ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5843/20 от 21.01.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                    Дело №А19-330/2020

26 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Каминского В.Л., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,

при участии в судебном заседании представителя ОАО «РЖД» по доверенности № ВСЖД-184/Д от 08.12.2020 ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Иркут» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2020 года по делу №А19-330/2020 по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Восточно-Сибирского территориального центра Фирменного транспортного обслуживания (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Иркут» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № ИС/85 на подачу и уборку вагонов,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «ИРКУТ» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее – ответчик, ФГКУ комбинат «Иркут» Росрезерва) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № ИС/85 на подачу и уборку вагонов.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 октября 2020 года исковые требования  удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора №ИС/85 от 25.08.2016 на уборку и подачу вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Иркут» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», спорные условия договора, а именно пункт 2 протокола согласования договорной цены №1 (приложение №1), изложен в следующей редакции:

сумма ежесуточной платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования №1,2,3,4,5 принадлежащими Перевозчику, определена для Пользователя, согласно используемой длины пути, на основании временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 мая 2012 г. №1056Р, и составляет 12088,3 рублей в сутки.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводами суда о размере ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования ОАО «РЖД», который определен исходя из Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» № 1056Р от 30.05.2012, который является внутренним локальным актом ОАО «РЖД» и не обладает силой нормативно-правового акта. Ссылка суда на разъяснения Министерства транспорта Российской Федерации №АЦ-26/3881 от 01.04.2016 является необоснованной в силу того, что данный документ носит информационный характер и юридической силой не обладает, соответственно не может регулировать размер платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования. Не согласен с доводами истца о компенсационном характере платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, а также просит учесть, что ответчик является казенным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, а, значит, обязан обеспечить целевое расходование бюджетных ассигнований.

Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании апелляционного суда просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, при заключении договора №ИС/85 на подачу, уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Иркут» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, примыкающего к станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», у сторон - ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ФГКУ Комбинат «Иркут» Росрезерва (Пользователь) возникли разногласия относительно редакции спорного договора, а именно пункт 2 протокола согласования договорной цены №1 (приложение №1).

Согласно протоколу разногласий от 21.05.2019 ФГКУ Комбинат «Иркут» Росрезерва просит изложить пункт 2 протокола согласования договорной цены №1 (приложение №1), в следующей редакции: «плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, протяженностью 3616 метров, принадлежащими Перевозчику, определена для Пользователя, на основании временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30 мая 2012 года №1056Р, и составляет 12 088,3 рублей в сутки, за фактическое использование пути необщего пользования».

Истец, полагая включение данного пункта в условия договора правомерным, обратился в суд с иском.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Разногласия сторон касаются размера платы за услуги перевозчика по подаче и уборке вагонов, прибывающих в адрес пользователя.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в действующей редакции) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).

Условие договора об обязанности пользователя уплачивать перевозчику ежесуточную плату за использование принадлежащего перевозчику железнодорожного пути необщего пользования, определенное в рамках предоставленной пунктом статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договорной дискреции сторон, само по себе также не противоречит законодательству.

На ответчика, как владельца железнодорожных путей необщего пользования в силу положений статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» возлагается обязанность по обеспечению за свой счет содержания путей с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.

Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, не привязана к количеству выходов локомотива или занятию железнодорожных путей необщего пользования вагонами, обусловлена необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.

То есть ответчик в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, в связи с чем установление в договоре ежесуточной платы является обоснованным.

Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 58 УЖТ РФ).

В силу положений пункта 2 названной нормы Закона, тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ответчика на содержание инфраструктурной составляющей и фактически является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.

Поскольку размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику, законодательно не определен, размер такой платы устанавливается в договорах на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.

В этой связи согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.

ОАО «РЖД» в целях определения размера платы разработан Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 №1056р.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Поскольку ОАО «РЖД» предложен размер платы за использование принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, а заявителем жалобы допустимых доказательств ее чрезмерности или неразумности не представлено, иной обоснованный размер платы не предложен, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно принял спорное условие договора в редакции ОАО «РЖД».

С учетом доводов апелляционной жалобы и фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 13.10.2020 по делу
№А19-330/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий:                                                                А.Е. Мацибора

Судьи                                                                                                О.А. Куклин                                              

                                                                                                           В.Л. Каминский