ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-556/2016 от 05.04.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело № А58-5921/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 апреля 2016 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Рылова Д.Н., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королёвой Д.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия): 

от Окружной администрации г. Якутска: не было (извещена);

от Якутского УФАС: Емельянова Е.В., доверенность от 28 сентября 2015 года № 02/4330;

от индивидуального предпринимателя Прокопьевой А.А.: Прокопьева А.А. (паспорт);

от иных третьих лиц: не было (извещены),

с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Шамаевой Т.С., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Федоровой Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2015 года по делу № А58-5921/2015 по заявлению Окружной администрации города Якутска (адрес места нахождения: г. Якутск, пр. Ленина, д. 15; ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18; ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании незаконным решения от 28 сентября 2015 года по делу № 02-81/15А,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, – индивидуальных предпринимателей Жиркова Виктора Георгиевича (г. Якутск; ОГРНИП 315144700005299, ИНН 143523499684), Прокопьевой Айыы-Куо Айсэновны (г. Якутск; ОГРНИП 315144700007996, ИНН 143529037608) и Степановой Елены Геннадьевны (г. Якутск; ОГРНИП 315144700004130, ИНН 142102163454),

(суд первой инстанции: Евсеева Е.А.)

и установил:

Окружная администрация города Якутска (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 28 сентября 2015 года по делу № 02-81/15А.

Определением суда первой инстанции от 30 ноября 2015 года (т. 5, л.д. 109-110) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Жирков Виктор Георгиевич (далее – Жирков В.Г.), индивидуальный предприниматель Прокопьева Айыы-Куо Айсэновна (далее – Прокопьева А.-К.А.) и индивидуальный предприниматель Степанова Елена Геннадьевна (далее – Степанова Е.Г.).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2015 года в удовлетворении заявленного Администрацией требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Администрации признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным. По мнению Администрации, правоотношения, возникшие между ней и субъектами малого и среднего предпринимательства регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), в связи с чем не подпадают под действие антимонопольного законодательства и законодательства о государственных закупках. В этой связи соблюдение порядка проведения конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства не может быть предметом рассмотрения в части нарушения положений статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Администрация указывает, что положения Бюджетного кодекса и Порядка предоставления субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 18.05.2015 № 132п (далее – Порядок предоставления субсидий), в части проведения конкурсного отбора не устанавливают запрет на дополнение заявок после окончания сроков, определенных в извещении о приеме заявок, в связи с чем действия Администрации не привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В письменном отзыве от 22 марта 2016 года на апелляционную жалобу Якутское УФАС выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.  

Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.

По запросу суда апелляционной инстанции от антимонопольного органа поступили дополнительные документы: копия извещения о проведении отбора на предоставлении субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства; копия протокола внеочередного заседания Координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск» от 10 июля 2015 года с приложениями №№ 1 и 2; копия реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сдавших пакет документов по конкурсу; копия реестра поступивших заявок; копия письма Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) от 26 августа 2015 года № 337/А28-23; копия жалобы ООО «СистемА» от 24 июля 2015 года; распоряжение Окружной администрации города Якутска от 3 августа 2015 года № 1335р «Об утверждении перечня получателей субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства городского округа «город Якутск».

На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации указанные дополнительные документы приобщены к материалам дела.    

О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Администрация, Жирков В.Г. и Степанова Е.Г. извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, возвращенным почтовым конвертом, а также отчетами о публикации на официальном сайте (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, выслушав представителя Якутского УФАС и Прокопьеву А.А., проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса).

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, среди прочего:

- категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

- цели, условия и порядок предоставления субсидий;

- положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Как следует из материалов дела, 18 мая 2015 года Администрацией в целях реализации муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2012 № 194-11, издано постановление № 132п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства» (т. 1, л.д. 22-26).

Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий субсидии начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства определены как субсидии, предоставляемые на условиях долевого финансирования в целях возмещения понесенных расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Субсидии предоставляются по конкурсу на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка предоставления субсидий организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидий является Окружная администрация г. Якутска.

Решение о предоставлении субсидии принимается распорядителем субсидии на основании протокола заседания Координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск», осуществляющего конкурсный отбор претендентов на получение субсидий (пункт 1.7 Порядка предоставления субсидий).

Пунктом 2 названного Порядка установлен перечень документов, необходимых для участия в конкурсном отборе.

21 мая 2015 года на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» (http://xn--j1aaude4e.xn--p1ai/regulatory/predprinimatelstvo/konkursy/8971/) и в газете «Эхо столицы» № 56 (2430) от 22 мая 2015 года опубликовано извещение о проведении отбора на предоставлении субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

В качестве организатора конкурса указана Администрация.

Срок и место предоставления заявок – заявки предоставляются в Отдел предпринимательства и развития туризма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта с 09 часов 00 минут 22 мая 2015 года по 18 часов 00 минут 22 июня 2015 года.

Согласно протоколу внеочередного заседания Координационного совета по предпринимательству при Главе городского округа «город Якутск» от 10 июля 2015 года за период с 22 мая по 22 июня 2015 года поступило 49 конкурсных заявок от претендентов. В приложении № 1 к Протоколу отражены результаты голосования членов Координационного совета с присвоением каждому претенденту баллов.

В приложении № 2 утвержден список получателей субсидии по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в количестве 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3 000 000 рублей.

Распоряжением Администрации от 3 августа 2015 года № 1335р утвержден перечень получателей субсидий по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в соответствии с протоколом заседания от 10 июля 2015 года Координационного совета по предпринимательству при Главе городского округа «город Якутск».

26 августа 2015 года в антимонопольный орган поступило письмо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) от 26 августа 2015 года № 337/А28-23 с приложением жалобы ООО «СистемА» от 24 июля 2015 года № 01-03/07 на действия Администрации как организатора конкурса на получение субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Приказом Якутского УФАС от 24 августа 2015 года № 100 в отношении Администрации возбуждено дело № 02-78/15А по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по факту установления в Порядке предоставления субсидий критериев отбора заявок на получение субсидий, ограничивающих конкуренцию, и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе изучения материалов дела Комиссией обнаружены признаки нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка проведения отбора, предусмотренного Порядком предоставления субсидий, дело в отношении Администрации в названной части выделено в отдельное производство, о чем 8 сентября 2015 года вынесено соответствующее определение (т. 1, л.д. 62-63).

Приказом Якутского УФАС от 8 сентября 2015 года № 109 выделенному в отдельное производство делу присвоен номер 02-81/15А и создана Комиссия по рассмотрению дела (т. 1, л.д. 64).

Решением антимонопольного органа по делу № 02-81/15А от 28 сентября 2015 года Администрация признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (т. 1, л.д. 13-21, 79-87).

Не согласившись с названным решением антимонопольного органа, Администрация оспорила его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения антимонопольного органа ввиду следующего.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что требования Администрации могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения Якутского УФАС закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Администрации таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Администрации удовлетворению не подлежат.

В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы указывает, что правоотношения, возникшие между Администрацией и субъектами малого и среднего предпринимательства, не подпадают под действие антимонопольного законодательства и законодательства о закупках, поскольку регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса, Законом № 131-ФЗ и Законом № 209-ФЗ.

Действительно, в рассматриваемом случае отношения по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства не регулируются законодательством о закупках (Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Вместе с тем, нарушение положений названных нормативных правовых актов Администрации Якутским УФАС и не вменялось, однако антимонопольный орган усмотрел в ее действиях нарушение требований Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Администрацией не учтено, что в силу пункта 4 части 3 статьи 6 Закона № 209-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления определены в части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ, к числу которых, в частности, отнесены: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах) (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции (пункт 4).

То есть Закон № 209-ФЗ, закрепляя основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления, особо оговаривает, что такая поддержка должна осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции (пункт 4 части 1 статьи 14).

В свою очередь, в силу части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

То есть, как верно отмечено судом первой инстанции, действие Закона о защите конкуренции распространяется на все действия органов местного самоуправления, влияющие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции вне зависимости от того, на основании какого федерального закона они осуществляют такие действия.

На то обстоятельство, что действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению на основании статьи 78 Бюджетного кодекса юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий из соответствующего бюджета должны соответствовать и требованиям Закона о защите конкуренции, указано, в частности в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 года по делу № 309-КГ15-789.

Учитывая, что предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлялось путем участия претендентов в соответствующем конкурсе как разновидности торгов (то есть в конкурентной процедуре), Администрация как организатор конкурса должна соблюдать предусмотренные статьей 17 Закона о защите конкуренции антимонопольные требования к таким процедурам.

            В частности, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Приведенными положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции определены правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договора посредством конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что такие способы заключения договора, как торги, запрос котировок и запрос предложений, являются конкурентными, то есть выбор победителя, с которым будет заключен договор, осуществляется в строгом соответствии с правилами, установленными законом и утвержденными заказчиком и (или) организатором данных процедур.

Из буквального толкования содержания части 1 названной статьи следует, что общие антимонопольные требования предъявляются к любым торгам, запросу котировок, запросу предложений и закупкам независимо от того, являются ли их заказчики или организаторы публичными субъектами или частными (коммерческими и некоммерческими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).

Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению конкурентных процедур как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.

Преимущественные условия участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений могут быть созданы в результате предоставления одному или нескольким участникам доступа к информации, к которой другие участники не имеют доступа на законных основаниях; путем включения в документацию о торгах, запросе котировок, запросе предложений, закупке соответствующих условий о применении преференций к отдельным товарам, работам, услугам или участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений в иных формах (например, в виде допуска участника к торгам, заявка которого или ее часть не соответствовала требованиям, установленным в соответствующей документации).

Как отмечалось выше, 18 мая 2015 года Администрацией в целях реализации муниципальной программы «Поддержка и развитие предпринимательства, развитие туризма в городском округе «город Якутск» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.10.2012 № 194-11, был утвержден Порядок предоставления субсидий (т. 1, л.д. 22-26).

Согласно пункту 1.3 названного Порядка субсидии начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства определены как субсидии, предоставляемые на условиях долевого финансирования в целях возмещения понесенных расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Субсидии предоставляются по конкурсу на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 1.6 Порядка предоставления субсидий организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидий является Окружная администрация г. Якутска.

Решение о предоставлении субсидии принимается распорядителем субсидии на основании протокола заседания Координационного совета по предпринимательству при главе городского округа «город Якутск», осуществляющего конкурсный отбор претендентов на получение субсидий (пункт 1.7 Порядка предоставления субсидий).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий для участия в отборе на получение субсидии претендент в соответствии с условиями настоящего Порядка предоставляет Распорядителю субсидии конкурсную заявку, содержащую следующие документы, с предъявлением оригиналов либо заверенные надлежащим образом:

- заявление об оказании поддержки по форме, утвержденной в приложении № 1 к настоящему Порядку;

- опись прилагаемых документов;

- анкета участника конкурсного отбора по форме, утвержденной в приложении № 2 к настоящему Порядку – для юридических лиц, по форме, утвержденной в приложении № 3 к настоящему Порядку – для индивидуальных предпринимателей;

- копия паспорта индивидуального предпринимателя либо копия паспорта лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

- документы, подтверждающие принадлежность заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более 6 месяцев на момент подачи заявки; сведения о среднесписочной численности работников; справка банка об оборотах по расчетному счету с даты открытия счета со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки;

- копия свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

- документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, связанные с началом предпринимательской деятельности (кассовые и товарные чеки, накладные, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, акты выполненных работ, услуг, счета на оплату, счета-фактуры, товарные накладные, договоры и т.д.), в соответствии с условиями, установленными пунктом 1.14 настоящего Порядка;

- реестр документов, подтверждающих фактически понесенные расходы;

- справки территориального органа налоговой службы Российской Федерации и территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки;

- документ, подтверждающий краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности не ранее трех предыдущих лет, либо диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке);

- бизнес-проект, в целях реализации которого понесены расходы;

- копии договоров, лицензий, разрешений, необходимых для реализации проекта (в случае необходимости);

- копии правоустанавливающих документов на имущество, если оно предусмотрено для использования при реализации бизнес-проекта;

- банковские реквизиты.

В силу пункта 2.2 Порядка предоставления субсидий претенденты, не представившие полный комплект документов согласно пункту 2.1, не допускаются к участию в отборе.

Распорядитель субсидии осуществляет проверку достоверности сведений, предоставляемых претендентом на получение субсидии (пункт 2.4).

Прием заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в конкурсе осуществляется в сроки, установленные извещением о приеме заявок (пункт 3.1 Порядка предоставления субсидий).

Извещение о приеме заявок размещается на официальном сайте Окружной администрации города Якутска и публикуется в газете «Эхо столицы» (пункт 3.2).

Распорядитель субсидии в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок осуществляет анализ поступивших конкурсных заявок на соответствие настоящему Порядку; направляет сводный реестр заявок на рассмотрение Совета (пункт 3.8.3).

Совет в течение 10 дней проводит заседание, на котором принимает решение о победителях конкурса и объеме средств субсидии (пункт 3.9).

На заседании члены Совета выставляют каждому субъекту малого и среднего предпринимательства – участнику конкурсного отбора оценку в баллах согласно критериям отбора заявок на получение субсидии (пункт 3.11).

Победители конкурсного отбора определяются исходя из количества набранных баллов и лимита бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия, осуществляемого в рамках оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 3.13 Порядка предоставления субсидий).

Решение Совета о победителях конкурса оформляется протоколом (пункт 3.15).

Распоряжением Окружной администрации города Якутска утверждается перечень получателей субсидий и размер субсидий за счет бюджета городского округа «город Якутск», государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также за счет средств федерального бюджета (пункт 3.16).

Распорядитель субсидии в течение 10 рабочих дней с момента опубликования распоряжения заключает соглашение о предоставлении субсидии по типовой форме в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку (пункт 3.17).

Из изложенного следует, что Порядок предоставления субсидий предусматривает два этапа проведения конкурса на получение соответствующих субсидий:

1) прием заявок участников в установленный срок и анализ в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок поступивших заявок на соответствие их требования Порядка (в том числе его пункта 2.1);

2) рассмотрение Советом сводного реестра заявок, прошедших отбор на соответствие Порядку, в виде выставления баллов согласно критериям отбора заявок на получение субсидии.

Во исполнение Порядка предоставления субсидий 21 мая 2015 года на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» (http://xn--j1aaude4e.xn--p1ai/regulatory/predprinimatelstvo/konkursy/8971/) и в газете «Эхо столицы» № 56 (2430) от 22 мая 2015 года опубликовано извещение о проведении отбора на предоставлении субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Организатором конкурсного отбора определена Администрация.

В качестве срока и места предоставления заявок указано следующее: заявки предоставляются в Отдел предпринимательства и развития туризма Департамента предпринимательства, потребительского рынка, развития туризма и транспорта с 09 часов 00 минут 22 мая 2015 года по 18 часов 00 минут 22 июня 2015 года.

Согласно протоколу внеочередного заседания Координационного совета по предпринимательству при Главе городского округа «город Якутск» от 10 июля 2015 года за период с 22 мая по 22 июня 2015 года поступило 49 конкурсных заявок о претендентов. В приложении № 1 к Протоколу отражены результаты голосования членов Координационного совета с присвоением каждому претенденту баллов.

В приложении № 2 утвержден список получателей субсидии по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в количестве 10 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 3 000 000 рублей.

В то же время из анализа поступивших заявок следует, что Администрацией приняты заявки от претендентов, представивших не полный комплект документов, требуемых в соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий.

Так, в заявках индивидуальных предпринимателей Подойницына И.А. (т. 2, л.д. 1-36), Охлопковой С.А. (т. 2, л.д. 96-130), Петрова В.В. (т. 3, л.д. 1-40) и Бысыевой С.В. (т. 3, л.д. 87-146) отсутствует реестр документов, подтверждающих фактически понесенные расходы.

В заявке индивидуального предпринимателя Татарченко С.Л. (т. 2, л.д. 37-95) отсутствуют сведения о среднесписочной численности работников, реестр документов, подтверждающих фактически понесенные расходы, а также справки территориального органа налоговой службы Российской Федерации и территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о состоянии расчетов по налогам, страховым взносам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей со сроком выдачи не более одного месяца на момент подачи заявки.

К заявке индивидуального предпринимателя Лукиной Я.Н. (т. 3, л.д. 42-86) не приложен документ, подтверждающий краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности не ранее трех предыдущих лет, либо диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке).

Заявка индивидуального предпринимателя Гаврильевой А.И. (т. 3, л.д. 147-151; т. 4, л.д. 1-31) также не содержит сведения о среднесписочной численности работников.

Кроме того, антимонопольным органом было установлено, что Администрация допустила к участию в конкурсе лиц, представивших документы, полученные после окончания срока приема заявок (то есть после 22 июня 2015 года) и по истечении срока анализа представленных заявок (по истечении 10 рабочих дней с момента окончания срока подачи конкурсных заявок, то есть после 6 июля 2015 года):

- к заявке индивидуального предпринимателя Федотова А.А. приложена квитанция об оплате задолженности по налогам от 24 июня 2015 года (т. 1, л.д. 99-100);

- к заявке индивидуального предпринимателя Петрова В.В. приложена квитанции об оплате задолженности по налогам от 7 июля 2015 года и по страховым взносам от 30 июня 2015 года (т. 3, л.д. 26, 28-29);

- к заявке индивидуального предпринимателя Жиркова В.Г. приложены справка банка об оборотах по расчетному счету от 3 июля 2015 года (т. 4, л.д. 48) и квитанция об оплате задолженности по налогам от 24 июня 2015 года (т. 4, л.д. 46);

            - к заявке индивидуального предпринимателя Прокопьевой А.-К.А. приложена справка банка об оборотах по расчетному счету от 7 июля 2015 года (т. 4, л.д. 108);

- к заявке индивидуального предпринимателя Степановой Е.Г. приложена справка банка об оборотах по расчетному счету от 30 июля 2015 года (т. 4, л.д. 145).

Следовательно, на момент окончания срока приема заявок для участия в конкурсе на предоставление субсидий (18 часов 00 минут 22 июня 2015 года) упомянутые выше документы у индивидуальных предпринимателей Федотова А.А., Петрова В.В., Жиркова В.Г., Прокопьевой А.-К.А. и Степановой Е.Г. отсутствовали. Кроме того, у индивидуальных предпринимателей Петрова В.В., Прокопьевой А.-К.А. и Степановой Е.Г. ряд документов отсутствовал и на момент анализа представленных заявок на соответствие Порядку предоставления субсидий (6 июля 2015 года).

Принимая во внимание императивные положения пункта 2.2 Порядка предоставления субсидии, следует признать, что названные претенденты, не представившие полный комплект документов, предусмотренный пунктом 2.1 этого же Порядка, не должны были быть допущены к участию в конкурсном отборе.

Однако заявки указанных лиц были направлены организатором конкурса для рассмотрения в Координационный совет по предпринимательству при Главе городского округа «город Якутск».

При этом согласно распоряжению Администрации от 3 августа 2015 года № 1335р «Об утверждении перечня получателей субсидий по мероприятию «Предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства» в соответствии с протоколом заседания от 10 июля 2015 года Координационного совета по предпринимательству при Главе городского округа «город Якутск» в качестве получателей субсидий указаны, в том числе, индивидуальные предприниматели Жирков В.Г., Прокопьева А.-К.А. и Степанова Е.Г., заявки которых по итогам первого этапа конкурса должны были быть отклонены как несоответствующие требованиям пункта 2.1 Порядка предоставления субсидии.

Таким образом, действия Администрации по допуску несоответствующих требованиям Порядка предоставления субсидии заявок ко второму этапу конкурса создали для отдельных участников (упомянутых выше индивидуальных предпринимателей) преимущественные условия участия в таком конкурсе, поскольку лица, занявшие соответственно 11-е, 12-е и 14-е места (13-е место заняла индивидуальный предприниматель Лукина Я.Н., необоснованно допущенная ко второму этапу конкурса) по итогам рейтинга в Приложении № 1 к 11 Протоколу заседания Координационного совета от 10 июля 2015 года также могли претендовать на включение их кандидатур в список десяти субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве получателей субсидии.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что положениями Бюджетного кодекса и Порядка предоставления субсидии в части проведения конкурсного отбора не предусмотрен запрет на дополнение заявок после окончания сроков, установленных в извещении о приеме заявок, по мнению суда апелляционной инстанции, является несостоятельным в правовом отношении, поскольку пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидии прямо предусмотрено, что претенденты, не представившие полный комплект документов согласно пункту 2.1 такого Порядка, не допускаются к участию в отборе, что само по себе предполагает запрет на последующее дополнение представленных заявок.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции признает доказанным антимонопольным органом нарушение Администрацией требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции полагает, что решение антимонопольного органа от 28 сентября 2015 года по делу № 02-81/15А соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, не нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2015 года по делу № А58-5921/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2015 года по делу № А58-5921/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий  судья                                                        Г.Г. Ячменёв

Судьи                                                                                                  Д.Н. Рылов

                                                                                                             В.А. Сидоренко