ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«16» декабря 2013 года Дело №А19-10527/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2013 года по делу №А19-10527/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области к Государственному окружному учреждению по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» о взыскании налоговой санкции в размере 400 руб.
(суд первой инстанции: М.В. Луньков)
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от заявителя (налогового органа) – ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2013 №051/00049,
личность и полномочия которой установлены судьей Арбитражного суда Иркутской области Дягилевой И.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гук Ж.М.,
в отсутствие представителя учреждения,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>, далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Государственного окружного учреждения по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 669001, <...>, далее - учреждение) налоговой санкции в сумме 400 руб. за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2013 года требования удовлетворены частично.
Взыскано с Государственного окружного учреждения по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» 200 руб. налоговой санкции с зачислением в соответствующий бюджет, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 100 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учреждение правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок сведений о среднесписочной численности работников за 2012 год в виде штрафа в размере 200 руб. Однако суд посчитал, что наличие обстоятельств, отягчающих ответственность учреждения, налоговым органом не доказано, вследствие чего неправомерно увеличен размер штрафа на 100 процентов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании налоговой санкции в размере 200 руб.
По мнению инспекции, суд первой инстанции неправомерно исходил из недоказанности наличия отягчающих ответственность обстоятельств, поскольку учреждение ранее привлечено к ответственности решением инспекции от 21.03.2012 №4426 за совершение аналогичного правонарушения в виде налоговой санкции в размере 200 руб., взысканной в судебном порядке.
Суд первой инстанции в определении предложил инспекции представить доказательства наличия отягчающих ответственность обстоятельств, не истребовав судебный акт о взыскании санкции, который имеется в картотеке судебных актов на сайте в сети Интернет.
Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда первой инстанции от 17.09.2013, с указанием на то, что решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, поступило в инспекцию 24.09.2013, в связи с чем апелляционная жалоба подана 03.10.2013.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 26.10.2013.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения ходатайства инспекции о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда первой инстанции на основании положений части 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в арбитражном считает возможным его удовлетворить, признав причину пропуска уважительной, восстановив срок на обжалование.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с учреждения налоговой санкции в размере 200 руб.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России №16 по Иркутской области установлено, что учреждением допущены нарушения, выразившиеся в непредставлении в установленный налоговым законодательством РФ срок сведений о среднесписочной численности работников за 2012 год.
Налоговым органом составлен акт от 04.02.2013 №19-18/779 (т.1 л.д.15) об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, согласно которому инспекцией установлено, что налогоплательщиком допущены нарушения, выразившиеся в непредставлении в установленный срок (20.01.2013) в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за 2012 год.
По результатам рассмотрения акта от 04.02.2013 №19-18/779 инспекцией принято решение от 19.03.2013 №19-19/3054 (т.1 л.д.19) о привлечении Государственного окружного учреждения по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 400 руб. за непредставление учреждением в установленный срок в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за 2012 год. Размер штрафа увеличен на сто процентов в связи с наличием отягчающих ответственность обстоятельств: ранее учреждение решением от 21.03.2012 №4426 было привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, за совершение аналогичного правонарушения.
Налоговый орган направил учреждению по почте заказным письмом с уведомлением о вручении требование от 25.03.2013 №39448 об уплате штрафа в сумме 400 руб. в срок до 12.04.2013.
Неисполнение учреждением в установленный срок данного требования явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением об их взыскании на основании положений статей 31, 45 Налогового кодекса РФ. Учреждение имеет только лицевой счет, открытые расчетные счета у учреждения отсутствуют.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается доказательствами, имеющимися в деле, что учреждением допущены нарушения, выразившиеся в непредставлении в установленный законом срок (не позднее 20.01.2013) в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за 2012 год, в связи с чем учреждение правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с учреждения налоговой санкции в размере 200 руб., посчитав недоказанным инспекцией наличия обстоятельств, отягчающих ответственность учреждения, вследствие чего неправомерно увеличен размер штрафа на 100 процентов.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции от 17 сентября 2013 года по делу №А19-10527/2013 в обжалуемой части отказа в удовлетворении требования инспекции о взыскании с учреждения налоговой санкции в сумме 200 руб. и принятии в данной части судебного акта об удовлетворении требований и взыскания с учреждения налоговой санкции в сумме 200 руб., исходя из следующего.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии отягчающего ответственность обстоятельства, позволяющего инспекции увеличить размер взыскиваемого с учреждения штрафа в 100 раз.
Согласно пункту 4 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии обстоятельства, указанного в пункте 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
В силу пункта 2 статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 114 Налогового кодекса РФ увеличение на 100 процентов размера штрафа допустимо только в том случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за аналогичное правонарушение.
Из материалов дела следует, что в подтверждение наличия у учреждения отягчающих ответственность обстоятельств налоговый орган в ходе судебного разбирательства представил копию решения от 21.03.2012 №19-19/4426 о привлечении Государственного окружного учреждения по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» к ответственности за налоговое правонарушение, в соответствии с которым учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление учреждением в установленный срок (не позднее 20.01.2012) в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за 2011 год.
В соответствии с правовой позицией, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.05.2010 №1400/10, согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ взыскание с учреждения задолженности по налогам, пеням и штрафам осуществляется в судебном порядке. Исходя из указанного положения учреждение считается привлекавшимся к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу решения суда о применении налоговой санкции.
На основании решения инспекции от 21.03.2012 №19-19/4426 с учреждения в судебном порядке вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 01.08.2012 по делу №А19-13441/2012 взыскана налоговая санкция по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в размере 200 руб. за непредставление учреждением в установленный срок (не позднее 20.01.2012) в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за 2011 год.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Соответственно, учреждение считается привлекавшимся к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу решения суда о применении налоговой санкции, то есть с 01.09.2012. Следовательно, лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства на основании решения от 19.03.2013 №19-19/3054, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за аналогичное правонарушение, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для взыскания с учреждения сумм налоговых санкций, увеличенных на 100 процентов в силу пункта 4 статьи 114 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с учреждения налоговой санкции в сумме 200 руб., в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2013 года в обжалуемой части отказа в удовлетворении требования инспекции о взыскании с учреждения налоговой санкции в сумме 200 руб. подлежит отмене, с принятием в данной части судебного акта об удовлетворении требований инспекции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 сентября 2013 года по делу №А19-10527/2013 в обжалуемой части отказа в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области о взыскании с Государственного окружного учреждения по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» налоговой санкции в сумме 200 руб. отменить.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Взыскать с Государственного окружного учреждения по воспроизводству диких животных «Усть-Ордынское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Автономный округ Усть-Ордынский Бурятский, район Эхирит-Булагатский, поселок городского типа Усть-Ордынский, ул. Ербанова, 2, 65) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Иркутской области налоговую санкцию в сумме 200 руб., с зачислением в соответствующий бюджет.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Э.В. Ткаченко