ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-725/2016 от 20.04.2016 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ruhttp://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                     Дело № А78-12578/2015

27 апреля 2016 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Забайкалспецтранс» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2015 года по делу № А78-12578/2015 по заявлению открытого акционерного общества «Забайкалспецтранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственной лесной службе Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене требования №21 от 23.09.2015,

(суд первой инстанции: судья Бочкарникова Л.В.),

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Забайкалспецтранс» – ФИО1 – представителя по доверенности от 20.04.2016,

от Государственной лесной службы Забайкальского края – не явился, извещен,

установил:

открытое акционерное общество «Забайкалспецтранс» (далее – заявитель, ОАО «Забайкалспецтранс» или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной лесной службе Забайкальского края (далее – административный орган, Гослесслужба края или Служба) признании незаконным и отмене требования № 21 от 23.09.2015 инженера охраны и защиты леса об обязании убрать хозяйственную постройку для загона скота с земель Гослесфонда, расположенную в квартале 76, выдел 21.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, при этом решение принято при неполном исследовании фактических обстоятельств дела.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.

О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, телеграммой, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, учреждения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО «Забайкалспецтранс» (Арендатор) и МП «Читинский район» (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка от 29.09.2011 (далее – Договор). Согласно условиям договора Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду земельный участок общей площадью 0,3660 га, с кадастровым номером: 75:22:780106:403 для рекреационных целей из земель особо охраняемых территорий и объектов. На данном земельном участке находятся постройки, которые оформлены надлежащим образом и принадлежат на праве собственности ОАО «Забайкалспецтранс»:

- охотничий домик, назначение: вспомогательное, общей площадью 44,2 кв.м. по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. Амур, км.52, отворот на северо-восток 7 км., вл.1. строение 2, принадлежащий на основании передаточного акта от МП г. Читы «Забайкалспецтранс» к ОАО «Забайкалспецтрасн» от 27.10.2009, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.11.2010 сделана запись регистрации № 75-75-01/200/2010-025, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 75 АА № 149479.

- охотничий домик, назначение: вспомогательное, общей площадью 51,7 кв.м. по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. Амур, км.52, отворот на северо-восток 7 км., вл.1. строение 1, принадлежащий на основании передаточного акта от МП г. Читы «Забайкалспецтранс» к ОАО «Забайкалспецтрасн» от 27.10.2009, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.11.2010 сделана запись регистрации № 75-75-01/200/2010-026, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 75 АА № 149491.

- гараж, назначение: гаражное, общей площадью 32,7 кв.м. по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. Амур, км.52, отворот на северо-восток 7 км., вл.1. строение 3, принадлежащий на основании передаточного акта от МП г. Читы «Забайкалспецтранс» к ОАО «Забайкалспецтрасн» от 27.10.2009, право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.11.2010 сделана запись регистрации № 75-75-01/200/2010-026, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 75 АА № 149491.

На основании приказа исполняющего обязанности руководителя Гослесслужбы края от 16.01.2015 № 25 «Об утверждении порядка оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий и оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков» в отношении ООО «Забайкалспецтранс» 06.08.2015 и повторно 26.08.2015 была проведена проверка (рейдовое мероприятие) квартала 76 выдела 21 Новотроицкого участкового лесничества с использованием буссоли геодезической БГ-1, привязка к квартальному столбу делалась gps-навигатором. При проведении проверочных мероприятий выявлено, что участок, расположенный рядом с кварталом 76 выделом 21 Новотроицкого участкового лесничества, расположен на землях Администрации и принадлежит ОАО «Забайкалспецтранс».

Данное юридическое лицо в Новотроицком участковом лесничестве имеет постройки, которые оформлены надлежащим образом и принадлежат юридическому лицу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации нрав 75 АА № 149479, 149478, 149491 (л.д.74-76).

Рядом с участком, принадлежащим ОАО «Забайкалспецтранс», находится гараж, чуть дальше, уже на территории лесного фонда в квартале 76 выделе 21 имеются хозяйственные постройки.

Результаты проведенных проверочных мероприятий оформлены рейдовым заданием от 06.08.2015 № 20, от 26.08.2015 № 5, отчетом о проведении мероприятий по контролю в лесах от 06.08.2015 № 20, от 26.08.2015 № 6, актом проверки от 26.08.2015 (л.д. 49-54).

23.09.2015 в присутствии законного представителя юридического лица ФИО1 в отношении ООО «Забайкалспецтранс» составлен протокол об административном правонарушении № 43.

Постановлением № 19 от 23.09.2015 ООО «Забайкалспецтранс» привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде наложения административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

23.09.2015 административным органом выставлено требование об устранении недостатков, выявленных в результате проверки № 21. Из содержания указанного требования следует, что Общество обязано убрать хозпостройку для загона скота с земель Гослесфонда, расположенную в квартале 76 выделе 21. Основанием вынесения требования явился акт проверки от 26.08.2015 (л.д.90).

Полагая данное требование незаконным и не обоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого требования закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим требованием.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, и 92 ЛК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (статья 71 ЛК РФ). Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.

Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также праве безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Частью 2 статьи 8 ГК РФ определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно статье 36 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, рейдовый осмотр осуществлялся на основании приказа Гослесслужбы края № 25 от 16.01.2015 «Об утверждении порядка оформления и содержания плановые (рейдовых) заданий и оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков». Данный приказ является ведомственным, вследствие этого не был представлен юридическому лицу для ознакомления.

Результаты осмотров, проведенных 06.08.2015 и 26.08.2015, оформлены рейдовыми заданиями от 06.08.2015 № 20, от 26.08.2015 № 5, отчетами о проведении мероприятий по контролю в лесах от 06.08.2015 № 20, от 26.08.2015 № 6, актом проверки от 26.08.2015 (л.д. 49-54).

Так, при проведении рейдового мероприятия 06.08.2015 и 26.08.2015 в квартале 76 выделе 21 Новотроицкого участкового лесничества установлен факт возведения хозяйственной постройки для загона скота на землях государственного лесного фонда без специального разрешения на использование лесного участка, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.

При проведении проверочных мероприятий выявлено, что участок, расположенный рядом с кварталом 76 выделом 21 Новотроицкого участкового лесничества, расположен на землях Администрации и принадлежит ОАО «Забайкалспецтранс».

Данное юридическое лицо в Новотроицком участковом лесничестве имеет постройки, которые оформлены надлежащим образом и принадлежат юридическому лицу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации нрав 75 АА № 149479, 149478, 149491 (л.д.74-76).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что участок лесного фонда в квартале 76 выделе 21 Новотроицкого участкового лесничества используется ОАО «Забайкалспецтранс» без документов, предусмотренных действующим законодательством (договора аренды лесного участка), т. е. самовольно.

Возведя хозяйственную постройку для загона скота на землях государственного лесного фонда, без специального разрешения на использование лесного участка ОАО «Забайкалспецтранс» нарушило нормы действующего законодательства, следовательно, у должностного лица, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) имелось законное основание для выдачи требования об устранении нарушения, выявленного в результате проверки соблюдения лесного законодательства.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, съемка производилась буссолью БГ-1, паспорт АФ5.801.003ПС, заводской номер 0925, имеется отметка о её проверке – 29.09.2009, № клейма 009/3 (оригинал паспорта был представлен суду в судебном заседании для обозрения). Привязка к квартальному столбу делалась gps-навигатором. Промер расстояния между точками (углами) производился gps-навигатором. От мест, где произведена буссольная съемка углов, имелись следы затесок на деревьях, ставились колышки. Буссольная съемка участка ФИО2 совпала полностью с ранее произведенной буссольной съемкой, производимой мастером леса ФИО3 На деревьях также имелись затески. Съемка углов участка ОАО «Забайкалспецтранса» произведена все той же буссолью, поскольку затески невозможно сделать, в связи с отсутствием деревьев, поэтому с мест отстрела углов буссолью, ставились колышки. Замер производился всего охотничьего домика, огороженного забором (жердью), также гаража и непосредственно самой хозяйственной постройки для загона скота (временного строения), расположенной в квартале 76 выделе 21 рядом с участком гражданина ФИО2

Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулирует Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (далее – Закон об обеспечении единства измерений).

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) (пункт 17 части 3 статьи 1).

В соответствии с пунктами 17 и 21 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерения под поверкой средств измерений (далее также – поверка) понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям, средство измерений – техническое средство, предназначенное для измерений.

Частью 1 статьи 9 Закона об обеспечении единства измерения установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (часть 3 статьи 9).

Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (часть 1 статьи 13).

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки (часть 4 статьи 3).

Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона соответствующие сертификаты и доказательства прохождения метрологической поверки измерительных приборов буссоль БГ-1, паспорт АФ5.801.003ПС, заводской номер 0925 и gps-навигатора Службой не представлены и в материалах дела отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Управлением в рассматриваемом случае факта вмененных обществу нарушений, и, следовательно, наличия оснований для выдачи оспариваемого предписания.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.

Оспариваемое требование подлежит признанию незаконным, как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации и нарушающее права общества, незаконно возлагающее на него обязанности.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 декабря 2015 года по делу № А78-12578/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Требование № 21 Государственной лесной службы Забайкальского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 23.09.2015 признать незаконным, как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации.

Обязать Государственную лесную службу Забайкальского края, находящуюся по адресу: 672000, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>), устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Забайкалспецтранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать с Государственной лесной службы Забайкальского края, находящейся по адресу: 672000, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Забайкалспецтранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Арбитражному суду Забайкальского края выдать исполнительные листы.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья                                                      Сидоренко В.А.

Судьи                                                                                                           Рылов Д.Н.

                                                                                                          Желтоухов Е.В.