ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-11790/2020
«20» ноября 2020 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» на мотивированное решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 сентября 2020 года по делу № А19-11790/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество, ООО «УК «Гарант», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления Службы по тарифам Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - служба, административный орган) № 10-п-20 от 26.02.2020 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 сентября 2020 года по делу № А19-11790/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что постделиктное поведение свидетельствует об отсутствии со стороны последнего пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.
Служба в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети "Интернет 26.09.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании задания заместителя руководителя службы ФИО1 от 1 октября 2019 года в целях осуществления регионального государственного контроля в части соблюдения субъектами контроля стандартов раскрытия информации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом службы от 1 марта 2019 года № 27-спр «Об утверждении административного регламента осуществления службой по тарифам Иркутской области регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области» в отношении ООО «УК «Гарант» проведены мероприятия по контролю (в части факта раскрытия информации; источника опубликования информации; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации; порядка уведомления службы об источниках опубликования информации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм; достоверности раскрытой информации; порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения).
По результатам проведения мероприятий по контролю службой со стороны ООО УК «Гарант» были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере раскрытия информации в области обращения с ТКО, подлежащей свободному доступу в истекшем периоде 2019 года, выразившиеся:
- в нарушение пункта 19 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО обществом в 2019 году не раскрыта информация о предельных тарифах в области обращения с ТКО, которая содержит сведения об утвержденных предельных тарифах на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренная пунктом 13 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период регулирования, а именно: не позднее 29.12.2019 года);
- в нарушение пункта 21 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО обществом не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности), предусмотренная пунктом 15, подпунктом «д» и «е» пункта 16 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, а именно: не позднее 30.04.2019 года);
- в нарушение пункта 25 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО не раскрыта информация о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО на очередной период регулирования, предусмотренная пунктом 18 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование цен (тарифов));
- в нарушение пункта 8 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО общество не направляло в 2019 году в службу уведомлений о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.
Вышеуказанные нарушения послужили основанием для составления в отношении общества протокола от 28.01.2020 №0242 об административном правонарушении, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением заместителя руководителя службы по тарифам Иркутской области от 26.02.2020 г. № 10-п-20 Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Гарант» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление не соответствует закону, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Диспозицией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения порядка управления и защиты конкуренции (установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей).
Объективная сторона заключается в неопубликовании сведений, опубликование которых является обязательным в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО.
Субъектами административной ответственности по данной статье являются должностные и юридические лица.
На основании положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.9).
В статье 1 Закона № 89-ФЗ определено, что под оператором по обращению с ТКО понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В соответствии с Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп, служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в части правильности применения тарифов.
Полномочиями на осуществление регулирования тарифов в области обращения с ТКО на территории Иркутской области наделены служба и органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, в том числе администрация Заларинского муниципального образования (статья 2 Закона Иркутской области от 20 декабря 2010 года № 131-03, пункт 4 приложения 1 к Закону Иркутской области от 20 декабря 2010 года № 131-03).
В отношении ООО «УК «Гарант» постановлением администрации Заларинского муниципального образования от 19.12.2018 года № 844 (в редакции постановления администрации Заларинского муниципального образования от 29 ноября 2019 года № 542/2) установлены долгосрочные тарифы на захоронение ТКО на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.
Таким образом, ООО «УК «Гарант» является оператором по обращению с ТКО, осуществляющим на территории Иркутской области вид деятельности, информация о котором подлежит раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО.
Согласно статье 24.11 Закона № 89-ФЗ региональные операторы и операторы по обращению с ТКО обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 21 июня 2016 года № 564 (далее - Стандарты раскрытия информации в области обращения с ТКО).
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с ТКО и региональными операторами по обращению с ТКО, установлены Стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО.
Перечень подлежащей раскрытию регулируемыми организациями информации предусмотрен пунктами 11-18 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО. Сроки раскрытия информации предусмотрены пунктами 19-26 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО.
В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО установлен способ раскрытия регулируемыми организациями информации, в соответствии с которым информация раскрывается регулируемыми организациями путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее – информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО (начиная с 5 октября 2018 года).
Формы, в соответствии с которыми осуществляется размещение информации (в рассматриваемый период), утверждены приказом ФАС России от 13 сентября 2018 года № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с ТКО, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».
На основании пункта 6 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Пунктом 11 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО регулируемой организацией подлежит раскрытию следующая информация:
а) о регулируемой организации (общая информация);
б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации части регулируемой деятельности) за год;
г) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;
д) об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг;
е) о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области вращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе осуществления контрольных полномочий службой установлено не соблюдение ООО «УК «Гарант» состава, порядка, сроков и периодичности раскрытия информации в соответствии с положениями, установленными Стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО, в истекшем периоде 2019 года, выразившиеся в нарушение пункта 19 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО не раскрыта информация о предельных тарифах в области обращения с ТКО, предусмотренная пунктом 13 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период регулирования, а именно: не позднее 29 декабря 2019 года);
- в нарушение пункта 21 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ООО «УК «Гарант» (в части регулируемой деятельности), предусмотренная пунктом 15, подпунктом «д» и «е» пункта 16 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, а именно: до 30 апреля 2019 года);
- в нарушение пункта 25 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО не раскрыта информация о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО на очередной период регулирования, предусмотренная пунктом 18 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование цен (тарифов));
- в нарушение пункта 8 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО ООО «УК «Гарант» не направляло в 2019 году в службу уведомлений о размещении соответствующей информации в информационно-аналитической системе.
Выявленные службой на 19.12.2019 года нарушения ООО «УК «Гарант» требований, установленными Стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО, подтверждаются скриншотом (снимок экрана) с сайта http://ri.eias.ru/.
Факт размещения информации регулируемой организации на официальном сайте службы только 30.01.2020 года.
Указанные действия по нераскрытию информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В рассматриваемом случае скриншотом (снимок экрана) с сайта http://ri.eias.ru/, протоколом от 28.01.2020г. СТ № 0242 об административном правонарушении в полной мере подтверждается и лицом, привлекаемым к административной ответственности, по существу не оспаривается факт нарушения ООО «УК «Гарант» не соблюдение состава, порядка, сроков и периодичности раскрытия информации в соответствии с положениями, установленными Стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО, в истекшем периоде 2019 года.
Документальных доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, обществом в материалы дела не представлено, доводов о наличии таких доказательств не заявлено.
Довод заявителя о том, что всю необходимую информацию жители района могли получить по письменному запросу, непосредственно обратившись в общество обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 2 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации не зависимо от цели ее получения.
Довод заявителя о введении его службой в заблуждение относительно порядка размещения информации ввиду разъяснения службой об отсутствии необходимости размещения информации на сайте службы в связи с заключением обществом договора с региональным оператором, судом обоснованно отклонен с приведением соответствующих мотивов.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 г. № 390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в требования федерального законодательства о необходимости обеспечения регулируемыми организациями свободного доступа к информации о регулируемых услугах в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Согласно внесенным изменениям с 5 октября 2018 года информация о деятельности регулируемых организаций подлежит раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» htt://eais.ru. Формы размещения информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в ФГИС «ЕИАС», утверждены приказом ФАС России от 13 сентября 2018 года № 1288/18, а также размещены в формате шаблонов в ФГИС «ЕИАС» на сайте htt://eais.ru в разделе «Отчетные формы (шаблоны)» > «Стандарты раскрытия информации в ЖКХ».
Также в письме службы от 26 ноября 2018 года № 02-79-2458/8 размещенного на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в подразделе «Обращение с твердыми коммунальными отходами» указано на необходимость неукоснительного соблюдения установленных законодательством Российской Федерации Стандартов раскрытия и осуществление службой контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации на постоянной основе в форме систематического наблюдения и анализа информации и наступление административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8.1 КоАП РФ.
Таким образом, событие вмененного обществу административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является установленным и подтвержденным материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования действующего законодательства, заявителем в материалы дела не представлено, о наличии таких доказательств не заявлено.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена, отражена в оспариваемом постановлении, является доказанной, поскольку доказательства своевременного принятия необходимых мер по соблюдению требований законодательства при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств заявителем не представлены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Вышеперечисленные действия (бездействие) юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, как следствие, у административного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что протокол от 28.01.2020 серии СТ № 0242 об административном правонарушении составлен и постановление 26.02.2020 № 10-п-20 по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, службой обеспечены и соблюдены.
Из материалов дела следует, что уведомление от 23.12.2019 № 02-79-3250/19 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении и были своевременно получено обществом 26.12.2019, что подтверждается отметкой на уведомлении, представленного в материалы дела.
Определением от 28.01.2020 службой вынесено определение № 10-о-20 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было направлено (трек-номером 80080744532216) и получено обществом 03.02.2020, что подтверждается отчетом отслеживания почтовых отправлений «Почты России».
На основании изложенного, административным органом приняты все необходимые меры по надлежащему извещению ООО «УК «Гарант» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а так же рассмотрения материалов дела об административном правонарушении. Тогда как от общества каких-либо заявлений о невозможности явки и отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не заявлено.
Указание службой в постановлении об административном правонарушении от 26 февраля 2020 года, что срок привлечения к административной ответственности составляет один год, является ошибочным.
В постановлении от 15.01.2019 № 3-П Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пришел к выводу, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой - при условии правильного установления в производстве по делу об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административно-деликтной нормы, - риска их произвольного истолкования и применения.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочноконсервный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Определение КС РФ от 26.03.2019 № 823-О), следует, что федеральный законодатель отграничил самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых является нарушение установленного порядка управления.
Оспариваемым постановлением служба привлекла ООО "УК "Гарант" к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 19 раздела II КоАП РФ - административные правонарушения против порядка управления.
Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании сведений или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) организациями коммунального комплекса, либо в нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, подлежит применению двухмесячный, а не годичный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В связи с чем, за нарушение пункта 19 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО, выразившееся в том, что обществом в 2019 году не раскрыта информация о предельных тарифах в области обращения с ТКО, которая содержит сведения об утвержденных предельных тарифах на услуги по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, едином тарифе на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренная пунктом 13 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО (не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении предельных тарифов на очередной расчетный период регулирования, а именно: не позднее 29.12.2019 года, двух месячный срок давности привлечения к административной ответственности административным органом на дату вынесения постановления не пропущен.
По остальным эпизодом, исходя из сформулированных в протоколе и постановлении об административном правонарушении нарушений, срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения постановления административным органом пропущен.
В данном случае срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 19 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО, исчисляемый с 30.12.2019, истек 29.02.2020, в связи с чем оспариваемое постановление по данному нарушению от 26.02.2020 вынесено в пределах установленного двухмесячного срока давности привлечения к ответственности.
Административный штраф, назначен административным органом с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 50 000 руб., т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с учетом что ООО «УК «Гарант» ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекалось.
Рассмотрев доводы заявителя о малозначительности вмененного правонарушения, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Доводы заявителя о совершении административного правонарушения впервые, осознания противоправности совершенного деяния, об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вредных последствий, причинения вреда интересам граждан, обществу и государству в результате совершенного правонарушения не являются основанием для признания его малозначительным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является формальным, в связи с чем административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере тарифного регулирования.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 года № 307-АД 18-24091, применение рассматриваемого правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.
Заявителем не приведено каких-либо убедительных доводов и судом в обстоятельствах допущенного обществом правонарушения не установлено какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности противоправного деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Принимая во внимание, что рассматриваемое правонарушение посягает на установленный государством порядок Стандартов раскрытия информации о предельных тарифах в области обращения с ТБО должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, а также учитывая, что государственное регулирование в области обращения с ТБО осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей, суд первой инстанции, исходя из своих дискреционных полномочий, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным.
Не усматривает суд апелляционной инстанции и оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Исходя из сведений Картотеки арбитражных дел следует признать, что рассматриваемое правонарушение совершено обществом не впервые, несмотря на отсутствие информации о привлечении ранее общества к административной ответственности. При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают (пункт 43 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 сентября 2020 года по делу № А19-11790/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Д.В. Басаев