ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-6931/20 от 24.02.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело № А58-6382/2020

«24» февраля 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма РОМИС" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу № А58-6382/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма РОМИС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Регионстройкомплект" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 64 774,68 рублей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма РОМИС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Регионстройкомплект" (далее - ответчик) о взыскании 64 774 руб. 68 коп. за поставленный по договору поставки от 29.11.2019 № 323/И17 товар ненадлежащего качества.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного делу № А58-6382/2020 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Как  следует из апелляционной жалобы, суд первой инстанции неверно определил предмет доказывания по делу, не установил все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и незаконно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.  По мнению истца, факт направления ответчику претензии на качество товара спустя семь месяцев после поставки и приемки товара, правового значения не имеет, поскольку недостатки обнаружены при первом использовании постельного белья 01 августа 2020 года.

В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 26.12.2020.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.11.2019 между истцом (далее – покупатель) и ответчиком (далее – поставщик) заключен договор поставки № 323/И17, по условиям которого поставщик обязуется поставить, а покупатель обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 1.1).

Количество, ассортимент, цена товара и сроки поставки согласовываются сторонами в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.2).

В случае разногласий условий договора с условиями, указанными в спецификации, стороны руководствуются условиями, указанными в спецификации (пункт 1.3).

Цена договора складывается из стоимости товара, поставленного покупателю по всем согласованным сторонам спецификациям.

 Цена товара включает в себя налоги, в том числе НДС - 20%, стоимость поставляемого товара, расходы, связанных с упаковкой, погрузкой, доставкой до покупателя (пункт 1.5).

Комплектность товара должны соответствовать требованиям, указанным в спецификации (пункт 2.1).

Качество товара должно соответствовать действующим ГОСТам, ТУ предприятий-изготовителей, а при их отсутствии, требованиям, обычно предъявляемым для данного рода товаров (пункт 2.2).

Поставщик отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента (пункт 2.4).

В соответствии с пунктом 3.1 договора, цена за единицу товара, общая стоимость товара, а также сроки оплаты определяются спецификацией.

Согласно пункту 5.2.1 договора, осмотр товара и проверка его количества, ассортимента, комплектности и качества производятся не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента поставки товара.

При несоответствии поставленного товара по количеству, качеству, комплектности товару, согласованному в спецификации, покупатель делает об этом отметку в УПД (пункт 5.2.2).

О недостатках, выявленных в процессе приемки товара, покупатель уведомляет поставщика в письменном виде не позднее дня, следующего за обнаружением недостатков.

Несоблюдение указанного условия и срока лишает покупателя права на предъявление требований к поставщику, связанных с недостатками товара по количеству и качеству (явные недостатки) (пункт 5.2.3).

В соответствии с разделом 8 договора, до предъявления иска, вытекающего из договора, сторона, считающая, что ее права нарушены (далее - заинтересованная сторона), обязана направить другой стороне письменную претензию.

Претензия должна содержать требования заинтересованной стороны и их обоснование с указанием нарушенных другой стороной норм законодательства и (или) условий договора. Сторона, которая получила претензию, обязана ее рассмотреть и направить письменный мотивированный ответ другой стороне в течение 10 рабочих дней с момента получения претензии. В случае неполучения ответа в указанный срок либо несогласия с ответом заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

Все споры, вытекающие из договора, подлежат рассмотрению арбитражным судом по месту нахождения истца.

В соответствии со Спецификацией №1 от 29.11.2019, стороны согласовали ассортимент и количество товара, подлежащего поставке покупателю на общую сумму 416 428, 87 рублей, в том числе НДС - 20%.

В числе прочего, в п. 49 Спецификации согласована поставка комплектов постельного белья 1,5 спального в количестве 61 шт. по цене 884,9 рублей за 1 шт. на общую сумму 64 774, 68 рублей.

Согласно пункту 2 Спецификации, оплата товара производится в течение трех рабочих дней после получения товара и подписания универсального передаточного акта.

24 января 2020 по универсальному передаточному документу счету-фактуре от 25.12.2019№3424 истец принял товар на общую сумму 324 715, рублей, в том числе 61 комплект постельного белья (п. 44 УПД).

По результатам визуального осмотра явных недостатков товара не было выявлено, товар был принят без замечаний.

Платежным поручением от 28.01.2020 №84 истец оплатил поставленный товар на общую сумму 416 428, 87 рублей.

Как указывает истец, в процессе использования комплектов постельного белья было обнаружено несоответствие их качества требованиям ГОСТ 31307-2005 «Белье постельное. Общие технические условия».

Перед первым применением постельное белье прополоскали, в результате чего белье потеряло цвет (полиняло), окрасило воду и руки, ткань деформировалась, расползается при малейшем натяжении, о чем был составлен акт от 01.08.2020.

07.08.2020 истец направил претензию исх. 1/344 и потребовал от ответчика замены товара.

 Ответчик в замене товара отказал, сославшись на то, что товар был принят без замечаний по качеству и с момента приемки прошло более 6 месяцев (письмо ООО «РСК» исх. 091/ПС-20 от 11.08.2020).

17.08.2020 истец направил повторную претензию (исх. 1/356 от 17.08.2020), в которой отказался от исполнения договора поставки в части некачественного товара и потребовал возврата уплаченных за него денежных средств в сумме 64 774, 68 рублей.

Ответчик отказался вернуть денежные средства, сославшись на то, что договором условие об обязательном соответствии качества товара требованиям ГОСТ 31307-2005 не согласовано, а недостатки могли возникнуть вследствие неправильной эксплуатации (письмо ООО «РСК» исх. №094/ПС-20 от 18.08.2020).

Истец полагая, что ему передан некачественный товар, на основании части 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с требованием возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился  в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Как правильно установлено судом первой инстанции, правоотношения сторон регламентируются нормами гражданского законодательства о договоре поставки (параграф 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Частью 1 статьи 509 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 513 ГК РФ, покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Статьей 476 ГК РФ предусмотрено, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества предусмотрены статьей 518 ГК РФ, согласно которой покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса.

Согласно статье 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: - соразмерного уменьшения покупной цены; - безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; - возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; - потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что право на предъявление указанных в иске требований возникает у покупателя в случае поставки товара ненадлежащего качества.

Факт поставки товара ненадлежащего качества должен быть доказан истцом.

 В соответствии со статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке.

Согласно статье 470 Гражданского кодекса Российской Федерации, товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

 В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Условиями договора предоставление продавцом покупателю гарантии качества на переданный товар не предусмотрено.

Пунктом 1 статьи 474 Гражданского кодекса Российской Федерации, проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи.

Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором.

В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Как правильно установлено судом первой инстанции, пунктом 2.2. договора поставки предусмотрено, что качество товара должно соответствовать ГОСТам, ТУ предприятий-изготовителей, а при их отсутствии, требованиям, обычно предъявляемым к данному роду товаров.

ГОСТ 31307-2005. «Межгосударственный стандарт. Белье постельное. Общие технические условия» устанавливает следующие требования к постельному белью:

 4.1.1. Физико-механические свойства материалов, применяемых для изготовления постельного белья, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6309, ГОСТ 10138, ГОСТ28554, ГОСТ 28748 и др.

4.1.2. Устойчивость окраски текстильных полотен, контрастных отделок, используемых при изготовлении постельного белья, к физико-химическим воздействиям: стирки, пота, глажения, трения, должны быть не ниже норм для группы крашения "прочная ".

4.1.6. Текстильные полотна, используемые для постельного белья, должны иметь поверхностную плотность не менее 110 г/м .

 4.1.8. Текстильные полотна, изготовленные с использованием химических волокон (нитей), могут применяться для изготовления постельного белья, если показатели гигроскопичности, воздухопроницаемости, удельного поверхностного электрического сопротивления соответствуют требованиям, указанным в 4.1.3. (для детского белья).

4.1.8.1. Стойкость к раздвигаемости тканей должна быть не менее 9,8 Н.

4.1.8.2. Пиллингуемость тканей должна быть не более 3 пиллей на 10 см2 .

Согласно доводам истца, поставленное ответчиком постельное белье является некачественным, поскольку указанным требованиям не отвечает, что было выявлено при первом использовании 01 августа 2020 года.

Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В пункте 5.2.1, 5.2.2 договора поставки осмотр товара и проверка его количества, ассортимента, комплектности и качества производится не позднее пяти рабочих дней с момента поставки товара. При несоответствии поставленного товара количеству, качеству комплектности товару, согласованному в спецификации, покупатель делает об этом отметку в УПД.

При приемке товара покупателем претензий к количеству, качеству поставляемого товара не заявлено. Следовательно, в момент поставки товар был принят покупателем при отсутствии претензий по количеству, качеству, объему и содержанию сопроводительных документов на товар.

Кроме  того, суд первой инстанции правильно указал, что при заключении договора и согласовании предмета поставки, требований об обязательном соответствии качества товара требованиям ГОСТ 31307-2005 не согласованы. Не предъявлены требования к материалам, из которых должно быть изготовлено постельное белье, плотность, цвет ткани и т.д., что следует из электронной переписки сторон.

Истцом акт об обнаружении недостатков составлен 01.08.2020 в одностороннем порядке, претензия о качестве товара была направлена истцом только 17.08.2020, то есть спустя 7 месяцев после поставки и приемки товара, что не позволяет доподлинно установить, при каких условиях и какой срок эксплуатировалось постельное белье. Кроме того, невозможно установить, и истцом не представлено доказательств, является ли спорное постельное белье, тем, которое было поставлено ответчиком.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом не представлено доказательств того, что скрытые недостатки можно было обнаружить лишь спустя значительный промежуток времени при эксплуатации товара, при установленном договором пятидневном сроке с момента приемки товара. 

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлены надлежащие бесспорные доказательства, свидетельствующие о нарушении ответчиком обязательства по договору.

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции правомерно отказано.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, влияющих на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, а лишь свидетельствуют о несогласии с ними, что не может являться основанием для отмены или изменении судебного акта.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2020 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу № А58-6382/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья                                                             Н.В. Ломако