ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-6627/20 от 20.01.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-6305/2020 

«20» января 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Территориального органа  Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на  решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2020 года по делу №  А58-6305/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, 

установил:

Акционерное общество компания "Кран-сервис" (ОГРН <***>, ИНН  <***>, далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы  государственной статистики по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН  <***>, далее - административный орган, Росстат) от 31.08.2020 № 73 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2020 года по  делу № А58-6305/2020 постановление Территориального органа Федеральной службы  государственной статистики по Республике Саха (Якутия) от 31.08.2020 № 73 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении  Акционерного общества компания "Кран-сервис" в части назначения наказания в виде 


административного штрафа в размере 20 000 рублей признано незаконным и изменено,  назначено наказание в виде предупреждения. 

Росстат обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить  обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе. 

Апеллянт считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для  применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. 

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым  арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека  Арбитражных Дел» в сети "Интернет 16.12.2020. 

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам,  рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде  апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле  доказательствам. 

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения  судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном  производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично  без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и  месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в  письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. 

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова  сторон. 

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение  судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд  апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, 20.07.2020 должностным лицом  административного органа составлена докладная записка на имя руководителя об  обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной  статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения П-4  «Сведения о численности и заработной плате работников» за июнь 2020 года. 

Обществу направлено уведомление от 04.08.2020 № 14-21-601 о необходимости  явки для составления протокола об административном правонарушении по факту не 


представления федеральной статистической отчетности по форме федерального  статистического наблюдения П-4 «Сведения о численности и заработной плате  работников» за июнь 2020 года в Территориальный орган Федеральной службы  государственной статистики по Республике Саха (Якутия) 19.08.2020 в 10-00 час. по  адресу: Орджоникидзе, 27, каб. 222. 

Определение с протоколом об административном правонарушении от 19.08.2020  вручены представителю общества ФИО1 по доверенности от 31.01.2020 в тот же день. 

АО «Кран-Сервис», не согласившись с привлечением к административной  ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд. 

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и 


обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих  полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение,  устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной  ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также  иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об  оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами,  содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. 

Исходя из положений части 4 статьи 28.3, статьи 23.53 КоАП РФ, Приказа от  29.01.2018 г. № 34 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц Федеральной  службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных  составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом  Росстата от 12.04.2016 г. № 181», Приказа Росстата от 11.08.2017 г. № 10-01-209 «О  внесении изменений в приказ Росстата от 19 января 2016 г. № 10-01-11/1 «О  распределении обязанностей между руководителем Территориального органа  Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) и его  заместителями», протокол об административном правонарушении составлен и  оспариваемое постановление вынесено должностным лицом административного органа в  пределах предоставленных полномочий. 

Диспозицией части 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная  ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального  статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или  несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных  первичных статистических данных. 

Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в: 

- непредоставлении респондентами субъектам официального статистического учета  первичных статистических данных в установленном порядке; 

- несвоевременном предоставлении первичных статистических данных;

- предоставлении недостоверных первичных статистических данных. 

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального  статистического учета, регулируются положениями Федерального закона № 282-ФЗ от  29.11.2007 "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики  в Российской Федерации" (далее - Закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое  действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и  пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Закона № 


282-ФЗ). 

На основании части 1 статьи 1 Закона № 282-ФЗ целью данного Федерального  закона является создание правовых основ для реализации единой государственной  политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение  информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно  обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической  информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о  других общественных процессах в Российской Федерации. 

Пунктом 1 статьи 4 Закона № 282-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов  официального статистического учета и системы государственной статистики является  полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и  общедоступность официальной статистической информации (за исключением  информации, доступ к которой ограничен федеральными законами). 

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением  респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно  предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические  данные и административные данные, необходимые для формирования официальной  статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о  налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию,  доступ к которой ограничен федеральными законами. 

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона № 282-ФЗ первичные статистические данные -  документированная информация по формам федерального статистического наблюдения,  получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе  федерального статистического наблюдения. 

В силу статьи 6 Закона № 282-ФЗ сбор первичных статистических данных  осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма  федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом  статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке  первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место  для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за  предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять  статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина,  осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию 


процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3). 

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению  утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти по представлению субъектов официального  статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4). 

На основании части 9 статьи 8 Закона № 282-ФЗ условия предоставления в  обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных  субъектам официального статистического учета определяются Правительством  Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620  утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных  статистических данных и административных данных субъектам официального  статистического учета (далее - Положение № 620). 

В соответствии пунктами 3 и 4 Положения № 620 первичные статистические  данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального  статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации  юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного  самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на  территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - граждане  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица на территории Российской Федерации, обязаны безвозмездно предоставлять  субъектам официального статистического учета первичные статистические данные,  связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Первичные  статистические данные предоставляются по утвержденным формам федерального  статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в  сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. 

Согласно пункту 10 Положения № 620 первичные статистические данные и  административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам  официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде  почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным  каналам связи. 

В силу пункта 11 Положения № 620 датой предоставления первичных  статистических данных и административных данных считается дата отправки почтового  отправления с описью вложения, или дата их отправки по телекоммуникационным  каналам связи, или дата фактической передачи субъекту официального статистического 


учета. 

На основании пункта 14 Положения № 620 не предоставление или  несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального  статистического учета первичных статистических данных или административных данных  либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или  административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную  законодательством Российской Федерации. 

Приказом Росстата от 15.07.2019 № 404 утверждена форма федерального  статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате  работников», в соответствии с которым, юридические лица (кроме субъектов малого  предпринимательства), всех видов экономической деятельности и форм собственности,  (средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая  работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера),  представляют сведения территориальному органу Росстата в субъекте Российской  Федерации по установленному им адресу не позднее 15 числа после отчетного периода. 

При этом судом апелляционной инстанции отмечается, что респонденты-субъекты  среднего и малого предпринимательства (далее - МСП) составляют и представляют  статистическую отчетность в упрощенном порядке, а не регулярно, как остальные  организации (ч. 4 ст. 8 Закона N 282-ФЗ, ст. 5, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007  N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",  п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79). 

Судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель является субъектом  МСП – малым предприятием. 

Так, согласно сведениям из Единого реестра субъектов МСП от 20.01.2021  общество с 10.08.2017 по 10.08.2019 и с 10.09.2020 зарегистрировано в качестве субъекта  МСП. 

Таким образом, в спорный период, т.е. в июне 2020 года, заявитель субъектом  МСП не являлся, а потому на него в полной мере распространялась обязанность сдачи  отчета по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за  июнь 2020 года в установленный срок – не позднее 15.07.2020. 

Оспариваемым постановлением обществу вменяется несвоевременное  предоставление первичных статистических данных за июнь 2020 года в срок не позднее  15.07.2020. 

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных требований  законодательства, АО «Кран-Сервис» не представлена в установленный срок первичная 


статистическая информация по форме федерального статистического наблюдения № П-4  «Сведения о численности и заработной плате работников» за июнь 2020 года. 

Между тем судом первой инстанции не учтено, что АО Компания "Кран-Сервис"  первоначально отчет по форме П-4 за июнь 2020 года был направлен на электронную  почту yakuors@mail.sakha.gks.ru 08.07.2020, т.е. в установленный законом срок. 

Как следует из пояснений общества, в связи с технической ошибкой при загрузке  файлов произошел сбой и был направлен только последний лист отчета. При повторной  отправке отчета 17.07.2020 г. в связи с технической неисправностью также полностью  отчет загружен не был. После выявления указанного сбоя специалистами службы  20.07.2020 г. письмо было отправлено со всеми листами отчета. 

Указанное подтверждается представленной в материалы дела электронной  перепиской (л.д.19-24) и административным органом никак не опровергнуто. 

При этом из материалов дела также не следует, что административный орган в  ответ на электронное отправление от 08.07.2020 в срок до 15.07.2020 направил обществу  уведомление о неполноте представленного отчета. 

Более того, административным органом не устанавливалось содержание вложений  первоначального электронного отправления 08.07.2020. 

В этой связи суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что из  протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления не  следует, что обществу вменяется непредоставление первичных статистических данных в  установленном порядке или предоставление недостоверных первичных статистических  данных. 

Поскольку обществу вменяется только несвоевременное предоставление  первичных статистических данных за июнь 2020 года в срок не позднее 15.07.2020,  постольку следует признать, что факт несвоевременного представления такого отчета не  подтверждается материалами дела. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о  недоказанности административным органом события вменяемого обществу  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ. 

В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по  делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при отсутствии события административного  правонарушения. 

Таким образом, недоказанность наличия в действиях общества события вмененного  ему административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ 


свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. 

Как было указано ранее, в силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела  об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан  доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном  объеме. 

Суд первой инстанции указанные нарушения не устранил, сделав выводы о  доказанности события вменяемого правонарушения без оценки доводов сторон и  представленных в материалы дела доказательств. 

С учетом того обстоятельства, что административный орган, несмотря на  несогласие административного органа только с выводами суда первой инстанции  относительно наличия оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ,  согласно просительной части апелляционной жалобы (л.д.87) обжалует решение суда  первой инстанции в полном объеме, и положение лица, привлеченного к  административной ответственности, не ухудшается, суд апелляционной инстанции не  связан ограничениями, предусмотренными частью 5 статьи 268 АПК РФ. 

На основании части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении  заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое  решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания  для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры  ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с  превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об  отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. 

При таких установленных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене  в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного  акта о признании незаконным и отмене полностью оспариваемого постановления  Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по  Республике Саха (Якутия) от 31.08.2020 № 73 по делу об административном  правонарушении. 

В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по  данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по  основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем 


направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном  сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru. 

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2020 года по  делу № А58-6305/2020 отменить. 

Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального  органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) от  31.08.2020 № 73 по делу об административном правонарушении. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд  первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, по  основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Судья Д.В. Басаев

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 02.09.2020 0:55:16

Кому выдана Басаев Даниил Валерианович