ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б
www.4aas.arbitr.ru; E-mail:apelsud@mail.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции
г. Чита
Дело № А19-11167/07-36
04АП-82/2008
13 марта 2008 года
Резолютивная часть постановления вынесена 05 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Рылова Д.Н., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2007 года по делу № А19-11167/07-36 по заявлению Закрытого акционерного общества «Братские электрические сети» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконным решения государственного органа,
с участием в качестве третьего лица - Закрытого акционерного общества «Энергоснабжающая компания «Вега»,
(суд первой инстанции: Самойлова О.И.)
при участии в судебном заседании:
от общества: не было,
от управления: не было,
от третьего лица: не было,
Заявитель - Закрытое акционерное общество «Братские электрические сети» - обратился с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области № 1-ЭЛ о признании факта нарушения обществом требований ст.6 Федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в части совмещения обществом деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Иркутской области и обязании общества в срок до 01.10.2007 года прекратить совмещение указанной деятельностей путем осуществления реорганизации общества, исключающей совмещение деятельности по купле - продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии.
Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица Закрытого акционерного общества «Энергоснабжающая компания «Вега».
Решением суда от 04 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены. Как следует из судебного акта, основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о том, что на заявителя как на гарантирующего поставщика не распространяется запрет совмещения деятельности, и о недоказанности антимонопольным органом факта осуществления деятельности по передаче электрической энергии, поскольку установление тарифа на передачу электрической энергии для ЗАО «Братские электрические сети» само по себе не свидетельствует об осуществлении указанной деятельности, а подтверждает только размер стоимости услуги.
Управление, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, полагает, что запрет, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003г. № 36-ФЗ не распространяется на территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии, то есть на основании пункта 51 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006г. № 530. При этом статус гарантирующего поставщика, присвоенный на основании пункта 36 Правил розничных рынков, не является основанием для несоблюдения требований статьи 6 Федерального закона. Об осуществлении деятельности по передаче электрической энергии свидетельствуют представленные в материалы дела УФАС сведения о количестве договоров энергоснабжения, об объемах потребления и передачи электроэнергии, о количестве эксплуатируемых электроустановок, и т.д.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, УФАС заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.03.2007 года антимонопольным органом вынесено оспариваемое заявителем решение № 1-ЭЛ о признании факта нарушения обществом требований статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в части совмещения обществом деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Иркутской области и об обязании общества в срок до 01.10.2007 года прекратить совмещение указанной деятельностей путем осуществления реорганизации общества, исключающей совмещение деятельности по купле - продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод антимонопольного органа о совмещения заявителем деятельности по купле-продаже электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии на территории Иркутской области.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу и применены нормы материального права. Установленные судом фактические обстоятельства соответствуют материалам дела.
Мотивировочная часть решения суда содержит подробный анализ и оценку доказательств по делу, представленных сторонами в обоснование заявленных требований и возражений. Оценка доказательств произведена судом по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом принципов относимости и допустимости доказательств, их достаточности и взаимной связи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.03.2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона «Об электроэнергетике» и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.
В соответствии со ст.6 Федерального закона № 36-ФЗ запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
Требования настоящей статьи не распространяются на территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (статьи 37-38) предусмотрено, что порядок присвоения организациям статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков предусматриваются основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 определено, что до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил являются: а) акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по указанным договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований статьи 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»; б) энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВтч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения; в) энергосбытовые организации, принимающие (принявшие) на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту; г) хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имеют договоров энергоснабжения (договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии) с организациями, соответствующими указанным в подпунктах «а», «б» и «в» настоящего пункта требованиям. В случае смены организации, осуществляющей эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства или генерирующих объектов, статус гарантирующего поставщика присваивается соответствующей организации.
Согласно пункту 56 Правил перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории данного субъекта Российской Федерации, с указанием зон их деятельности направляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае Региональной энергетической комиссией Иркутской области, действующей на основании Положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 № 136.
Как следует из материалов дела, обществом приобретен статус гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности соответствующих границам балансовой принадлежности электрических сетей ЗАО «Братские электрические сети», что подтверждается постановлением Правления Региональной энергетической комиссии Иркутской области от 12.10.2006 года.
Указанное постановление РЭК не признано в установленном законом порядке недействующим (недействительным), правомерность приобретения заявителем по делу статуса гарантирующего поставщика УФАС не оспаривается.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что требования статьи 6 Федерального закона от 06.03.2003 года № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в части запрета совмещения деятельности по купле продажи электрической энергии и деятельности по передаче электрической энергии на общество не распространяются.
В соответствии со статьей 2 Закона датой окончания переходного периода реформирования электроэнергетики признается день вступления в силу в полном объеме Закона № 35-ФЗ.
Согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики субъектами розничных рынков являются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей. В частности, к субъектам розничных рынков отнесены и энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии.
Поэтому получение предприятием электрической энергии по договору купли-продажи не исключает возможность дальнейшей ее перепродажи (на розничном рынке) и передачи конечным потребителям (абонентам). Такая деятельность предприятия не может быть оценена как нарушение статьи 6 Закона.
Следовательно, отсутствуют все необходимые условия, перечисленные в статье 6 Закона и являющиеся основанием для принятия антимонопольным органом решения о реорганизации хозяйствующего субъекта.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод об обоснованности заявленных требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2007 года по делу № А19-11167/07-36, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2007 года по делу № А19-11167/07-36 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в Федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий Т.О. Лешукова
Судьи Д.Н. Рылов
Э.П.Доржиев