ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А78-4338/2012
07 марта 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюхунбин Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2012 года по делу № А78-4338/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (ОГРН <***>) о признании незаконными действий,
(суд первой инстанции: судья Антипенко Г.Д.)
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» – ФИО1 – представителя по доверенности от 11.01.2012,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области – ФИО2 – представителя по доверенности № 23 от 24.05.2012, ФИО3 – представителя по доверенности № 25 от 22.06.2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» (далее – ООО «ПК «Руспродимпорт» или общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области (далее – Управление Россельхознадзора или Управление) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий по осуществлению государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки в отношении товарных партий арахиса поступившего на территорию РФ их КНР по железнодорожным накладным №050904, 050906, выразившиеся в: проверке сертификатов качества № 1506787, 1506790 на предмет соответствия указанных в них показателей безопасности и качества требованиям нормативных документов СанПин 2.3.2 1078-01 п.1.7.1 и ГОСТа 17111-88 и правильности их заполнения; проставлении на железнодорожных накладных № 050904, 050906 и сертификатах качества № 1506787, 1506790 штампов «Россельхознадзор Государственный контроль за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки ввоз на территорию РФ разрешен».
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО «ПК «Руспродимпорт» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения. Как указывает общество, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению ООО «ПК «Руспродимпорт» суд при рассмотрении спора не применил положения пункта 2 статьи 13 АПК РФ и пункта 2 статьи 69 АПК РФ.
Суд неправильно применил нормы материального права, а именно суд неправомерно применил закон, утративший силу – Федеральный закон № 183-ФЗ от 05 декабря 1998 года «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», и закон, не вступивший в силу – Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности зерна», который вступит в силу с 01 июля 2013 года. В названных Законах в статье 2 действительно масличная культура отнесена к зерну. Однако на момент спорных отношений Федеральный закон № 183-ФЗ от 05 декабря 1998 года «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» утратил свою силу, а Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности зерна» еще не вступил в силу. Фактически действующим федеральным законодательством масличная культура к зерну не отнесена.
Так же суд неправильно истолковал статью 2 Закона «О зерне» от 14.05.1993 № 4973-1. На листе 7 решения суд указывает на то, что действие закона распространяется на зерновые, зернобобовые и масличные культуры. Однако из буквального толкования Закона «О зерне» такой вывод не следует. В виду того, что статья 2 не содержит прямого отнесения термина «масличные культуры» к зерну и не определяет сферу действия настоящего закона. В данной статье лишь указано, на то, что государственные программы научных исследований и опытных конструкторских работ по селекции, семеноводству, подработке и хранению определенных сельско-хозяйственных культур финансируются государством. Ввозимый арахис не должен был подвергаться такому виду контроля как «контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки».
Суд необоснованно сделал вывод о том, что при ввозе в Российскую федерацию арахиса требуется предоставление такого документа как «сертификата качества зерна и продуктов его переработки». Так же неправомерными являются выводы суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества проводимым видом контроля.
Действующим законодательством Российской Федерации и Таможенного Союза не предусмотрено предоставление сертификатов качества зерна и продуктов его переработки при ввозе зерна и продуктов его переработки на территорию Российской Федерации, равно как и проведение оспариваемого вида контроля.
Суд при рассмотрении спора не применил нормы материального права, подлежащие применению.
Подтверждением того, что в пункте пропуска через государственную границу при ввозе товара в Российскую Федерацию не осуществляется контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки являются положения следующих нормативных правовых актов:
– Постановление Правительства Российской Федерацию от 20 ноября 2008 года № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации».
– Приказ Федеральной таможенной службы от 30 сентября 2011 года 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора». Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска Забайкальск.
Порядок проведения контроля в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу установлен Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации».
Согласно пункту 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 872 последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения.
Указанные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 872 на основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления контроля в пунктах пропуска.
Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска Забайкальск, утвержденная решением Координационного Совета от 26 октября 2010 года № 6, не предусматривает в пункте пропуска через государственную границу такого вида контроля как «контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки». Технологическая схема в пункте пропуска через государственную границу предусматривает только такие виды контроля как:
– Санитарно-карантинный контроль (пункты 4.11 – 4.17.5);
– Карантинный фитосанитарный контроль (пункты 4.18 - 4.18.8);
– Ветеринарный контроль (пункты 4.19 - 4.19.7).
Суд при принятии решения проигнорировал, имеющуюся в материалах дела Технологическую схему, действующую в пункте пропуска на станции Забайкальск и не дал ей оценки.
Так же не предусмотрен такой вид контроля как контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки и в Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 30 сентября 2011 года № 1996 (далее – Инструкция), которая определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора.
Согласно Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 30 сентября 2011 года № 1996, именно таможенный орган наделен правом проставлять на перевозочных документах штампы о необходимости проведения определенных видов контроля. После этого должностное лицо таможенного органа передает документы на продукцию подлежащую контролю должностным лицам контрольных органов. После проведения контрольных мероприятий установленных законом, контрольные органы информируют таможенные органы о завершении контроля и передают документы на товар в соответствии с порядком, установленным Технологической схемой пункта пропуска.
Как свидетельствуют товарно-транспортные накладные, Читинской таможней были проставлены штампы о необходимости проведения карантинного фитосанитарного контроля (штамп «Читинская таможня 10612120 Фитосанитарный контроль, подлежит досмотру КФК»), Читинской таможней каких-либо направляющих штампов о необходимости проведения контроля безопасности и качества зерна и продуктов его переработки на перевозочных документах не проставлялось. Документы Читинской таможней были переданы в Управление Россельхознадзора только для проведения карантинного фитосанитарного контроля. Груз был принят Управлением Россельхознадзора так же для проведения фитосанитарного контроля, о чем имеется печать в графе 93 товарной транспортной накладной. Анализ штампов, имеющихся на товарных транспортных накладных, свидетельствует о том, что Управление Россельхознадзора по собственной инициативе, без указания таможенных органов произвело контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.
Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области не вправе производить контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, в силу того, что проведение данного контроля не предусмотрено ни Федеральными Законами, ни Технологической схемой, действующей в пункте пропуска через государственную границу на станции Забайкальск.
Само по себе постановление Правительства № 491 от 4 августа 2005 года «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» является противоречащим Федеральным законам, которыми отменен такой вид контроля как Контроль безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.
Отсутствие непосредственно федеральных законов, регулирующих данную сферу деятельности, при наличии постановления закрепляющего определенную сферу деятельности государственного контроля за Россельхознадзором, делает невозможным исполнение данного Постановления Правительства.
Управление Россельхознадзора в представленном отзыве на апелляционную жалобу считает решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2012 года законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют обстоятельствам рассмотренного дела и основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального права. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В связи с длительным отсутствием судья Рылов Д.Н. распоряжением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда был заменен на судью Желтоухова Е.В. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и возражения на нее, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Пищевая компания «Руспродимпорт» зарегистрировано в качестве юридического лица и внесен в единый государственный реестр юридических лиц, ему присвоен № <***> (том 1, л. д. 11-18).
Во исполнение контракта ASG99274 от 25.03.1999, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО4 с одной стороны и китайской Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР с другой стороны, а также в соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 04.02.2006, заключенным между ИП ФИО5 , китайской Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР и ООО «Компанией пищевого сырья «Гелиос», о переуступке прав и обязательств по контракту ООО «Компании пищевого сырья «Гелиос» и Соглашения № 3 от 03 июля 2008 года заключенным между Компанией по импорту и экспорту зерен и масел г. Цзинин, провинции Шаньдун, КНР, ООО «Компанией пищевого сырья «Гелиос» и ООО «Пищевой компанией «Руспродимпорт» права и обязательства по контракту переуступлены обществу с ограниченной ответственностью «Пищевой компании «Руспродимпорт», обществом осуществляет ввоз на территорию Российской Федерации товаров, в том числе арахиса.
При ввозе арахиса в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации на станции Забайкальск, Управлением производится контроль его качества и безопасности.
Так, 02 марта 2012 года Управлением произведен контроль безопасности и качества арахиса, ввезенного из КНР по железнодорожной накладной № 050904, и 04 марта 2012 года арахиса, ввезенного по железнодорожной накладной № 050906.
Факт проведения контроля безопасности и качества зерна и продуктов его переработки подтверждается штампами Россельхознадзора от 02 и 04 марта 2012 года на вышеуказанных товарно-транспортных накладных.
Совершение Управлением действий связанных с проверкой качества и безопасности ввозимого из КНР в Российскую Федерацию арахиса явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемых действий требованиями действующего законодательства Российской Федерации правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственного органа незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся: организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности; разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 утверждено Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Положение).
Согласно пункту 1 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с подпунктом 5.2.(1).3 Положения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845, после принятия Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 № 491 в редакции от 17.10.2011 № 845 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации.
Территориальным органом Россельхознадзора, на территории Забайкальского края и Амурской области, является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, осуществляющее полномочия в закрепленной сфере деятельности на основании Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 25.06.2009 № 304.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9.3.2 указанного Положения Управление осуществляет государственный контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна», от 23 мая 2006 года 305 «О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий» и Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в ведении которого находится Россельхознадзор, приказом от 21.08.2009 № 384 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, при поставке (закладке) зерна, крупы в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента государственный контроль за качеством и безопасностью поднадзорной продукции при ее ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации осуществляется непосредственно территориальными управлениями Россельхознадзора с участием подведомственных федеральных государственных учреждений, аккредитованных Россельхознадзором для работ в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.
Согласно пункту 3.3.1 Административного регламента рассмотрение сопроводительных документов на ввозимую (вывозимую) поднадзорную продукцию осуществляет Уполномоченное руководителем территориального управления Россельхознадзора должностное лицо (лица) после получения от владельца груза уведомления о ввозе (вывозе) поднадзорной продукции проводит проверку наличия и анализ сопроводительных документов на ввозимую (вывозимую) поднадзорную продукцию, удостоверяющих ее соответствие требованиям российского законодательства:
– контрактов на поставку поднадзорной продукции (в части условий к качеству и безопасности продукции);
– документов страны-экспортера, удостоверяющих соответствие качества и безопасности ввозимой поднадзорной продукции (при импорте);
– сертификата качества, выданного испытательной лабораторией (центром), аккредитованной Россельхознадзором для работ в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Должностное лицо проверяет сертификат качества на предмет соответствия указанных в нем показателей качества и безопасности требованиям нормативных документов, контрактов, а также правильность его оформления.
Уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора проверяет правильность оформления сертификата качества:
– сертификат качества должен оформляться на бланке, относящемся к защищенной полиграфической продукции уровня «В».
Уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора проверяет при ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации наличие в документах, сопровождающих партию поднадзорной продукции, информации о пестицидах, применяемых при ее выращивании и хранении, дате последней обработки ими и о наличии в продукции генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО). При отсутствии указанной информации в сопроводительных документах ввоз (вывоз) такой продукции запрещается.
При наличии и соответствии требованиям нормативных правовых актов сопроводительных документов на ввозимую (вывозимую) на территорию Российской Федерации поднадзорную продукцию должностным лицом территориального управления Россельхознадзора на лицевой стороне сертификата качества ставится штамп о разрешении ввоза (вывоза) поднадзорной продукции.
Приказом Россельхознадзора от 20.05.2005 № 171 «Об утверждении образцов печатей и штампов» утверждены виды и формы штампов, применяемые при реализации контрольно-надзорной функции Россельхознадзора за безопасностью и качеством ввозимого на территорию Российской Федерации зерна.
Как следует из материалов дела, установленные виды штампа был проставлены должностным лицом Россельхознадзора при реализации контрольно-надзорной функции в соответствующей сфере деятельности на сертификатах качества арахиса ввезенного из КНР по железнодорожным накладным № 050904 от 02.03.2012 года (происхождение Бразилия) и № 050906 от 04.03.2012 (происхождение Аргентина).
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств Управление Россельхознадзора действовало в рамках выполнения возложенных на него полномочий по осуществлению государственного контроля за безопасностью и качеством ввозимого зерна.
В силу указанного подлежат отклонению доводы общества об отсутствии в Российском законодательстве такого вида государственного надзора и контроля, как надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации, а также полномочий Управления Россельхознадзора на осуществление этого вида государственного надзора и надзора.
Также являются несостоятельными доводы общества о том, что указанный вид контроля Управление Россельхознадзора не вправе было проводить в пункте пропуска через границу в п. Забайкальск, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит запрета проведения такого вида государственного контроля в пункте пропуска через границу.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется, в том числе, Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации и ее территориальными органами – государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества продовольственного зерна и продуктов его переработки, используемых для производства пищевых продуктов, при их закупке, изготовлении, ввозе на территорию Российской Федерации, хранении, транспортировке и поставке.
В связи с упразднением Государственной хлебной инспекции при правительстве Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 708) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2005 № 275 «Об осуществлении контроля за качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации» контроль за качеством зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации был возложен на федеральное государственное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», находящееся в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в том числе выдача сертификатов качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации на соответствие межгосударственных стандартов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 478 «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна», деятельность в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна установленным требованиям, включая выдачу сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В соответствии с пунктом 2 Правил оформления сертификатов качества Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации на инспектированные зерно и продукты его переработки, утвержденных приказом Росхлебинспекции от 23.05.2003 № 30, сертификаты качества выдаются по заявкам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с зерном и продуктами его переработки.
В соответствии с пунктом 4.4 Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных постановлением Госстандарта России от 28.04.1999 № 21, порядок проведения обязательной сертификации пищевой продукции включает:
– подачу и рассмотрение заявки на сертификацию с прилагаемыми документами;
– принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;
– отбор, идентификацию образцов (проб) и их испытания;
– анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации) или сертификацию систем качества;
– анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия (далее сертификат);
– выдачу сертификата.
На основании пункта 4.10 Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденных постановлением Госстандарта России от 28.04.1999 № 21, отбор образцов (проб) для испытаний осуществляет, как правило, орган по сертификации.
Согласно пункту 2.8 этих же Правил, оплата работ по обязательной сертификации пищевой продукции производится заявителем.
На территории Забайкальского края аккредитованным органом в области подтверждения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки с правом выдачи сертификатов, является Приморский филиал ФГБУ «Центр оценки качества зерна». На основании соглашения о взаимодействии от 01.03.2011 года и письменных заявок «Заказчика», поданных в рамках договоров, отбор проб осуществляет ФГБУ «Забайкальский референтный центр».
Общество заключило договор с ФБГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» в лице Приморского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна», согласно которого исполнитель обязался по письменной заявке Заказчика осуществить отбор проб для последующей передачи их в аккредитованную лабораторию и на основании протоколов испытания выдать сертификат качества, а Заказчик обязался принять и оплатить все выполненные работы.
Также общество подало заявку в ФБГУ «Забайкальский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» на подтверждение соответствия качества зерна и продуктов его переработки на 2012 год, в которой просит провести подтверждение соответствия качества, безопасности арахиса, семян тыквы, а также подало заявку в Приморский филиал ФБГУ «Центр оценки качества зерна» на отбор проб для подтверждения соответствия качества и безопасности арахиса лущенного и не лущенного на соответствие ГОСТ 17111-88.
То есть, общество самостоятельно приняло меры к получению сертификата качества и протоколов испытаний на показатели безопасности для последующего предоставления в рамках документарной проверки должностному лицу Россельхознадзора.
С учетом указанно суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что государственный контроль, выразившийся в документарной проверке сертификатов качества № 1506787 и 1506790 на предмет соответствия указанных в них показателей качества и безопасности зерна требованиям нормативных документов СанПиН 2.3.2 1078-01 и ГОСТа 17111-88, проверки правильности их заполнения и проставлении на железнодорожных накладных № 050904 и № 050906 и сертификатах качества № 1506787 и № 1506790 штампов «Россельхознадзор Государственный контроль за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки ввоз на территорию РФ разрешен», соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что при установленных обстоятельствах не имеет правового значения довод общества о том, что суд неправомерно применил закон, утративший силу – Федеральный закон № 183-ФЗ от 05 декабря 1998 года «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», и закон, не вступивший в силу – Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности зерна», который вступит в силу с 01 июля 2013 года, согласно которым масличная культура отнесена к зерну.
Поскольку результатом проведения Управлением Россельхознадзора государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки явилось разрешение на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо нарушений прав и законных интересов общества.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2012 года по делу № А78-4338/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Желтоухов Е.В.
Ячменёв Г.Г.