ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5196/2014 от 19.11.2015 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                           

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жилина Николая Николаевича на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2015 года по делу № А19-6142/2014, по заявлению индивидуального предпринимателя Жилина Николая Николаевича (Иркутская область, г. Ангарск; ОГРНИП 304380121800117, ИНН 380114784735) к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского муниципального образования (адрес места нахождения: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Глинки, д. 29; ОГРН 1033800515957, ИНН 3801004130) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (адрес места нахождения: г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании решений незаконными и об обязании предоставить в аренду земельный участок

(суд первой инстанции: Габескирия М.Н.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

Индивидуальный предприниматель Жилин Николай Николаевич (далее – Жилин Н.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ангарского муниципального образования (далее – Комитет) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Управление Росреестра):

- о признании незаконным решения Комитета, выраженном в письме от 17 марта 2014 года № 2297 об отказе в предоставлении на праве аренды сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория «Родник», под размещение временной автостоянки;

- о признании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости;

- о признании незаконным решения Управления Росреестра от 24 января 2014 года об аннулировании сведений по земельному участку с кадастровым номером 38:26:040804:5065;

- об обязании Управления Росреестра отменить запись об аннулировании сведений по земельному участку, расположенному по адресу:  Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория «Родник», с кадастровым номером 38:26:040804:5065 и включить сведения о нем в государственный реестр недвижимости;

- об обязании Комитета заключить с индивидуальным предпринимателем Жилиным Н.Н. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065, для целей не связанных со строительством, сроком на 11 месяцев, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 м. восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория «Родник», и размещение временной автостоянки размером (40*120 м.).  

В судебном заседании 27 июня 2014 года представитель Жилина Н.Н. заявил отказ от заявленного требования в части признания незаконными действий Комитета, выраженных в  направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости, что отражено в протоколе судебного заседания от 27 июня 2014 года (т. 1, л.д. 111).

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июня 2014 года (т. 1, л.д. 112-115) Управление Росреестра заменено на надлежащего ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата).

В судебном заседании 8 августа 2014 года представитель предпринимателя вновь уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение Кадастровой палаты от 24 января 2014 года об аннулировании сведений по земельному участку с кадастровым номером 38:26:040804:5065; обязать Кадастровую палату отменить запись об аннулировании сведений по земельному участку, расположенному по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 м. восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория «Родник», с кадастровым номером 38:26:040804:5065 и включить сведения о нем в государственный реестр недвижимости, в остальной части заявление оставил без изменения, что отражено в протоколе судебного заседания от 8 августа 2014 года (т. 1, л.д. 124).

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2014 года (т. 1, л.д. 125-128) уточнение заявленных требований принято.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2014 года (т. 1, л.д. 156-168), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года (т. 2, л.д. 42-58), производство по делу в части требования о признании незаконным действий Комитета, выраженных в направлении заявления об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в государственном кадастре недвижимости прекращено в связи с отказом предпринимателя от указанного требования; в удовлетворении иных заявленных Жилиным Н.Н. требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 марта 2015 года (т. 2, л.д. 147-155) названные судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении заявленных требований, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области. Суд кассационной инстанции указал, что суды не дали оценки доводам предпринимателя со ссылкой на справку Управления архитектуры и градостроительства Администрации Ангарского муниципального образования от 20 сентября 2012 года № 4464/12-1, письма Комитета и Администрации Ангарского муниципального образования о возможности предоставления спорного земельного участка для размещения временной автостоянки.

Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территории, однако, вопреки выводам судов, Проект планировки и межевания территории города Ангарска, утвержденный постановлением Администрации г. Ангарска, от 21.10.2011 № 2052-г, документом зонирования территории не является. Таким документом являются Правила землепользования и застройки города Ангарска, утвержденные решением Думы города Ангарска от 01.10.2008 № 158-14-гД (далее – Правила землепользования и застройки г. Ангарска), но арбитражные суды не установили, допускают или нет такие Правила размещение автостоянки на земельном участке, испрашиваемом предпринимателем.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа также указал, что судебные акты не содержат указания на обстоятельства и доказательства, подтверждающие принятие решения о развитии застроенной территории в соответствии с частями 2, 3 и 6 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и заключение на основании такого решения договора о развитии застроенной территории. Суд кассационной инстанции признал необоснованной ссылку судов на часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), поскольку из материалов дела следует, что Кадастровая палата аннулировала временные сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 не в связи с истечением пятилетнего срока, а по заявлению Комитета. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела судам следует установить отсутствие либо наличие оснований для отказа в предоставлении предпринимателю испрашиваемого земельного участка, как то определено пунктом 3 раздела II Положения о предоставлении земельных участков; определить с учетом доказательств сторон, в том числе является ли основанием для отказа Проект планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденный постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 № 2052-г.

При повторном рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2015 года в удовлетворении заявленных Жилиным Н.Н. требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Комитета действующему законодательству. Относительно решения Кадастровой палаты об аннулировании сведений о спорном земельном участке суд указал на отсутствие предусмотренных статьями 24 и 25 Закона № 221-ФЗ оснований для снятия такого участка с кадастрового учета, однако поскольку предприниматель правообладателем испрашиваемого земельного участка не является, то его права и законные интересы незаконным решением Кадастровой палаты не нарушены.     

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Жилин Н.Н. обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным.

В обоснование своей позиции предприниматель отмечает, что на дату вынесения решения об утверждении схемы расположения земельного участка и на дату вынесения решения об отказе в предоставлении земельного участка в справке ИСОГД № 415/15-в от 20 сентября 2013 года не содержалось информации о расположении такого земельного участка в границах территории с особыми условиями использования (в третьем поясе санитарной охраны источника водоснабжения, в третьей зоне горно-санитарной охраны).

По мнению предпринимателя, доказательств того, что на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка указанный участок каким-либо образом граничил с зоной с особыми условиями использования, в материалах не имеется. Поскольку Правила землепользования и застройки г. Ангарска (в редакции от 10.03.2011) не содержат сведений о расположении зон санитарной охраны источников водоснабжения, границах протяженности и описании зон с особыми условиями использования территории г. Ангарска по природно-экологическим и гигиеническим требованиям, то суд первой инстанции не мог с достоверностью делать выводы о том, что границы спорного земельного участка входят в зону с особыми условиями использования.

Предприниматель отмечает, что даже если и предположить факт расположения спорного земельного участка в границах с особыми условиями использования территорий, то ограничений размещения на нем стоянки автомобильного транспорта Правилами землепользования и застройки г. Ангарска не предусмотрено. Ссылаясь на положения пункта 1 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, пункта 1 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795, Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, Жилин Н.Н. считает, что платная автостоянка, предназначенная для оказания населению бытовых услуг (услуг по хранению принадлежащих физическим лицам автотранспортных средств), является объектом бытового обслуживания, что, в свою очередь, относится к параметрам разрешенного использования.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что отказ в предоставлении земельного участка не содержит оснований, предусмотренных в Положении о предоставлении земельных участков, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, утвержденном решением Думы Ангарского муниципального образования от 01.10.2010 № 846-73рД, и Административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством», утвержденном постановлением Администрации Ангарского муниципального образования от 12.07.2011 № 1268-па.

В дополнениях к апелляционной жалобе от 21 августа 2015 года Жилин Н.Н. выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что решение органа кадастрового учета в части аннулирования сведений об испрашиваемом земельном участке не нарушает его прав и законных интересов, поскольку подобные действия Кадастровой палаты лишают предпринимателя возможности предоставления спорного земельного участка.

От предпринимателя также поступили дополнительные письменные пояснения от 16, 21 октября и 5 ноября 2015 года.

Во исполнение определения суда апелляционной инстанции от 22 октября 2015 года (т. 25, л.д. 94-101) Комитетом представлены письменные пояснения по делу от 16 ноября 2015 года.

Кадастровой палатой отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В связи с нахождением судьи Сидоренко В.А. в отпуске, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2015 года судья Сидоренко В.А. заменен на судью Желтоухова Е.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала. 

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, почтовыми уведомлениями №№ 67200290377584 и 67200290377607, а также отчетом о публикации от 28 июля, 28 августа и 23 октября 2015 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного разбирательства и удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу. При этом Комитет заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, письменных пояснений предпринимателя и Комитета, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно информационной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 5 апреля 2014 года Жилин Н.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 5 апреля 2014 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя 304380121800117.

6 августа 2012 года в Комитет поступило заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка на праве аренды для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Иркутской области, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкой, смежно с территорией профилактория «Родник», для размещения временной автостоянки размером 40 х 120 метров (т. 1, л.д. 25, 57).

На запрос Комитета от 28 августа 2012 года № 3869 о возможности использования испрашиваемого земельного участка для размещения временной автостоянки (т. 1, л.д. 60) Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в письме от 20 сентября 2012 года № 4464/12-1 (справка ИСОГД № 415/12-в, т. 1, л.д. 61) сообщило о возможности краткосрочного использования такого участка для заявленной цели при условии сохранения существующих деревьев.

Письмом от 2 октября 2012 года № 4575 (т. 1, л.д. 62) Комитет сообщил Жилину Н.Н. о возможности краткосрочного использования испрашиваемого земельного участка для размещения временной автостоянки при условии сохранения существующих деревьев, а также предложил ему обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования для обеспечения изготовления схемы расположения земельного участка, после чего она будет утверждена Комитетом.

На основании заявления предпринимателя от 10 декабря 2012 года (т. 1, л.д. 63) Комитет распоряжением от 22 марта 2013 года № 220 утвердил схему расположения земельного участка для размещения временной автостоянки (т. 1, л.д. 32, 64).

14 июня 2013 года указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:26:040804:5065 (т. 1, л.д. 30-31), однако решение о предоставлении предпринимателю данного земельного участка принято не было.

30 апреля 2013 года в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 3 478 кв.м. расположенного в том же месте, где находится и земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065, для размещения временной автостоянки обратился Рудых А.П. (т. 1, л.д. 65).

На запрос Комитета от 20 мая 2013 года № 3307 о возможности предоставления указанного земельного участка (т. 1, л.д. 66) Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в заключении № 184/13-в от 17 июля 2013 года сообщило, что в отношении испрашиваемого земельного участка Комитетом издано распоряжение от 22 марта 2013 года № 220 «Об утверждении схемы расположения земельного участка», а также о том, что в июне 2013 года в Администрацию Ангарского муниципального образования по вопросу формирования указанного земельного участка поступил запрос депутата Думы города Ангарска, основанный на протестных обращениях жителей города, в связи с чем предоставление испрашиваемого земельного участка в настоящее время нецелесообразно (т. 1, л.д. 67).

На основании заявления Администрации Ангарского муниципального образования от 22 января 2014 года (т. 1, л.д. 74) решением Кадастровой палаты от 24 января 2014 года № 3800/608-14-7800 земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065 снят с государственного кадастрового учета (т. 1, л.д. 89).

17 февраля 2014 года в Комитет поступило повторное заявление Жилина Н.Н. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 на праве аренды сроком на 11 месяцев для размещения временной автостоянки (т. 1, л.д. 68-69).

Письмом от 17 марта 2014 года № 2297 Комитет отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065, поскольку названный земельный участок вошел в границы земельного участка, который в соответствии с Проектом планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 № 2052-г, предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца Бракосочетания. Кроме того, Комитет сообщил об аннулировании сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости (т. 1, л.д. 70).

Полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка, а также аннулирование сведений о таком земельном участке в государственном кадастре недвижимости не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Жилин Н.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает правильными по существу выводы Арбитражного суда Иркутской области об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований, исходя из следующего.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании акта государственного органа недействительным (незаконным) являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

По сути, аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10, от 5 июля 2011 года № 651/11 и от 16 июля 2013 года № 3372/13.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Жилиным Н.Н. требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решений Комитета и Кадастровой палаты закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Жилина Н.Н. оспариваемыми решениями.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Жилина Н.Н. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года, далее - Земельный кодекс) определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ (пункт 4).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5).

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).

Во исполнение положений пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса решением Думы Ангарского муниципального образования от 01.10.2010 № 846-73рД утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (далее – Положение № 846-73рД).

Положение № 846-73рД определяет процедуры и критерии предоставления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся на территории Ангарского муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (пункт 1).

Специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками для целей, не связанных со строительством, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (пункт 2).

Пунктами 2 и 3 Положения № 846-73рД предусмотрено, что земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются в собственность или аренду. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется: а) на торгах; б) без проведения торгов – гражданам без права осуществления предпринимательской деятельности на предоставляемом земельном участке, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения № 846-73рД под целями, не связанными со строительством, в настоящем Положении понимаются: а) размещение временных сооружений, не являющихся недвижимым имуществом; б) открытое складирование (складирование стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.); в) проведение и содержание благоустройства прилегающих территорий; г) организация открытых платных автостоянок и парковок; д) ведение сельскохозяйственного производства, не связанного с размещением объектов недвижимости (ведение в индивидуальном порядке садоводства и огородничества, выпаса скота, ведение животноводства, сенокошения, пчеловодства, растениеводства); е) иные цели, не предполагающие строительства.

Разделом II названного Положения установлен порядок предоставления земельных участков, который состоит в следующем.

Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Комитет заявление на имя председателя Комитета о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

В заявлении указываются: а) цель использования земельного участка (указанная гражданами в заявлении цель использования земельного участка не должна являться предпринимательской деятельностью); б) предполагаемые размеры и местоположение земельного участка (с указанием сведений, дающих возможность определить расположение земельного участка относительно существующих ориентиров (улиц, проездов, объектов)); в) испрашиваемое право на земельный участок; г) срок аренды, если испрашиваемое право – аренда (пункт 1 раздела II).

В случае, если в заявлении гражданина указана цель использования земельного участка, для достижения которой необходимо осуществление предпринимательской деятельности, Комитет в двухнедельный срок направляет гражданину мотивированный отказ в предоставлении земельного участка (пункт 2 раздела II).

В случае если запрашиваемый земельный участок уже находится в собственности или пользовании третьих лиц, в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, Комитет в двухнедельный срок со дня поступления заявления и документов направляет гражданину, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю письменный мотивированный отказ в предоставлении земельного участка (пункт 3 раздела II).

При отсутствии в Комитете сведений, указанных в пункте 2 раздела II настоящего Положения, Комитет в недельный срок со дня поступления заявления и документов направляет запрос в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования для определения возможности предоставления указанного в заявлении земельного участка исходя из его предполагаемых размеров, местоположения, цели использования и испрашиваемого права (пункт 4 раздела II).

Управление архитектуры и градостроительства в двухнедельный срок со дня получения запроса с учетом зонирования территории определяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка и:

а) при наличии возможности предоставления земельного участка обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) и направляет ее в Комитет;

б) в случае если предоставить запрашиваемый земельный участок в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным, направляет в Комитет соответствующее мотивированное заключение, а Комитет в недельный срок подготавливает и направляет гражданину, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю отказ в предоставлении запрашиваемого земельного участка (пункт 5).

Комитет в недельный срок со дня получения схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением Комитета (пункт 6 раздела II).

В соответствии с пунктом 8 раздела IIПоложения № 846-73рД если схема расположения земельного участка была изготовлена по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, Комитет в течение 7 дней со дня утверждения схемы расположения земельного участка обеспечивает публикацию в газете «Ангарские ведомости» информации о земельном участке, который предполагается предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на определенном праве и предусмотренных условиях, с указанием права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подать в Комитет заявление и соответствующие документы, указанные в пункте 1 раздела II настоящего Положения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании информации, опубликованной в газете «Ангарские ведомости», в течение двух недель со дня ее публикации подают в Комитет заявления и соответствующие документы. Рассмотрению подлежат все заявления, поступившие до истечения установленного настоящим пунктом срока (пункт 9 раздела II).

В случае поступления заявления (заявлений) в отношении земельного участка в течение срока, установленного в пункте 8 раздела II настоящего Положения, предоставление земельного участка осуществляется на торгах. Комитет обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

Комитет в двухнедельный срок со дня получения кадастрового паспорта земельного участка принимает решение в форме распоряжения о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка. Организатором торгов является Комитет (пункт 10 раздела II).

Согласно пунктам 11 и 12 раздела IIПоложения № 846-73рД организация и проведение торгов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством. Комитет в пятидневный срок со дня подписания протокола о результатах торгов заключает с победителем торгов договор купли-продажи или аренды земельного участка.

Пунктом 13 раздела IIПоложения № 846-73рД установлено, что в случае если в течение срока, указанного в пункте 8 раздела 2 настоящего Положения, заявлений не поступило, то заявителю выдается утвержденная схема земельного участка. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом № 221-ФЗ.

В силу пунктов 14 и 15 раздела IIПоложения № 846-73рД Комитет в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается Комитетом с заявителем в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Жилин Н.Н. 6 августа 2012 года обратился в Комитет с заявлением о предоставлении на праве аренды для целей, не связанных со строительством, земельного участка расположенного по адресу: Иркутской области, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкой, смежно с территорией профилактория «Родник», для размещения временной автостоянки размером 40 х 120 метров (т. 1, л.д. 25, 57).

На основании запроса Комитета Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в справке ИСОГД № 415/12-в (т. 1, л.д. 61) указало, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом г. Ангарска, утвержденным решением Думы г. Ангарска от 28.12.2009 № 391-35гД, входит в зону общественно-деловой застройки (планируемое размещение дворца бракосочетания (1-я очередь реализации Генерального плана)), в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ангарска (в редакции решения Думы г. Ангарска от 10.03.2011 № 581-55гД) относится к зоне рекреационной территории 2 типа, а также сообщило о возможности краткосрочного использования такого участка для заявленной цели при условии сохранения существующих деревьев.

В письме от 2 октября 2012 года № 4575 Комитет сообщил Жилину Н.Н. о возможности краткосрочного использования испрашиваемого земельного участка для размещения временной автостоянки при условии сохранения существующих деревьев. Кроме того, предложил обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования для обеспечения изготовления схемы расположения земельного участка, после чего она будет утверждена Комитетом.

В письме Администрации Ангарского муниципального образования (т. 1, л.д. 28-29) также говорится о возможности размещения на испрашиваемом земельном участке временной автостоянки размером 40 х 120 метров до начала строительства административного здания при условии оформления документов в соответствии с Положением №  846-73рД.

Распоряжением от 22 марта 2013 года № 220 Комитет утвердил схему расположения земельного участка для размещения временной автостоянки (т. 1, л.д. 64).

Согласно кадастровому паспорту  земельного участка от 14 июня 2013 года № 3800/601/13-171372 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 38:26:040804:5065 (т. 1, л.д. 30-31).

Однако земельный участок предпринимателю предоставлен не был, в связи с чем  17 февраля 2014 года Жилин Н.Н. повторно обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 на праве аренды сроком на 11 месяцев для размещения временной автостоянки (т. 1, л.д. 68-69). При этом Жилин Н.Н. указал, что кадастровый паспорт земельного участка был представлен в Комитет в июне 2013 года, однако решения в соответствии с пунктом 14 Положения №  846-73рД Комитетом принято не было.

Решением, оформленным в виде письма 17 марта 2014 года № 2297, Комитет отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040804:5065 по причинам того, что данный земельный участок вошел в границы земельного участка, который в соответствии с Проектом планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденным постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 № 2052-г, предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца бракосочетания (т. 1, л.д. 70).

Одновременно Комитет сообщил предпринимателю об аннулировании сведений об испрашиваемом земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Как следует из содержания пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса и указаний Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенных в постановлении от 25 марта 2015 года по настоящему делу, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территории.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2); градостроительное зонирование – это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).

Согласно частям 1 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Таким образом, проект планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденный постановлением Администрации города Ангарска от 21.10.2011 № 2052-г, к документам зонирования территории не относится. Как правильно отметил суд первой инстанции, документом зонирования территории в рассматриваемом случае являются Правила землепользования и застройки г. Ангарска.

Учитывая, что пунктом 3 раздела IIПоложения № 846-73рД прямо предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка (нахождение запрашиваемого земельного участка в собственности или пользовании третьих лиц, иные случаи, предусмотренные действующим законодательством), оспариваемый в рамках настоящего дела отказ Комитета в предоставлении земельного участка, мотивированный ссылками на положения Проекта планировки и межевании территории города Ангарска, утвержденного постановлением администрации города Ангарска от 21.10.2011 № 2052-г (о том, что испрашиваемый земельный участок предназначен для строительства и эксплуатации административного здания Дворца Бракосочетания), а не на положения Правил землепользования и застройки г. Ангарска является необоснованным.

Вместе с тем, поскольку в пункте 3 раздела II Положения № 846-73рД указано, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка могут послужить «иные случаи, предусмотренные действующим законодательством», а пунктом 1 раздела IV этого же Положения предусмотрено, что отказ в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, допускается лишь в случаях, установленных действующим законодательством, суд апелляционной инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции о необходимости применения Правил землепользования и застройки г. Ангарска, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае предпринимателю правомерно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка и такой отказ не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, исходя из следующего.

Как уже отмечалось выше, согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется с обязательным учетом зонирования территории.

Приведенная норма обусловлена требованиями земельного и градостроительного законодательства, которые суд апелляционной инстанции расценивает в качестве «иных случаев для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных действующим законодательством», о которых идет речь в пункте 3 раздела II и пункте 1 раздела IV Положения № 846-73рД.

Так, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно статье 85 Земельного кодекса границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В пункте 5 раздела 9.1 Правил землепользования и застройки г. Ангарска также  разъяснено, что виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают:

1) основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения особых градостроительных требований к формированию земельных участков, к объектам капитального строительства и технических требований по подготовке проектной документации и строительству;

2) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними;

3) условно разрешенные виды использования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Из части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса также следует, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Согласно подпункту 6 пункта 3 раздела 9.3 Правил землепользования и застройки г. Ангарска в состав рекреационных зон включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав рекреационных зон могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Проектирование и строительство объектов рекреационной зоны осуществляется в соответствии с проектами планировки территории и проектами межевания территории, генеральным планом города Ангарска, схемой территориального планирования Ангарского муниципального образования, схемой территориального планирования Иркутской области, схемами территориального планирования Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, Местными нормативами градостроительного проектирования города Ангарска, санитарными нормами и правилами и другими нормативно-правовыми актами и документами.

На территориях рекреационных зон допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Земельные участки в пределах указанных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В составе зон рекреационного назначения города Ангарска выделяются:

- зона природных ландшафтов (Р-1) – для территорий, предназначенных для перспективного развития (резерв);

- зона ландшафтно-рекреационных территорий (Р-2) – для городских лесов и лесопарков, территорий, используемых и предназначенных для отдыха и туризма;

- зона средозащитных зеленых насаждений (Р-3) – для средозащитных зеленых насаждений, расположенных между производственными зонами и жилыми зонами;

- зона рекреационной территории 1 типа (Р-4) – для размещения парков, набережных, пляжей, территорий, используемых и предназначенных для отдыха, занятий физической культурой и спортом;

- зона рекреационной территории 2 типа (Р-5) – для размещения скверов, парков, городских садов.

Разделом 9.4 Правил землепользования и застройки г. Ангарска установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе входящих в состав зон рекреационного назначения города Ангарска.

В частности, предусмотрено, что основными видами и предельными размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства зоны рекреационной территории 2 типа (Р-5) являются зеленые насаждения общего пользования (леса, парки, скверы, городские сады), территории, используемые и предназначенные для отдыха, занятия физической культурой и спортом (аттракционы), плоскостные физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения (спортивные площадки, теннисные корты), предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (предприятия мелкорозничной торговли во временных сооружениях (киоски, павильоны, палатки), общественные туалеты, опорные пункты милиции).

Вспомогательными видами и предельными размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства зоны рекреационной территории 2 типа (Р-5) – здания и сооружения для обслуживания работников и для обеспечения деятельности объекта, стоянка автомобильного транспорта для обслуживания объектов.

Условно разрешенными видами и предельными размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства зоны рекреационной территории 2 типа (Р-5) – культовые объекты (религиозные организации и учреждения для населения (церкви, часовни, молельные дома, мечети и пр.).

В целях выполнения указаний суда кассационной инстанции при повторном рассмотрении настоящего дела Комитетом в материалы дела представлена справка ИСОГД № 116/15 от 27 мая 2015 года (номер исходящей корреспонденции 2487/15-2), в которой указано, что в соответствии с Генеральным планом года Ангарска, утвержденным решением Думы г. Ангарска от 10.03.2011 № 581-55гД, земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065 расположен в зонах: общественно-деловой застройки и рекреационного назначения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ангарска земельный участок расположен в территориальной зоне – зона рекреационной территории 2 типа (Р-5), в зоне с особыми условиями использования территорий – 3-й пояс санитарной охраны источника водоснабжения, 3-я зона горно-санитарной охраны санатория (т. 4, л.д. 104).

Исходя из положений статей 56 и 57 Градостроительного кодекса, регламентирующих цели, порядок ведения и состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», у суда апелляционной инстанции не имеется каких-либо оснований ставить под сомнение достоверность сведений, содержащихся в справке ИСОГД № 116/15 от 27 мая 2015 года (номер исходящей корреспонденции 2487/15-2).

Учитывая предусмотренные Правилами землепользования и застройки г. Ангарска виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, входящие в состав зоны рекреационной территории 2 типа (Р-5), суд первой инстанции обоснованно посчитал, что размещение на земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065 временной автостоянки недопустимо.

Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на положения пункта 1 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025, пункта 1 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795, Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, о том, что платная автостоянка, предназначенная для оказания населению бытовых услуг (услуг по хранению принадлежащих физическим лицам автотранспортных средств), является объектом бытового обслуживания, в связи с чем относится к видам разрешенного использования, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Как указывалось ранее, вспомогательные виды разрешенного использования являются допустимыми только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляются совместно с ними. Поэтому указание в разделе 9.4 Правил землепользования и застройки г. Ангарска в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны рекреационной территории 2 типа (Р-5) стоянки автомобильного транспорта для обслуживания объектов предполагает, что такая стоянка предназначена для обслуживания либо уже существующих объектов, либо объектов, предусмотренных основными видами разрешенного использования.

При этом для целей применения Правил землепользования и застройки г. Ангарска в них определено понятие объектов бытового обслуживания: к таким объектам, в частности, относятся предприятия мелкорозничной торговли во временных сооружениях (киоски, павильоны, палатки), общественные туалеты. Данный перечень является исчерпывающим.

В свою очередь, из материалов настоящего дела следует, что предприниматель хочет приобрести в аренду земельный участок только для размещения платной автостоянки, иной вид деятельности на таком участке им не предполагается, что также подтверждено им в апелляционной жалобе от 14 июля 2015 года (т. 5, л.д. 2-9).

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Правила землепользования и застройки г. Ангарска не содержат сведений о расположении соответствующих зон, поэтому суд первой инстанции не мог с достоверностью делать выводы о том, что границы спорного земельного участка входят в зону с особыми условиями использования, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку указанными Правилами предусмотрена Карта градостроительного зонирования с установленными зонами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (т. 1, л.д. 144).

Кроме того, в соответствии с разделом 1.2 Правил землепользования и застройки г. Ангарска справка ИСОГД представляет собой информацию, содержащую сведения об утвержденной градостроительной документации, об утвержденных проектах границ земельных участков, предоставляемых под строительство, о границах территорий (земельных участков), зарезервированных для муниципальных нужд, об утвержденных градостроительных планах земельных участков и другую подобную информацию, которая содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Из содержания апелляционной жалобы от 14 июля 2015 года следует, что Жилин Н.Н. согласен с тем, что справка ИСОГД является документом, содержащим градостроительную информацию на базе действующей градостроительной и иной документации.

В свою очередь, представленной в материалы дела справкой ИСОГД № 116/15 от 27 мая 2015 года, номер исходящей корреспонденции 2487/15-2 (т. 4, л.д. 104), прямо подтвержден факт вхождения спорного земельного участка в состав зоны рекреационной территории 2 типа (Р-5).

Как уже отмечалось выше, исходя из положений статей 56 и 57 Градостроительного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», у суда апелляционной инстанции не имеется оснований ставить под сомнение достоверность сведений, содержащихся в указанной справке ИСОГД.

Более того, из справки ИСОГД № 415/12-в от 20 сентября 2012 года (т. 1, л.д. 23), на которую в обоснование своей позиции ссылается предприниматель, также следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, на расстоянии 50 метров восточнее от пересечения улиц Зурабова и Троицкая, смежно с территорией профилактория «Родник», и входящий в кадастровый квартал 38:26:040804, относится к зоне рекреационной территории 2 типа.

В этой связи указание Управлением архитектуры и градостроительства Администрации Ангарского муниципального образования в справке ИСОГД № 415/12-в от 20 сентября 2012 года (т. 1, л.д. 23), Комитетом в письме от 2 октября 2012 года № 4575 (т. 1, л.д. 62) и Администрацией в письме (т. 1, л.д. 28-29) на возможность краткосрочного использования земельного участка для размещения временной автостоянки при условии сохранения существующих деревьев, по мнению суда апелляционной инстанции, является неправомерным, поскольку противоречит действующим в период издания указанных актов Правилам землепользования и застройки г. Ангарска (в редакции решение Думы г. Ангарска от 10.03.2011 № 581-55гД),

Следовательно, незаконным является и основанное на указанных письмах и выводах, содержащихся в справке ИСОГД, распоряжение Комитета от 22 марта 2013 года № 220 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения временной автостоянки» (т. 1, л.д. 32 и 64).

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

На основании изложенного распоряжение Комитета от 22 марта 2013 года № 220 «Об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения временной автостоянки» и указанные выше письма Комитета и Администрации не применяются судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ангарска земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065 относится к зоне рекреационной территории 2 типа (Р-5) и поэтому в любом случае не может быть предоставлен для размещения временной автостоянки, отказ Комитета, выраженный в письме от 17 марта 2014 года № 2297, прав и законных интересов предпринимателя не нарушает, что исключает удовлетворение заявленного требования в этой части.

Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для размещения автостоянки соответствует взаимосвязанным положениям статей 7, 34 и 85 Земельного кодекса, статей 35 и 37 Градостроительного кодекса, Правил землепользования и застройки г. Ангарска, пункта 3 раздела II и пункта 1 раздела IV Положения № 846-73рД.

С учетом изложенного требование Жилина Н.Н. о признании незаконным решения Комитета об отказе в предоставлении земельного участка и производное от него требование об обязании Комитета заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка удовлетворению не подлежит.

Одновременно суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что представленная Комитетом в материалы дела справка ИСОГД от 27 мая 2015 года № 116/15, номер исходящей корреспонденции 2487/15-1 (т. 4, л.д. 96), не может быть признана относимым доказательством, подтверждающим местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:28:040804:5065, поскольку из приложения к данной справке следует, что она относится к земельному участку с кадастровым номером 38:26:040804:6968 (т. 4, л.д. 97).

Представленное Комитетом в материалы дела распоряжение от 27 апреля 2015 года № 290 «Об отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом от 22.03.2013 № 220» (т. 3, л.д. 139) не применяется судом апелляционной инстанции на основании пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», поскольку является немотивированным (произвольным), то есть явно не соответствует требованиям статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ее истолковании, приведенном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 739-О-О, от 22 марта 2012 года № 486-О-О и от 29 января 2015 года № 140-О)

Относительно заявленных предпринимателем требований о признании незаконным решения Кадастровой палаты от 24 января 2014 года об аннулировании сведений по земельному участку с кадастровым номером 38:26:040804:5065 и обязании отменить запись об аннулировании сведений по такому земельному участку суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частями 2 и 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с этим законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных данным законом сведений. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Частями 1 и 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ определено, что внесенные в ГКН сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В силу части 4 статьи 24 Закона № 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 221-ФЗ в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Согласно части 6 статьи 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Из материалов дела следует, что на основании заявления Администрации Ангарского муниципального образования от 22 января 2014 года (т. 1, л.д. 74) решением Кадастровой палаты от 24 января 2014 года № 3800/608-14-7800 земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065 был снят с государственного кадастрового учета (т. 1, л.д. 89).

Выполняя указания суда кассационной инстанции, суд первой инстанции по результатам оценки имеющихся доказательств пришел к правильному выводу о том, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 38:26:040804:5065, внесенные в ГКН, имели статус временных; однако доказательств того, что названный земельный участок является преобразуемым, Комитетом и Кадастровой палатой не представлено, поэтому правовых оснований для принятия решения о снятии с кадастрового учета данного земельного участка у Кадастровой палаты не имелось.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 38:26:040804:5065 в любом случае не мог быть предоставлен Жилину Н.Н. в аренду для размещения на нем платной автостоянки, соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что факт снятия данного земельного участка с кадастрового учета каким-либо образом не нарушает прав и законных интересов предпринимателя, что в соответствии с положениями статей 198,  200 и 201 АПК Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и в этой части.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах настоящего дела и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу, обоснованных и мотивированных выводов и суждений суда первой инстанции. При этом судом в полной мере учтены и выполнены указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 25 марта 2015 года, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При подаче апелляционной жалобы Жилиным Н.Н. по квитанции от 13 июля 2015 года (номер операции 143826913:2438929162) (т. 5, л.д. 50) уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей, в то время как в соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо было уплатить 150 рублей. Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 850 рублей подлежит возврату Жилину Н.Н. из федерального бюджета.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2015 года по делу № А19-6142/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 июля 2015 года по делу № А19-6142/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Жилину Николаю Николаевичу (ИНН 380114784735) из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 13 июля 2015 года (номер операции 143826913:2438929162) государственную пошлину в сумме 2 850 рублей, выдав справку.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.

Председательствующий  судья                                                        Г.Г. Ячменёв

Судьи                                                                                                  Д.Н. Рылов

               Е.В. Желтоухов