ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5119/14 от 23.10.2014 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А10-936/2014

27 октября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2014.

Полный текст постановления изготовлен 27.10.2014.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,

судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фалилеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2014 года по делу №А10-936/2014 по иску Администрации Муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: Республика Бурятия, пгт. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 109097, <...>), Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>), Министерству регионального развития Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***> <...>), Министерству образования и науки Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***> <...>) о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации 186 300 рублей, о взыскании с Министерства финансов Республики Бурятия 31 050 рублей, (суд первой инстанции: Марактаева И.Г.),

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Администрация Муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия за счет средств казны Российской Федерации расходов, связанных с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии в размере 186 300 рублей, о взыскании с Министерства финансов Республики Бурятия в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия за счет средств казны Республики Бурятия расходов, связанных с реализацией Подпрограммы в части предоставления субсидии в размере 31 050 рублей.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Бурятия.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Просит отменить решение, иск удовлетворить. Указывает, что субсидия выплачена исключительно за счет бюджетных средств муниципального образования «Северо-Байкальский рай­он». Т.е. последним фактически исполнены расходные обязательства Россий­ской Федерации и Республики Бурятия, что входит в очевидное противоре­чие с закрепленным в статье 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом самостоятельности бюджетов. С учетом правовых позиций, сформулированных Президиумом Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 19 июня 2012 года №2665/12 и от 15 октября 2013 года №8094/13, считает, что суду надлежало оп­ределить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права под­лежат применению при разрешении дела.

Письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российско Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» в состав программы вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Основной целью подпрограммы явилось создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

Во исполнение Указа Президента Республики Бурятия от 24.03.2003 № 84 «О республиканских целевых программах» Правительством Республики Бурятия 30.07.2003 было принято постановление № 243, которым утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы. Целью указанной республиканской целевой программы явилось комплексное решение вопросов устойчивого развития и функционирования жилищной сферы, обеспечивающее доступность для широкого круга граждан жилья, отвечающего условиям безопасности и комфортного проживания.

В состав республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы вошла подпрограмма «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия».

Согласно разделу 9.2 постановления Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 № 243, главной целью указанной подпрограммы является государственная поддержка молодых семей, молодых специалистов, многодетных семей, граждан - работников бюджетных организаций, граждан, приобретающих жилье по системе ипотечного жилищного кредитования. С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального, республиканского и местных бюджетов для предоставления гражданам субсидий на приобретение жилья.

Разделами 9.5, 9.6 постановления Правительства Республики Бурятия были предусмотрены механизм реализации утвержденной подпрограммы, механизм взаимоотношений государственного заказчика подпрограммы с её исполнителями.

02.10.2006 Правительством Республики Бурятия было принято постановление № 310 «Об утверждении положений о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы». Данное постановление определило порядок предоставления субсидии молодым семьям, размеры субсидии, порядок формирования списков молодых семей и перечисления денежных средств, утвердило формы необходимых документов для предоставления субсидии.

В соответствии с разделом II Положения в 2010 году размер субсидии формировался из средств: федерального бюджета в объеме 30 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья; республиканского бюджета в объеме 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более; местных бюджетов в объеме не менее 2,5 процента от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилья для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Согласно указанному постановлению, в обязанности Администрации МО «Северо-Байкальский район» входило: прием и регистрация заявлений от молодых семей на участие в подпрограмме, рассмотрение документов, подтверждающих право на участие в подпрограмме, подготовка районного списка семей, претендующих на участие в подпрограмме, расчет размеров субсидий по каждой семье, желающей стать участником подпрограммы.

В соответствии с пунктом 9 Положения о порядках предоставления государственной финансовой помощи молодым специалистам и молодым семьям - участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Бурятия, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение требований подпрограммы Администрацией МО «Северо-Байкальский район» были подготовлены необходимые документы для предоставления в 2010 году молодым семьям – участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья, принято постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям –участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район».

11.09.2012 Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было вынесено решение по иску ФИО1 к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании постановления № 76 от 18.03.2010 незаконным, о понуждении произвести перерасчет субсидии, о взыскании недополученной суммы субсидии.

В ходе рассмотрения дела Северобайкальским городским судом Республики Бурятия было установлено, что ФИО1, проживающей в <...>, как участнику подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, была предоставлена субсидия для приобретения жилья в размере 259200 рублей, из расчета субсидии на основании постановления Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 6 18.03.2010, которым утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. проживающим на территории муниципального образования в размере 12 000 рублей.

По результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что постановление № 76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы, проживающим на территории МО «Северо-Байкальский район» было принято Администрацией МО «Северо-Байкальский район» без учета Методики определения рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений гражданами с привлечением средств республиканского бюджета, утвержденной приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия от 19.06.2007 № 91. Суд сослался на то, что названное постановление принято с учетом решений Совета депутатов поселений района, которые на момент принятия средней стоимости по району уже были отменены на основании протеста прокурора. С учетом изложенного, суд решил, что постановление Администрации МО «Северо-Байкальский район» № 76 от 18.03.2010 не соответствует требованиям действующего законодательства.

Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на 2010 год для расчета размера субсидий молодым семьям – участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы всеми поселениями Северо-Байкальского района была пересмотрена, приняты решения о стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.12.2009 № 603, согласно которым стоимость 1 кв.м. по Республике Бурятия составила 23 500 рублей.

Принимая во внимание, что ФИО1 имела право на получение субсидии согласно стоимости 1 кв.м. по Республике Бурятия в размере 23 500 рублей, а получила субсидию исходя из неправомерно принятой Администрацией МО «Северо-Байкальский район» стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения 12 000 рублей, Северобайкальский городской суд Республики Бурятия удовлетворил заявленные требования.

Согласно решению Северобайкальский городской суд Республики Бурятия обязал администрацию МО «Северо-Байкальский район»: отменить постановление №76 от 18.03.2010 «Об утверждении средней рыночной стоимости I кв.м общей площади жилья на 2010 для расчета размера субсидий молодым семьям-участникам подпрограммы «Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» республиканской программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы», проживающим на территории «Северо-Байкальский район»; произвести перерасчет суммы выданной субсидии для приобретения жилья из расчета стоимости одного квадратного метра жилья в размере 23 500 рублей. С администрации МО «Ссверо-Байкальский район» в пользу ФИО1 взыскана жилищная субсидия в сумме 248 400 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, госпошлина в доход муниципального бюджета в сумме 5 684 рублей.

Апелляционным определением от 24.10.2012 Верховный суд Республики Бурятия решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012 оставлено без изменения.

Истец полагает, что решением Северобайкальского городского суда Республики

Бурятия увеличен размера субсидии, подлежащей выплате ФИО1, данное увеличение должно привести к увеличению долевых обязательств всех бюджетов, задействованных в реализации подпрограммы.

Истец указал, что решение суда общей юрисдикции исполнено, истец понес убытки, выплатив с учетом перерасчета за федеральный бюджет – 186 300 рублей, за республиканский бюджет – 31 050 рублей.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования истца, пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях (бездействии) Российской Федерации и Республики Бурятия вины в ситуации увеличения размера субсидии, подлежащей выплате, о фактах приобретения или сбережения кем-либо из ответчиков денежных средств за счет Администрации МО «Северо-Байкальский район».

Апелляционный суд оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое участвующее в деле лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований либо возражений.

Однако, в нарушение указанной нормы права истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) Российской Федерации и Республики Бурятия вины в сложившейся ситуации, не доказан факт приобретения или сбережения кем-либо из ответчиков денежных средств за счет Администрации МО «Северо­Байкальский район».

Суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что именно подтвержденная вступившими в законную силу судебным актами Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11.09.2012, от 12.11.2013 по искам ФИО1 и ФИО2, незаконность действий Администрации МО «Северо-Байкальский район» привела к неправильному определению стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии, к увеличению требуемого размера субсидии.

Однако, к указанному моменту Российская Федерация. Республика Бурятия свои обязательства по финансированию в рамках утвержденной программы выполнили в полном объеме, в установленные сроки.

В настоящее время республиканская целевая программа «Жилище» Республики Бурятия на 2003-2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока. Механизм реализации программы и порядок перечисления субсидий со стороны государственного заказчика и исполнителя подпрограммы были соблюдены. Постановления Правительства Республики Бурятия № 243 от 30.07.2003, № 310 от 02.10.2006 не предусматривают механизма перерасчета субсидии в случае неправильного определения Администрацией её размера.

С учетом изложенного, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было, поэтому предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2014 года по делу № А10-936/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий: Е.Н. Скажутина

Судьи: Л.В. Капустина

А.В.Гречаниченко