ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А10-3430/2020
«18» декабря 2020 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия ДМТУ Росстандарта на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 октября 2020 года по делу № А10-3430/2020, по рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
Акционерное общество «Бурятнефтепродукт» (ИНН 0323031768, ОГРН 1020300963352, далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия ДМТУ Росстандарта (ОГРН 1042700255971, ИНН 2724079048, далее – административный орган, Отдел ДМТУ Росстандарта) от 15.07.2020 по делу об административном правонарушении №05-33 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 октября 2020 года по делу № А10-3430/2020 заявленные требования удовлетворены. Постановление отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Бурятия ДМТУ Росстандарта от 15.07.2020 по делу об административном правонарушении № 05-33 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом не принято во внимание обстоятельство, что в настоящее время нефтепродукты (реализация, хранение) должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (ТР ТС 013/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011г. № 826. Паспорт АО «Бурятнефтепродукт» в нарушении ТР ТС 013/2011 не содержит необходимые фактические значения. По мнению апеллянта, сведения о декларации соответствия проставленные АО «Бурятнефтепродукт» заводов - изготовителей: Акционерное общество «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» и Акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» не относятся к партиям топлива, выпускаемых в обращение АО «Бурятнефтепродукт».
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети "Интернет 12.11.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО «Бурятнефтепродукт» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1020300963352 с основным видом деятельности «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах».
На основании приказа и.о. руководителя ДМТУ Росстандарта от 07.05.2020 №202 и в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) «О проведении внеплановых проверок в отношении организаций нефтепродуктообеспечения на территории Российской Федерации» от 08 августа 2019 №1877, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 17.07.2019 №ДК-П9-6104 с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, поведена проверка в отношении АО «Бурятнефтепродукт».
Отделом ДМТУ Росстандарта проведена проверка в рамках государственного надзора на стадии обращения нефтепродуктов: реализации и хранения по адресам фактического осуществления деятельности Общества:
- Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Заовражная, д.1 (Улан-Удэнская нефтебаза);
- Республика Бурятия, п.Онохой, ул.Трактовая, д. 45 (АЗС №70).
По результатам проверки государственным инспектором Отдела ДМТУ Росстандарта составлен акт проверки от 08.06.2020 № 04, в котором зафиксировано нарушение Обществом п. 4.13 ст. 4, п. 6.1 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (ТР ТС 013/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №826, а именно:
в представленных паспортах на топливо (документах о качестве) в нарушение требований п. 4.13 ст. 4 TP ТС 013/2011 фактические значения по большинству показателей не определялись, взяты из иного документа, а сведения о декларации соответствия не относятся к партиям топлива выпускаемых в обращение.
АО «Бурятнефтепродукт», выдавая новые паспорта, не осуществило в полном объеме проведение фактических испытаний нефтепродуктов, а сослалось на показатели паспорта завода-изготовителя, обозначенные знаком «*», данные показатели, отмеченные в паспортах, выдаваемые АО «Бурятнефтепродукт», не могут быть гарантированы заводом-изготовителем.
По данному факту государственным инспектором Отдела при участии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.07.2020 №33, в котором зафиксированы нарушения Обществом п. 4.13 ст. 4, п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011 на стадии хранения и реализации нефтепродуктов.
Согласно акту проверки от 08.06.2020 № 04 фактические значения по показателям на нефтепродукты (топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорт С, экологического класса К5, размер партии 1801,564 т, бензин неэтилированный марки АИ-95-К5, размер партии 269,195 т) не определялись, взяты из иного документа, а сведения о декларации соответствия не относятся к партиям топлива, выпускаемым в обращение. Результаты проведенных ранее испытаний не могут распространяться на вновь изготовленную АО «Бурятнефтепродукт» партию дизельного топлива и автомобильного бензина, в том числе по причине того, что они изготовлены в большем размере.
На реализуемые нефтепродукты: бензин неэтилированный марки АИ-92-К5, топливо дизельное ЕВРО, летнее, сорт С, экологического класса К5 в представленных документах о качестве (паспорта от 28.04.2020 №1596, от 04.05.2020 №1668) фактические значения по большинству показателей не определись, взяты из иного документа (ссылка *), результаты определены заводом-изготовителем АО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании». Показатели, отмеченные в паспортах, выдаваемых АО «Бурятнефтепродукт», знаком «*» не могут быть гарантированы заводом - изготовителем, поскольку при смешивании разных партий топлива, показатели партии, отпускаемой заводом - изготовителем, могут отличаться от показателей вновь полученной партии топлива, изготовителем которой уже является АО «Бурятнефтепродукт».
Кроме того, сведения о декларации соответствия, проставленные АО «Бурятнефтепродукт» заводов - изготовителей (акционерное общество «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» и акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания»), не относятся к партиям топлива, выпускаемым в обращение АО «Бурятнефтепродукт».
Отделом указано, что с учетом проведения нефтебазой технологических операций (слив, смешение партий нефтепродуктов), результатом которых происходит изменение качества поступившей продукции, по смыслу п. 2.1 ст. 2 TP ТС 013/2011, нефтебаза относится к изготовителю топлива, поскольку при реализации топлива с нефтебазы происходит первичный переход паспортизированного топлива, на которое оформляется новый паспорт, к потребителю АЗС, то есть АО «Бурятнефтепродукт» реализует топливо и является ответственным за его соответствие требованиям Технического регламента ТС и в соответствии с п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011 перед выпуском продукции в обращение должно провести подтверждение соответствия топлива требованиям в форме декларирования соответствия.
1) В паспорте № 1668 от 04.05.2020 АО «Бурятнефтепродукт» на топливо дизельное, летнее, экологического класса К5, марки ДТ-Л-К5, отражена информация о декларации соответствия ТС № RU Д-1Ш.НА32.В. 00958/20, срок действия по 01.03.2025, выданной АО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании». Данное обстоятельство не соответствует п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011, при первичном переходе паспортизированного топлива от изготовителя (продавца) проводится подтверждение соответствия топлива требованиям TP ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
2) В паспорте № 1596 от 28.04.2020 АО «Бурятнефтепродукт» на бензин неэтилированный АИ-92-К5 отражена информация о декларации соответствия ТС № RU Д-Яи.НА32.Е.00787/19, срок действия по 10.12.2024, выданной АО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании». Данное обстоятельство не соответствует п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011. при первичном переходе паспортизированного топлива от изготовителя (продавца) проводится подтверждение соответствия топлива требованиям TP ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
3) В паспорте № 1733 от 10.05.2020 АО «Бурятнефтепродукт» на бензин неэтилированный марки АИ-95-К5, отражена информация о декларации соответствия ТС № RU Д-Яи.ЛК)68.Б.00489/18, срок действия по 23.12.2023, выданной АО «АНХК». Данное обстоятельство не соответствует п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011, при первичном переходе паспортизированного топлива от изготовителя (продавца) проводится подтверждение соответствия топлива требованиям TP ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
4) В паспорте № 1732 от 10.05.2020 АО «Бурятнефтепродукт» на Топливо дизельное ЕВРО, летнее, экологического класса К5, марки ДТ-Л-К5, отражена информация о декларации соответствия ТС № RU Д-1Ш.АЮ68.В.00491/18, срок действия по 23.12.2023, выданной АО «АНХК». Данное обстоятельство не соответствует требованиям п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011, при первичном переходе паспортизированного топлива от изготовителя (продавца) проводится подтверждение соответствия топлива требованиям TP ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия.
8 июня 2020 года государственным инспектором Отдела в адрес Общества выдано предписание № С-04, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до 15 июля 2020 года.
По заявлению Общества приказом руководителя ДМТУ Росстандарта от 20.07.2020 № 31 предписание Отдела от 08.06.2020 № С-04, выданное на основании акта проверки от 08.06.2020 № 04, отменено в связи отсутствием оснований для выдачи предписания.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.07.2020 №05-33 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 15.07.2020 №05-33, обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), части 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании", п. 11.4 Положения о Дальневосточном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Приказом Росстандарта от 05.08.2010 № 2924, постановление по делу об административном правонарушении от 15.07.2020 №05-33 вынесено Отделом в пределах предоставленных ему полномочий.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 2 Федерального закон от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Пунктом 1 статьи 20 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации (пункт 3 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», который распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 013/2011 под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю, а под обращением топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение.
Согласно пункту 3.1 статьи 3 ТР ТС 013/2011 допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
Пунктом 3.2 статьи 3 ТР ТС 013/2011 предусмотрено, что при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о: наименовании и марке топлива; соответствии топлива требованиям Технического регламента Таможенного союза. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
Согласно п. 4.13 ст.4 TP ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе.
В соответствии с п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории. Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
Согласно пунктам 6.2.1 и 6.2.2 ТР ТС 013/2011 для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии); - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
В соответствии с пунктом 6.3 ТР ТС 013/2011 декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации. Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок: при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет; при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет; при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.
Обществу по результатам проверки вменено в вину нарушение п. 4.13 ст. 4, п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011 на стадии хранения и реализации нефтепродуктов.
Пунктом 2 Предисловия ТР ТС 013/2011 определено, что Технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
В пункте 1.1 статьи 1 ТР ТС 013/2011 также установлено, что названный технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
При этом согласно определениям, данным в пункте 2.1 статьи 2 ТР ТС 013/2011:
- выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
- изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
- продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
- обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что Общество является лицом, осуществляющим оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственным за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС, поскольку материалами дела подтверждается только факт хранения и реализации Обществом топлива, после выпуска его в обращение, как одного из этапов движения топлива.
Доводы Отдела о том, что Общество является изготовителем и операции по реализации топлива следует рассматривать как первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю, ввиду того, что после получения паспортизированных партий топлива Общество осуществляет их смешивание и в результате образуется новая партия топлива, на которую оформляется новый паспорт, судом обоснованно отклонены.
Согласно ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения» под производством нефтепродуктов понимается совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования, предназначенных для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух и более марок нефтепродуктов.
Таким образом, смешение в одном резервуаре нефтепродуктов одной марки, поступающих разными партиями с одного или разных НПЗ, без добавления каких-либо присадок и компонентов, не является выпуском топлива в обращение по смыслу ТР ТС 013/2011.
В этой связи судом правомерно учтена позиция Минэнерго России, изложенная в письме от 22.03.2016 № КМ-2869/06, составленном по результатам совместного совещания Минэнерго России и Росстандарта, в соответствии с которой нефтебазы и АЗС не являются изготовителями топлива, если на них не осуществляется производство других марок топлив посредством смешения топлив разных марок и добавления присадок и других компонентов по утвержденной технологии.
Обстоятельств, свидетельствующих о смешивании Обществом нефтепродуктов разных марок, либо добавления в топливо присадок, административным органом не установлено.
Так, из материалов дела следует, что Общество осуществляет хранение в одном резервуаре партий топлива одной марки:
- паспорт № 1596 от 28.04.2020 - марка нефтепродукта - автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-92-К5. Место отбора пробы - Улан-Удэнская нефтебаза, РВС № 2а. Дата отбора пробы - 27.04.2020. Согласно сведениям предшествующего паспорта № 1498, в РВС № 2а осуществлялось хранение автомобильного бензина той же марки - АИ-92-К5;
- паспорт № 1733 от 10.05.2020- марка нефтепродукта - автомобильный бензин экологического класса К5 марки АИ-95-К5. Место отбора пробы - Улан-Удэнская нефтебаза, РВС № 2. Дата отбора пробы - 10.05.2020. Согласно сведениям предшествующего паспорта № 1643, в РВС № 2 осуществлялось хранение автомобильного бензина той же марки - АИ-95-К5;
- паспорт № 1668 от 04.05.2020 - марка нефтепродукта - дизельное топливо летнее экологического класса К5 марки ДТ-Л-К5. Место отбора пробы - Улан-Удэнская нефтебаза, РВС № 7. Дата отбора пробы - 04.05.2020. Согласно сведениям предшествующего паспорта № 1629, в РВС № 7 осуществлялось хранение дизельное топливо той же марки - ДТ-Л-К5;
- паспорт № 1732 от 10.05.2020 - марка нефтепродукта - дизельное топливо летнее экологического класса К5 марки ДТ-Л-К5. Место отбора пробы - Улан-Удэнская нефтебаза, РВС № 8. Дата отбора пробы - 10.05.2020. Согласно сведениям предшествующего паспорта № 1686, в РВС № 8 осуществлялось хранение дизельное топливо той же марки - ДТ-Л-К5.
Общество, приобретая топливо у завода-изготовителя с паспортами качества и декларациями соответствия завода-изготовителя, а также помещая паспортизированное топливо на хранение, не осуществляло выпуск этого топлива в обращение, следовательно, у него отсутствует обязанность по повторному подтверждению соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 и проведению испытаний топлива по всем показателям паспорта качества (пункт 6.1 статьи 6 ТР ТС 013/2011) с оформлением новой декларации соответствия.
В данном случае, Общество проверяет качество нефтепродуктов в объеме, предусмотренном Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 №231 (не по всем показателям), и выдает второй паспорт, подтверждающий качества топлива по форме, утвержденной Инструкцией.
На все поставляемое на свои АЗС топливо Общество имеет паспорт и декларацию о соответствии завода-изготовителя, а также оформляет паспорт в соответствии с Инструкцией № 231 с указанием в паспорте показателей, определенных данной Инструкцией. Нарушений при оформлении паспортов положений названной Инструкции Отделом в ходе проверки не установлено.
Паспорта Общества содержали сведения, предусмотренные пунктом 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011, в том числе нормативные значения и фактические результаты испытаний: отдельные показатели были определены по результатам испытаний, а показатели, отмеченные знаком * - по паспорту поставщика.
Следовательно, нарушения требований ТР ТС 013/2011 в действиях Общества отсутствовали.
При этом оформление паспорта качества после смешивания разных партий одноименного нефтепродукта, находящихся в обращении, является нормативно предусмотренной обязанностью нефтебазы (пункт 4.6 Правил технической эксплуатации нефтебаз, пункты 3.2, 3.7, 6.2, 6.12, 6.14, приложения № 1, 2 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения).
Данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для вывода об изготовлении топлива и, следовательно, о возникновении у Общества обязанности по подтверждению соответствия топлива в форме декларирования.
Обязательное подтверждение соответствия топлива, в том числе получаемого посредством смешивания нефтепродуктов, должно осуществляться только на стадии его производства и только лицом, осуществляющим такое производство, то есть его изготовителем, выпускающим указанную продукцию в обращение.
С учетом изложенного, Общество не осуществляло действий, направленных на первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю и, соответственно, не выпускало его в обращение.
Так как Общество не является изготовителем топлива по смыслу статьи 2 ТР ТС 013/2011, у него отсутствует обязанность соблюдать требования Приказа Минэнерго № 232 в части оснащения аккредитованной лабораторией, проведения анализов на соответствие ТР ТС 013/2011 и оформления вторичных паспортов с указанием показателей, предусмотренных названным техническим регламентом, при наличии первичных паспортов, выданных в соответствии с ТР ТС 013/2011.
Таким образом, для выполнения требований ТР ТС 013/2011, а также законодательства РФ Общество проверяет качество нефтепродукта в объеме, предусмотренном Инструкцией (с учетом ГОСТа 32513-2013 и ГОСТа 32511-2013), и выдает паспорт, подтверждающий качество топлива по форме, утвержденной данной Инструкцией.
Наличие двух паспортов указывает на то, что топливо было выпущено в обращение изготовителем (АО «АНХК» / АО «АНПЗ ВНК») и во исполнение пункта 4.13 статьи 4 ТР ТС 013/2011 изготовителем был выдан документ о качестве (паспорт). Второй паспорт (выданный АО «Бурятнефтепродукт») свидетельствует о том, что качество топлива не ухудшилось в процессе транспортирования, совершения технологических операций (слив- налив) и соответствует требованиям ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 32513-2013, 32511-2013.
Подлежит отклонению довод апеллянта о том, что судом не принято во внимание, что в настоящее время нефтепродукты (реализация, хранение) должны соответствовать требованиям ТР ТС 013/2011, поскольку судом правомерно учтено, что в ходе проверки отобраны образцы нефтепродуктов с Улан-Удэнской нефтебазы и АЗС № 70. Результаты испытаний подтвердили соответствие топлива требованиям ТР ТС 013/2011, что подтверждается протоколами испытаний образцов (проб) продукции от 25.05.2020 №№ Н0267, Н0269, Н0270, Н0272, составленными Испытательным центром ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области».
С учетом изложенного, у административного органа отсутствовали основания полагать, что ПАО «Бурятнефтепродукт» осуществлялось хранение и реализация нефтепродуктов с нарушением требований п. 4.13 ст. 4, п. 6.1 ст. 6 TP ТС 013/2011, что свидетельствует о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В свою очередь, недоказанность наличия в действиях Общества события вмененного ему административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 октября 2020 года по делу № А10-3430/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Д.В. Басаев