ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-6024/2014
«24» декабря 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 августа 2014 года по делу №А78-6024/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, место нахождения: Забайкальский край, пгт. Оловянная) к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе (межрайонное) Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Базара Ринчино, д.73) о признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуального предпринимателя) №№ 236, 412 от 11.04.2014, №№ 08502490007285, 08502490007286, 08502490007287, 08502490007289 от 09.04.2014, а также обязании Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе (межрайонное) Забайкальского края засчитать и включить в трудовой (страховой) стаж уплату единого налога на вмененный доход за период работы с 2002 по 2013 годы в качестве индивидуального предпринимателя,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Оловяннинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 674500, <...>),
(суд первой инстанции: Судакова Ю.В.)
при участии в судебном заседании предпринимателя ФИО1,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе (межрайонное) Забайкальского края (далее – пенсионный фонд, учреждение) о признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организаций (индивидуального предпринимателя) №№ 236, 412 от 11.04.2014, №№ 08502490007285, 08502490007286, 08502490007287, 08502490007289 от 09.04.2014, а также обязании
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Агинском Бурятском округе (межрайонное) Забайкальского края засчитать и включить в трудовой (страховой) стаж уплату единого налога на вмененный доход за период работы с 2002 по 2013 годы в качестве индивидуального предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Оловяннинский районный отдел судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 августа 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Суд первой инстанции установил, что ФИО1 зарегистрирована в качестве предпринимателя 19.02.1997, между тем, самостоятельно в качестве страхователя на учет в пенсионный фонд не встала. Предприниматель ФИО1 зарегистрировалась в качестве страхователя в пенсионном фонде 29.01.2014, после чего пенсионным фондом в ее адрес выставлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, в связи с неисполнением которых пенсионным фондом вынесены оспариваемые постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Суд первой инстанции, не установив нарушений фондом процедуры взыскания недоимки по страховым взносам в принудительном порядке и сроков, признал оспариваемые постановления фонда соответствующими требованиям действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требования о зачете уплаты единого налога на вменный доход для отдельных видов деятельности в счет страховых взносов и трудового стажа за период с 2002 по 2013 годы, суд также исходил из того, что налоговым органом не принято решение по заявлению предпринимателя о перерасчете единого налога за вычетом страховых взносов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель ФИО1 обжаловала его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе и дополнении к ней вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
В обоснование своей позиции предприниматель, не оспаривая выводы суда первой инстанции относительно того, что у предпринимателя, зарегистрированного 19.02.1997, после 01.01.2004 сохранялась обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органе пенсионного фонда в качестве страхователя, указывает на то, что ей по первому требованию проведена регистрация в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства - 29.01.2014, и именно с этой даты пенсионный фонд узнал о недоимке по уплате страховых взносов. Предприниматель обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчете единого налога на вменный доход с 2002 по 2013 годы за вычетом страховых взносов, и перечислении переплаты по налогу в пенсионный фонд в погашение страховых взносов. Решение по заявлению не принято.
Отсутствие информации со стороны налогового органа и пенсионного фонда об изменении способа уплаты налога привело к образованию у предпринимателя недоимки, штрафов и пени по страховым взносам.
При этом пенсионным органом пропущены срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, и пресекательные сроки взыскания недоимки, пени и штрафа за период с 2002 года по 09.04.2011. При определении предельных сроков взыскания недоимки необходимо учитывать совокупность сроков, установленных статьями 46, 48 и 70 Налогового кодекса РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу и пояснениях пенсионный фонд указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, подлежащего оставлению без изменения. Дополнительно для приобщения к материалам дела представлены справки от 30.01.2014 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 20.11.2014.
В судебном заседании приняла участие предприниматель ФИО1, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили; пенсионный фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Сидоренко В.А. в отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением заместителя председателя Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2014 года в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Сидоренко В.А. на судью Никифорюк Е.О., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 30.01.2014 и отказано в приобщении к материалам дела корректирующих налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход предпринимателя ФИО1 за периоды с 2011 по 2013 годы.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и возражений на нее, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Администрацией п. Оловянная Оловяннинского района Читинской области 19 февраля 1997 года за №79, о чем 7 декабря 2004 года внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Пенсионным фондом в связи с выявлением недоимки по страховым взносам в адрес предпринимателя ФИО1 выставлены требования об уплате недоимки за период 2002 - 2009 годы №929 от 03.02.2014, №616 от 03.02.2014 со сроком уплаты до 19.02.2014, за период 2010 - 2013 годы №08502440005446, № 08502440005447, №08502440005448, №08502440005449 от 03.02.2014 со сроком оплаты до 22.02.2014, которыми предпринимателю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии – 68374,80 руб. и пени в сумме 15647, 48 руб.; на накопительную часть трудовой пенсии – 24379,32 руб. и пени в сумме 6952,78 руб.; на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 8189,71 руб. и пени -839,05 руб., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС -2078,40 руб. и пени -532,73 руб.
В связи с неисполнением требований об уплате недоимки в добровольном порядке в установленный срок фондом в связи с отсутствием у предпринимателя расчетных счетов вынесены постановления №№ 236, 412 от 11.04.2014, №№ 08502490007285, 08502490007286, 08502490007287, 08502490007289 от 09.04.2014 «О взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)», на основании которого судебным приставом-исполнителем Оловяннинского РОСП УФССП по России по Забайкальскому краю возбуждены исполнительные производства.
Предприниматель, полагая названные постановления пенсионного фонда не соответствующими законодательству и нарушающими его права и законные интересы, обжаловала их в судебном порядке.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований предпринимателя подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 449-О и от 4 декабря 2003 года № 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым действием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей и создание иных препятствий для осуществления этой деятельности.
По мнению суда апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у предпринимателя ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, неисполнение которой в добровольном порядке послужило основанием для принятия фондом оспариваемых постановлений, исходя из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 05.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Статьей 28 Закона №167-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) было предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Ранее действовали Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 №582.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и определяющий в качестве плательщика страховых взносов индивидуальных предпринимателей (плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) и не предусматривающий исключений для военных пенсионеров.
В силу подпункта 2 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели также являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 Закона №167-ФЗ (в редакции с 01.01.2010) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (статья 16 Закона №212-ФЗ).
Суд первой инстанции, установив факт регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя с 19.02.1997, применив действующее нормативно-правовое регулирование, пришел к правомерному выводу о наличии у предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с неисполнением предпринимателем данной обязанности в добровольном порядке, у пенсионного фонда имелись правовые основания для направления ему требований об уплате страховых взносов за 2002-2013 годы.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании»).
В силу пункта 1 статьи 11 Закона №167-ФЗ регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подтверждением которой является соответствующее свидетельство (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона №167-ФЗ (в прежней редакции) предусматривалось, что регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности.
Федеральным законом от 23.12.2003 №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившим в законную силу с 01.01.2004, внесены изменения в Закон №167-ФЗ, статья 11 указанного закона изложена в другой редакции, предусматривающей, что регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», введенного в действие Федеральным законом от 23.12.2003 №185-ФЗ, с 01.01.2004 налоговые органы обязаны в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представлять сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на налоговые органы возложена обязанность по представлению сведений в государственные внебюджетные фонды лишь в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решение о государственной регистрации которых налоговые органы принимают, начиная с 01.01.2004. Обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем эти лица и предприниматели продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.
Федеральным законом от 23.12.2003 №185-ФЗ не были внесены изменения в статью 27 Закона о пенсионном страховании. Указанная норма, устанавливающая ответственность за нарушение страхователем срока регистрации в органах страховщика, сохраняет свое действие как в отношении лиц, обязанных в соответствии с новой редакцией статьи 11 Закона о пенсионном страховании и после 31.12.2003 регистрироваться в органах страховщика самостоятельно, так и в отношении страхователей, у которых эта обязанность возникла в соответствии с прежней редакцией данной статьи до 01.01.2004.
Следовательно, предприниматель ФИО1 обязана была самостоятельно зарегистрироваться в пенсионном фонде в качестве страхователя и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Между тем, осуществляя деятельность в качестве предпринимателя с 19.02.1997, предприниматель зарегистрировалась в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту жительства только 29.01.2014.
По мнению суда апелляционной инстанции, несоблюдение предпринимателем ФИО1 требований закона относительно обязательной регистрации в качестве страхователя в органе пенсионного фонда, при осуществлении ей предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не освобождает ее от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Апелляционный суд учитывает, что предъявление к взысканию подлежащих уплате страховых взносов направлено на обеспечение права предпринимателя ФИО1 на получение обязательного страхового обеспечения за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, права на трудовую пенсию, при том, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения для дела доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что к образованию недоимки по страховым взносам и пени привело отсутствие информации со стороны налогового органа и пенсионного фонда об изменении способа уплаты налога.
В силу части 1 статьи 16 Закона №212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона.
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 16 Закона №212-ФЗ).
Из частей 2, 4 статьи 16 Закона №212-ФЗ следует, что уплата исчисленных сумм страховых взносов за расчетный период производится плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Частью 1 статьи 18 Закона №212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 2 статьи 18 Закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 22 Закона №212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым частью 1 статьи 22 Закона №212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 5 статьи 22 Закона №212-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Закона №212-ФЗ.
Из материалов дела следует, что предприниматель ФИО1 произвела регистрацию в качестве страхователя 29.01.2014. При выявлении недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов составлены соответствующие справки от 30.01.2014, в пределах трех месяцев с момента выявления недоимки 03.02.2014 и 09.02.2014 в адрес предпринимателя выставлены требования об уплате задолженности по страховых взносам и соответствующих пени, которые им получены, но в установленный срок не исполнены.
Размер взносов, указанный в требовании, определен пенсионным фондом на основании норм действующего законодательства. Пени, согласно представленным расчетам, начислены исходя из установленных законом сроков уплаты взносов, а также в соответствии со ставками рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшими в период начисления пени.
В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона №212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 20 Закона №212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 11 статьи 20 Закона №212-ФЗ).
В связи с неисполнением полученных предпринимателем требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленный срок и отсутствием у предпринимателя открытых в банке расчетных счетов, пенсионным фондом в соответствии с требованиями Закона №212-ФЗ вынесены постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням за счет имущества плательщика.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о пропуске пенсионным фондом трехлетнего срока исковой давности взыскания задолженности по страховым взносам и пени судом отклоняются, поскольку к публичным правоотношениям по уплате страховых платежей положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы. Ссылки заявителя в обоснование позиции о пропуске пенсионным фондом пресекательных сроков взыскания задолженности по страховым взносам на нормы Налогового кодекса РФ несостоятельны, поскольку сроки взыскания страховых платежей регламентированы нормами Закона №212-ФЗ. Поскольку требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам выставлены в пределах трехмесячного срока с момента выявления недоимки, а постановления о взыскании за счет имущества вынесены в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 20 Закона №212-ФЗ, оснований для вывода о несоблюдении пенсионным фондом сроков на взыскание не имеется.
Заявляя требование о зачете уплаты единого налога на вменный доход для отдельных видов деятельности в счет страховых взносов и включении в трудовой стаж за период с 2002 по 2013 годы, предприниматель указывает на то, что уплата единого налога на вменный доход производилась в налоговый орган, что подтверждается налоговыми декларациями по единому налогу, квитанциями об уплате.
Из пояснений предпринимателя в апелляционном суде следует, что при исчислении в налоговых декларациях по единому налогу на вменный доход для отдельных видов деятельности сумма налога, подлежащего уплате, не уменьшалась на сумму подлежащих уплате страховых взносов, соответственно, в составе уплаченного единого налога ей фактически уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые должны быть зачтены пенсионным фондом в счет оплаты доначисленных по оспариваемым постановлениям страховых взносов. При обращении с заявлением в налоговый орган о перерасчете налога предпринимателю предложено представить уточненные налоговые декларации, которые ей представлены в ноябре 2014 года и результаты по проверке которых еще отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с судом первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения данной части требований заявителя, учитывает, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязанность по уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются разными обязанностями, предусмотренными различными правовыми актами; контроль за правильностью исчисления единого налога и страховых взносов осуществляют разные органы контроля. При этом действующее налоговое законодательство предусматривает возможность уменьшения индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, суммы единого налога на фактически уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере (статья 346.32 Налогового кодекса РФ).
При таком правовом регулировании и установленных по делу обстоятельствах основания для обязания пенсионного фонда зачесть и включить в трудовой (страховой стаж) уплату предпринимателем единого налога на вмененный доход за период 2002-2013 годов отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
В силу позиции, изложенной в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 46 от 11 июля 2014 года, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для физических лиц составляет 100 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по чеку-ордеру от 12.09.2014 (номер операции 2054353704) государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1900 руб. подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 августа 2014 года по делу №А78-6024/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: Забайкальский край, пгт. Оловянная) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1900 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: Е.О. Никифорюк
Д.В. Басаев