ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-6752/2021 от 28.01.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело №А78-8535/2021

«28» января 2022 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2021 года по делу №А78-8535/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

установил:

Акционерное общество «Тепловодоканал» (ОГРН 1107524000341, ИНН 7506004852, далее – общество, АО «Тепловодоканал») обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением об отмене постановления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, далее – РСТ)от 19 августа 2021 года № 139 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2021 года по делу №А78-8535/2021 постановление РСТ от 19.08.2021 №139 признано незаконным и отменено.

РСТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, что исходя из системного толкования части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктов 13, 15, 16 и 39 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (пункты 14,17) объектом вмененного предприятию правонарушения являются правоотношения в области соблюдения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ составляет один год, исчисляемый со дня совершения правонарушения.

АО «Тепловодоканал» в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе «Картотека Арбитражных Дел» в сети «Интернет» 07.12.2021 года.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, АО «Тепловодоканал» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги на территории Каларского муниципального округа и муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края

Тарифы на оказываемые ресурсоснабжающей организацией коммунальные услуги утверждены приказами РСТ Забайкальского края: от 20 декабря 2017 года № 631 -НПА; от 20 декабря 2017 года № 632-НПА; от 21 июня 2019 года № 148-НПА; от 20 декабря 2018 года № 721-НПА; от 20 декабря 2018 года № 719-НПА.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с пунктом 14 которых, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября года № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с пунктом 13 Правил № 1075 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 установлены нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 года включительно.

Следовательно, регулируемые организации на 2022 год должны были подать в орган регулирования предложение и обосновывающие документы в срок до 11 мая 2021 года.

АО «Тепловодоканал» в срок установленный Правилами №406 и №1075 представило неполный пакет документов, необходимых для открытия дела по инициативе регулируемой организации, а именно по Каларскому муниципальному округу в сфере теплоснабжения не представлены: - расчет необходимой валовой выручки услуг теплоснабжения и расчет тарифов (подпункты «д» и «е» пункта 16 Правил в сфере теплоснабжения; - не полный перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (подпункт «к» пункта 16 правил в сфере теплоснабжения).

В сфере водоснабжения: - копия решения об утверждении учетной политики с приложениями (подпункт «б» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); -расчет необходимой валовой выручки услуг водоснабжения и расчет тарифов (подпункты «е» и «ж» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - расчет объема оказываемых услуг (подпункт «з» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - копии бухгалтерской и статистической отчетности за 2018 и 2019 годы (подпункт «г» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - не полный перечень договоров о реализации услуг (подпункт «м» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); 1.3. в сфере водоотведения: - копия решения об утверждении учетной политики с приложениями (подпункт «б» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - расчет необходимой валовой выручки услуг водоснабжения и расчет тарифов (подпункты «е» и «ж» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - копии бухгалтерской и статистической отчетности за 2018 и 2019 годы (подпункт «г» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - не полный перечень договоров о реализации услуг (подпункт «м» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения).

По муниципальному району «Оловяннинский район» в сфере теплоснабжения:- расчет необходимой валовой выручки услуг теплоснабжения и расчет тарифов (подпункты «д» и «е» пункта 16 Правил в теплоснабжения); - копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (подпункт «ж» пункта 16 Правил в сфере теплоснабжения); - не полный перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (подпункт «к» пункта 16 Правил в сфере теплоснабжения);

В сфере водоснабжения: - копия решения об утверждении учетной политики с приложениями (подпункт «б» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); -расчет необходимой валовой выручки услуг водоснабжения и расчет тарифов (подпункты «е» и «ж» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения); - копии бухгалтерской и статистической отчетности за 2018 и 2019 годы (подпункт «г» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения) не полный перечень договоров о реализации услуг (подпункт «м» пункта 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения).

В связи с представлением в орган регулирования тарифов неполного пакета документов и материалов, предусмотренных действующим законодательством в области тарифного регулирования, РСТ Забайкальского края принято решение об отказе в открытии дела по инициативе регулируемой организации.

27 июля 2021 года по факту выявленного нарушения, начальником отдела правового обеспечения и кадров РСТ по Забайкальскому краю в присутствии представителя по доверенности Клоковой Н.Ю., составлен протокол об административном правонарушении, которым установлен факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 19.7.1 КоАП РФ (т.1, л.д.59- 65).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 19 августа 2021 года, в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении №139 (т.1, л.д.14-35, 151-171), в соответствии с которым на основании части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Ссылаясь на незаконность указанного постановления и нарушение прав и законных интересов заявителя данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии отсутствий для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за непредставление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.

Объективная сторона административного правонарушения выражена в неисполнении субъектом административной ответственности законодательно установленной обязанности по непредставлению или несвоевременному представлению сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), то есть в бездействии.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению необходимых сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования цен (тарифов) в установленный срок.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет на территории Каларского муниципального округа и муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края регулируемый вид деятельности в теплоснабжения и водоснабжения, регулирование которых, находится в компетенции Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 13, 16 Правил в сфере теплоснабжения, пунктами 14, 17 Правил в сфере водоснабжения и водоотведения АО «Тепловодоканал» обратилось в орган регулирования с заявлениями от 30.04.2021 (т.1, л.д.127-132), в которых содержались предложения и документы по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), питьевую воду (питьевое водоснабжение), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения и водоотведения на территории Каларского муниципального округа и муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» Забайкальского края.

В соответствии с Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 07 июня 2013 №163, регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 №1154-э, организации, осуществляющие регулируемую деятельность в сфере коммунальных услуг в срок до 1 мая года, предшествующего расчетному периоду регулирования, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложение об установлении тарифов на очередной период регулирования с приложением полного пакета документов в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 и пунктом 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 установлены нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 года включительно.

Следовательно, регулируемые организации на 2022 год должны были подать в орган регулирования предложение и обосновывающие документы в срок до 11 мая 2021 года.

В срок установленный законом от ресурсоснабжающей организации поступили документы не в полном объеме, предусмотренном Правилами №406 и №1075.

Приказом РСТ Забайкальского края от 17 мая 2021 года №122 (т.1, л.д.133-136) открыто дело по инициативе органа регулирования о корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность), питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение на 2022 год и установление тарифов на тепловую энергию и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2022-2026 годы.

Служба письмом от 17 мая 2021 года №06/2704/1 (т.1, л.д.137-139) уведомила АО «Тепловодоканал» об открытии дела по инициативе органа регулирования с указанием замечаний по пунктам, и в разрезе услуг и муниципальных образований.

По состоянию на 24 июня 2021 года документы, которые указаны Службой в замечаниях от АО «Тепловодоканал» не поступили, что явилось основанием для возбуждения в отношении общества административного производства за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, административным органом не учтены положения статьи 4.5 КоАП РФ, которыми установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Также положениями данной статьи прямо перечислены административные правонарушения против порядка управления, содержащиеся в одноименной Главе 19 КоАП РФ, по которым постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. К ним относятся административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2.1 настоящего Кодекса), а также административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации). Таким образом, вмененное АО «Тепловодоканал» административное правонарушение не входит в перечень правонарушений против порядка управления, по которым срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15 января 2019 года N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПРС-Экспресс" и Определении от 26 марта 2019 года N 823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочноконсервный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", применительно к определению объекта посягательства, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, посягает на установленный законом порядок управления.

Принимая во внимание, что за указанное нарушение специальные сроки давности привлечения к административной ответственности статьей 4.5 КоАП РФ не предусмотрены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости применения по указанной статье общего срока давности привлечения к административной ответственности, который составляет два месяца.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Принимая во внимание, что обязанность по представлению в Службу предложений об установлении тарифов на следующий период регулирования, а также необходимых материалов и документов подлежала исполнению предприятием в соответствии с Правилами № 1075 и № 406 в срок до 11 мая 2021, с учетом указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года №242, то административное правонарушение считается совершенным 12 мая 2021.

Следовательно, двухмесячный срок давности привлечения АО "Тепловодоканал" к административной ответственности на момент принятия 19 августа 2021 оспариваемого постановления истек.

Указанная позиция поддержана Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении от 8 сентября 2021 года по делу №А19-19878/2020, от 23 апреля 2021 года по делу №А19-19878/2020.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

В силу абз. 3 п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административный орган не вправе был за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Частью 2 ст.211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 ноября 2021 года по делу №А78-8535/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                       Д.В. Басаев