ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5113/13 от 15.01.2014 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

«20» января 2014 года Дело №А10-2203/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года по делу №А10-2203/2013 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27 и обязании определить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с требованиями нормативных актов

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Республики Бурятия (суд первой инстанции: Урмакшинов В.К.)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Иванова В.Я., представителя по доверенности от 17.07.2013 №306,

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» ОГРН 1027501099625, ИНН 7531001654, место нахождения: 673009, Забайкальский край, г.Петровск-Забайкальский, ул. Трактовая, 74, далее - ООО «Петровскнефтепродукт», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по Республике Бурятия) (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, место нахождения: 670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Борсоева, 13Е) об обязании кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 03:14:300103:27, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, относительно ориентира, расположенного за пределами участка, находится примерно в 1112 м. от ориентира по направлению на северо-запад, в размере 9661177 руб. 54 коп., установленную в соответствии с третьей группой Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года № 393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия» признать недействительной, а также об обязании установить с 1 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 03:14:300103:27, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул.Ленина, д.2, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, находится примерно в 1112 м от ориентира по направлению на северо-запад, в соответствии со второй группой Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года № 393 в размере 227201 руб. 24 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280, место нахождения: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина,54)

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г.Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; место нахождения филиала по Республике Бурятия: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55).

По ходатайству истца Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 августа 2013 года принято ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которым общество просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, в размере 9661177 руб. 54 коп. в соответствии с третьей группой Приложения № 2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года № 393, и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия и Федеральное государственное бюджетное учрежде­ние «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» определить с 1 января 2011 года кадастровую стоимость земельно­го участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1112 м по на­правлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, в размере 227 201 руб. 24 коп. в соответствии со второй группой Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года № 393.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем правомерности отнесения спорного земельного участка ко второй группе видов разрешенного использования земельных участков по приложению №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия», в связи с чем не установил оснований для признания незаконными действий ответчиков по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с третьей группой видов разрешенного использования по приложению №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 и обязании определить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии со второй группой видов разрешенного использования земельных участков.

Суд исходил из того, что из определенного Обществом вида разрешенного использования земельного участка (для строительства автозаправочной станции) и возможностей функционального использования объекта, расположенного на спорном земельного участке (объект дорожного сервиса), не усматривается возможности отнесения его ко второй группе видов разрешенного использования земельных участков.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя и распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя, судом первой инстанции не учтено, что к третьей группе видов разрешенного использования земель промышленности и иного специального назначения, предусмотренной Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 №П/49, а также Приложением №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия», относятся не все земельные участки под объектами дорожного сервиса, а лишь те, которые размещены на полосах отвода автомобильных дорог.

Обществом представлены доказательства в подтверждение того обстоятельства, что спорный земельный участок расположен за пределами полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-55 «Бакйал» (Иркутск-Чита): акт выбора места размещения автозаправочной станции ООО «Петровскнефтепродукт» и земельного участка для строительства зданий и сооружений АЗС вблизи у. Хошун-Узур, утвержденный Постановлением заместителя главы муниципального образования «Мухоршибирский район» от 07.08.2007 №312, в котором указано, что избираемый земельный участок для строительства АЗС находится на 530 км автодороги Иркутск-Чита М-55 слева по ходу движения, до отворота в у. Хошун-Узур, на расстоянии - 900 м, в 30 м от границы отвода автодороги М-55; смежными земельными участками для спорного земельного участка являются земельные участки, принадлежащие ОКХ «Барское».

Суд первой инстанции, отказывая в требованиях общества, не принял во внимание представленные заявителем доказательства и не дал правовой оценки действиям ответчиков по отнесению спорного земельного участка к третьей группе видов разрешенного использования земельных участков, которые должны были доказать законность своих действий в силу требований части 3 статьи 189, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно освободил ответчиков об обязанности доказывания законности совершения ими действий, возложив обязанность по доказыванию на заявителя.

Судом необоснованно не приняты во внимание доводы заявителя относительно того, что в соответствии с положениями пункта 4 статьи 25 Федерального закона о 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов на условиях установления частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством. Между тем спорный земельный участок принадлежит на праве собственности обществу, что свидетельствует о том, что этот земельный участок не может находиться в границах полосы отвода автомобильных дорог.

Судом отказано в удовлетворении ходатайства Общества о проведении инженерно-технической экспертизы в целях установления местоположения спорного земельного участка по отношению к полосе отвода автомобильной дороги, а также не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства», которое является владельцем автомобильной дороги.

В дополнительных пояснениях по делу, представленных в суд апелляционной инстанции, общество указало на то, что из имеющихся у заявителя документов следует, что 16.07.2012 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» обществу выданы технические условия №08/2084 на строительство объекта дорожного сервиса, где согласовывается строительство объекта дорожного сервиса (АЗС) в Мухоршибирском районе Республики Бурятия в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» Иркутск-Чита на км 529+200 (слева по ходу километража).

19.10.2012 согласован проект устройства съезда с федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» Иркутск-Чита на км 529+200 (слева по ходу километража) к объекту дорожного сервиса (АЗС), разработанный специализированной организацией в соответствии с требованиями пункта 14 технических условий.

23.11.2012 по заявлению общества Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия согласовало за №12/10907 схему организации движения и ограждения места производства дорожных работ при проектировании примыкания и переходно-скоростных полос к объекту дорожного сервиса.

13 декабря 2012 года Общество заключило с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» до­говор о присоединении объекта дорожного сервиса (придорожного комплекса), расположен­ного по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, к автомобильной дороге М-55 «Байкал» км 529+200 (слева по ходу километража).

Все указанные выше документы подтверждают, что Общество выполняло требования действующего законодательства Российской Федерации по размещению и строи­тельству объекта дорожного сервиса в пределах придорожной полосы федеральной автомо­бильной дороги общего пользования.

В дополнительных пояснениях по делу Общество указало на то, что после перевода спорного земельного участка на основании распоряжения Правительства Республики Бурятия от 27.09.2010 №623-р из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности с видом разрешенного использования: для строительства автозаправочной станции, Управлением Росреестра по Республике Бурятия в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 378262 руб. (акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 04.10.2010 №10/8627), обществу выдан кадастровый паспорт земельного участка от 07.10.2010 №0314/202/10-2197, сведения которого не вызвали сомнений.

Спорный земельный участок был переведен в категорию земель промышленности 27.09.2010, соответственно, он не являлся объектом государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393 и вступили в силу с 1 января 2011 года. Предполагается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна была быть пересчитана в соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393 с 1 января 2011 года. Между тем такая переоценка состоялась только 2 ноября 2012 года. В материалы дела одним из ответчиков был представлен акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 02.11.2012 №2/12-5749, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 9 661 177 руб. 54 коп. Общество же ознакомилось со сведениями о кадастровой стоимости земельного участка на официальном сайте Росреестра в связи с необходимостью уплаты земельного налога за 2012 год.

На обращение общества от 06.02.2013 №1-108 Управление Росреестра по Республике Бурятия в письме от 13.02.2013 №12/01154-18 (получено обществом 19.03.2013) сообщило, что результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка пересмотрены не будут. С данного момента общество исчисляет срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обществу не было известно о точной дате определения спорной кадастровой стоимости земельного участка.

По мнению общества, им правомерно заявлены требования к двум ответчикам, поскольку в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, государственный кадастровый учет недвижимого имущества является одним из полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющей свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Делегированное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» право Росреестра наделять полномочиями органа кадастрового учета свои подведомственные государственные бюджетные учреждения не освобождает его от выполнения этих функций.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним Управление Росреестра по Республике Бурятия выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу общества – без удовлетворения. По мнению заинтересованного лица, Управление Росреестра по Республике Бурятия является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку действия по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка совершены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», что следует из акта определения кадастровой стоимости. В период совершения действий по кадастровой оценке спорного земельного участка и на сегодняшний день в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 19.04.2010 №П/152, Управление Росреестра по Республике Бурятия не является органом кадастрового учета. Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета».

По существу спора Управление Росрестра по Республике Бурятия указывает на то, что Управление не располагает достоверными сведениями о расположении земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги или придорожной полосе. Отнесение спорного земельного участка к третьей группе видов разрешенного использования было произведено с учетом вида разрешенного использования земельного участка (для строительства автозаправочной станции). При этом общество в суде первой инстанции не указывало на нахождение спорного земельного участка в границах придорожной полосы, что свидетельствует об отнесении земельного участка к пятой группе видов разрешенного использования, ссылаясь только на необходимость отнесения земельного участка ко второй группе видов разрешенного использования земельных участков.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним ФГБУ «ФКП Росреестра» указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества. По мнению органа кадастрового учета, разрешенное использование земельного участка (для строительства автозаправочной станции) определяет отнесение данного участка как земель дорожного сервиса в третью группу видов разрешенного использования земель, вне зависимости от того, в какой зоне находится автозаправочная станция. Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Средний удельный показатель кадастровой стоимости установлен Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393, и в рассматриваемом случае подлежит применению удельный показатель кадастровой стоимости для третьей группы видов разрешенного использования в размере 1583, руб. 54 коп. за 1 кв.м. При этом орган кадастрового учета не располагает сведениями о расположении земельного участка в полосе отвода автомобильной дороги либо придорожной полосе, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные сведения.

Третье лицо Правительство Республики Бурятия отзыв на апелляционную жалобу не представило.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 18.10.2013, 29.11.2013, 05.12.2013.

Явку представителя в судебное заседание обеспечило общество, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с нахождением судьи Басаева Д.В. в очередном отпуске, распоряжением председателя третьего судебного состава Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 9 января 2014 года судья Басаев Д.В. заменен на судью Никифорюк Е.О., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.

На основании статьи 163 АПК Российской Федерации в судебном заседании 9 января 2014 года объявлялся перерыв до 17 часов 30 минут 15 января 2014 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.

Во исполнение предложения суда апелляционной инстанции от общества в материалы дела поступили дополнительные документы, которые на основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела.

Апелляционная жалоба ООО «Петровскнефтепродукт» рассматривается по правилам главы 34 АПК Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнительных пояснений к ним) и возражений на апелляционную жалобу и дополнений к ним, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Мухоршибирского района от 07.08.2007 №312 «О предварительном согласовании места размещения АЗС ООО «Петровскнетефпродукт» утвержден акт выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции ООО «Петровскнетефпродукт», расположенного в СПК «Барское», примерной площадью 9000 кв. м., из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в совместной собственности собственников долей.

Согласно данному акту выбора места размещения АЗС ООО «Петровскнетефпродукт» от 08.06.2007 участок находится на 530 км. автодороги «Иркутск-Чита» М-55, слева по ходу движения, до отворота в у.Хошун-Узур, на расстоянии 900 метров. Участок площадью 0,9 га. (100x90) расположен в 30 метрах от границы отвода автодороги М-55.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16.07.2009 ООО «Петровснефтепродукт» является собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 03:14:300103:27), площадью 6101 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Наименование ориентира – жилой дом, почтовый адрес ориентира: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, 2. Участок находится примерно в 1112 м. от ориентира по направлению северо-запад. Право собственности истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия серии 03-АА №038545 от 20.10.2010.

Распоряжением Правительства Республики Бурятия №623-р от 27.09.2010, в связи с ходатайством ООО «Петровскнефтепродукт», земельный участок с кадастровым номером 03:14:300103:27, общей площадью 6101 кв. м., находящийся примерно в 1112 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул.Ленина, д. 2, границы и местоположение которого указаны в кадастровой выписке о земельном участке от 24.11.2009 №0314/202/09-671, из категории земель сельскохозяйственного назначения переведен в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства автозаправочной станции.

В связи с изменением категории земельного участка Управлением Росреестра по Республике Бурятия в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 378262 руб. (акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 04.10.2010 №10/8627, утвержденный начальником отдела кадастрового учета и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Республике Бурятия), обществу выдан кадастровый паспорт земельного участка от 07.10.2010 №0314/202/10-2197.

На территории Республики Бурятия была проведена государственная кадастровая оценка земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия» (далее – Постановление Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393). Постановление ступило в силу с 1 января 2011 года.

Земельный участок с кадастровым номером 03:14:300103:27 не являлся объектом государственной кадастровой оценки, утвержденной вышеуказанным постановлением, так как был переведен в категорию земель промышленности Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 27.09.2010 №623-р, в то время как перечень объектов оценки был составлен по состоянию на 01.10.2008.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393 утвержден средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м (удельный показатель кадастровой стоимости) земель промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия согласно приложению №2.

В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельных участков №2/12-5749, утвержденным 2 ноября 2012 года начальником отдела подготовки сведений Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27 определена в размере 9 661 177 руб. 54 коп., с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 1583 руб. 54 коп., что соответствует третьей группе вида разрешенного использования по Приложению № 2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393, - «Земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог».

Из пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что в соответствии с информацией о разрешенном использовании «для строительства автозаправочной станции» земельный участок отнесен к третьей группе вида целевого использования, указанной в Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49.

6 февраля 2013 года ООО «Петровскнефтепродукт» обратилось в Управление Росреестра по Республике Бурятия за уточнением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27. При этом заявитель указывал на ошибочное отнесение участка к третьей группе «Земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог». Земельный участок с кадастровым номером 03:14:300103:27 не только не расположен на полосе отвода автомобильных дорог, он также вынесен за пределы придорожной полосы.

Управление Росреестра по Республике Бурятия (исх. №12/01154-18 от 13.02.2013) указало, что стоимость земельного участка была определена в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной оценки земель», на основании постановления, утвердившего средние показатели кадастровой стоимости. Установление обстоятельства – расположен ли земельный участок в пределах полосы отвода или нет, не входит в пределы компетенции органа кадастрового учета при определении кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков.

Обществом в ФГБУ «ФКП Росреестра» получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27 от 30.05.2013 №03/201/13-143954, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составляет 9 661 177 руб. 54 коп., с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 1583 руб. 54 коп.

Общество, полагая незаконными и нарушающими права и законные интересы общества действия Управления Росреестра по Республике Бурятия и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27 в размере 9 661 177 руб. 54 коп. в соответствии с третьей группой Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393, оспорило их в суде, попросив устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания ответчиков определить с 1 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27 в размере 227 201 руб. 24 коп. в соответствии со второй группой Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требований заявителя, исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года № 449-О и от 4 декабря 2003 года № 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно исходил из того, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

-несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым действием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей и создание иных препятствий для осуществления этой деятельности.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, Обществом предъявлено требование о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка как к Управлению Росреестра по Республике Бурятия, так и к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра».

Суд апелляционной инстанции считает обоснованной позицию Управления Росреестра по Республике Бурятия о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по заявленному обществом требованию.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее – орган кадастрового учета).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Пункт 5 указанного Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 4 данного Положения установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

На основании пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Во исполнение названной нормы приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания).

Согласно пункту 1.4 Методических указаний результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков.

При этом в пункте 1.3 Методических указаний предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, таким органом является Росреестр.

Из утвержденной приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 формы Акта определения кадастровой стоимости земельных участков следует, что данный акт должен быть утвержден руководителем отдела Управления Росреестра по субъекту Российской Федерации либо руководителем подведомственного государственного бюджетного учреждения.

Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 №П/152, Управление Росреестра по Республике Бурятия является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Между тем Приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» утвержден соответствующий план-график, федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ «Земельная кадастровая палата по Республике Бурятия», наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

На основании пункта 1 приказа Росреестра от 26.12.2011 № П/531 ФГУП «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, с 1 марта 2012 года.

Как следует из материалов дела, акт №2/12-5749 от 2 ноября 2012 года определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровой стоимостью 9 661 177 руб. 54 коп. утвержден начальником отдела подготовки сведений Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия.

Доказательств того, что Управлением Росреестра по Республике Бурятия совершены действия по определению кадастровой стоимости земельного участка в оспариваемом обществом размере, заявителем в материалы дела не представлено.

При этом изложенная Управлением в письме от 13.02.2013 №12/01154-18 позиция относительно правильности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета не свидетельствует о совершении им действий по определению такой стоимости.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требования заявителя к данному ответчику не имеется. В решении суда первой инстанции оценка доводам Управления Росреестра по Республике Бурятия не дана, между тем по результатам рассмотрения судом апелляционной инстанции они признаны обоснованными.

По результатам рассмотрения требования общества к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).

Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 №П/47 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения (далее - Методика №П/49).

Согласно пункту 1.4 данной Методики, определение кадастровой стоимости земельных участков промышленности и иного специального назначения включает в себя, в том числе и определение удельных показателей кадастровой стоимости земель для видов использования земель каждой группы.

В зависимости от применения методических подходов к определению кадастровой стоимости земельных участков виды использования земель промышленности и иного специального назначения согласно Методике №П/49 объединяются в шесть самостоятельных групп.

В частности, вторая группа включает в себя: земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; земельные участки для установления полос отвода железных дорог, переданные в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами;

третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог.

К пятой группе, в том числе относятся:

- земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;

- земельные участки охранных, санитарно-защитных, технических и иных зон с особыми условиями земель промышленности и иного специального назначения.

На основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.06.1998 №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», придорожные полосы установлены от полосы отвода не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода для федеральных автомобильных дорог общего пользования.

Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

При этом земли транспорта устанавливаются независимо от категории земель, а придорожные полосы - зоны с особым режимом использования земель, предоставляются для нужд транспорта.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

В силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Частью 8 статьи 26 названного Закона допускается строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Как следует из материалов дела, размещение и строительство объекта дорожного сервиса (АЗС) согласовано Обществу в пределах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» Иркутск-Чита на км 529+200 (слева по ходу километража) на земельном участке, находящимся в собственности ООО «Петровскнефтепродукт», с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящимся примерно в 1 112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2.

Спорный земельный участок расположен в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» Иркутск-Чита, что подтверждается следующим.

В соответствии с актом выбора места размещения автозаправочной станции ООО «Петровскнефтепродукт» и земельного участка для строительства зданий и сооружений АЗС вблизи у. Хошун-Узур, утвержденным Постановлением заместителя главы муниципального образования «Мухоршибирский район» от 07.08.2007 №312, избираемый земельный участок для строительства АЗС находится на 530 км автодороги Иркутск-Чита М-55 слева по ходу движения, до отворота в у. Хошун-Узур, на расстоянии - 900 м, в 30 м от границы отвода автодороги М-55; смежными земельными участками для спорного земельного участка являются земельные участки, принадлежащие ОКХ «Барское».

16.07.2012 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байка» Федерального дорожного агентства» обществу выданы технические условия №08/2084 на строительство объекта дорожного сервиса, где согласовывается строительство объекта дорожного сервиса (АЗС) в Мухоршибирском районе Республики Бурятия в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» Иркутск-Чита на км 529+200 (слева по ходу километража).

19.10.2012 согласован проект устройства съезда с федеральной автомобильной дороги М-55 «Байкал» Иркутск-Чита на км 529+200 (слева по ходу километража) к объекту дорожного сервиса (АЗС), разработанный специализированной организацией в соответствии с требованиями пункта 14 технических условий.

23.11.2012 по заявлению общества Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Бурятия согласовало за №12/10907 схему организации движения и ограждения места производства дорожных работ при проектировании примыкания и переходно-скоростных полос к объекту дорожного сервиса.

13 декабря 2012 года Общество заключило с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байка» Федерального дорожного агентства» до­говор о присоединении объекта дорожного сервиса (придорожного комплекса), расположен­ного по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, к автомобильной дороге М-55 «Байкал» км 529+200 (слева по ходу километража).

Все указанные выше документы свидетельствует, что Общество выполняет требования действующего законодательства Российской Федерации по размещению и строи­тельству объекта дорожного сервиса в пределах придорожной полосы федеральной автомо­бильной дороги общего пользования.

Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, учитывая расположение спорного земельного участка в придорожной полосе, а также установленный законодательством особый режим использования земель указанной зоны, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 03:14:300103:27 площадью 6101 кв.м относится к пятой группе как земельный участок специального назначения, предоставленный для нужд транспорта.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с действующим законодательством предусмотрена возможность размещения объектов дорожного сервиса, как на полосах отвода автомобильных дорог, так и в придорожных полосах.

Однако Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения №П/49, установлено, что третья группа включает в себя лишь земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог, при этом к пятой группе отнесены земельные участки специального назначения, к которым в том числе отнесены придорожные полосы как зоны с особым режимом использования земель, предоставляемые для нужд транспорта.

В соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393 значение удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности, связи … и иного специального назначения по пятой группе составляет 37 руб. 24 коп. на квадратный метр.

Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся также сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Кадастровая стоимость есть проявление экономической характеристики земельного участка как объекта правоотношений, которая в силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», подлежит внесению в Государственный кадастр недвижимости.

Пунктом 1.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель обязательно определяется удельный показатель кадастровой стоимости земель для видов использования земель каждой группы и производится расчет стоимости земельных участков по каждой группе (путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка).

Основополагающая цель государственной кадастровой оценки земель - это законное налогообложение согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не предполагается без определения кадастровой стоимости каждого земельного участка, которая может быть выражена и посредством определения стоимости его квадратного метра – удельный показатель и выявления исходя из этого кадастровой стоимости всей площади земельного участка.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1 112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, предоставленного для строительства автозаправочной станции, в размере 9661177 руб. 54 коп. в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности третьей группы вида разрешенного использования по Приложению №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 (вместо пятой группы), что приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, размера земельного налога, установленного статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет нарушение законных прав и интересов ООО «Петровскнефтепродукт» как собственника земельного участка.

Заявленные обществом требования о признании незаконными действий ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по определению кадастровой стоимости земельного участка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом того обстоятельства, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществу было известно о совершении оспариваемых действий органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельного участка ранее получения письма от Управления Росреестра по Республике Бурятия 19.03.2013), а также получения выписки из кадастра недвижимости с указанием кадастровой стоимости от 13.05.2013, при том, что акт определения кадастровой стоимости от 02.11.2012 представлен в материалы дела в ходе его рассмотрения, оснований для вывода о пропуске заявителем срока на обжалование действий органа кадастрового учета, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов (должностных лиц) совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых действий, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконными действия государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания действий соответствующего органа (должностного лица) незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

Суд апелляционной инстанции полагает, что именно поэтому в числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не названа необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемыми действиями (бездействием). Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием), и предъявить требование о признании таких действий (бездействия) незаконными.

Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходит из того, что наряду с организационным требованием о признании незаконными действий (бездействия) в качестве самостоятельного может рассматриваться только имущественное требование о защите нарушенных прав и законных интересов заявителя (например, при оспаривании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить или возместить налог, возможно одновременное заявление требования о взыскании невозвращенной или невозмещенной суммы налога).

Такой подход изложен в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июля 2003 года № 73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2007 года № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов».

В иных случаях (когда требования заявителя носят организационный характер), по мнению суда апелляционной инстанции, формулировка пункта 3 части 5 статьи 201 во взаимосвязи с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что если заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд вправе самостоятельно применить надлежащий способ защиты нарушенного права либо возложить обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не рассматривает требование ООО «Петровскнефтепродукт» об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» определить с 1 января 2011 года кадастровую стоимость земельно­го участка с кадастровым номером 03:14:300103:27 в размере 227201 руб. 24 коп. в соответствии со второй группой Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года № 393 в качестве самостоятельного, а считает его производным от основного требования (об оспаривании действий органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельного участка), в связи с чем, признав такие действия незаконными, полагает возможным возложить на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения с 02.11.2012 (дата совершения оспариваемых в рамках данного дела действий по определению кадастровой стоимости земельного участка) соответствующих сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере 227201 руб. 24 коп., применив удельный показатель кадастровой стоимости пятой группы вида разрешенного использования в размере 37 руб. 24 коп. за 1 квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, что будет соответствовать требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в силу положений пункта 2.1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель промышленности пятой группы, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанной группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия – для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка.

Исходя из Приложения №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 08.09.2010 №393, удельные показатели стоимости 1 квадратного метра земель промышленности второй и пятой групп видов разрешенного использования имеют одинаковое значение 37 руб. 24 коп.

Суд апелляционной инстанции считает, что ошибочное мнение общества о наличии оснований для определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из применения удельного показателя кадастровой стоимости второй группы вида разрешенного использования земель промышленности, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку именно на орган кадастрового учета в силу положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена обязанность доказать законность совершенных действий по определению кадастровой стоимости земельного участка и наличия оснований для их совершения, которая им не выполнена в ходе рассмотрения дела, что не учтено судом первой инстанции при принятии судебного акта.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований частично.

Действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1 112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, предоставленного для строительства автозаправочной станции, в размере 9661177 руб. 54 коп. в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности третьей группы вида разрешенного использования по Приложению №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия» подлежат признанию незаконными как не соответствующие Федеральному закону №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222.

На Федеральное государственное бюджетное учрежде­ние «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Петровскнефтепродукт» путем внесения с 02.11.2012 соответствующих сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере 227201 руб. 24 коп., применив удельный показатель кадастровой стоимости пятой группы вида разрешенного использования в размере 37 руб. 24 коп. за 1 квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, предоставленного для строительства автозаправочной станции, с учетом Постановления Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия».

В остальной части заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.

На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обществом по платежным поручениям №991 от 29.05.2013 и №1136 от 20.06.2013 уплачена государственная пошлина за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в общей сумме 8000 руб., по платежному поручению №1974 от 02.10.2013 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 руб.

На основании вышеуказанной нормы права судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления (2000 руб.) и апелляционной жалобы (1000 руб.) в общей сумме 3000 руб. подлежат возмещению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия, как стороны по делу, Обществу.

В силу позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Информационном письме № 139 от 11.05.2010, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежным поручениям №991 от 29.05.2013, №1136 от 20.06.2013, №1974 от 02.10.2013 государственная пошлина за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 5000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение требования об оспаривании действий Управления Росреестра по Республике Бурятия в сумме 2000 руб. на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество как проигравшую сторону.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 4 сентября 2013 года по делу №А10-2203/2013 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» требования удовлетворить частично.

Признать действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1 112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, предоставленного для строительства автозаправочной станции, в размере 9661177 руб. 54 коп. в соответствии со средним значением удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности третьей группы вида разрешенного использования по Приложению №2 к Постановлению Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия» незаконными как не соответствующие Федеральному закону №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 №222.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учрежде­ние «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» путем внесения с 02.11.2012 соответствующих сведений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере 227201 руб. 24 коп., применив удельный показатель кадастровой стоимости пятой группы вида разрешенного использования в размере 37 руб. 24 коп. за 1 квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 03:14:300103:27, находящегося примерно в 1112 м по направлению на северо-запад от ориентира Жилой дом, расположенного за пределами участка по адресу: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, улус Хошун-Узур, ул. Ленина, д. 2, из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, предоставленного для строительства автозаправочной станции, с учетом Постановления Правительства Республики Бурятия от 8 сентября 2010 года №393 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Республике Бурятия».

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учрежде­ния «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Петровскнефтепродукт» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в сумме 5000 руб., выдав справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий: Э.В. Ткаченко

Судьи: Е.О. Никифорюк

В.А. Сидоренко