены в Инспекцию в установленный законом срок до 01.02.2008 сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31.12.2007.
Следовательно, материалами дела подтверждено, что ОВД по Аллайховскому району не исполнена обязанность по сообщению в налоговый орган сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 362 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах Инспекция обоснованно привлекла ОВД по Аллайховскому району к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 1000 руб.
Вывод суда первой инстанции о том, что на ОВД по Аллайховскому району не возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, со ссылкой на Положение о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 948 и Федеральной налоговой службы Российской Федерации №ММ3-6/561 от 31.10.2008 (далее - Положение о взаимодействии), является необоснованным.
Указанное Положение о взаимодействии, предусматривающее взаимодействие подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах на региональном уровне, утверждено 31.10.2008, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2008 за №12968. В спорный же период такое регулирование отсутствовало.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправомерно отказал Инспекции во взыскании с ОВД по Аллайховскому району штрафа в размере 1000 руб. Выводы суда первой инстанции не соответствуют нормам материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Инспекции.
В соответствии с подпунктами 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Заявителем по настоящему делу выступила Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Республике Саха (Якутия), освобожденная от уплаты государственной пошлины. Учитывая, что ОВД по Аллайховскому району в силу указанной нормы права также освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение дела не подлежит взысканию с заинтересованного лица.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2009 года по делу №А58-5158/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2009 года по делу №А58-5158/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) требования удовлетворить.
Взыскать с Отделения внутренних дел по Аллайховскому району Республики Саха (Якутия), расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Аллайховский район, пгт. Чокурдах, ул. 350 лет Русского Устья, 14, зарегистрированного Администрацией Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия) 08.10.1997 № 257, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН <***>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Саха (Якутия) штраф по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ в размере 1000 руб., с зачислением в соответствующий бюджет.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий Э. В. Ткаченко
Судьи Т.О. Лешукова
Е.О. Никифорюк