ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5526/10 от 17.02.2011 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

25 февраля 2011 года Дело № А10-3602/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2011 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2010 года по делу № А10-3602/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «РОСТ» (ОГРН 1030302971214, ИНН 0326015299) к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка от 22 июля 2010 года № 00230614 и обязании Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ утвердить и выдать схему расположения земельного участка обществу

(суд первой инстанции: Рабдаева Л.Ю.)

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:

от ООО «ИК «РОСТ»: Бабенко Е.В., генеральный директор, паспорт серии 81 03 № 722079; Павлова Э.Г., паспорт серии 81 99 № 035731, доверенность от 10 февраля 2011 года;

от КУИиЗ г. Улан-Удэ: Стативо С.В., паспорт серии 81 04 № 962672, доверенность от 3 марта 2010 года № 57

и установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «РОСТ»
 (далее – ООО «ИК «РОСТ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (далее – Комитет, КУИиЗ) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка от 22 июля 2010 года № 00230614 и обязании Комитета утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 87 814 кв.м., находящегося по адресу: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, Верхняя Березовка, кадастровый номер территории 03:24:020302 (далее – спорный земельный участок).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2010 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение КУИиЗ по отказу в утверждении схемы расположения спорного земельного участка признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Одновременно суд первой инстанции обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ИК «РОСТ» путем утверждения схемы расположения спорного земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом представлен полный пакет документов, предусмотренный законом, в связи с чем у Комитета оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка не имелось.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применил закон, подлежащий применению в данном деле. В обоснование своей позиции Комитет ссылается на пункт 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы зон действия публичных сервитутов, в связи с чем, по его мнению, утверждаемая решением схема расположения земельного участка должна содержать границы зон действия планируемого публичного сервитута. Кроме того, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении; орган местного самоуправления, учитывая права третьих лиц на проезд через территорию спорного земельного участка, как собственник муниципальных земель, определил возможность установления сервитута.

Суду апелляционной инстанции представитель Комитета дополнительно пояснил, что возложение на него обязанности утвердить разработанную самим Обществом схему расположения спорного земельного участка противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях по делу ООО «ИК «РОСТ» выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.

Во исполнение определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 года сторонами в материалы дела представлены дополнительные доказательства и документы, а именно:

- Обществом: заявление об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 10 июля 2010 года; акт приема-передачи документации от 10 июля 2010 года; технические паспорта на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке; свидетельство о государственной регистрации права от 28 апреля 2009 года серии 03-АА № 502317; договор о предоставлении муниципальных услуг в ГУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» от 27 ноября 2008 года; договор подряда на изготовление проектов границ земельных участков от 16 августа 2007 года № 10; Положение о порядке функционирования многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям в Республике Бурятия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2008 № 284; административные регламенты;

- Комитетом: Положение о муниципальном учреждении «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ», утвержденное постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 25.01.2008 № 41; Положение о порядке функционирования многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям в Республике Бурятия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2008 № 284; административные регламенты.

На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» названные документы и доказательства приобщены к материалам дела.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей Комитета и Общества, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы и доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «ИК «РОСТ» является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка, 3, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 03-АА №№ 502310, 502303, 502308, 502316, 502306, 502312, 502304, 502307, 374029, 502309, 502315, 502313, 502302, 403489 (т. 1, л.д. 21-23, 25-35).

10 июля 2010 года ООО «ИК «РОСТ» обратилось в Государственное учреждение «Многофункциональный центр Республики Бурятия» (далее – ГУ «МФЦ РБ») с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного типа с приложением, в том числе, схемы расположения спорного земельного участка.

Данное обстоятельство подтверждается заявлением Общества об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории от 10 июля 2010 года, актом приема-передачи документации от 10 июля 2010 года и распиской ГУ «МФЦ РБ» в приеме документов (т. 1, л.д. 18).

По результатам рассмотрения названного заявления Общества Комитет решением, оформленным в виде письма от 22 июля 2010 года № 00230614, отказал в утверждении схемы, указав, что в представленной Обществом схеме на территории испрашиваемого земельного участка не учтены границы зоны фактически используемой для прохода и проезда собственниками смежных участков (т. 1, л.д. 9).

Полагая, что указанное решение Комитета не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Общества, исходя из следующего.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом приведенных норм процессуального права суд апелляционной инстанции полагает, что требования ООО «ИК «РОСТ» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие оспариваемого решения (отказа) закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов Общества таким решением (отказом).

При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств требования ООО «ИК «РОСТ» удовлетворению не подлежат.

Как уже отмечалось выше, ООО «ИК «РОСТ» является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка, 3, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 21-23, 25-35).

Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом (пункт 1).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5).

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7).

Помимо положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на территории города Улан-Удэ применялось Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденное Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82 (далее – Положение о порядке предоставления земельных участков).

Пунктом 2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков предусмотрено, что в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заинтересованное лицо может обратиться в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей) либо личность представителя;

- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического, юридического лица;

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

- копия решения учредителей, акционеров юридического лица о выборе директора, председателя (для юридических лиц);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- копия кадастровой карты (плана) земельного участка (в случае раздела (слияния) сформированных земельных участков);

- копия правоустанавливающего и правоудостоверяющего документа на земельный участок;

- ситуационный план (схема) земельного участка, на котором отображены все объекты недвижимого имущества;

- копия правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения (договор купли-продажи, мены, дарения, разрешение на строительство, решение органов государственной власти и местного самоуправления, решение суда, договор аренды и т.п.);

- копия правоудостоверяющих документов на здания, строения, сооружения (свидетельство о государственной регистрации права);

- копия технических паспортов на здания, строения, сооружения;

- сведения из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

При отсутствии какого-либо из прилагаемых документов заявление не принимается к рассмотрению.

На основании пункта 2.2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков (в редакции решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 06.10.2008 № 910-91) Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ направляет документы и заявление, указанные в пункте 2.2 этого Положения, для изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ и утверждает ее в месячный срок с момента подачи заявления.

После утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ один экземпляр схемы расположения остается в архиве Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, остальные экземпляры схем расположения выдаются заявителю - заинтересованному в утверждении такой схемы.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение работ в отношении приобретаемого земельного участка, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в орган, уполномоченный осуществлять государственный кадастровый учет, в целях получения кадастрового паспорта земельного участка.

Таким образом, из пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 2.2 и 2.2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков следует, что уполномоченный орган местного самоуправления (в г. Улан-Удэ – Комитет) на основании соответствующего заявления заинтересованного лица самостоятельно изготавливает схему расположения испрашиваемого земельного участка, после чего утверждает и выдает ее заинтересованному лицу.

В частности, в пункте 2.2 Положения о порядке предоставления земельного участка схема расположения земельного участка не указана среди документов, прилагаемых к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а в пункте 2.2.1 этого же Положения прямо установлено, что изготовление схемы расположения земельных участков осуществляется Управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.

При этом утверждение уполномоченным органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, изготовленной самим заинтересованным лицом, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Положением о порядке предоставления земельных участков не предусмотрено.

В рассматриваемом же случае ООО «ИК «РОСТ» до обращения в КУИиЗ с заявлением об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории самостоятельно (по договору с ООО «ГеоЛайн») изготовило схему расположения спорного земельного участка (л.д. 10-17).

Из расписки о приеме документов от 10 июля 2010 года следует, что изготовленная Обществом схема расположения спорного земельного участка была представлена им в ГУ «МФЦ РБ», после чего по акту приема-передачи от 10 июля 2010 года поступила в Комитет. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

С учетом приведенных выше норм земельного законодательства и фактических обстоятельств дела требование ООО «ИК «РОСТ» об обязании КУИиЗ утвердить представленную схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории № 03:24::020302 не может быть признано обоснованным.

Изложенный в письменном объяснении по делу довод ООО «ИК «РОСТ» о том, что практика работы Комитета отличалась от того, что предписано пунктом 2.2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков, не подтвержден какими-либо объективными доказательствами.

Кроме того, в силу части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела на основании соответствующих нормативных правовых актов, а не практики их применения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции принимает во внимание нормы, содержащиеся в пунктах 2.2 и 2.2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков, и не учитывает практику применения этого нормативного правового акта Комитетом.

Равным образом, не имеет правового значения и довод Общества о том, что схема расположения спорного земельного участка была изготовлена аккредитованной землеустроительной организацией – ООО «ГеоЛайн», с которым и у Комитета заключен договор подряда на изготовление проектов границ земельных участков от 16 августа 2007 года № 10, поскольку в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2.2.1 Положения о предоставлении земельных участков, изготовление схемы расположения земельного участка находится в компетенции КУИиЗ и Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что названный договор подряда, предусматривающий изготовление схемы расположения земельных участков ООО «ГеоЛайн» по заданию Комитета, был заключен до принятия Положения о предоставлении земельных участков, пунктом 2.2.1 которого (в редакции решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 06.10.2008 № 910-91) установлен иной порядок: схемы расположения земельных участков изготавливаются Управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ.

Относительно собственно отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, изложенного в письме Комитета от 22 июля 2010 года № 00230614, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Основания отказа, приведенные во втором абзаце данного письма, не могут быть признаны правомерными, на что правильно и мотивированно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.

Вместе с тем, поскольку из этого письма прямо следует, что предметом рассмотрения являлась схема расположения спорного земельного участка, представленная самим Обществом, то отказ в утверждении этой схемы не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку орган местного самоуправления не обязан утверждать схемы расположения земельных участков, изготовленные заинтересованными лицами самостоятельно.

В силу приведенных выше положений норм процессуального права данное обстоятельство (отсутствие нарушения прав и законных интересов) является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части.

Бездействие Комитета, выразившееся в неутверждении и не выдаче в установленный срок схемы расположения спорного земельного участка, Обществом в рамках настоящего дела не оспаривалось, в связи с чем суд апелляционной инстанции не вправе давать ему правовую оценку на предмет законности или незаконности.

При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2010 года по делу № А10-3602/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 ноября 2010 года по делу № А10-3602/2010 отменить.

Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «РОСТ» требований отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья Г.Г. Ячменёв

Судьи Е.В. Желтоухов

Д.Н. Рылов