ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-64/2017 от 21.03.2017 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело № А58-3442/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2017 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зайцевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года по делу № А58-3442/2016 по заявлению Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>) о признании незаконными решения и предписания,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: <...>), на стороне антимонопольного органа – индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; г. Олекминск),

(суд первой инстанции: Устинова А.Н.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

и установил:

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 19 мая 2016 года по результатам рассмотрения жалобы № 02-86/18.1-16 и предписания от 19 мая 2016 года по результатам рассмотрения жалобы № 02-86/18.1-16.

Определением суда первой инстанции от 19 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1).

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Комитета привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» (далее – ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие»).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года в удовлетворении заявленных Комитетом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых ненормативных правовых актов Якутского УФАС действующему законодательству и отсутствии в связи с этим нарушений прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению Комитета, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), допустил нарушение норм материального права, так как проведение аукциона на предоставления права пользования недрами регулируется Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) и Законом Республики Саха (Якутия) от 02.07.1998 3 № 29-П «О недрах» (далее – Республиканский закон о недрах).

В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в соответствии с пунктом 61 Административного регламента Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию от 25.02.2010 № 21 в день проведения аукциона производится регистрация представителей участников аукциона, проверка полномочий представителей участников аукциона, представители участников аукциона, не представившие надлежаще оформленные полномочия, к участию в аукционе не допускаются. При этом Комитет указывает, что на аукцион зарегистрировался только представитель предпринимателя ФИО1, представитель ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» не аукцион не явился и не зарегистрировался в установленное время, в связи с чем, на основании пункта 77 названного Административного регламента и пункта 10 Приложения № 1 (Порядка и условий проведения аукциона) к распоряжению № 72р от 14 марта 2016 года, аукцион признан несостоявшимся, что не было учтено антимонопольным органом при вынесении оспариваемых решения и предписания.

В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы также ссылается на пункт 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), в силу которого участников аукциона должно быть не менее двух; аукцион, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу Якутское УФАС и предприниматель ФИО1 выражают согласие с решением суда первой инстанции, просят оставить его без изменения.

Комитетом в материалы дела представлены письменные возражения на отзыв антимонопольного органа, дополнение к апелляционной жалобе, копия распоряжения от 14 апреля 2016 года № 144 и копия распоряжения от 25 апреля 2016 года № 161.

На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации указанные документы приобщены к материалам дела.

Ввиду нахождения судьи Ткаченко Э.В. в период с 9 по 31 марта 2017 года в очередном отпуске определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2017 года судья Ткаченко Э.В. заменена на судью Сидоренко В.А., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.

О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, установленном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, отчетами об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта Почты России (http://www.pochta.ru/tracking), отчетом об отправке служебной информации по каналу электронной почтой, а также отчетом о публикации 11 января, 3 и 9 февраля 2017 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, публичного извещения о перерыве в судебном заседании и определения об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы дополнения к ней и отзывов на нее, изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные документы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 марта 2016 года Комитетом принято распоряжение № 72-р «О проведении аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия)» (т. 2, л.д. 7-15, т. 3, л.д. 71-87).

В соответствии с данным распоряжением на 28 апреля 2016 года назначено проведение аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия), утвержден Порядок и условия проведения аукциона (Приложение № 1 к распоряжению, далее – Порядок).

В тот же день на официальном сайте в сети Интернет (www.torgi.gov.ru) опубликовано извещение № 140316/7574114/05 от 14 марта 2016 года о проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) (т. 2, л.д. 93).

15 апреля 2016 года составлены акты № 13 и № 14 рассмотрения заявочных материалов предпринимателя ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия), в соответствии с которыми рабочая группа на основании рассмотренных заявочных документов рекомендовала принять заявку и зарегистрировать предпринимателя ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» в качестве участника аукциона (т. 2, л.д. 16-22).

Согласно пункту 1.8 протокола заседания рабочей группы Комитета от 20 апреля 2016 года № 1 по рассмотрению заявочных материалов на участие в аукционах на права пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Республики Саха (Якутия) и регистрации заявителей в качестве участников аукционов, рабочая группа рекомендовала принять представленные предпринимателем ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» заявки на участие в аукционе и зарегистрировать их в качестве участников аукциона (т. 2, л.д. 22-25).

22 апреля 2016 года Комитетом вынесено распоряжение № 155р «Об утверждении итогов регистрации заявок на участие в аукционах и допуску заявителей к участию в аукционах 28 апреля 2016 года», в соответствии с пунктом 1.8 которого рабочая группа рекомендовала принять представленные заявки предпринимателя ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» на участие в аукционе и зарегистрировать последних в качестве участников аукциона (т. 2, л.д. 26-27).

Согласно протоколу итогового заседания аукционной комиссии по несостоявшимся аукционам на право пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2016 года № 10 аукционной комиссией принято решение признать несостоявшимся аукцион по месторождению доломита «Ромашка» в Олекминском районе в связи с регистрацией одного участника на участие в аукционе (т. 2, л.д. 28-30).

Посчитав, что действия организатора торгов по организации и проведению аукциона являются незаконными, предприниматель ФИО1 обратился в антимонопольный орган с соответствующей жалобой (т. 1, л.д. 172-175).

По мнению предпринимателя, процедура проведения аукциона противоречит действующему законодательству: к участию в аукционе были допущены две заявки – ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие»; представитель предпринимателя на аукцион явился; в процессе вводного собрания участников аукционов было сказано, что аукцион на месторождение «Ромашка» в Олекминском районе признан несостоявшимся в связи с неявкой второго допущенного участника ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» и представителю ФИО1 было предложено покинуть помещение, не дожидаясь результатов аукциона; причина для признания аукциона несостоявшимся не указана в пункте 10 приложения № 1 к распоряжению № 72-р; участнику не дали возможности предложить величину разового платежа выше стартового размера.

Решением Якутского УФАС по результатам рассмотрения жалобы № 02-86/18.1-16 от 19 мая 2016 года (т. 1, л.д. 96-104) жалоба предпринимателя ФИО1 признана обоснованной (пункт 1); Комитет признан нарушившим порядок организации и проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения, в частности пункта 4.14 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 № 213 (пункт 2).

Из содержания данного решения следует, что антимонопольный орган исходил из того, что перечень оснований для признания аукциона несостоявшимся является исчерпывающим как в соответствии с пунктом 4.14 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 № 213 «Об утверждении Порядка пользования участками недр местного значения, Порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющим геологическое изучение, разведку и добычу иных полезных ископаемых, и Порядка пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков» (далее – постановление № 213), так и в соответствии с частью 10 Порядка и условий проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Госкомгеологии № 72-р от 14 марта 2016 года, в связи с чем такое основание для признания аукциона несостоявшимся как «на участие в аукционе зарегистрирована одна заявка» является необоснованным и несоответствующим постановлению № 213 и названному Порядку.

На основании указанного решения Комитету выдано предписание от 19 мая 2016 года об устранении допущенного нарушения порядка организации и проведения аукциона (т. 1, л.д. 94-95), в соответствии с которым на Комитет возложена обязанность отменить протокол № 10 итогового заседания аукционной комиссии по несостоявшимся аукционам на право пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2016 года в части признания несостоявшимся аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) (пункт 1); внести изменения в распоряжение Комитета от 14 марта 2016 года № 72-р «О проведении аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия)», обеспечивающие устранение допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов, установленные Комиссией Якутского УФАС и указанные в решении по результатам рассмотрения жалобы № 02-86/18.1-16 (пункт 2).

Не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа, Комитет оспорил их в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Комитетом требований, исходя из следующего.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании решения государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание взаимосвязанные положения части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные Комитетом требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемых решения и предписания закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов Комитета такими ненормативными правовыми актами.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Комитета удовлетворению не подлежит.

Жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассматриваются антимонопольным органом в соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются, в частности, жалобы на действия организатора конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в соответствии с Законом о недрах.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Требования к форме и содержанию жалобы на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии установлены в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Со дня направления уведомления торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов по существу (части 11 и 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Организатор торгов, действия (бездействие) которого обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения (часть 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Организатор торгов, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы (часть 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По общему правилу, антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (в том числе нарушений порядка организации и проведения торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В свою очередь, на основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.

Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона.

Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

В силу статьи 17 Закона о недрах запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, направленные на ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом.

На основании подпункта о) пункта 1 статьи 3 Республиканского закона о недрах к полномочиям Республики Саха (Якутия) в сфере регулирования отношений недропользования относится установление порядка пользования участками недр местного значения.

В развитие приведенной нормы постановлением № 213 утверждены Порядок пользования участками недр местного значения и Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение, разведку и добычу иных полезных ископаемых.

Правила проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения регламентированы в разделе IV Порядка пользования участками недр местного значения (далее – Порядок № 213). 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 213 принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются республиканским органом управления государственным фондом недр.

Задачей аукционной комиссии в процессе проведения аукциона являются проведение заключительного этапа аукциона с определением победителя аукциона, назначившего максимальный разовый платеж за пользование недрами, оформление результатов в форме протокола (пункт 4.2).

Заявки на участие в аукционе регистрируются в республиканском органе управления государственным фондом недр при условии уплаты заявителем сбора за участие в аукционе и задатка, о чем заявитель официально извещается в день регистрации заявки выдачей соответствующей расписки либо заказным письмом с уведомлением о вручении в срок не позднее 3 рабочих дней с момента регистрации заявки (пункт 4.8 Порядка № 213).

Заявки в первый рабочий день по истечении срока приема заявок вскрываются и рассматриваются в республиканском органе управления государственным фондом недр на наличие оснований для отказа в приеме заявки на участие в аукционе и регистрации в качестве участника аукциона (пункт 4.9 Порядка № 213).

Согласно пункту 4.11 Порядка № 213 акт республиканского органа управления государственным фондом недр о принятии заявки и регистрации в качестве участника аукциона на право пользования участком недр или об отказе в принятии заявки принимается в течение 5 рабочих дней со дня вскрытия заявок.

О принятии заявки и регистрации в качестве участника аукциона или об отказе в принятии заявки претендент на получение лицензии извещается в течение 3 рабочих дней с даты принятия акта республиканского органа управления государственным фондом недр о регистрации заявителей в качестве участников в аукционе на право пользования участком недр.

Пунктом 4.12 Порядка № 213 предусмотрено, что участник аукциона вправе отказаться от дальнейшего участия в аукционе до времени начала проведения аукциона в письменной форме или при неявке в назначенное для проведения аукциона время.

В соответствии с пунктом 4.14 Порядка № 213 аукцион на право пользования участком недр признается несостоявшимся в следующих случаях:

- при отсутствии заявок на участие в аукционе;

- на участие в аукционе зарегистрирована одна заявка;

- к участию в аукционе допущен только один заявитель;

- к участию в аукционе не допущены все заявители;

- участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера.

Итоги аукциона на право пользования участком недр подводятся аукционной комиссией и оформляются протоколом о результатах аукциона на право пользования участком недр, который подписывается в день проведения аукциона (пункт 4.15 Порядка).

Решение о признании аукциона несостоявшимся или об утверждении результата аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения аукциона, республиканским органом управления государственным фондом недр (пункт 4.16 Порядка № 213).

Порядок проведения открытого аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня (доломита) на месторождении «Карьер Ромашка» в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) определен в приложении № 1 к распоряжению Комитета от 14 марта 2016 года № 72р и по своему содержанию соответствует приведенным выше положениям Закона о недрах и Порядка № 213.

Названным Порядком предусмотрено, что открытый аукцион состоится 28 апреля 2016 года в 10:00 (местное время); заявки принимаются к регистрации после уплаты задатка и сбора за участие в аукционе до 16:00 (местное время) 14 апреля 2016 года в Комитете; регистрация заявок на участие в аукционе осуществляется Комитетом в день подачи соответствующей заявки; в первый рабочий день, следующий после истечения срока подачи заявок на участие в аукционе, рабочая группа подводит итоги регистрации заявок на участие в аукционе; решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо об отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы; с момента утверждения решения о приеме заявки заявители, чьи заявки были приняты, становятся участниками аукциона; в течение трех рабочих дней с даты утверждения протокола заседания рабочей группы Комитета направляет письменное уведомление о приеме заявок на участие в аукционе; представители заявителей, допущенных к участию в аукционе, в день проведения аукциона при регистрации обязаны сдать секретарю аукционной комиссии надлежащим образом оформленную доверенность, предъявить документы, удостоверяющие личность, и полномочия по максимальному размеру разового платежа; представители заявителя, не сдавшие при регистрации документы, подтверждающие их полномочия, к участию в аукционе не допускаются.

Оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации акты от 15 апреля 2016 года № 13 и № 14 рассмотрения заявочных материалов предпринимателя ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» на участие в аукционе (т. 2, л.д. 16-22), протокол заседания рабочей группы Комитета от 20 апреля 2016 года № 1 по рассмотрению заявочных материалов на участие в аукционах на права пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения Республики Саха (Якутия) и регистрации заявителей в качестве участников аукционов (т. 2, л.д. 22-25), распоряжение Комитета от 22 апреля 2016 года № 155р «Об утверждении итогов регистрации заявок на участие в аукционах и допуску заявителей к участию в аукционах 28 апреля 2016 года» (т. 2, л.д. 26-27) и уведомление от 22 апреля 2016 года № 03-41/414, суд первой инстанции с учетом приведенных положений Порядка № 213 пришел к обоснованным выводам о том, что заявки предпринимателя ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие» на участие в аукционе были признаны соответствующими Порядку, а названные хозяйствующие субъекты были зарегистрированы в качестве участников аукциона и допущены к участию в аукционе.

Однако пунктом 3 протокола итогового заседания аукционной комиссии по несостоявшимся аукционам на право пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2016 года № 10 оформлено решение аукционной комиссии о признании несостоявшимся аукциона по месторождению доломита «Ромашка» в Олекминском районе в связи с регистрацией одного участника на участие в аукционе (т. 2, л.д. 28-30).

Такое основание для признания аукциона несостоявшимся, как «регистрация одного участника на участие в аукционе», не предусмотрено ни пунктом 4.14 Порядка № 213, ни пунктом 10 Порядка, ни пунктом 77 Административного регламента Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке аукционов на право пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участками недр местного значения, утвержденного приказом Госкомэкологии Республики Саха (Якутия) от 25.02.2010 № 21 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

В рассматриваемом случае участниками аукциона были признаны два хозяйствующих субъекта (предприниматель ФИО1 и ООО «Олекминское грузовое автотранспортное предприятие»), при этом ни одного из предусмотренных пунктом 4.14 Порядка № 213 и пунктом 77 Административного регламента оснований для признания аукциона несостоявшимся не имелось (в частности, на участие в аукционе были поданы и зарегистрированы две заявки, к участию в аукционе были допущены оба заявителя).  

Как отмечалось выше, согласно пункту 4.12 Порядка № 213 участник аукциона вправе отказаться от дальнейшего участия в аукционе до времени начала проведения аукциона в письменной форме или при неявке в назначенное для проведения аукциона время.

Однако ни Законом о недрах, ни Порядком № 213, ни Административным регламентом не предусмотрено, что в случае, если на участие в аукционе было подано и зарегистрировано две заявки и при этом оба заявителя допущены к участию в аукционе, однако представитель одного из них не явился в назначенное время для проведения аукциона время (как в рассматриваемом случае), аукцион признается несостоявшимся.

Для сравнения суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» организатор публичных торгов объявляет их несостоявшимися в случаях, когда на публичные торги явилось менее двух покупателей.

То есть названным Федеральным законом прямо предусмотрено, что в случае явки на торги менее двух покупателей торги признаются несостоявшимися.

Поскольку ни Закон о недрах, ни Республиканский закон о недрах, ни Порядок № 213 аналогичного правила не предусматривают, то с учетом приведенного выше требования пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (об обязательном установлении оснований признания торгов несостоявшимися законом) следует признать, что в рассматриваемом случае у Комитета не имелось законных оснований для признания открытого аукциона несостоявшимся.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы в обоснование своей позиции на пункт 61 Административного регламента, в соответствии с которым аукционная комиссия проверяет полномочия представителей участников аукциона, представители участников аукциона, не представившие надлежаще оформленные полномочия, к участию в аукционе не допускаются, не может быть признана обоснованной, поскольку в данной норме говорится о не допуске к участию в аукционе представителя участника аукциона (в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих его полномочия), но не собственно участника аукциона.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что у Якутского УФАС имелись основания для признания жалобы предпринимателя ФИО1 обоснованной и принятия оспариваемого решения.

Как уже отмечалось, согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (в том числе нарушений порядка организации и проведения торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Предписание Якутского УФАС от 15 мая 2016 года по результатам рассмотрения жалобы № 02-86/18.1-16, возлагающие на Комитет обязанности, обеспечивающие устранение допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов,  полностью соответствуют приведенным положениям Закона о защите конкуренции.

При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года по делу № А58-3442/2016, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2016 года по делу № А58-3442/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Председательствующий судья                                                      Г.Г. Ячменёв

Судьи                                                                                               Е.В. Желтоухов

                                                                                                                      В.А. Сидоренко