ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-6239/12 от 13.02.2013 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-8644/2012

12 марта 2013 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сидоренко В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Читаэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2012 года рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу № А78-8644/2012 по заявлению открытого акционерного общества «Читаэнергосбыт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления № 2.9-53/078 от 03.10.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

(суд первой инстанции: судья Клишина Ю.Ю.),

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Читаэнергосбыт» – ФИО1 – представителя по доверенности от 28.12.2012,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю – ФИО2 – представителя по доверенности от 30.01.2012,

установил:

открытое акционерное общество «Читаэнергосбыт» (далее – заявитель, ОАО «Читаэнергосбыт» или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Забайкальскому краю (далее – Инспекция или административный орган) о признании незаконным постановления № 2.9-53/078 от 03.10.2012, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением штрафов в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и об отсутствии нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «Читаэнергосбыт» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, что Из содержания части 1 статьи 15.1 КоАП РФ не усматривается, что к неоприходованию или неполному оприходованию денежной наличности относится также и нарушение сроков совершения указанных бухгалтерских операций.

Одной из основной функций ОАО «Читаэнергосбыт» является организация приема платежей наличных денежных средств от потребителей электроэнергии.

Из-за удаленности сел (от 40 до 200 км от районных центров) объезд производится не чаще двух или трех раз в месяц, поэтому оприходование выручки сборщиков производится не в день принятия платежей, а позже через 8-10 дней, когда выручка будет привезена и сдана в районную кассу общества.

Работники организации в отдаленных районах ежедневно ведут журнал кассира-операциониста, который открывается на каждый кассовый аппарат (п. 3.4 письма Минфина РФ от 30 августа 1993 года № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»), но в связи с отдаленностью работников от организации оприходование денежных средств производится несвоевременно.

ОАО «Читаэнергосбыт» приводило доводы о том, что в связи с территориальной удаленностью обособленного подразделения у общества отсутствует физическая возможность обеспечить ежедневную сдачу денежных средств в единую кассу организации, однако данный довод судом был отклонен, мотивировав это тем, что истцом не предоставлены доказательства того, что у ОАО «Читаэнергосбыт» существовала объективная невозможность соблюдения установленного порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении № 2.9-53/078 от 03.10.2012 налоговой инспекцией приведен перечень контрольно-кассовых машин с адресом их установки:

ККТ Орион-ЮОК № 0050361 закреплен в с. Хапчеранга, находящийся в 55 км до районного центра;

ККТ Орион-ЮОК № 0048188 закреплен в с. Верхний Ульхун, находящийся в 77 км до районного центра;

ККТ Орион-ЮОК № 0050252 закреплен в с. Мангут, находящийся в 88 км до районного центра;

ККТ Орион-ЮОК № 0050659 закреплен в с. Михайловск-Павловск, находящийся в 98 км до районного центра;

Орион-ЮОК (№ 0049219) установлен в с. Ульхун, находящийся в 98 км до районного центра;

Орион-ЮОК (№ 0049183) закреплен в с. Нарасун, находящийся в 53 км до районного центра.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция выражает свое не согласие с доводами апелляционной жалобы, считает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела, судом первой инстанции выяснены, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества и Инспекции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что на основании поручения № 2.9-67/078 от 10.08.2012 Инспекция провела проверку деятельности общества при осуществлении наличных денежных расчетов, с использованием ККТ в отношении обособленного подразделения ОАО «Читаэнергосбыт» за период с 01.01.2009 по 09.08.2012, в результате которой установлено нарушение порядка ведения кассовых операций.

В нарушение требований Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» обществом из 60 171,47 рублей денежной наличности, полученной 03.08.2012 с применением контрольно-кассовой техники, установленной в селах Кыринского и Акшинского районах и отраженной в фискальных отчетах ККТ и журналах кассира-операциониста, сумма в размере 37830,27 рублей была оприходована в кассу общества лишь 28-30.08.2012.

12.09.2012 на основании акта проверки от 05.09.2012 старшим государственным налоговым инспектором Инспекции ФИО3 в присутствии законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 2.9-53/078, а 03.10.2012 начальником Инспекции вынесено постановление № 2.9-53/078 о назначении административного наказания.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Читаэнергосбыи», ссылаясь на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемых постановлений правильным, исходя из следующего.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения предполагает как нарушение порядка работы с денежной наличностью, так и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Положение Банка России от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее – Положение № 373-П) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения. Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (пункт 1.1).

На основании пункта 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, проводимые юридическим лицом должны оформляться приходными кассовыми ордерами.

В силу пункта 2.5 Положения № 373-П листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Пунктами 3.1 и 3.2 Положения № 373-П прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001. При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии – наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.

На основании пункта 3.5 Положения № 373-П прием юридическим лицом сдаваемых наличных денег от уполномоченного представителя обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом, осуществляется по приходному кассовому ордеру.

Согласно пунктам 5.1 – 5.5 указанного Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу 0310004 не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции.

Пунктом 5.6 Положения № 373-П установлено, что обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу; в случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги, а в случае оформления кассовой книги с применением технических средств – распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги.

С учетом указанного суд апелляционной инстанции соглашается с доводами административного органа о том, что содержащееся в Положении № 373-П требование о ведении кассовой книги 0310004 должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции. При этом неважно, открыт ли подразделению банковский счет для совершения указанных операций.

Обособленные подразделения могут вести отдельные кассовые книги.

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Объективная сторона данного конкретного правонарушения состоит именно в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, под которыми следует понимать отсутствие либо искажение учета поступивших или не поступивших в кассу наличных денежных средств (части денежных средств), только следствием которого является сокрытие таких денежных средств от налогообложения. Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то есть административное правонарушение, предусмотренное в статье 15.1 КоАП РФ, признается совершенным при несоблюдении этого требования.

С учетом указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, даже в случае однократного неоприходования выручки сразу после ее получения, состав рассматриваемого административного правонарушения является оконченным.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, при сравнении сумм наличных денежных средств, отраженных в фискальном отчете ККТ и записями в журнале кассира-операциониста с данными кассовой книги установлено неоприходование выручки в кассу общества за 03.08.2012 в сумме 37830,27 рублей, в том числе полученной с применением контрольно-кассовой техники, установленной в селах Кыринского района – 28713,30 рублей, и контрольно-кассовой техники, установленной в селах Акшинского района – 9116,97 рублей. По данным фискальных отчетов ККТ и журналов кассиров-операционистов выручка за 03.08.2012 составила 60171,47 рублей, в том числе полученная с применением ККТ, установленной селах Кыринского района – 37064,50 рублей, и контрольно-кассовой техники, установленной в селах Акшинского района – 23106,97 рублей, по данным кассовой книги выручка, полученная с применением данной ККТ, оприходована в кассу организации в сумме 22341,2 рублей. Фактически выручка в сумме 28713,30 рублей оприходована в кассу организации лишь 28-29.08.2012 (Кыринский район), выручка в сумме 9116,97 руб. оприходована в кассу организации лишь 30.08.2012 (Акшинский район).

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленными административным органом в материалы дела доказательствами (актом проверки полноты учета выручки от 05.09.2012, протоколом об административном правонарушении от 12.09.2012, объяснениями от 28.08.2012 главного бухгалтера, данными фискального отчета и данными журнала кассира-операциониста контрольно-кассовой техники и т.д.) подтверждается факт неоприходования обществом денежных средств в кассу в проверяемый период.

В действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения обществом установленного порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, таким образом, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено Инспекцией в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества, в минимальном размере в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.

Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителя общества.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2012 года по делу № А78-8644/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Сидоренко В.А.