ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Чита Дело № А78-11886/2015
«15» декабря 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 октября 2016 года по делу №А78-11886/2015 по заявлению акционерного общества «Рудник Александровский» (ОГРН 1087527000461, ИНН 7512004995, место нахождения: 672742, Забайкальский край, Могочинский район, пос.Давенда) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, место нахождения: 673370, г.Шилка, ул.Толстого,111) о признании частично недействительным решения от 02.06.2015 №7303 (суд первой инстанции: Ломако Н.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Роженцовой Л.С., представителя по доверенности от 12.12.2016;
от заинтересованного лица: Корниенко И.А., представителя по доверенности от 18.08.2016, Першиковой Е.А., представителя по доверенности от 22.07.2016,
установил:
Акционерное общество «Рудник Александровский» (далее также – АО «Рудник Александровский», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Забайкальскому краю (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №7303 от 02.06.2015 в части: доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 302114 руб.; начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 21882 руб.; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 60422,80 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 октября 2016 года требования удовлетворены.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда первой инстанции о надлежащем выполнении налогоплательщиком обязанности по предоставлению в уполномоченный государственный орган соответствующей проектной документации, содержащей, в том числе нормативы потерь, которая была им согласована в полном объеме, и подтверждении, в связи с этим, правомерности применения ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2014 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что применяемые обществом показатели товарного извлечения химически чистых, драгоценных металлов (золота и серебра) из руды в продукты переработки не могут рассматриваться в качестве утвержденных технологических нормативов потерь. В представленной налогоплательщиком проектной документации не содержится нормативов технологических потерь полезных ископаемых, при этом, коэффициент извлечения химически чистого золота и серебра при первичной переработке минерального сырья, на который ссылается налогоплательщик, отражает лишь долю химически чистого золота и серебра золота, как химически чистого элемента, переходящего в готовое полезное ископаемое, которым являются концентрат и слитки сплава Доре. Химически чистые золото и серебро не признаются полезным ископаемым в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, из чего следует, что потери химически чистого металла не могут отождествляться с потерями полезного ископаемого. Следовательно, использование обществом коэффициента извлечения химически чистого металла не соответствует подпункту 13 пункта 2 статьи 337 и абзацу 2 подпункта 1 пункта I статьи 342 НК РФ и Постановлению Правительства № 921 от 29.12.2001. Действующий в проверяемом периоде порядок применения нулевой ставки к потерям, возникающим при добыче полезного ископаемого, не позволяет нормировать и применять нулевую ставку к потерям, возникающим при проведении процесса первичной переработки минерального сырья, в результате которого получается полупродукт, содержащий драгоценные металлы. Нормативными потерями могут являться потери, возникновение которых связано с процессом изъятия минерального сырья из недр при проведении горных работ. Нулевая ставка не подлежит применению к объему технологических потерь, возникающих при первичной переработке минерального сырья с целью получения золотосодержащего и серебросодержащего концентрата, предусмотренного подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ, вне зависимости от наличия или отсутствия факта согласования нормативов технологических потерь уполномоченными органами Федерального агентства по недропользованию.
В дополнении к апелляционной жалобе налоговая инспекция ссылается на письма Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2016 №03-06-05-01/56576 и Федерального агентства по недропользованию от 26.09.2016 №СА-04-28/11641.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу обществом не представлено.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 19.11.2016.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители налогового органа в судебном заседании дали пояснения согласно доводам апелляционной жалобы и дополнения, просили решения суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-01 «О недрах» и на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ 01982 БЭ со сроком действия до 01.07.2031 общество осуществляет разведку и добычу рудного золота и попутных компонентов на месторождении Александровское.
Согласно условиям пользования недрами, недропользователь обязан подготовить, согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект восстановления и реконструкции рудника для промышленного освоения лицензионного участка на запасах, прошедших государственную экспертизу до 31.12.2012, с получением на него положительных заключений необходимых государственных экспертиз, начать промышленную добычу не позднее 31.05.2013, выйти на проектную производительность с ежегодным уровнем добычи не менее 500 кг золота до 01.06.2014 (т.4, л.д.96-111, т.1, л.д.86-129).
Проектная документация "Горно-обогатительный комплекс "Александровский" (ГОК "Александровский") в части работ первого этапа разработки Александровского золоторудного месторождения и в ее составе технологической схемы первичной переработки золотосодержащей руды на срок до 01.01.2015 согласована недропользователю протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 № 81/13-стп (т.2, 3, т.1, л.д.130-135, т.4, л.д.87-92).
На согласование нормативов потерь при добыче золотосодержащих руд Александровского месторождения в разрезе выемочных единиц указано в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 № 81/13-стп.
Проектная документация "Горно-обогатительный комплекс "Александровский" содержит описание гравитационно-флотационно-цианистой технологической схемы переработки руд месторождения, рассчитанной на сквозное извлечение металла в товарную продукцию 92%, баланс металла по золотоизвлекательной фабрике, согласно которому извлечение золота составляет 92%, поступает в отвальные хвосты 8%, извлечение серебра составляет 12,9%, поступает в отвальные хвосты 87,10%.
На сквозное извлечение полезных компонентов в сплав Доре (золото - 92%, серебро - 12,9%) указано в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 № 81/13-стп.
Приказом генерального директора общества от 31.12.2013 № 220 утверждены на 2014 год следующие нормативы потерь полезных ископаемых: при добыче золотосодержащих руд Александровского месторождения - 2,67%, при переработке руд на ЗИФ - золото - 8%, серебро - 87,1%.
16.01.2015 налогоплательщиком в налоговый орган представлена вторая уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2014 года (т.1, л.д.137-140, т.4, л.д.48-51).
Инспекцией в адрес общества направлено сообщение №96 от 06.04.2015 (т.4, л.д.53-55) с требованием представления пояснений относительно неверного определения количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 0%, и занижения стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации составлен акт камеральной налоговой проверки №13266 от 16.04.2015 (т.4, л.д.56-60,68).
На основании акта камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика заместителем начальника инспекции принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №7303 от 02.06.2015, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 60954 руб.; доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 304770 руб.; начислены пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 22074,37 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (т.1, л.д.74-80, т.4, л.д.72-86).
Общество обратилось с жалобой на решение в УФНС России по Забайкальскому краю.
Решением УФНС России по Забайкальскому краю от 07.09.2015 №2.14-20/298- ЮЛ/09490 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения (т.1, л.д.81-85).
Общество, полагая, что решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах, обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, существенных нарушений процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием начисления налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2014 года, соответствующих пени и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о неверном определении налогоплательщиком количества добытого полезного ископаемого (золото) в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Из содержания решения инспекции следует, что налоговый орган установил, согласно Протоколу заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедр) от 20.08.2013 № 81/13-стп обществу утверждены в составе проектной документации "Горно-обогатительный комплекс Александровский" нормативы потерь золотосодержащих руд в разрезе горизонтов. Максимальный норматив эксплуатационных потерь при добыче составил 2,85%. Согласно акту геолого-маркшейдерского замера добычи руды на открытых горных работах по карьеру месторождения "Александровское" за 2014 год, в июне 2014 года средневзвешенный процент эксплуатационных потерь составил 2,50. Размер технологических потерь не утвержден. Согласно журналу приема слитков Доре в июне 2014 года обществом добыто 32356 г полезного ископаемого. Эксплуатационные потери при добыче полезных ископаемых составили 829,64 г ((32356*2,50)/97,50%=829,64). По данным налогоплательщика фактические потери, подлежащие налогообложению по ставке 0%, составляют 4988 г. Разница между утвержденными нормативами потерь и потерями, указанными в налоговой декларации, составляет 4158,36 г (4988-829,64=4158,36). Данные потери, по мнению налогового органа, являются сверхнормативными и подлежат налогообложению по общеустановленной ставке, предусмотренной пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания решения инспекции недействительным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания необоснованной возможности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по налоговой декларации за июнь 2014 года в отношении технологических потерь полезного ископаемого при первичной переработке, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО «Рудник Александровский», имея лицензию на право пользования недрами ЧИТ 01982 БЭ от 24.11.2008 на разведку и добычу рудного золота и попутных компонентов на месторождении Александровское, в силу статьи 334 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 338 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
В силу положений пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (пункт 2 статьи 339 Кодекса).
При этом если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (пункт 4 статьи 339 Кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» определено, что добычей драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Согласно пункту 2 статьи 20 приведенного Федерального закона № 41-ФЗ драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности.
В соответствии с пунктом 7 названных Правил учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сведения о количестве добычи полезного ископаемого сведены налогоплательщиком согласно актам геолого-маркшейдерского замера добычи руды на открытых работах по карьеру месторождения, журнала приема слитков Доре (т.4, л.д.95, 112-114).
Следовательно, налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 339 Налогового кодекса РФ.
На применение прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого указано в учетной политике Общества для целей налогообложения на 2014 год (т.4, л.д.139-183).
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого подлежало определению заявителем с учетом фактических потерь.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения».
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» (пункт 2). Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно- геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 3).
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (пункт 4).
Как правильно указал суд первой инстанции, из буквального содержания действующей редакции Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых следует, что:
нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах», то есть Федеральным агентством по недропользованию (его территориальным органом);
нормативы потерь твердых полезных ископаемых, не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем;
нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Особенности применения норматива потерь полезных ископаемых при добыче золота определяются Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и "Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 № 731.
В соответствии со статьей 1 указанного федерального закона добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, таким образом, первичная переработка драгоценных металлов отнесена законодательно к добыче драгоценных металлов.
Для целей исчисления налога на добычу полезного ископаемого при добыче рудного золота фактические потери при добыче состоят из эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при первичной переработке. Нормативы потерь золота при добыче, состоящие из нормативов эксплуатационных потерь при добыче и технологических потерь при первичной переработке, утверждаются в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №921.
Следовательно, при налогообложении учитываются количество добытого полезного ископаемого и фактические потери при добыче, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 342 части второй Налогового кодекса РФ облагаются по налоговой ставке 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых, утверждаемых в соответствии с указанными Правилами.
Порядок согласования проектной документации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».
Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию (его территориальный орган) или в уполномоченный орган соответственно заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов (пункт 15 Правил).
Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.
Решение о согласовании проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа (пункты 20, 23 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании указанного Положения Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) согласована проектная документация разработки месторождения.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждены недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах». Проектная документация «Горно-обогатительный комплекс «Александровский» (ГОК «Александровский») в части работ первого этапа разработки Александровского золоторудного месторождения и в ее составе технологическая схема первичной переработки золотосодержащей руды на срок до 01.01.2015 согласована недропользователю протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 № 81/13-стп.
Проектная документация содержит указание на сквозное извлечение металла в товарную продукцию 92 %, баланс металла по золотоизвлекательной фабрике, согласно которому извлечение Au составляет 92%, поступает в отвальные хвосты 8 %, извлечение Ag составляет 12,90 %, поступает в отвальные хвосты 87,10 %,что тождественно понятию технологических потерь, утвержденных обществом в приказе об утверждении нормативов потерь на 2014 год.
На согласование нормативов потерь при добыче золотосодержащих руд Александровского месторождения в разрез выемочных единиц и на сквозное извлечение полезных компонентов в сплав Доре (золото 92%, серебро 12,9 %) также указано в протоколе заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 № 81/13-стп.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 №921 нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.
Указанные нормативы на 2014 год утверждены ЗАО «Рудник Александровский» приказом генерального директора общества от 31.12.2013 № 220.
При установленных обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налогоплательщик надлежащим образом выполнил свои обязанности по предоставлению в уполномоченный государственный орган соответствующей проектной документации, содержащей, в том числе нормативы потерь, которая была им согласована в полном объеме.
Следовательно, довод налогового органа о том, что отсутствуют законные основания для применения налоговой ставки 0 процентов в отношении технологических потерь, является неверным, поскольку эксплуатационные и технологические потери относятся к стадии переработки золотосодержащей руды до момента появления конечного продукта добычи и установлены техническим проектом.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 69 АПК РФ, обоснованно указал, что вступившие в законную силу судебные акты по делу № А78-9771/2015, предметом рассмотрения которого являлась законность решения инспекции № 7246 от 15.05.2015, принятого по аналогичному основанию необоснованного не включения в налогооблагаемое количество добытого полезного ископаемого технологических потерь по налоговой декларации за февраль 2014 года, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора касательно выводов об утверждении технологических потерь АО «Рудник Александровский» и о наличии у него права на применение ставки 0% в отношении нормативных потерь полезного ископаемого, установленных протоколом заседания ЦКР-ТПИ Роснедр от 20.08.2013 № 81/13-стп, и его проектной документацией.
В связи с этим, возражения налогового органа о неисполнении обществом обязанности по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых; неправомерности самостоятельного определения им расчетным путем показателей нормативных технологических потерь в виде определения разницы между 100% и процентом сквозного извлечения металла в товарную продукцию – 92%, с получением соответствующей разницы в размере 8% (100% - 92%), судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание как направленные на преодоление юридической силы вступивших в законную силу судебных актов по вышеназванному делу, что является недопустимым (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции поддерживает мнение суда первой инстанции о несостоятельности ссылок налогового органа на волю законодателя, усматриваемую им на основании анализа содержания текстов законопроектов, в дальнейшем не принятых в предлагаемой редакции, заключения Правительства РФ на них, поскольку указанные документы не содержат нормы права и являются лишь документами, которыми сопровождается прохождение законопроектов в Государственной Думе РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции, установив несоответствие оспариваемого обществом решения налогового органа законодательству о налогах и сборах, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, пришел к правомерному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Ссылки инспекции на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2016 №03-06-05-01/56576 и письмо Федерального агентства по недропользованию от 26.09.2016 №СА-04-28/11641 апелляционным судом отклоняется, поскольку письма источником норм права не являются, носят информационный характер, при этом органы исполнительной власти не наделены полномочиями по официальному разъяснению и толкованию нормативных правовых актов. Кроме того, содержание названных писем не подтверждает позицию налогового органа об отсутствии у общества оснований для применения налоговой ставки 0 процентов в отношении технологических потерь в спорном налоговом периоде.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 октября 2016 года по делу №А78-11886/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: Д.В. Басаев
В.А. Сидоренко