ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-5913/20 от 18.12.2020 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А58-4052/2020

«18» декабря 2020 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу №А58-4052/2020,

установил:

Акционерное общество «Авиакомпания «Якутия» (ОГРН 1041402039403, ИНН 1435149030, далее – АО «Авиакомпания «Якутия», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Приволжской электронной таможне (ИНН 5260455760, ОГРН 1185275035219, далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 27 мая 2020 года №10418000-92/2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2020 года по делу № А58-4052/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции не были в полной мере исследованы фактические обстоятельства дела и оценены доводы сторон.

Таможня в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети "Интернет 12.11.2020.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между компанией «Lufthansa Technik AG» (Германия) и АО «Авиакомпания «Якутия» (г. Якутск) заключен внешнеторговый контракт №б/н на обмен авиазапчастей и технического обслуживания воздушных судов, в рамках исполнения которого в адрес АО «Авиакомпания «Якутия» был поставлен товар - «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737 в количестве 1 штуки».

08 января 2020 года декларантом АО «Авиакомпания «Якутия» Кулак С.А. (доверенность №106 от 01 января 2020 года) в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, в соответствии со статьями 104, 105, 106, 134 ТК ЕАЭС, с применением электронной формы таможенного декларирования, подана таможенная декларация на товары (далее - ДТ), в частности на товар №1 - «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737. Подлежит установке на ВС ГА Боинг 737 бортовой номер VQ-BIZ. Огнетушитель имеет алюминиевый корпус, манометр давления, клапан в сборе. Огнетушитель заполнен жидким огнегасящим составом - галон 1211 (бромхлордифторметан [CBRCLF2]). Огнегасящий состав под давлением азота (N2). Устанавливается в пассажирском салоне (рядом с местами бортпроводников) и в кабине пилотов ВС Боинг 737. Материал баллона - алюминий. Рабочее давление 100 - 110 PSI при +700F (690-758 КПА при +210С). Вес заряженного баллона от 3 фунтов, 8 унций до 3 фунтов, 13 унций (от 1.59 до 1.73 кг). Огнегасящий состав - галон 1211 (бромхлордифторметан [CBRCLF2]): 2.5 - 2.69 фунта (1.13 - 1.22 кг). Емкость 98 кубических дюймов (1606 см3 или 1,61 л). Время разрядки 8-10 секунд. Не относится к товарам военного назначения. Производитель Kidde Aerospace&Defense. Артикул 898052 Серийный номер: F67871386» в количестве 1 штуки, весом брутто 6,7 кг, весом нетто 1,72 кг, таможенной стоимостью 52 958,08 рублей, код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 8424 100 00 0.

Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Германии (страна происхождения - США) воздушным транспортом (код 40) в зоне деятельности таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой), на условиях поставки FCA Франкфурт, в соответствии со счетом-проформой № 56020005373 от 06 января 2020 г. и авианакладной № 020-49256970 от 06 января 2020 г.

Декларантом заявлена таможенная процедура - выпуск для внутреннего потребления «ИМ40». В силу статьи 111 ТК ЕАЭС указанная ДТ зарегистрирована под номером № 10418010/080120/0001235.

Огнетушитель, согласно описанию в графе 31 ДТ, а также представленной при таможенном декларировании технической документации №1 от 17 декабря 2019 года, заполнен жидким огнегасящим составом - галон 1211, указанном в группе II списка A раздела 1.1 единого перечня.

В связи с данным фактом 09 января 2020 года в ходе таможенного контроля в адрес декларанта был направлен запрос о представлении лицензии Минпромторга России.

В сроки выпуска товара ОАО «Авиакомпания «Якутия» лицензия Минпромторга России представлена не была, в связи с чем 09 января 2020 года в выпуске товара - «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737 Артикул 898052 Серийный номер: F67871386» в количестве 1 штуки было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС, пунктом 3 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с несоблюдением положений подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС.

По данному факту 18 марта 2020 года в отношении АО «Авиакомпания «Якутия» возбуждено дело об административном правонарушении №10418000-092/2020.

25 марта 2020 года административным органом на электронный адрес общества направлена повестка о необходимости явки 16 апреля 2020 года в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. Повестка также направлена обществу по почте и получена последним 02 апреля 2020 года, что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России о вручении отправления №60300045906810.

По результатам проведения административного расследования 16 апреля 2020 года административным органом в отношении общества составлен протокол № 10418000-92/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ. Согласно протоколу обществу вменяется несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, а именно, при декларировании товара по ДТ № 10418010/0800120/0001235, содержащего озоноразрушающее вещество, обществом не представлена лицензия Минпромторга России.

Протокол направлен обществу по почте 20 апреля 2020 года.

Определением от 30 апреля 2020 года рассмотрение материалов административного дела назначено на 27 мая 2020 года в 10 часов 00 минут. Определение направлено обществу на электронный адрес и по почте, получено последним 18 мая 2020 года, что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России о вручении отправления №60300047610067.

22 мая 2020 года обществом направлены ходатайство о рассмотрении материалов дела в отсутствие представителя общества.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 27 мая 2020 года №10418000-92/2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановление направлено обществу по почте заказным письмом и получено последним 08 июня 2020 года.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию или вывоза из нее товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объективную сторону указанного правонарушения образует несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС, установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По факту несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию 18.03.2020 должностным лицом Приволжской электронной таможни было возбуждено дело об административном правонарушении № 10418000-092/2020 по статье 16.3 КоАП РФ в отношении АО «Авиакомпания «Якутия».

Согласно материалам дела об административном правонарушении № 10418000-092/2020, 08.01.2020 обществом в соответствии с требованиями статей 104, 105, 106, 114, 134, Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее - Приволжский ЦЭД) с применением электронной формы таможенного декларирования подана таможенная декларация на товар (далее - ДТ) в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара: «переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737. Огнетушитель имеет алюминиевый корпус, манометр давления, клапан в сборе. Огнетушитель заполнен жидким огнегасящим составом - галон 1211 (бромхлордифторметан [CBRCLF2]). Огнегасящий состав под давлением азота (N2). Устанавливается в пассажирском салоне (рядом с местами бортпроводников) и в кабине пилотов ВС Боинг 737. Материал баллона - алюминий. Тип - переносной. Рабочее давление 100 - 110 PSI при +700F (690-758 КПА ПРИ +210 С0). Вес заряженного баллона от 3 фунтов, 8 унций до 3 фунтов, 13унций (от 1,59 до 1,73 кг). Огнегасящий состав - галон 1211 (бромхлордифторметан [CBRCLF2]): 2.5 - 2.69 фунта (1,13 - 1,22 кг). Емкость 98 кубических дюймов (1606 смЗ или 1,61 л). Время разрядки 8-10 секунд. Производитель: Kidde Aerospace&Defense, товарный знак: отсутствует, марка: отсутствует, артикул: 898052, модель: отсутствует, количество: 1 штука», классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8424 100 00 0, таможенная стоимость - 52 958, 08 рублей.

Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза во исполнение условий внешнеторгового контракта от 01.05.2009 № б/н, заключенного между АО «Авиакомпания «Якутия» (Россия) и компанией «Lufthansa Technik AG» (Германия).

В соответствии со статьей 111 ТК ЕАЭС указанная декларация на товары зарегистрирована под номером 10418010/080120/0001235.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.

Статьей 104 ТК ЕАЭС определено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Согласно статьям 105, 106 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, применяется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения о товарах и иные сведения, необходимые для таможенных целей.

Исходя из пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при таможенном декларировании припасов.

Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 89 ТК ЕАЭС при декларировании товаров представляются, в том числе, документы и Гили) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе) установлено, что для целей применения международных договоров, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что под запретами и ограничениями понимается применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Исходя из положений пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант, в том числе, обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом, в том числе, соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Исходя из подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются, среди прочих, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение № 30) утверждено Положение о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (Приложение 20 к Решению № 30) (далее - Положение).

Пунктом «а» статьи 1 Положения определен порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС (далее - ввоз) и вывоза с таможенной территории ЕАЭС (далее вывоз): озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, включенных в раздел 1.1 Перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Союзе) (далее - единый перечень), в случае осуществления ввоза и (или) вывоза переносных огнетушителей, содержащих вещества, указанные в группе II списка А раздела 1.1 единого перечня.

Согласно представленной при таможенном декларировании спорного товара технической документации письмом от 17.12.2019 № 1, а также описанию товара, содержащемуся в графе 31 ДТ № 10418010/080120/0001235, огнетушитель имеет алюминиевый корпус, манометр давления, клапан в сборе, он заполнен жидким огнегасящим составом - галон 1211 (бромхлордифторметан), огнегасящий состав под давлением азота (N2), указанный в группе II списка А раздела 1.1 единого перечня.

Согласно статье 4 Положения - ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 9 настоящего Положения. Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства - члена ЕАЭС (далее - государство-член ЕАЭС) при прибытии озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушаюшие вещества, на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии со статьей 6 Положения помещение продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена ЕАЭС лицензии.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ в торговле с третьими странами, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

В соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 28.10.2016 № 3850 «Об организации работы в Минпромторге России по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» Минпромторг России осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренные пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о ЕАЭС).

Из материалов дела следует, что обществом при декларировании было представлено письмо от 08.01.2020 №13 (стр. 33 Приложения № 3 к отзыву Приволжской электронной таможни от 22.09.2020 № 01-08-30/12407), в котором сообщило, что товар «переносной огнетушитель (б/у) партийный № 898052...», - ввозится в единичном количестве для собственного использования АО «Авиакомпания «Якутия» на борту воздушного судна VQ-BIZ.

В этой связи Заявителем в данном письме делается вывод о том, что на ввоз данного товара не распространяется требование о предоставлении Лицензии Минпромторга России.

Заявитель жалобы указывает, что товар «переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737...» был ввезен на территорию ЕАЭС в количестве одной штуки и предназначен для установки в пассажирском салоне воздушного судна, либо в кабине пилотов для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств на борту ВС ГА Боинг 737. В этой связи Общество приходит к выводу, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения требование о предоставлении лицензии Минпромторга России на ввоз данного товара не распространяется.

Суд апелляционной инстанции полагает указанный довод неправомерным в силу следующего.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения представление юридическими лицами и физическими лицами, лицензии или заключения (разрешительного документа) не требуется в случае ввоза и (или) вывоза продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и используемой в качестве припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства.

Как следует из подпункта 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, к припасам относятся товары:

- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования;

- предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.

Кроме того, согласно Федеральной системе упрощения формальностей при воздушных перевозках (Национальная программа упрощения формальностей при воздушных перевозках), одобренной Межведомственной комиссией по авиационной безопасности, безопасности полетов гражданской авиации и упрощению формальностей 04.04.2019, бортовое оборудование - предметы, включая средства первой помощи, аварийно-спасательное оборудование и столовые и салонные принадлежности, предназначенные для использования на борту воздушного судна во время полета, но не запасные части или бортприпасы.

В свою очередь, бортприпасы (принадлежности) расходуемые - проданные или непроданные товары, предназначенные для потребления пассажирами и экипажем на борту воздушного судна, и товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна, включая топливо и смазочные материалы.

Таким образом, следует признать, что спорный товар «переносной огнетушитель..» не относится к числу припасов, а относится к числу оборудования воздушного судна.

При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что Общество как в заявлении и в дополнении к заявлению, так и в апелляционной жалобе отмечает, что рассматриваемый огнетушитель является штатным аварийно-спасательным оборудованием, неотъемлемой частью воздушного судна.

Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства - категория товаров, включающая в себя в том числе, воздушное судно с предусмотренными для него техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

В данном случае, переносной огнетушитель, являющийся штатным аварийно-спасательным оборудованием воздушного судна, рассматривается как составляющая часть транспортного средства, ввоз которого предназначается для замены установленного на борту воздушного судна и не соответствует порядку и условиям перемещения припасов через таможенную границу ЕАЭС, установленным главой 39 ТК ЕАЭС.

Таким образом, спорный товар на момент ввоза и декларирования не являлся припасом, так как не использовался для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна в местах его стоянки и пути следования, и не предназначен для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажа воздушного судна или пассажирами, а также для раздачи или реализации таким лицам.

Принимая во внимание вышеизложенное, административный орган правомерно признал, что ввозимый Обществом товар не относится к числу исключений, поименованных в подпункте «б» пункта 5 Положения (не является припасом), так как «переносной онетушитель..» является штатным аварийно-спасательным оборудованием воздушного судна, и рассматривается как составляющая часть транспортного средства.

Доводы Общества о том, что из смысла нормы подпункта «б» пункта 5 Положения следует, что ввозимый товар может и не являться припасом, но использоваться в качестве такового, и как следствие, спорный товар соотносится с исключением подпункта «б» пункта 5 Положения отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы, следует, что понятие «припасы» и понятие «товар, используемый в качестве припаса» являются равнозначными, поскольку иного порядка к ее правоприменению не закреплено (в том числе, принимая во внимание отсутствие закрытого перечня исключений и определения «продукция, используемая в качестве припасов»).

Кроме того, в соответствии с подпунктом 29 пункта 15 главы II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», среди прочих в графе 31 ДТ «Грузовые места и описание товаров» указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для обеспечения соблюдения запретов и ограничений.

Также согласно положениям пункта 3 статьи 281 ТК ЕАЭС иностранные товары, используемые в качестве припасов, ввезенные на таможенную территорию Союза, сохраняют статус иностранных товаров.

Следовательно, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС такие товары подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.

Согласно пункту 1 статьи 128 ТК ЕАЭС декларант вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров.

Между тем, как следует из материалов дела, Обществом ДТ № 10418010/080120/0001235 была самостоятельно помещена под таможенную процедуру ИМ-40 «Выпуск для внутреннего потребления».

Таким образом, применительно к статье 6 Положения Общество, поместив товар «переносной огнетушитель, содержащий галон 1211», под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, для осуществления выпуска товара должно было представить таможенному органу лицензию Минпромторга России.

Выступив в качестве декларанта, Общество возложило на себя права и обязанности, в том числе, предусмотренные пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС.

При таких установленных обстоятельствах следует признать, что административным органом доказано событие вменяемого Обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Ко АП РФ).

Заявитель, представивший в таможенный орган ДТ для целей помещения товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления и нарушивший установленный действующим законодательством запрет на ввоз товаров на территорию ЕАЭС, является надлежащим субъектом административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Субъективная сторона административного правонарушения определяется по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия юридического лица выражаются, в том числе, и в действиях его работников (представителей), то есть тех физических лиц, которые представляют юридическое лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, в этой связи все действия работника (представителя) рассматриваются как действия этого юридического лица.

Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, декларант должен был не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, поэтому обязан был соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Общество, являясь юридическим лицом и профессиональным участником правоотношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, обязано не только знать нормы таможенного законодательства, но и обеспечить неукоснительное их соблюдение, а также предвидеть негативные последствия совершения или не совершения им отдельных юридически значимых действий.

Следовательно, у Заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При осуществлении таможенных операций с товарами у Общества не было препятствий, объективно не позволивших Обществу соблюсти надлежащим образом предусмотренные таможенным законодательством обязанности.

Таким образом, таможенным органом доказан состав вменяемого правонарушения

Процедура производства по делу таможенным органом соблюдена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело таможней не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек.

Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено Обществу в соответствии с правилами, предусмотренными санкцией статьи 16.3 КоАП РФ.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2020 года по делу №А58-4052/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                        Д.В. Басаев