ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А19-9513/2014
«3» декабря 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Даровских К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнеудинского муниципального образования на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2014 года по делу №А19-9513/2014 по заявлению Администрации Нижнеудинского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 665106, <...>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 664011, <...>) о признании незаконным отказа в принятии на учет объекта недвижимости (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Администрация Нижнеудинского муниципального образования (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконным отказа от 13.05.2014 № 07/004/2014-419 в принятии на учет объекта недвижимого имущества - земельного участка, расположенного в <...>, кадастровый номер 38:37:020102:622 в качестве бесхозяйного; обязании Управления Росреестра по Иркутской области принять на учет объект недвижимого имущества – земельный участок, расположенный в <...>, кадастровый номер 38:37:020102:622.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2014 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции посчитал, что земельный участок является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем распоряжение указанным земельным участком осуществляется администрацией Нижнеудинского района. Поскольку доказательства в подтверждение того факта, что земельный участок является бесхозяйным не представлены, Управлением Росреестра по Иркутской области правомерно, в соответствии с пунктом 20 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, абз.10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказано в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, уч.17.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке, поставив в апелляционной жалобе вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что земельный участок в силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ относится к недвижимым вещам и в соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ подлежит принятию на учет как бесхозяйная вещь органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.
Спорный земельный участок находится в границах Нижнеудинского муниципального образования; Администрацией в орган регистрации представлены документы в подтверждение наличия оснований для принятия на учет земельного участка в качестве бесхозяйного.
Вывод суда о том, что правом распоряжения земельным участком наделен Нижнеудинский район, в состав которого входит Нижнеудинское муниципальное образование, несостоятельны, поскольку Нижнеудинский район имеет право распоряжаться земельными участками, государственная собственность не которые не разграничена. Спорный земельный участок таким статусом не обладает, его границы установлены, присвоен адрес, вид разрешенного использования, имеет статус в ГКН как ранее учтенный, основанием внесения записи была «Оценочная опись земельных участков» от 14.10.2005.
Из справки от 10.12.2013 №589, выданной Администрацией муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», следует, что сведения о спорном земельном участке отсутствуют. Следовательно, администрация не заявляет прав на спорный земельный участок.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилось, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.10.2014.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность соблюдения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией Нижнеудинского муниципального образования 26.03.2014 в Управление Росреестра по Иркутской области представлены документы для постановки на учет бесхозяйного имущества - земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: <...>.
К заявлению о постановке на учет бесхозяйного имущества были приложены следующие документы: доверенность от 15.10.2013, письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 10.12.2013 № 589; письмо от 23.12.2013 № 439; письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.02.2014 № ШЕА-38/1965, письмо от 25.03.2014 № 53; справка филиала ОГУП ОЦТИ – Областное БТИ Нижнеудинский центр технической инвентаризации от 21.10.2013; справка Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 22.11.2013 №837; ответ министерства имущественных отношений на обращение от 11.12.2013 № 14383-22/44.
В уведомлении от 14.04.2014 № 07/004/2014-419 Управление Росреестра по Иркутской области сообщило о приостановлении с 14.04.2014 по 13.05.2014 принятие на учет бесхозяйного имущества, земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: <...> уч.17, в связи с возникшими сомнениями государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации, так как из представленных документов однозначно не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Администрацией Нижнеудинского муниципального образования 13.05.2014 в Управление Росреестра по Иркутской области представлены дополнительные документы: акт обследования земельного участка от 18.06.2013 №59; письмо администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 06.05.2014 № 1663.
В сообщении от 13.05.2014 № 07/004/2014-419, Управление Росреестра по Иркутской области сообщило об отказе в принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, уч.17, по мотиву того, что на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным. Непредставление документов, необходимых для государственной регистрации прав в случаях, когда обязанность по их представлению возложена на заявителя, является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 «122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Полагая, что отказ Управления Росреестра по Иркутской области в принятии на учет объекта недвижимого имущества - земельного участка - в качестве бесхозяйного не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Администрации Нижнеудинского муниципального образования, поскольку отказ препятствует по истечении года со дня постановки земельного участка на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорный бесхозяйный земельный участок, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые его приняли.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), возлагается на орган, принявший данный акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, закону и иным нормативным правовым актам и недоказанности нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности, исходя из следующего.
Вывод о непредставлении Администрацией документов в подтверждение того факта, что земельный участок является бесхозяйным, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и обоснованно явился основанием для отказа в осуществлении принятия на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались - бесхозяйные объекты недвижимости или бесхозяйные недвижимые вещи.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 раздела II которого, к заявлению о постановке на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
К таким документам согласно пунктам 7, 8 раздела II указанного Положения относятся: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы; заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 16 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества может быть приостановлено органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, если из представленных документов однозначно не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
Согласно пункту 20 Положения если в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных органом местного самоуправления дополнительных доказательств нельзя сделать вывод о том, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта, в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано.
В соответствии со статьей 13 и пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство имущественных отношений Иркутской области в письме от 11.12.2013 № 14383-22/4и, адресованном главе Нижнеудинского муниципального образования, сообщает о том, в Реестре государственной собственности Иркутской области земельный участок, расположенный по адресу: <...> не значится.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в письме от 25.02.2014 № ШЕА-38/1965, адресованном главе Нижнеудинского муниципального образования, сообщает о том, в реестре федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 38:37:020102:622, расположенный по адресу: <...> не значится.
Согласно данным Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район», изложенным в письме от 10.12.2013 № 589, у Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» отсутствуют сведения на земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Согласно справке Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования от 22.11.2013 № 837 земельный участок, расположенный по адресу: <...> в реестре муниципальной собственности Нижнеудинского муниципального образования не числится.
Согласно акту обследования земельного участка от 18.06.2013 №59, составленному главным специалистом отдела по архитектуре и градостроительству Управления по архитектуре и строительству и ЖКХ администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО1 и ведущим специалистом Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования ФИО2, в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: <...> названный земельный участок захламлен, зарос бурьяном, строений на земельном участке нет, огорожен.
В соответствии с представленной в материалы дела оценочной описью земельных участков от 10.09.2005, земельный участок, расположенный в <...>, кадастровый квартал 38:37:020102, имеет разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство.
Согласно данным кадастровой выписки от 18.10.2013 № 3800/601/13-347777 о земельном участке с кадастровым номером 38:37:020102:622, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>, номер внесен в государственный кадастр недвижимости 22.11.2005.
Суд апелляционной инстанции считает правильным применение судом первой инстанции норм материального права при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
-которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
-право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
-которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
-которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
-земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
-земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 06.12.2004 № 86-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области», на территории Нижнеудинского района Иркутской области образовано, в том числе, Нижнеудинское муниципальное образование, которое наделено статусом городского поселения.
В соответствии со статьей 3 указанного закона, муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Нижнеудинске.
При установленных по делу обстоятельствах, в отсутствие доказательств отнесения спорного земельного участка к собственности поселения и доказательств государственной регистрации прав на земельный участок, при действующем правовом регулировании, у суда первой инстанции имелись основания для вывода о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:37:020102:622 является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем, распоряжение указанным земельным участком осуществляется администрацией Нижнеудинского района.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт того, что земельный участок с кадастровым номером 38:37:020102:622 является бесхозяйным.
Поскольку оспариваемый отказ соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не представлены, у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно того, что Администрация Нижнеудинского района не заявляет прав на земельный участок не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не изменяет принадлежность земельного участка. Ссылка Администрации на то, что спорный земельный участок имеет статус в ГКН как ранее учтенный, установленные границы, вид разрешенного использования, адрес, достоверно не подтверждает, что земельный участок является бесхозяйным и подлежит принятию в качестве такового на учет. Разграничение государственной собственности на земли не связано со статусом и установлением границ земельного участка, тем более, что в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости граница спорного земельного участка не установлена, почтовый адрес присвоен ориентиру, относительно которого установлено местоположение земельного участка (кадастровая выписка о земельном участке от 08.10.2013 №3800/601/13-347777).
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы, в том числе, относительно того, что земельный участок относится к недвижимым вещам, позицию заявителя по спору не подтверждают, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2014 года по делу №А19-9513/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: Д.Н. Рылов
К.Н. Даровских