ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-4023/2015
«17» декабря 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) ФИО1 (доверенность от 27.10.2015),ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2015 года по делу №А58-4023/2015 (суд первой инстанции – Устинова А.Н.),
установил:
ФИО2 (ИНН <***>, далее – заявитель, ФИО2) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в оставлении без рассмотрения документов, представленных в регистрирующий орган, изложенных в письме от № 08-26/016784.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Гаражно-строительный потребительский кооператив "50 квартал".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2015 года по делу №А58-4023/2015 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ФИО2 с доводами инспекции не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 14.11.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права,суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970 № 7/139 «Об отводе земельных участков предприятиям и организациям» утвержден отвод земельного участка Правлению гаражно-строительного кооператива под строительство индивидуальных гаражей на 40 боксов в квартале 50 в каменном варианте, решено площадь земельного участка установить по выкопировке (л.д. 18).
Вышеуказанным решением зарегистрирован устав гаражно-строительного кооператива «50 квартал» (приложение № 1 к решению Якутского горисполкома от 02.04.1970 № 7/139), в соответствии с пунктом 1.1 которого кооператив создан на основании решения № 7/139 исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970, кооператив приобретает права юридического лица с момента регистрации его Устава в Якутском горисполкоме, кооператив пользуется печатью и угловым штампом с обозначением своего наименования. Устав утвержден решением собрания учредителей № 1 от 03.04.1970 (копия представлена в суд 07.09.2015).
23.03.2015 заявитель, избранный председателем ГСПК «50 квартал» на общем собрании членов Кооператива от 20.03.2015 (протокол № 1-ОС), обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р17001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в целях дальнейшего получения документов и регистрации имущества Кооператива в Управлении Росреестра по Республике Саха (Якутия) (л.д. 16).
30.03.2015 Инспекцией было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 14 - 15).
Заявитель, не согласившись с решением Инспекции, 13.05.2015 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 12.05.2015 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, взыскании морального вреда в размере 20 000 рублей.
Определением суда от 18.05.2015 заявление от 12.05.2015 принято к производству арбитражного суда, указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне заявителя привлечен гаражно-строительный потребительский кооператив «50 квартал».
Определением суда от 19.06.2015 заявление ФИО2 оставлено без рассмотрения в связи с не соблюдением заявителем досудебного порядка обжалования решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящий регистрационный орган, предусмотренного Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Заявитель 11.06.2015 обратился с жалобой на решение Инспекции от 30.03.2015 в Управление ФНС по Республике Саха (Якутия) (л.д. 26).
Решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) от 02.07.2015 № 12¬20/07390 (л.д. 21 - 23) отменено решение Инспекции от 30.03.2015 № 1172А об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, ГСПК «50 квартал».
10.07.2015 по результатам повторного рассмотрения заявления ФИО2 Инспекция направила заявителю письмо № 08-26/016784, из содержания которого следует, что Инспекция считает, что правом на подачу сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 (форма № Р17001) обладают только юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке; в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о постановке на налоговый учет ГСПК «50 квартал», созданном в 1970 году; согласно действовавшим с 1991 года нормативно-правовым актам, юридическое лицо, прошедшее процедуру государственной регистрации подлежало обязательной постановке на налоговый учет по месту нахождения организации с присвоением ИНН, ГСПК «50 квартал» ИНН не присваивался; решение № 7/139 от 02.04.1970 по сути утвердило отвод земельного участка Правлению ГСК, при этом в решении не содержится ни точного наименования юридического лица, ни адреса юридического лица, ни перечня учредителей юридического лица; порядок и сроки передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утвержден постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 441; документы и ведения о регистрации ГСПК «50 квартал» из регистрационных органов в Инспекцию не передавались; с учетом изложенного Инспекция оставила без рассмотрения документы, представленные в регистрирующий орган - сообщение по форме № Р17001, копию решения Исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970 № 7/139.
Заявитель, не согласившись с указанным письмом Инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором оспаривает действия Инспекции, выразившиеся в оставлении без рассмотрения документов, представленных в регистрирующий орган по основаниям - внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, не является отдельным актом государственной регистрации юридического лица, что подтверждается решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия); Кооператив был создан 02.04.1970 решением Исполкома Якутского городского Совета народных депутатов за № 7/139, кооператив приобрел права юридического лица при вынесении решения о его создании Советом народных депутатов и регистрации его устава; постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 441 был определен порядок передачи регистрационных дел в МНС РФ, пунктом 4 которого определено, что Управления МНС РФ по субъектам РФ запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации; представление документов о ГСПК «50 квартал» не обязанность Кооператива, а обязанность органа, ранее осуществлявшего государственную регистрацию; у юридического лица, созданного до 01.07.2002, возникает только право подать сообщение по форме № Р17001; Инспекция неправомерно считает, что ГСПК должен был получить ИНН, но не ссылается на какой либо нормативно-правовой акт; более того, предоставление сведений об ИНН/КПП не является необходимым в силу части 3 статьи 26 Федерального закона № 129-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения о наименовании, организационно-правовой форме, адресе, способе образования юридического лица, об учредителях предприятия, а также сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица.
Невыполнение юридическим лицом, зарегистрированным до вступления данного Закона в силу, обязанности по представлению в налоговый орган сведений по установленной форме является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (т.е. налогового органа).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства подачи Инспекцией заявления о ликвидации Кооператива и принятия судом решения о ликвидации данного юридического лица, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Кооператив фактически статус юридического лица в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не утратил.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждена Форма № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Из материалов дела следует, что Кооператив был зарегистрирован в качестве юридического лица решением исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся № 7/139 от 02.04.1970, указанным решением был зарегистрирован Устав Кооператива - приложение № 1 к решению от 02.04.1970 № 7/139.
Из пункта 1.1 Устава следует, что Кооператив создан на основании решения № 7/139 исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся от 02.04.1970 и Кооператив с момента регистрации его Устава в Якутском горисполкоме приобретает права юридического лица.
Таким образом, регистрация Кооператива в качестве юридического лица произведена 02.04.1970 в соответствии с положениями постановления Совета министров РСФСР от 24.09.1960 № 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев», действовавшего на момент создания Кооператива.
Из пояснений заявителя следует, что Кооператив, являясь действующим лицом, сведения не внес в ЕГРЮЛ в соответствии с действующим с 01 июля 2002 года Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, Кооператив не состоит на налоговом учете и соответственно ему не присвоены ИНН и КПП.
В связи с введением в действие Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» Правительством РФ было принято постановление от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».
В соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка передача регистрационных дел ранее зарегистрированных юридических лиц осуществляется в течение шести месяцев со дня введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" на основании запросов регистрирующих органов; Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации запрашивают у органов, ранее осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц, списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации; на основании поступивших запросов органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, формируют на бумажном и (или) электронном носителе и передают управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации списки (реестр) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации по следующим категориям: а) ликвидированные юридические лица; б) юридические лица, которые находятся в процессе ликвидации; в) иные юридические лица.
Инспекция считает, что в связи с тем, что сведения о Кооперативе как о юридическом лице отсутствуют в ЕГРЮЛ, невозможно внести сведения о Кооперативе, как юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 года, на основании сообщения по форме № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, нормами постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» не предусмотрена обязанность юридического лица представления необходимых документов, доказывающих факт государственной регистрации Кооператива как юридического лица.
Таким образом, Инспекция как регистрирующий орган, либо вышестоящий орган (Управление) должна была обратиться в органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц, за получением сведений о юридических лицах, зарегистрированных до 1 июля 2002 года.
При таких обстоятельствах заявитель правомерно обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р17001 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что влечет за собой признание оспариваемых действий Инспекции незаконными, требование заявителя о признании незаконными оспариваемых действий подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 октября 2015 года по делу №А58-4023/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Э.В. Ткаченко
В.А. Сидоренко