ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-9134/2019
18 марта 2020 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Ломако Н.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года по делу № А58-9134/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Арктика-Строй» (ИНН 1435231372, ОГРН 1101435007475) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании незаконным и отмене постановления от 02 августа 2019 года № 208-Ж по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Арктика-Строй» (далее – заявитель, общество или ООО УК «Арктика-Строй») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора (далее – Управление Госстройжилнадзора РС(Я), Управление или административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 02 августа 2019 года № 208-Жо привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2013 года постановление Управления 02 августа 2019 года № 208-Жо о назначении административного наказания признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО УК «Арктика-Строй» осуществляет техническое обслуживание 179 многоквартирных домов (МКД) на территории мкр. Марха.
18 июня 2019 года в административный орган поступило обращение руководителя МКУ «Администрация мкр. Марха» Ксенофонтова Н.А. о принятии мер административного воздействия на общество в связи с не предоставлением согласованного графика подготовки к отопительному сезону 2019 – 2020 годов на 199 МКД по мкр. Марха.
26 июня 2019 года приказом № 01-09-2079-19 административным органом назначена внеплановая документарная проверка в отношении общества на основании обращения МКУ «Администрация мкр. Марха» по вопросам принятия надлежащих мер по подготовке находящегося на обслуживании жилого фонда к очередному отопительному периоду 2019 – 2020 годов.
Срок проведения проверки определен с 27 июня по 18 июля 2019 года; предметом проверки является, в том числе соблюдение обязательных требований жилищного законодательства.
28 июня 2019 года обществу вручены приказ от 26 июня 2019 года № 01-09-2079-19 и уведомление о проведении проверки от 27 июня 2019 года № 08-04-1974-19 (вх. № 262), в соответствии с которыми обществу предложено представить в течение 10 дней документы, в том числе реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении или обслуживании; согласованный с ресурсоснабжающими организациями (по видам) и утвержденный органом муниципального образования план подготовки МКД к осенне-зимнему периоду 2019 – 2020 годов.
02 июля 2019 года обществом представлены реестр МКД, находящихся на обслуживании, акты промывки внутренней системы отопления, план-график по подготовке к отопительному сезону 2019 – 2020 годов по мкр. Марха, согласованный с МКУ «Администрация мкр. Марха», и пояснения о том, что план подготовки к осенне-зимнему периоду 2019 – 2020 годов на согласовании с АО «Теплоэнергия», промывочные работы проводятся до сентября 2019 года.
11 июля 2019 года административным органом составлен акт проверки № 08-01-737-19-Ж, которым зафиксировано: основанием для проведения проверки явились обращения АО «Теплоэнергия» от 11 июня 2019 года, МКУ «Администрация мкр. Марха» от 17 июня 2019 года на бездействие общества по подготовке к осенне-зимнему периоду 2019 – 2020 годов; общество осуществляет техническое обслуживание 179 многоквартирных домов на территории мкр. Марха, поадресный перечень приложен к акту проверки; согласно информации ООО УК «Арктика-Строй» от 01 июля 2019 года план подготовки МКД к осенне-зимнему периоду 2019 – 2020 годов находится на стадии согласования с АО «Теплоэнергия»; подтверждающих документов не представлено, не представлены доказательства промывки инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях; в нарушение пункта 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, обществом не приняты меры по составлению плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях, за которое в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
16 июля 2019 года ведущим специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Госстройжилнадзора РС(Я) Нестеровым К.В. в присутствии уполномоченного представителя общества Овчаровой Н.И. составлен протокол об административном правонарушении № 08-07-557-19 о совершении ООО УК «Арктика-Строй» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
01 августа 2019 года в отношении общества состоялось рассмотрение материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
02 августа 2019 года заместителем руководителя Управления Госстройжилнадзора РС(Я) Корниловым П.В. изготовлено в полном объеме постановление № 208-Ж, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, выразившегося в не принятии мер по составлению плана-графика подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях в нарушение пункта 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о недоказанности наличия объективной стороны административного правонарушения, вмененного обществу, правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является, в том числе нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектом указанного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Представленным обществом реестром многоквартирных домов подтверждается, что общество является лицом ответственным за содержание многоквартирных домов в мкр. Марха.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 161).
Согласно оспариваемому постановлению обществу вменяется нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил № 170 данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 2.6.1 Правил № 170 целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В силу пункта 2.6.2 Правил № 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:
– устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
– привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;
– обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах – до 1 сентября, в центральных – к 15 сентября, в южных – до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции (пункт 2.6.3).
Пунктом 2.6.4 Правил № 170 предусмотрено, что план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Согласно пункту 2.6.5 Правил № 170 подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
В соответствии с пунктом 2.6.6 Правил № 170 в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:
подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников;
подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
При наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
Пунктом 2.6.7 Правил № 170 установлено, что в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, ЦО и ГВС, утеплить противопожарный водопровод.
В соответствии с пунктом 2.6.9 Правил № 170 начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием:
– паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (приложение № 9);
– актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КПП) котельных и инженерного оборудования зданий;
– актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
– обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердым не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидким – по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода;
– запаса песка для посыпки тротуаров из расчета не менее 3-4 м3 на 1 тыс.м2 уборочной площади;
– актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
– актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября (пункт 2.6.10 Правил № 170).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2).
Как установлено судом первой инстанции и следует из оспариваемого постановления, вывод о нарушении пункта 2.4.6 Правил № 170 сделан административным органом на основании ответа ООО УК «Арктика-Строй» от 01 июля 2019 года, согласно которому план подготовки МКД к осенне-зимнему периоду 2019 – 2020 годы на согласовании с АО «Теплоэнергия», при этом документов, подтверждающих данное обстоятельство не представлено.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, вместе с указанными пояснениями обществом административному органу представлен план-график по подготовке к отопительному сезону 2019 – 2020 годы по мкр. Марха, содержащий вид работ (промывка системы отопления, ремонт внутридомовой системы отопления, врезка гильз под термометры и иные предусмотренные Правилами № 170 работы) с указанием улицы, номера дома, времени проведения работ. Указанный план-график содержит сведения о его согласовании с МКУ ГО «город Якутск» «Администрация мкр. Марха», подпись должностного лица Ксенофонтова Н.А. скреплена печатью организации.
При составлении протокола об административном правонарушении общество также указало на то, что план-график был согласован с органом местного самоуправления, АО «Теплоэнергия» первый план-график указало устно переделать, второй – потеряло, третий – вновь отправлен на согласование.
В ходе рассмотрения дела административным органом не приведено доводов, по каким основаниям и в силу каких норм он пришел к выводу о том, что обществом в нарушение пункта 2.6.4 Правил № 170 не составлен план-график.
В соответствии с пунктом 2.6.4 Правил № 170 план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Как правильно указал суд первой инстанции, данный пункт Правил не содержит указания на то, что план-график подлежит согласованию с ресурсоснабжающей организацией, в данном случае с АО «Теплоэнергия».
Оспариваемым постановлением нарушение иных пунктов Правил № 170 обществу не вменяется, о несоответствии плана-графика Правилам № 170 постановление сведений не содержит.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи с частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность по доказыванию события и состава вмененного обществу административного правонарушения возлагается на административный орган.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что в нарушение пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ административным органом не доказаны событие и состав вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2019 года по делу № А58-9134/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья Сидоренко В.А.
Судьи Ломако Н.В.
Желтоухов Е.В.